Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по теме

Петрушевич Ольга Александровна

В данном разделе размещены материалы из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации

Перелюбского муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 с.Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области »

ПОРТФОЛИО

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года - 2017»

Петрушевич Ольга Александровна

Фамилия, Имя, Отчество

Воспитатель

( Должность, преподаваемый предмет)

МБДОУ «Детский сад №2 с.Перелюб

( Место работы, полное наименование ОУ,

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

города, района)

413750, Саратовская область, с.Перелюб, пер.Дальний, д.14

( Указать полный адрес учреждения,

8(84575) телефон: 2-13-60

телефон / факс )

2017 год

Содержание:

  1. Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта………………………………………………………………2

  1. Результативность и практическая значимость опыта…….10

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Актуальность, целенаправленность и системность педагогического опыта

Тема педагогического опыта

 «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту

любовь? Она начинается с малого – с любви

к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному переходит в любовь  к своему

государству, к его истории, его прошлому

и настоящему, а затем ко всему

человечеству»

Д.С.Лихачев

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.  

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  • Знакомство с родным селом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

  • личностно-ориентированного общения;
  • тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
  • наглядности;
  • последовательности;
  • занимательности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
  • опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране;
  • взаимодействие с семьями.

Системность и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения  «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки».

Блок - «Я и Родина».

Знакомство дошкольников с родным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали экскурсии в музей Боевой и трудовой славы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего села. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время прогулок  мы собираем разнообразный природный материал.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 При работе с родителями использовались такие формы работы как:

 - анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» (Приложение № 1 )

- индивидуальные консультации, беседы. (Приложение № 2)

- фотовыставки «Самое красивое место в нашем селе», «Праздники и развлечения в детском саду». (Приложение № 3)

- совместное творчество родителей и детей  - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций). (Приложение № 4)

- организация творческого конкурса чтецов для детей и родителей   дошкольного возраста «Милый сердцу уголок» (Приложение №  5)

  В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда,  (Приложение № 6) способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей.

В рамках данной темы мною сделано следующее:

- разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной  (улицами, достопримечательностями, социальными объектами) (Приложение № 7)  

- разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю (Приложение № 8)

- оформлен альбом: «Природа родного края»  (Приложение № 9)

- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов. (Приложение № 10)

Результативность и

практическая значимость опыта


Результаты мониторинга по патриотическому воспитанию воспитанников на 2015-2016 учебный год.

Ф. И. ребёнка

Знает название родного края, домашний адрес, названия достопримечательностей, улиц родного города

Знает символику, флаг,

Герб, гимн России

Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках

Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде

Средний балл

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Борисов Артём

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

Гайбалеева  Азалия

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Данилкин Егор

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Ильин Константин

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

Краснова Елизавета

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

Кудрявый Андрей

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

Маркуш Максим

3

3

2

2

2

3

2

3

2

3

Сабиров Игнат

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

Сурмин Илья

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

Ткачёва Ольга

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Щукина Екатерина

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Зорин Олег

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Акимкин Артём

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Завертяева Анна

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Красовская Алина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Галкин Даниил

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Смагина Варвара

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Ярославцева София

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Алямовская Ульяна

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Дураев Станислав

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Козлов Александр

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Швецова Анна

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Степанова Анастасия

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Астафьева Виолетта

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2


3 балла-


Знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

2 балла –


Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы,; затрудняется назвать народные праздники; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

1 балл -


Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Общая динамика показателей освоения воспитанниками средней группы системной работы по нравственно – патриотическому воспитанию по итогам внутреннего мониторинга за 2015 – 2016 учебный год.

 

На начало учебного года:

- высокий уровень - 17 %,

- средний уровень - 54%,

- низкий уровень - 29%.

На конец учебного года:

- высокий уровень - 42%,

- средний уровень - 54%,

- низкий уровень - 4%.

 

Заведующий МБДОУ  «Детский сад №2 с. Перелюб» _________Е.В.Маркуш

Вывод:

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о малой Родине, повысился. В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

   Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Заключение:

Самое сложное для воспитателя в ДОУ – построить процесс воспитания на патриотическую тему в рамках повседневной работы с детками. Подавать информацию ребенку нужно так, чтобы ему было понятно. Мы делаем это во время сюжетно-ролевых игр, развивающих занятий, утренников, на прогулке, даже на физкультуре.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания дошкольников

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю....

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников с ТНР средствами краеведо-туристской деятельности

формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание ус­ловий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития...

«Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с большой Родиной» в условиях ФГОС»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с большой Родиной» в условиях ФГОС»...

Отчет по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Отчет по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...