Воспитание толерантной личности через различные виды деятельности
статья (3 класс) на тему
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Конфликты на религиозной, расовой, национальной почве, конфликты на уровне межличностных отношений стали реальностью нашего времени. Это определяет необходимость педагогической деятельности по предупреждению конфликтного поведения у подрастающего поколения, по формированию у детей навыков жизни в условиях многообразия культур и ценностного отношения к многообразию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме
Воспитание толерантной личности через различные виды деятельности
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Конфликты на религиозной, расовой, национальной почве, конфликты на уровне межличностных отношений стали реальностью нашего времени. Это определяет необходимость педагогической деятельности по предупреждению конфликтного поведения у подрастающего поколения, по формированию у детей навыков жизни в условиях многообразия культур и ценностного отношения к многообразию.
Цель: формирование толерантной культуры участников образовательного процесса.
Для всех нас важно осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.
Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания толерантности взрослым населением.
Само понятие «толерантность», его сущность вызвало и вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения. Наиболее точное понятие дал А.Г. Асмолов – «толерантность» - это искусство жить в мире неплохих идей и людей».
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Основы толерантности закладываются у школьников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.
Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Наиболее действенным в этом случае является метод внушения Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать Методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений навыки и привычки устойчивые качества личности.
В предметно-практической сфере необходимо развивать: способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций, методом ситуативных тренингов.
В экзистенциальной сфере требуется формировать: сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе.
К основным видам деятельности относятся: образовательная, развивающая и воспитывающая.
Образовательно-воспитательная деятельность представлена системой часов общения, диспутов, бесед, составленных на основе профилактической программы воспитания младших школьников «Все цвета, кроме черного». Данная работа рассчитана на три года, со 2 по 4 классы и состояла из трех курсов:
- Учусь понимать себя
- Учусь понимать других
- Учусь общаться
Эмоционально-волевая деятельность связана с воспитанием толерантности у школьника на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий – на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности.
Некоторые приемы действий педагога, направленных на воспитание толерантности учащихся в процессе повседневного общения:
- Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.
- Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
-Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Часто именно родители в повседневной жизни «сеют зёрна» национальной вражды даже не замечая этого, говоря не о плохом человеке, а «плохом» русском, еврее, азербайджанце. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей толерантного.
Работа с родителями:
- Знакомство с семьей школьника
- Анкетирование родителей
- Совместное обсуждение этих проблем с учащимися и их родителями
- Организация совместной деятельности родителей и детей
- Проведение семейных конкурсов и праздников в школе
Как видно из выше изложенного, данная работа нацелена на последовательное введение школьников в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова
Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и всту...
Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.
Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной на приобретение и применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...
«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»
В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности». 2016-2017 г.
Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и моло...
«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками напра...
Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"
Презентация для учителей, работающих в коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...