«Эмоции и темперамент человека».
классный час (4 класс) на тему

Задачи урока: - познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека; - сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах. - формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами; - воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_i_temperament_cheloveka.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Эмоции и темперамент человека».

Цель: Познакомить учащихся с понятиями « Эмоция» и «Темперамент»

Задачи урока:

- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями,

показать их влияние на человека;

- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

 - формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и

чувствами;

 - воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.

Форма обучения: групповая

 УУД:

-умение определять эмоции

-умение различать эмоции

-умение работать в группах,парах

 Ход урока.

Орг. момент.

Посмотрите на эту картинку. ( картинка с изображением )

- Что можете о ней сказать? Что заметили?

- Почему у одного и того же человека разное выражение лица?

- Можно ли определить состояние этого человека по его лицу?

- Что нам помогло понять его состояние?

- Чему будет посвящён наш урок?

 

Формулировка темы: «Эмоции и темперамент».

Определение учащимися темы урока и постановка задач.

 

Проблема.

Как эмоции влияют на человека?

Что такое темперамент?

Можно ли управлять своими эмоциями, а значит и своим поведением?

 

Основная часть.

1. Актуализация знаний.

 - Как вы думаете, зачем человеку эмоции? (Ответы детей).

Думаю, вам легче будет ответить на этот вопрос, если вы покажете друг другу,

как вы отреагируете, если вы…

- чего-то очень сильно испугались;

- открываете тетрадь, а там стоит двойка…

- открываете тетрадь для контрольных работ, а там пятёрка;

- вам вдруг объявили, что завтра начинаются каникулы.

- Что помогло вам показать друг другу своё отношение к ситуациям, которые я

вас попросила пережить? (Эмоции)

- Как вы думаете, зачем человеку эмоции? (ответы учащихся)

- Что такое эмоции?

Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение людей к

окружающему миру и к самим себе.

Какие бывают эмоции? Перечислите. (Дети перечисляют).

 

 

2. Работа в группах.

У вас на листах слова, обозначающие различные эмоции. Вам нужно разделить

эти эмоции на две группы. Потом обсудим, какие группы у вас получились и

почему.

- На какие группы разделили эмоции?  

 

(Дети вывешивают слова с названиями эмоций на доску в две колонки.)

Перечислите эмоции в первой колонке.

(Восхищение, радость, восторг, умиление, удовольствие, удивление, веселье,

ликование, одобрение.)

- Какие это эмоции? (Хорошие, положительные)

- Как можно эти группы назвать?

Перечислите эмоции из второй колонки.

(Разочарование, грусть, тревога, уныние, горе, боль, тоска, ненависть.

отвращение, злость, обида, гнев, страх.)

- Какие это эмоции? (Плохие, отрицательные).

- Могут ли эмоции повлиять на человека? Приведите примеры.

 

3. Фронтальная работа.

 Картинки с положительными эмоциями.

Посмотрите на лица этих людей.

Определите, какие эмоции они испытывают.

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для

человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции

несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим

настроением.

- Когда вы испытываете положительные эмоции?

 

Картинки с отрицательными эмоциями.

Посмотрите теперь на эти лица.

Какие эмоции переживают эти люди?

.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут

навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность,

обида друг на друга.

- Когда вы испытываете отрицательные эмоции?

 

 

 Сравнение.

Посмотрите на эти лица и скажите, где положительные эмоции на лицах людей, а

где отрицательные.

- Люди с каким выражением лица больше располагают к общению?

 - Какие эмоции вам приятнее испытывать?

- А можно ли управлять своими эмоциями? Как?

 

4. Работа по учебнику. С. 41.

Чтение текста самостоятельно. Найти ответы на вопросы после текста.

Ответы учащихся.

 

 

5. Физминутка. Попросить детей встать у своих мест.

Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы попробуйте изобразить эту эмоцию,

попробуйте определить, что это за эмоция, назовите её.

Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно

сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

Грусть - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

 

6. Работа в группах. Листы с рисунками.

 «Фразеологизмы о чувствах и эмоциях»

- Внимательно рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм. Дайте ему

толкование.

Сорваться с цепи - стать злым

Лезть в бутылку - раздражаться, возмущаться

Залиться краской - испытывать стыд

Как в воду опущенный - сделаться расстроенным

Закипает кровь - нервничать, злиться

Повесить нос - огорчиться

Душа ушла в пятки - испытывать страх, испуг

Глаза на лоб лезут - удивиться

Волосы встали дыбом - испугаться

Надувать губы – обижаться

 

Вывесить на доску.

- Какие эмоции вы сейчас назвали – положительные или отрицательные? 7

 

- Ребята, все вы, конечно, не раз испытывали плохое настроение. Почему это

происходит? (ответы учащихся)

Об обидах

7. Работа по учебнику (с. 42).

Прочитать текст, найти ответы на вопросы в тексте.

 

8. Фронтальная работа.

О темпераментах.

В одной и той же ситуации все люди ведут себя по-разному. Почему мы по-

разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего

темперамента.

Ещё в древности люди заметили это и выделили четыре типа людей с

характерным поведением – темпераментом.

 

Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том,

насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко

переживает разные события.

Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов

темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это

позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с

другом.

Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и

меланхолик.

Хотите определить, каким видом темперамента обладаете вы?

Тогда ответьте на вопросы анкеты.

 

Анкетирование. Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.

Возьмите листы, которые лежат у вас на парте( тестирование). Отвечая на поставленный вопрос,

обведите одну из букв варианта ответа.

1. Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

2. Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

 

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя

ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;  

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.

А - сангвиник.

Б - холерик.

В - флегматик.

Г - меланхолик.

Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты

2 -3 темпераментов.

А что это обозначает, какие особенности поведения у людей с разным

темпераментом вы прочитаете в учебнике, на стр. 43. А заодно сможете получше

разобраться в себе, в своём поведении. Может, сделаете для себя какие-то выводы

и научитесь ещё лучше общаться с одноклассниками и теми, кто вас окружает.

Домашнее задание. 

Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших

близких.

Рефлексия.

- