Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.
статья на тему
Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_v_sovremennoy_shkole.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.
« Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Алексий Второй.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности стала государственной. Была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Решение проблемы воспитания патриотизма требует на современном этапе развития общества создание новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
Под патриотическим воспитанием обычно понимают взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, привязанности к окружающим. Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Основным средством для воспитания патриотизма учащихся является включение их в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Основными задачами патриотического воспитания ребенка младшего школьного возраста являются:
1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, школе, городу, селу;
2) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
3) формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
4) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей .
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, с переживаниями красоты родных мест. Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена. Растёт число неполных и неблагополучных семей. В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников. Дружба крепнет в живом и полезном деле – походе, лыжной прогулке, праздниках.
Можно пригласить на классный час ветеранов войны, бабушек и дедушек, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом. Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный интерес. А с каким энтузиазмом младшие школьники знакомятся с военной техникой! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей поможет воспитать в детях гордость за свою страну.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.
Можно выделить следующие основные направления:
1. Изучение родной природы.
2. Места боевой славы.
3. Знаменитые земляки.
4. История ремёсел, трудовая деятельность.
6. Культурное направление.
Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков. Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача.
С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №2 г. Чебоксары»
Ярукина Ольга Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"
Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...
Процесс воспитания младших школьников в современной школе.
В статье предоставлен опыт работы по теме"Процесс воспитания младших школьников в современной школе"...
Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"
Содержание 1. Актуальность.2. Анализ ситуации.3. Цель и задачи.4. Программа реализации проекта.5....
Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях
Изменения, происходящие в современной России, такие как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития...
"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".
Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....
"Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях"
Важность патриотитческого воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Особенно сейчас, в свете политических событий, происходящих в мире.Прекдлагаемый материал рассматривать важность и необ...
Процесс воспитания младших школьников в современной школе.
Воспитание младших школьников - начальная школа....