Классный час:" Верим,помним,знаем..."
план-конспект по теме

Девятко Олег Викторович.

За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс. женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войнах. Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших с воинами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». (Андрей Иванович Еременко. Сталинград. М., 1961, стр. 293).Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Как воевали, что пережили?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverichanki_v_gody_vov.docx588.53 КБ

Предварительный просмотр:

       Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка для проведения

классного  часа  на тему

«Тверичанки в годы Великой Отечественной Войны »

                                       Выполнил Девятко Олег Викторович,                              воспитатель 2 взвода 3 курса (7 класса)

                                          Обсуждено на заседании педагогического               совещания 3 курса, протокол №12  

                                                                              «  »                   2015г.

                                                     Тверь

                                              2015

Классный час

«Тверичанки в годы Великой Отечественной Войны».

       Цель:

-способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, развитию интереса к своим предкам, уважения ветеранов ВОВ, тружеников тыла, вынесших все тяготы войны,  пропаганда мира на Земле.

Задачи:

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и   уважения к памяти защитников Отечества.
  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

               Технологии: -ИКТ;

                                       -Педагогика сотрудничества;

                                       -Проблемное обучение;

                                       -Индивидуальный и дифференцированный подход;

                                       - Развивающее обучение.

      Форма проведения: информационный обмен.

Материально-техническое оснащение: демонстрационно-компьютерный комплекс, аудиовизуальная информация в виде слайдов.

Подготовительный этап

При подготовке к проведению  внеклассного мероприятия во взводе были сформированы 2 группы суворовцев. Первая группа суворовцев, это жители города Твери. Вторая группа суворовцев, это гости нашего города. Первая группа проведёт экскурсию для второй группы по памятным местам города Твери и расскажет о легендарных личностях города. В часы самоподготовки была проведена подготовка с использованием Интернет-ресурсов и первая группа  подготовила свои сообщения, связанные  с общей темой занятия.

 Ход классного часа:

Воспитатель: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс. женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войнах. Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших с воинами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». (Андрей Иванович Еременко. Сталинград. М., 1961, стр. 293).Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Как воевали, что пережили?

Фильм     о медсестрах.                                

Песня «Фронтовая сестра».

Слайд-фильм  «О, память...»

Слайд «Три героини»

Из этого числа – 87-ми  женщин Героев Советского Союза  - трое  наши землячки. Это Анна Александровна Тимофеева, Мария Васильевна Смирнова, Елизавета Чайкина. Двое из них – Анна Тимофеева и Мария Смирнова– летчицы, Лиза  Чайкина – партизанка.

  Слайд Тимофеева.

     ТИМОФЕЕВА (ЕГОРОВА) АННА АЛЕКСАНДРОВНА  родилась в д. Володово Кувшиновского района. Окончила школу-семилетку в с. Нове. Переехав в Москву, работала на строительстве метро арматурщицей и чеканщицей и училась в аэроклубе. Сколько нужно было энергии, молодого задора, чтобы работать под землей, заниматься на рабфаке и поспевать в аэроклуб! Какое счастье — подняться в синее небо, управлять самолетом, видеть в сизой дымке Москву!
    После окончания Херсонского авиационного училища с 1939г. работала летчиком-инструктором Калининского аэроклуба. На фронт пошла добровольно в августе 1941г. Летчик 130-й эскадрильи связи Южного фронта, затем с начала 1943г.— старший лейтенант, пилот, штурман 805-го полка 230-й штурмовой авиационной дивизии. 20 августа 1944 года, в День воздушного флота СССР старший лейтенант Егорова вылетела на очередное задание и на аэродром не вернулась. Один из ведомых ее группы видел, что ее самолет загорелся и падал к земле. Тяжело переживали летчики эту горькую потерю! Они привыкли к спокойной уверенности летчицы Тимофеевой, ее самоотверженной отваге. И вот Анны, Аннушки, души полка, с ними уже нет.
   Летчиков на войне редко хоронили. Многие из них погибали в небе, сгорали вместе с машиной. Однополчане не могли даже положить на могильный холмик полевые цветы. ... А между тем летчица не погибла. Она, обожженная, раненная, выпрыгнула из горящей машины на парашюте. Придя в сознание, Анна Александровна с ужасом увидела над собой гитлеровцев с автоматами.

     Немец Л. Дингер в 1961 году в одном западногерманском журнале свидетельствует: «Под ударами авиации русских мы пережили в тот день очень тягостное состояние. Мне как раз что-то нужно было на перевязочном пункте, и там я был свидетелем такого случая. С передовой на санитарной повозке привезли русского летчика. Парень выглядел довольно-таки сильно искалеченным в своем обгоревшем и разорванном в лохмотья комбинезоне. Лицо его было покрыто маслом и кровью. Когда в операционной палате сняли шлем и комбинезон, все были ошеломлены: летчик ... оказался девушкой! Еще больше поразило всех присутствующих поведение этой смелой русской летчицы. Она не произнесла ни единого звука, когда во время обработки с нее снимали куски кожи... Как это возможно, чтобы в женщине была воспитана такая нечеловеческая выдержка?!».

     Так начиналась жизнь летчицы в немецком плену. Рядом с нею находились люди, помогавшие выжить. Это санитарка Юлия Кращенко, военврач второго ранга Георгий Федорович Синяков, профессор Белградского университета Павле Трпинац. Нужные лекарства им давали пленные из барака французов, англичан и американцев, которым поступали посылки из между-народного Красного Креста. Немецкий коммунист Гельмут Чахер помог сберечь партийный билет героини и два ордена Красного Знамени.

     31 января сорок пятого советские танкисты освободили военнопленных Кюстринского лагеря. Анна Александровна вышла из ворот на костылях. В руках у нее соломенная сумочка с эмблемой ВВС и ее инициалами А.А. Ее сплели в подарок бесстрашному штурмовику летчики — узники лагеря. Отказавшись поехать в госпиталь, она нашла свой полк, свою дивизию, друзей. И это был счастливейший день, день возвращения к жизни на отвоеванной у фашистов земле.

     Старший лейтенант запаса Тимофеева окончила партшколу и экономический институт,  работала в отделе социального обеспечения Воронежского облисполкома. Скончалась 28 июля 1999 года и похоронена в Воронеже на Коминтерновском кладбище.

Смирнова Мария Васильевна  - командир эскадрильи 46- ночного бомбардировочного авиационног Слайд      о 4-й воздушной го гвардейского армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.
       Родилась  в деревне Воробьево ныне Лихославльского района Тверской области.  В 1936 г. закончила Лихославльское педагогическое училище. Работала учительницей в деревне Полюжье, без отрыва от производства училась в Калининском аэроклубе, а потом там же до 1941 г. работала лётчиком-инструктором.

     В Красной Армии с ноября 1941 г. Окончила курсы лётчиков при  Энгельсской военной авиационной школе пилотов. В действующей армии с мая 1942 г. Гвардии капитан Смирнова М.В. к августу 1944 г. совершила 805 ночных боевых вылетов, нанесла врагу большой урон.
        Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" присвоено Марии Васильевне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. Награждена орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

       После войны гвардии майор Смирнова М.В. - в отставке. Жила в Калинине (Твери). Мария Васильевна избиралась депутатом Пролетарского районного и Калининского областного Советов народных депутатов, председателем областного Совета ветеранов войны и труда, членом президиума Областного комитета защиты мира. Почетный гражданин г. Твери.

Слайд Самолет и памятник .  

    Умерла 10 июля 2002 г. Похоронена на Дмитрово-Черкасском кладбище. Постановлением администрации г. Твери от 25.08.2010 г. № 1918 «О присвоении одной из улиц города имени Марии Смирновой» в Пролетарском районе (микрорайон Мамулино) учреждена новая улица и названа именем Героя Советского Союза М.В. Смирновой.

Обе героини -  Анна Александровна Тимофеева и Мария Васильевна Смирнова  - закончили войну и в мирное время продолжали служить Родине. Но так судьба складывалась очень редко.

    Слайд Свистунова.  

       В одной эскадрилье с Марией Смирновой служила еще одна наша землячка -- Свистунова Лидия Александровна, гвардии младший лейтенант. Штурман эскадрильи 46-го Гвардейского Таманского женского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка.

       Родилась в городе Калинине (ныне Тверь ). Жила на ул. Вагжанова, окончила семилетнюю школу № 4 и среднюю школу №8 (ныне №21). Поступила на планово-экономический факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Учёбу совмещала с занятиями в аэроклубе в подмосковном г. Реутово, а затем там же работала лётчиком-инструктором. Будучи студенткой 3-го курса института, добровольно вступила в ряды Красной Армии. 8 октября 1941 года была зачислена в 588-й авиационный полк (впоследствии переименованный в 46-й Гвардейский ).

Воспитатель: «Условия ночных бомбовых ударов полка сильно осложнялись тем, что отступающие гитлеровские дивизии старались закрепиться на новых рубежах, создавая сильно укрепленные линии, насыщенные средствами противовоздушной обороны.... Ориентироваться было сложно, и тогда посылали летчиц только с очень опытными штурманами. Штурман – это мозг экипажа. Надо уметь быстро проанализировать данные, сопоставить и выдать пилоту в виде трех цифр. В любых, самых сложнейших условиях найти объекты для уничтожения, точным бомбовым ударом поразить врага».

      За успешное нанесение бомбовых ударов по вражеским переправам через реки Миус, Северский Донец, Дон, Кубань, Терек, за уничтожение вражеских войск, двигавшихся по дорогам Сальских степей, а также техники и колон врага в районах Моздок, Ищерская, Прохладный, Дигора и участие в наступательных операциях советских войск в районах Ставропольского и Краснодарского края награждена двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени.

      Всего Лидия Свистунова  совершила 369 боевых вылетов. Погибла в апреле 1943 года в авиакатастрофе на своём аэродроме. Похоронена в городе Краснодаре на площади имени ВЛКСМ.

Слайд книги и стихотворение 

Сестра Лидии – Инна Кутуева написала книгу о жизни летчиц, о боевыхподругах своей сестры.Книга называется «Верность». Верность Родине, своему любимому лётному делу.

Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей,
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.
  Е. Евтушенко 

Песня о погибших летчицах

Фильм «Наибольшие тяжести...».

      Наши землячки защищали родную калининскую землю от врага и на оккупированной врагом территории. Подпольщицы, партизанки...

      Большой вклад в борьбу с оккупантами внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований. Эта работа была связанна с невероятными трудностями и повседневным риском для жизни. Нередко женщинам-бойцам партизанских отрядов приходилось участвовать в выполнении заданий по совершению диверсионных операций. Собирая сведения о противнике, они распространяли подпольную литературу, листовки, вели политическую работу среди населения оккупированных врагом районов. В Калининской области действовал женский отряд партизан, который занимался разведкой и диверсионной деятельностью.

Слайд с фото Лизы Чайкиной, (1918 – 1941)  бюст, дом-музей.

      Символом бесстрашия и отваги партизанских разведчиков стало имя

Елизаветы Ивановны Чайкиной. Родилась в дер. Руна (ныне Пеновского района Тверской области). Окончила начальную школу в селе Залесье в 1932 г., работала в Залесской избе-читальне, корреспондентом районной газеты. В августа 1939 г. была назначена секретарем Пеновского райкома ВЛКСМ. С начала оккупации немецко-фашистскими захватчиками Калининской области – секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола, одна из организаторов партизанского отряда, разведчица.
   21 ноября 1941 г. при выполнении задания схвачена гитлеровцами по доносу предателя на хуторе Красное Покатище Мизинского сельского совета. После жестоких пыток расстреляна 22 ноября в поселке Пено.

Чтение отрывка из поэмы Марии Константиновой «Лиза Чайкина»:

........

 Легкий холодок прошел по коже.

Утренние светят небеса.

Что это?

На сон, на явь похоже?

За стеной конвойных голоса.

Дверь открыли, руки развязали.

Вот на берег Волги привели.

А над Волгой чайки всё кричали

И махали крыльями вдали.

Мост чернел обрушенный над Волгой –

Значит, эшелоны не пройдут...

«Почему так медлят?

Что так долго?...

На родную землю упаду...

К партизанам, чайки, вы слетайте,

Отнесите партизанам весть,

От меня поклон им передайте,

Расскажите правду всю как есть:

Умираю я за свой народ,

За победу Родины любимой!»

  Выстрел – мимо.

Снова выстрел –

Мимо.

-Партизана пуля не берет!-

Крикнула.

И офицер в упор,

Подбегая, выстрелил.

И взор,

Ясный взор твой устремился ввысь,

Руки, словно крылья, разнялись.

Падая, ты чайкою летела,

Прямо в небо синее глядела

Вдаль, где чайки белые вились...

