Символы Российской Федерации
классный час по теме

Капустина Вера Николаевна

Внеклассное мероприятие для начальных классов, где рассказывается о Конституции, Гербе, Гимне, Флаге Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt399.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Символы государства Российского»

 Внеклассное мероприятие в 3 классе

Капустина В.Н.

Задача: Способствовать формированию представлений о происхождении и функциональном назначении Конституции, Герба, Гимна и Флага Российской Федерации.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у младших школьников

  • знакомство с основным законом РФ - Конституцией России, Гербом, Гимном, флагом
  • формирование представления о правах человека, правах  и обязанностях ребенка,
  • воспитание у детей уважительного и бережного отношения к государственным символам;  
  • развитие творческих коммуникативных компетенций;
  • развитие интереса к изучению исторической литературы,
  • воспитание уважительного отношения к традициям нашей страны;

Оборудование: презентация,  физическая карта Российская Федерация, музыкальное сопровождение, картинки сказочных героев, задания

Ход занятия:

Актуализация знаний.

"Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан”

Сегодня наша встреча посвящена Государственным символам России.                                             У каждого государства есть свои отличительные знаки. Это – герб, гимн.  флаг. Каждое государство имеет свой основной закон — Конституцию                                                  Такие знаки есть и у России. Все они имеет свою историю.

Основная часть.

Только вдумайся,
Вслушайся...
Имя – “Россия”!
В нем и росы,
И синь,
И сиянье,
И сила...

И сила

1 ученик– Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…

2 ученик– Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…

3 ученик– Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия …

Презентация «Славься, великая Русь!»

Знакомство с физической картой России.

 Флаг. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая

к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой

краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать,

«стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать

из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось навершие

острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и

современные флаги, — древко, полотнище и навершие.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или

рисовали красками изображения святых – знамения («священные знаки»).

Так появилось слово знамя. Когда же появился трехцветный российский флаг?

– Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.

К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.

Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр1 поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в 1697-1698 гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства.

– Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?

  • Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.

Словно крылья полотнище плещется,
Отражая ветра напор,
Символ нашего государства –
Флаг соцветия триколор.
Белый цвет – символ чистоты,
И свобода – полоской неба,
И все это, как знаешь ты,
Обрамляет кровью победа.
Я горжусь тобой, символ Родины,
Что сумел в себя ты вобрать
И просторы свои, и историю,
И любовь, что дала нам мать!

И в давние времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет

означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный –

огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвет – цвета, которые издревле почитались на Руси.

Мы говорим синее небо, белый свет, весна красна, красная девица,

употребляя слово «красный» в значении «красивый».

 Герб –  отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют

похожее значение – эмблема, символ. Мы можем сказать, что двуглавый орел

символ России. Посмотрите на герб России и скажите, что он из себя

представляет. (Ответы детей). Герб России представляет собой темно-

красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел с коронами,

соединенными лентами. Три короны олицетворяют независимость как всей

Российской Федерации, так и её частей. Скипетр с державой, которые

двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и

единое государство. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что

Москва – столица могучего Российского государства.

На своих печатях древнерусские князья изображали, прежде всего, своих

святых покровителей. Впервые двуглавый орёл в роли государственного

символа Русского государства встречается на оборотной стороне

государственной печати Ивана III более 500 лет назад.

осударственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Слово «герб» означает наследство.

Ученик

– Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, знаком наследства.

Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.

Царствование Ивана III принесло на Русь герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела гербом.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…

Ученик

Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. Изображение двуглавого орла без геральдического щита тоже имеет значение государственного символа России.

Ученик

Двуглавый орел потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV века не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской Империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом – королевская, с двуглавым – императорская.

Ученик

Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской части Российской Федерации.

Скипетр и держава в гербе означают сильную власть и защиту государства, всадник, поражающий копьем дракона, победу добра над злом. Короны над его головами означают суверенитет всех субъектов Федерации, символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Спокоен за наше Отечество, 
Его охраняет не год –
Двуглавый орёл человечество
России на крыльях несёт.
В когтях его скипетр с державой,
Корона венчает его.
Увенчан он русскою славой
Единством народа всего.
Как символ Европы и Азии, 
Украшен медалью златой,
Копьем поражает дракона
Георгий – наш всадник святой.
Наш герб – крепленье Отечества,
Оплот он богатства его.
Пусть помнит Руси человечество – 
Святыня дороже всего!

 Гимн – это главная песня страны. Государственный гимн Российской Федерации это тоже символ Российской Федерации, как флаг и герб.  Гимн” – слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную песню”.

В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре 1 появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России.

Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией.

Россия знала несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами.

Музыка и текст были заимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к

которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый Гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

Как правило, гимн исполняется на торжественных или праздничных

мероприятиях, таких как Парад Победы в Москве. Также гимн звучит

после поздравления президента в новогоднюю ночь, исполняется при

проведении награждений спортсменов во время спортивных соревнований на

территории России и за её пределами.  

Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.

В знак уважения к государственному символу гимн слушают стоя.

(Звучит гимн России. Дети слушают стоя).

Конституция основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, где определены основы политической, правовой и экономической систем государства. 

- Что же это такое - законы? (Дети отвечают).

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны

выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, а главный

(основной) закон нашей страны называется Конституцией. Первые

документы, напоминающие Конституцию появились 300 лет назад.

Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день

является государственным праздником нашей страны.

Знакомство с Конституцией

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по

которому мы с вами живем. Что записано в Конституции? (Дети отвечают.)

В Конституции записаны права наших граждан, такие, как право на

образование, охрану здоровья, отдых, труд и др. Кроме прав, у граждан

России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе,

например сохранять и беречь природу, защищать Родину.

- У каждого из вас есть права: право на жизнь, на образование, на охрану

здоровья и т. д. А что же такое право? (Дети отвечают.)

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются

государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

А сейчас давайте с вами встретимся со сказочными героями и поговорим об из правах:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Бурати но».

Карабас-Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

(«Колобок».)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение

на метле? (Баба-яга.)

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три

поросенка», «Дюймовочка» и др.)

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три

поросенка».)

6. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? («Золушка».)

(На доске три листа с надписями:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защиту от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.)

 

Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на

вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они

нарушили? (Дети указывают на третий лист.)

2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому

что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)

3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ

на первом листе.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное

отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на

образование...»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых

между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и

обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Дети отвечают.)

Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и

сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами,

ходить опрятными, выполнять устав школы.

Государственные символы священны.

Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

– Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

– Отношение к Конституции, Гербу, Флагу и Гимну государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

– Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

На протяжении тысячелетий истории нашей страны люди гордились, что принадлежат к России.

Много видел я стран и не хуже её –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить...
С нею сердце моё,
И она для меня несравнима!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Государственные символы Российской Федерации", 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, которая рассказывает об основных символах государства....

Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея

Данная разработка направлена на расширение знаний детей о государственных символах России и Адыгеи, об истории страны и республики....

Символы Российской Федерации

Классный час для начальной школы...

Игра "Поле Чудес" для учащихся 2 класса. Тема "Государственные символы Российской Федерации".

С темы "Гос. символы России" начинается курс "Окружающий мир". Игра позволяет выявить уровень знаний учащихся по теме, восполнить недостаток информации, дать новый материал в нестандартной форме. Учас...

Классный час на тему:"Символы Российской Федерации".

Цели: • воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине; • формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 4 класса; • закрепить знания о государственной символике России...

Беседа "Государственные символы Российской Федерации"

Конспект воспитательного мероприятия...