Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея
методическая разработка (4 класс) по теме

Данная разработка направлена на расширение знаний детей о государственных символах России и Адыгеи, об истории страны и республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abadzehskoe_mbou_sosh.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Расширять представление детей о родной стране и республике, о государственных символах России и Адыгеи;
  2.  Воспитывать любовь и уважение к Родине, к её символам;
  3.  Воспитывать толерантность, патриотизм;
  4.  Развивать интерес к изучению истории своей страны, своей республики;  
  5. Развивать интерес к изучению традиций русского и адыгского народов.  

 

Задачи:

  1. Изучить государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея, выяснить, что они означают;
  2. Обратить внимание детей на то, что и поэты и художники передают поэтичность и необыкновенную красоту России и Адыгеи;
  3. Обогащать словарь школьников (Федерация, геральдика, толерантность, патриотизм)

Оборудование:

- Мультимедийный проектор;

- презентация «Государственные символы России и Адыгеи»;

- иллюстрации с изображением герба и флага РФ;

 - иллюстрации с изображением герба и флага РА;

- карта Российской Федерации;

- карта  Республики Адыгеи;

- гимн Российской Федерации;

- гимн Республики Адыгея;

- портрет президента России Медведева Д.А.;

- портрет главы Республики Адыгея Тхакушинова А.К.

Подготовительная работа:

- изучение теоретического материала  о государственных символах      Российской Федерации и Республики Адыгеи;

- создание презентации «Государственные символы России и Адыгеи»;

- подготовка чтецов стихотворений;

- подготовка учеников – «историков»;

- оформление кабинета.

Ход мероприятия

(Звучит музыкальное сопровождение « С чего начинается Родина?»)

1 чтец:

 Если скажут слово «родина»,

 Сразу в памяти встаёт

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

 У реки берёзка - скромница

 И ромашковый бугор…

 А другим, наверно, вспомнится

 Свой родной московский двор.

 В лужах первые кораблики,

 Где недавно был каток,

 И большой соседней фабрики

 Громкий радостный гудок.

 Или степь, от маков красная,

 Золотая целина…

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

Слайд № 1

Учитель: Ребята, я рада видеть вас на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим о Родине: о нашей большой Родине – России, и о нашей малой Родине – Республике Адыгея. Что же такое Родина?

Место  рождения человека – это его малая Родина. Для многих из нас – это Республика Адыгея.

Страна, в которой мы живём – это наша большая Родина – Россия.

2 чтец:

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный  свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Слайд № 2

Учитель: Что же объединяет всех нас  и делает гражданами одной страны?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, это общая территория, единый государственный язык, законы, символы.

Слайд № 3

Учитель: В любой стране есть лидер, который её возглавляет. А кто возглавляет нашу страну?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно. Нашу страну возглавляет Президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Слайд № 4

Ученик – «историк»: Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства.  Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Учитель: Ребята, вы сейчас услышали слово «Конституция». А кто знает, что означает это слово?

(Ответы детей)

Слайд № 5

Ученик – «историк»: Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года на референдуме. Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов. Также Конституцией закреплены государственные символы.

Учитель: Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или для целого народа большое значение. В каждой стране есть свои государственные символы. Что относится к государственным символам?

 (Ответы детей)

Учитель: Правильно. К государственным символам относятся флаг, герб и гимн – это символы истории, настоящего, выражение патриотизма её граждан.

Слайд № 6

Учитель: Один из символов любого государства – его герб. Что же такое герб?

(Ответы детей)

Ученик – «историк»: Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство» или «наследие». Герб является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Слайд № 7

Ученик – «историк»: Современный герб России был принят в декабре 2000 года. Он представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр,  в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Герб Российской Федерации является символом единства народов, живущих в России. Герб олицетворяет силу, мощь и независимость нашей страны.

Слайд № 8

Учитель: Мы поговорили о гербе. А теперь я хочу рассказать вам о флаге нашего государства. Слово «флаг» греческого происхождения. «Флего», означало «озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

 Слайд № 9

Ученик – «историк»: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище  из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Во все времена цвету придавалось особое значение: белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Государственный флаг поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

Слайд № 10

Учитель: Следующий государственный символ – это гимн. Что же такое гимн?

(Ответы детей)

Слайд № 11

Ученик – «историк»: Слово «гимн» древнегреческое, происходящее от глагола «гимено», что значит «петь, прославлять». Действительно,  гимн – это торжественная песня. В соответствии с Федеральным конституционным законом « О государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года  Государственным гимном России  является музыкально - поэтическое произведение на музыку Александрова А.В. и стихи Михалкова С.В. Гимн РФ исполняется при вступлении в должность  Президента, руководителей субъектов, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, торжественных мероприятий воинских ритуалов и спортивных мероприятий. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Слайд № 12

Учитель: Ребята, как называется столица нашего государства?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно. Столица нашей Родины город – герой Москва.

Слайд № 13

1 чтец:  (В. Брюсов «Москва»)

Здесь, как было, так и ныне –

 Сердце всей Руси святой,

 Здесь стоят её святыни

 За Кремлёвскою стеной.