Захоронена Лиза Чайкина в пос. Пено в братской могиле. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 6 марта 1942 г. Награждена орденом Ленина. В 1942 г. именем Е.И. Чайкиной названа партизанская бригада, в 1943 г. – эскадрилья самолетов 630-го (147) гвардейского истребительного авиаполка.

В 1944 г. на захоронении в пос. Пено установлен бюст героини (скульптор Николай Васильевич Томский).

   В 1973 г. в Пено открыт Дом-музей Е.И. Чайкиной, её имя было присвоено средней школе в поселке Пено, одному из теплоходов пристани Осташков, судну Каспийского пароходства. Именем Лизы Чайкиной названы улицы в районных центрах Тверской области: Андреаполе, Нелидове, Весьегонске, Западной Двине, посёлках Пено и Спирово.

Слайд мемориальной Доски в Москве и памятника в Омске.

В 1995 г. в Омске установлен памятник партизанке Лизе Чайкиной (скульптор А.А. Цымбал, архитекторы З.М. Андрусишин, В.С. Мальцев, И.А. Вахитов).

На доме № 6 по ул. Лизы Чайкиной в Москве открыта  мемориальная доска.

Слайд С.Петербурга и Украины.

     В 1985 г. в г. Сумы (Украина) в начале ул. Лизы Чайкиной установлена памятная плита.

     В Петроградском районе г. Санкт-Петербурга на одном из домов по улице Лизы Чайкиной установлена мемориальная доска.

Слайд  мемор. Доски в Твери. Фото улицы и муз.-выст. Центр в Твери.

В 1950 году в Калинине (Твери) новую улицу в Пролетарском районе назвали именем Лизы Чайкиной.

Имя отважной партизанки присвоено музейно-выставочному центру в Твери.

Слайд книги  

Подвигу Лизы Чайкиной посвящены роман Николая Бирюкова «Чайка» и поэма Марии Комисаровой «Лиза Чайкина». В 1976 г. вышел сборник воспоминаний родных и близких Лизы «Наша Чайка».

СлайдСавельева Прасковья Ивановна (1918 - 1944), улицы в Твери и мемориальной доски

Прасковья Ивановна родилась в деревне Зарубино Ржевского района Калининской области. В Ржеве Паша провела детство и юность, училась в средней школе № 3. За год до войны окончила Московский кредитно-экономический институт и получила направление на работу в Луцк – бухгалтером в областной Волынский банк. Во время оккупации города Паша стала одним из организаторов антифашистского подполья, а с июня 1943 г. возглавляла Луцкое подполье, организовывала побеги военнопленных, собирала разведданные. Группу подпольщиков арестовали 22 декабря 1943 г. Среди них была и Паша.

Отрывок из книги:«Женщины, сидевшие вместе с Пашей Савельевой в четырнадцатой камере Луцкой тюрьмы, рассказывали потом, как конвоиры вбрасывали после каждого допроса избитую, окровавленную разведчицу. Заключенные отирали кровь с её лица и тела, помогали прийти в себя...  Мы знаем, что она никого не выдала под самыми чудовищными пытками....

А между тем, в городе уже слышны были раскаты орудий. Наша армия неудержимо стремилась на запад. Озверевшие, чувствовавшие неизбежно приближающийся конец, гитлеровцы начали расстреливать заключенных...

Утром 12 января 1944 г. во двор тюрьмы въехал грузовик. С него сбросили несколько обрезков железнодорожных рельсов и сложили из них решетку. На решетку уложили штабель березовых поленьев, накидали паклю и подожгли.... Потом солдаты стали кидать в костер трупы расстрелянных. А еще через час два конвоира выволокли во двор едва стоявшую на ногах окровавленную девушку с непокрытой головой...  Десятки заключенных, которых не успели уничтожить палачи, стали свидетелями страшного преступления: Паша Савельева, комсомолка, бесстрашная разведчица, была сожжена заживо на костре...  Люди видели, как в последнюю минуту перед казнью девушка подняла голову и крикнула... Они не расслышали её предсмертных слов.  Но эти слова сохранила стена 14-й тюремной камеры, их успела гвоздем начертать Паша перед казнью: «Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено – ни рук, ни  ног. Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы.... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. Прасковья Ивановна Савельева посмертно награждена орденом Ленина.

Одна из улиц Заволжского района города Твери с 1979 года носит имя Паши Савельевой. На доме № 56 улицы П. Савельевой установлена аннотационная доска с текстом: «Савельева Прасковья Ивановна уроженка Ржевского Района Калининской  области - комсомолка, руководитель подполья в г. Луцка УССР.  Зверски замученная и заживо сожженная фашистами в 1944 году».

