Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению"
учебно-методический материал на тему
Разработка родительского собрания "Роль семьи в формировании у ребенка интереса к учению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект | 34.72 КБ |
Презентация | 106.62 КБ |
Тест самопроверки | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
- Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
- Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
- Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
- Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
Задача: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье.
Форма проведения: родительское собрание.
Вопросы для обсуждения: признание собственного ребёнка, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах.
Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение), подготовка памяток для родителей (приложение), создание мультимедийной презентации (приложение).
Ход собрания
1. Вступительное слово.
Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Что надо помнить нам, родителям, чтобы наши дети с радостью общались с нами, а не искали защиты и поддержки вне дома? На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.
2. Анкетирование родителей.
Тест самопроверки (для родителей): «Какой вы родитель?»
3. Выступление по теме собрания.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются 6 принципов:
- Принятие ребёнка
- Признание ребёнка
- Родительская любовь
- Доступность родителей
- Воспитание ответственности и дисциплины
- Родительский авторитет
Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принимать ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Любили тебя без особых причин:
За то – что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)
Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.
Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание — это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.
Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.
Признание может существенно повлиять и на учебные успехи и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают знания ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.
Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.
Родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причин только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполненными. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком — это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и, в конечном счете — к самому себе.
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними.
Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.
Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя.
Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
4.Подведение итогов
Классный руководитель вручает родителям памятки-рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. Дороти Нолт
6 принципов общения родителей с детьми: Принятие ребёнка Признание ребёнка Родительская любовь Доступность родителей Воспитание ответственности и дисциплины Родительский авторитет
Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принимать ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Любили тебя без особых причин: За то – что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на маму и папу похож… И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание — это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им. Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.
Родительская любовь . Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причин только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании . Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком — это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и, в конечном счете — к самому себе.
Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тест самопроверки (для родителей): «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1
4. И в кого ты только уродился? – 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2
7. Я в твое время… – 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). – 1
9. Ну что за друзья у тебя?! – 2
10. О чем ты только думаешь?! – 2
11. Какая ты у меня умница! – 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1
13. У всех дети как дети, а ты? – 0
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! – 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
Тест самопроверки (для родителей): «Какой вы родитель?»
Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1
4. И в кого ты только уродился? – 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2
7. Я в твое время… – 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). – 1
9. Ну что за друзья у тебя?! – 2
10. О чем ты только думаешь?! – 2
11. Какая ты у меня умница! – 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1
13. У всех дети как дети, а ты? – 0
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! – 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"
Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...
Семья и школа в формировании личности ребенка.
Семья для ребенка - это не только место его рожднения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи. Школа может помочь родителям пр...
Презентация "Семья и школа в формировании личности ребенка"
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, т...
Родительское собрание: "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению".
Родительское призвано способствоать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье....
Протокол родительского собрания "Роль семьи в формировании у ребенка интереса к учению"
Протокол родительского собрания...
Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к чтению.
Эта методическая разработка родительского собрания одна из самых атуальных. Её цель - показать родительскому коллективу значение интереса к чтению в формировании интеллекта ребёнка, развивать у детей ...
Тема: Роль семьи и школы в формировании личности ребенка.
Выступление на родительском собрании...