Расширяясь, возрастая,

 Вся в дворцах и вся в садах,

 Ты стоишь, Москва святая,

 На семи своих холмах.

 Нет тебе на свете равных,

 Стародавняя Москва!

 Блеском дней, навеки славных,

 Будешь ты всегда жива!

 Ты стоишь, сияя златом

 Необъятных куполов

 Над Востоком и Закатом

 Зыбля звон колоколов.

Учитель: Ребята, мы с вами живем в одной из красивейших республик России. Место  рождения человека – это его малая Родина. Для многих из нас – это Республика Адыгея.

Слайд № 14

2 чтец: (читает стихотворение К. Жанэ « Моя Адыгея»)

-Что тебе дороже? - так меня спросили,-

 Чья земля красивей для тебя на свете?

 - Нет земли роднее, нет земли красивей

 Милой Адыгеи, - людям я ответил.

 - А какие реки для тебя светлее,

 И вода какая жажду утоляет?

 - Милой Адыгеи нет воды вкуснее,

 Горных рек прохлада веет над полями.

 - Где, поэт, признайся, девушки красивей,

 Где смелей, стройнее и славней джигиты?

 - На земле адыгской, на земле счастливой -

 - Солнцем озаренной и росой омытой!

Слайд № 15

Учитель: В нашей республике, как и в других республиках нашего государства, есть лидер, который её возглавляет. Как зовут Главу нашей республики?

(Ответы детей)

Слайд № 16

Учитель: Правильно. Главу Республики Адыгея зовут Тхакушинов Аслан Китович.

Ученик – «историк»: Законодательное Собрание (Хасэ) - Парламент Республики Адыгея, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями, утверждая права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, основываясь на Конституции Российской Федерации, принимает Конституцию - Основной Закон Республики Адыгея.

Слайд № 17

Учитель: У нашей республики  тоже есть свои государственные символы, которые закреплены Конституцией РА.

Слайд № 18

Учитель: Герб Республики Адыгея является знаком отличия, важнейшей эмблемой республики. Его изображение помещается на флагах, печатях, бланках, чтобы показать их принадлежность нашей республике.

Слайд № 19

Ученик – «историк»: Герб Республики Адыгея представляет собой круг, сверху обрамлённый лентой с надписью «Республика Адыгея» на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда, с боковых сторон – листья дуба и клёна, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы. Круг замыкается аббревиатурой слов «Российская Федерация» - буквами РФ, над которыми изображён национальный стол – анэ с хлебом и солью. В середине круга – главный герой нартского эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадника – пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей.

Слайд № 20

Учитель: Так же, как и у любого другого субъекта Российской Федерации, у нашей республики есть свой государственный флаг. Государственный флаг Республики Адыгея поднимается вместе с  государственным флагом Российской Федерации на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических представительств, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Достоинство флага подлежит защите.

Слайд № 21

Ученик – «историк»: Флаг нашей республики представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены 12 золотых звёзд и три золотые перекрещенные стрелы, направленные наконечниками вверх. Двенадцать золотых звёзд означают 12 основных племён адыгского народа, а три стрелы – три древнейших адыгских княжеских рода.

Слайд № 22

Учитель: Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, наши торжественные линейки. Мы слышим не только гимн РФ, но и гимн той республики, на территории, которой мы живём.

Слайд № 23

Учитель: Государственным гимном Республики Адыгея  является музыкально - поэтическое произведение на музыку Умара Тхабисимова и стихи Исхака Машбаша.

(Звучит Гимн Республики Адыгея  «Славься, живи, Адыгея»)

Слайд №24

Учитель: Ребята, как называется столица нашей республики?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно. Столица нашей республики город Майкоп.

Слайд № 25

1 чтец:  

Будь вечно молод, город наш Майкоп – столица славной Адыгеи!

Учитель: В заключение мне хотелось бы отметить, что все символы России и Адыгеи воплотили в себе историю и традиции русского и адыгского народов, историю нашего государства и  нашей республики. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны, своей республики. Государственные символы достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

Слайд № 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная символика Российской Федерации, Азербайджана и Цыган

В конспекте классного часа рассказывается о флаге, гербе и гимне Российской Федерации, Азербайджана и Цыган....

Презентация " Государственные символы Российской Федерации", 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, которая рассказывает об основных символах государства....

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА Российской Федерации»

Работа посвящена изучению Российской символики.Жители разных стран по праву гордятся  своими государственными  символами. Но важно не только знать как выглядит гимн, герб, флаг родной страны...

Игра "Поле Чудес" для учащихся 2 класса. Тема "Государственные символы Российской Федерации".

С темы "Гос. символы России" начинается курс "Окружающий мир". Игра позволяет выявить уровень знаний учащихся по теме, восполнить недостаток информации, дать новый материал в нестандартной форме. Учас...

Беседа "Государственные символы Российской Федерации"

Конспект воспитательного мероприятия...

Государственные символы Российской Федерации

Государственные символы Российской Федерации – установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, отличительные знаки государства, олицетворяющие его нацио...