Слайд памятника в Луцке и книги.

В Луцке поставлен памятник Паше Савельевой. Скульптор Валентин Борисенко и архитектор Вячеслав Семененко запечатлели последние минуты жизни героини.

Одна из улиц города Ржева носит её имя. На одном из домов города установлена мемориальная доска с надписью. На здании конторы банка в Луцке установлена мемориальная доска, на которой выбиты последние слова отважной партизанки, открыта мемориальная комната-музей с документами о жизни и подвиге Паши. Участники Великой Отечественной войны Теодор Гладков и Александр Лукин увековечили память о подпольщице в документальной повести «Девушка из Ржева».

Слайд с фотоТимофеевой и Фарафоновой.

     В одном партизанском отряде «За родную землю»  воевали тверичанки Зина Тимофеева и Катя Фарафонова. Они родились в г. Калинине. Об их жизни и подвиге расскажет небольшой фильм.

ФИЛЬМ З. Тимофеева и Е. Фарафонова

Слайд с фото и книгой.  Ильина Тамара Ивановна родилась в г. Твери, окончила среднюю школу № 1 в 1939 году, училась на физико-математическом факультете Калининского пединститута. В начале 1942 г. зачислена во 2-ю Калининскую партизанскую бригаду. 15 марта 1943 года в составе спецгруппы перешла линию фронта для выполнения боевого задания. У дер. Камешки Кудеревского района (ныне Псковская область) группа была окружена фашистами. Тамара не смогла вырваться из окружения. Она отстреливалась до последнего патрона, а когда поняла, что выхода нет, подорвала себя гранатой. В 1944 году награждена медалью «Партизану Отечественной войны» I степени посмертно. Похоронена в дер. Плоское Кудеревского района.
     Подвигу Т.И. Ильиной посвящена поэма тверского поэта Михаила Суворова «Баллада о Тамаре». Отрывок из поэмы:

« А партизанка, в снегу утопая,

В лес торопилась уйти поскорей,

Вихри тугие в кольца свивая,

Вьюга следы заметала за ней.

Но не дремал настороженный враг.

Ветви раздвинулись,

Окрик, как выстрел.

-Слева – болото, справа – овраг –

Вспыхнув, погасли тревожные мысли.

В тусклом рассвете глядел на неё

Ствол автомата.

.......

Рука в карман,

Размахнулась,

Бросок! –

Взрыв пеленой лесок заволок.

Снова бросок –

И снова взрыв!

Лес загудел, голоса заглушив.

Пули взметнули колючий снег.

С последней гранатой встал человек...

.......

Упала в сугроб партизанка,

Косы скользнули на плечи кольцом,

Вьюга затихла на миг над волжанкой,

Словно хотела запомнить  лицо.

А на опушке «ура» загремело –

Это друзья подоспели сюда.

Тело Тамары подняв неумело,

Юноша выдохнул:

-  Хлопцы! Беда!

В тесной землянке умолкла гитара.

Тамара!.. Тамара!..-

Но зашумели дубы вековые,

Эхо откликнулось  в дальних лесах.

Молча стояли друзья боевые,

Горе и гордость светились в глазах

  Так начинала легенда о ней

Славный крылатый полет.

Да, в благодарных сердцах у людей

Подвиг, как песня, живет. (М. Суворов. «Баллада о Тамаре»)

     В 1965 году именем Тамары Ильиной названа бывшая Гаражная улица Московского района г. Твери. На доме № 9/19 по ул. Т. Ильиной находится мемориальная доска с текстом «Партизанка-разведчица Ильина Тамара Ивановна (1921-1943)».

Слайд с фото

Базанова Лидия Андреевна родилась в селе Пушкино бывшего Тургиновского (ныне Калининского) района. Окончила семилетнюю школу в пос. Редкино. Перед войной училась в Калининском текстильном техникуме. В первые дни войны Лида подала заявление с просьбой направить ее на фронт. Училась на курсах радиооператоров для работы в тылу врага. В марте 1943 года была заброшена на территорию белорусских лесов недалеко от Бобруйска Под позывными «Ласточка» Лида передавала важную оперативную информацию, добытую ею и бобруйскими товарищами. За заслуги перед Отечеством 4 февраля 1944 года старший сержант Лидия Андреевна Базанова была представлена к ордену Отечественной войны II степени.

