Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по теме
В данном разделе размещены материалы из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников" | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации
Перелюбского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с.Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области »
ПОРТФОЛИО
Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года - 2017»
Петрушевич Ольга Александровна
Фамилия, Имя, Отчество
Воспитатель
( Должность, преподаваемый предмет)
МБДОУ «Детский сад №2 с.Перелюб
( Место работы, полное наименование ОУ,
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
города, района)
413750, Саратовская область, с.Перелюб, пер.Дальний, д.14
( Указать полный адрес учреждения,
8(84575) телефон: 2-13-60
телефон / факс )
2017 год
Содержание:
- Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта………………………………………………………………2
- Результативность и практическая значимость опыта…….10
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта
Тема педагогического опыта
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту
любовь? Она начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему
человечеству»
Д.С.Лихачев
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
- Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
- Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села.
- Знакомство с профессиями.
- Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
- Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
- Знакомство с героями сказок и их подвигами.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципы работы по патриотическому воспитанию:
- личностно-ориентированного общения;
- тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
- наглядности;
- последовательности;
- занимательности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
- опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране;
- взаимодействие с семьями.
Системность и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематические блоки:
Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.
Блок- «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».
Блок - «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовой славы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок мы собираем разнообразный природный материал.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» (Приложение № 1 )
- индивидуальные консультации, беседы. (Приложение № 2)
- фотовыставки «Самое красивое место в нашем селе», «Праздники и развлечения в детском саду». (Приложение № 3)
- совместное творчество родителей и детей - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). (Приложение № 4)
- организация творческого конкурса чтецов для детей и родителей дошкольного возраста «Милый сердцу уголок» (Приложение № 5)
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда, (Приложение № 6) способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей.
В рамках данной темы мною сделано следующее:
- разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной (улицами, достопримечательностями, социальными объектами) (Приложение № 7)
- разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю (Приложение № 8)
- оформлен альбом: «Природа родного края» (Приложение № 9)
- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов. (Приложение № 10)
Результативность и
практическая значимость опыта
Результаты мониторинга по патриотическому воспитанию воспитанников на 2015-2016 учебный год.
Ф. И. ребёнка | Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города | Знает символику, флаг, Герб, гимн России | Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках | Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде | Средний балл | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Борисов Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Гайбалеева Азалия | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Данилкин Егор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Ильин Константин | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Краснова Елизавета | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Кудрявый Андрей | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Маркуш Максим | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Сабиров Игнат | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Сурмин Илья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Ткачёва Ольга | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Щукина Екатерина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Зорин Олег | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Акимкин Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Завертяева Анна | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Красовская Алина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Галкин Даниил | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Смагина Варвара | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Ярославцева София | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Алямовская Ульяна | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Дураев Станислав | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Козлов Александр | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Швецова Анна | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Степанова Анастасия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Астафьева Виолетта | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 балла-
Знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
2 балла –
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы,; затрудняется назвать народные праздники; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
1 балл -
Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Общая динамика показателей освоения воспитанниками средней группы системной работы по нравственно – патриотическому воспитанию по итогам внутреннего мониторинга за 2015 – 2016 учебный год.
На начало учебного года:
- высокий уровень - 17 %,
- средний уровень - 54%,
- низкий уровень - 29%.
На конец учебного года:
- высокий уровень - 42%,
- средний уровень - 54%,
- низкий уровень - 4%.
Заведующий МБДОУ «Детский сад №2 с. Перелюб» _________Е.В.Маркуш
Вывод:
Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о малой Родине, повысился. В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Заключение:
Самое сложное для воспитателя в ДОУ – построить процесс воспитания на патриотическую тему в рамках повседневной работы с детками. Подавать информацию ребенку нужно так, чтобы ему было понятно. Мы делаем это во время сюжетно-ролевых игр, развивающих занятий, утренников, на прогулке, даже на физкультуре.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"
Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...
Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания дошкольников
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю....
Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».
Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....
Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности
формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...
«Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с большой Родиной» в условиях ФГОС»
laquo;Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с большой Родиной» в условиях ФГОС»...
Отчет по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Отчет по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...
- Мне нравится (1)