       Когда советские войска освободили Белоруссию, «Ласточка» перебралась в Брест. Здесь возникла необходимость связаться с подпольем. Но разведчицу и её товарищей схватило гестапо. Так погибла наша славная землячка. О её подвиге на родине стало известно только в 1966 году.

В пос. Редкино на здании школы, где училась Лидия, установлена мемориальная доска.

На д. 39 по ул. Спартака установлена мемориальная доска с надписью: «В этом техникуме с 1937 по 1941 год училась комсомолка Лидия Базанова отважная советская разведчица, героически погибшая в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.». Именем Л.А. Базановой в названа улица в Центральном районе г. Твери.

Слайд с фото.

Баранова Ольга Константиновна родилась в г. Калинине в рабочей семье. Училась Оля в начальной школе № 11, потом в средней школе № 7 (ныне гимназия № 6). Поступила на литературный факультет Калининского педагогического института. Одновременно она, хорошо знавшая немецкий язык, преподавала в Тверском Доме офицеров.

 Война началась, когда Оля окончила третий курс института. В эвакуации Ольга и ее мать были в Кушалинском районе. Там же девушка прошла ускоренный курс подготовки для работы в тылу врага.                                                          

В ноябре 1941 г. Ольга Баранова и ее подруга Надя Ахматова были заброшены в тыл врага – оккупированный Калинин. В доме № 29 по ул. Достоевского, где жила Ольга, находилось военное учреждение немцев. Ольга познакомилась с оккупантами, стала брать у них белье в стирку. Вскоре немцы пригласили ее на работу переводчицей в штаб немецкой полевой жандармерии. Затем ее перевели в другой штаб, рангом повыше – в штаб тайной полевой полиции, что находился в Первомайском поселке. Ольга передавала советскому командованию ценные сведения о планах врага. В начале ноября Ольгу и Надю Ахматову по доносу предателя арестовали. Девушек держали в гестапо с 1 по 6 декабря. Их жестоко пытали, а 6 декабря расстреляли и бросили в старый окоп во дворе дома № 17 по улице Софьи Перовской. Здесь их обнаружили вместе с другими патриотами в феврале 1942 г. Недалеко от места гибели девушек в Первомайской роще установлена мемориальная доска с надписью: «В память о защитниках города Калинина, погибших в Первомайской роще в октябре – декабре 1941 года».

Захоронены девушки в братской могиле на Смоленском кладбище в г. Калинине.

В гимназии № 6 в октябре 2009 г. открыта мемориальная доска в честь учеников, погибших в Великую Отечественную войну. На прямоугольной доске из черного мрамора высечены следующие слова:

             «Вечная слава

             погибшим в боях

             за Родину 1941 – 1945    и перечислены фамилии выпускников, в т.ч. и имя Барановой Ольги Константиновны.

Слайд мемориал. доски и книги

На стеле, установленной на территории Тверского государственного университета, высечены имена студентов, ушедших на войну. Среди них -  имя Ольги Константиновны Барановой.

В книге «Поклялись мы верности отчизне…» (Москва, 1983.) есть очерк Н. Шушакова «Во вражьем логове», рассказывающем о подвиге разведчицы.

    В 1987 г. улица Односторонняя, образовавшаяся в 1920-е годы и находящаяся в Центральном районе г. Калинина, переименована в улицу имени Барановой (решение Исполкома Калининского Совета народных депутатов от 05.11.1987 г. № 264), но это решение вскоре было отменено.

     На доме, где проживала  Ольга Баранова (ул. Достоевского, 29), установлена мемориальная доска.

     Слайд Ина Константинова..\WINDOWS\Рабочий стол\Инна1.jpg

      Ина Константинова родилась в с. Киверичи  Рамешковского района. Окончила среднюю школу № 1 г. Кашина в 1942 году. В 1943—1944 годах калининские партизаны совершали рейды по тылам противника. Ина Константинова десятки раз ходила в разведку, в засады, участвовала в диверсиях, выполняла самые рискованные и трудные поручения. С июля 1942 года Ина была разведчицей 2-й Калининской партизанской бригады, несколько раз переходила линию фронта, доставляла командованию ценные разведданные, участвовала в боях с карателями. Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

   4 марта 1944 года, находясь в разведке и прикрывая собой отход товарищей, погибла в схватке с превосходящими силами врага у д. Лукьяново (ныне Псковская обл.). Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).В 1949 году прах Ины перевезен в Кашин. На могиле установлен памятник отважной партизанке.

     Именем Ины Константиновой названы площадь и улица в г. Кашине (1970 г.), школа, в которой училась Ина.

        СЛАЙД КНИГ

     После войны в 1957 году вышла книга «Дневник и письма Ины Константиновой». Позже, в 1974 г. дневниковые тетради и письма вошли в книгу «Девушка из Кашина» вместе с очерками и воспоминаниями о ней.

 

Заключительная часть.

СЛАЙД КРАСНЫЙ ФОН

     

Воспитатель: Мы думали, каким бы символом войны закончить наш рассказ о женщинах Великой Отечественной войны. Символом, в котором бы отразились чувства большинства фронтовиков-мужчин и женщин-тружениц, женщин-воинов и остановились на замечательной песне «На всю оставшуюся жизнь», написанную уже после войны композитором Вениамином Баснером на слова Бориса Вахенко и Петра Фоменко.

Песня «На всю оставшуюся жизнь».

Песня «На всю оставшуюся жизнь» или «Синий платочек»

Слайд «Тверичанки в годы…»

Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

III. Анализ результативности

          Тематика классного часа  входит в систему работы: «Осуществление компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных образовательных технологий.

Вводная часть

Эмоциональный настрой на классном часе. Создан благоприятный.

  • Развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности сформирован с опорой на имеющиеся знания, с использованием ТСО.

Основная часть

  • Развитие интереса к данной тематике реализовалось через решение поставленных задач, вовлечение в самостоятельную работу максимального количества суворовцев.
  • Материалы классного часа были подготовлены на основе реальных исторических событий.
  • В ходе классного часа суворовцы расширили свой кругозор и приобрели новые знания о периоде нашей истории в годы ВОВ ;
  • Заключительный этап

Подведение итогов показало:

  • Новые знания усвоены.
  • Обучающиеся проявили активность.
  • Микроклимат занятия благоприятный.
  • Настрой суворовцев доброжелательный, заинтересованный.
  • Использование мультимедийной установки позволяет увидеть  на большом экране сопровождающий видеоряд, что способствует лучшему запоминанию.

Завершение занятия на яркой эмоциональной ноте способствует сохранению интереса к новым встречам и занятиям.

                         

Воспитатель                               О.Девятко

Самоанализ классного часа

по теме «Тверичанки в годы Великой Отечественной Войны»

Общие сведения

  1. Классный час подготовлен для обучающихся 7 классов.
  2. Тема классного часа «Тверичанки в годы Великой Отечественной Войны».
  3.  Материал, выбранный для классного часа соответствует возрасту и уровню развития обучающихся.
  4. Основной компонент данного классного часа – организационно – деятельностный. На данном классном часе главный организатор – классный руководитель. Взаимодействие участников строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность регламентировалась и осуществлялась в соответствии с планом.

Цели:

- способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, развитию интереса к своим предкам, уважения ветеранов ВОВ, тружеников тыла, вынесших все тяготы войны,  пропаганда мира на Земле.

Развивающие задачи:

     - Формирование и развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных  компетентностей;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и   уважения к памяти защитников Отечества.

-Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

  1. Тематика классного часа входит  в систему работы по:

«Осуществлению компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных образовательных технологий.»

Реализация цели

Вводная часть

                   

  • Эмоциональный настрой на классном часе. Получилось.
  • Развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Получилось.

                   

Основная часть

 Развитие интереса к данной тематике реализовалось через решение поставленных задач, вовлечение в самостоятельную работу максимального количества суворовцев.

  • Материалы классного часа были подготовлены на основе реальных исторических событий.

В ходе классного часа суворовцы расширили свой кругозор и приобрели новые знания о периоде нашей истории в годы ВОВ.

Заключительный этап

Подведение итогов показало:

  • Новые знания усвоены.
  • Обучающиеся проявили активность.
  • Микроклимат занятия благоприятный.
  • Настрой суворовцев доброжелательный, заинтересованный.
  • Использование мультимедийной установки позволяет увидеть на большом экране сопровождающий видеоряд, что способствует лучшему запоминанию.

Завершение занятия на яркой эмоциональной ноте способствует сохранению интереса к новым встречам и занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...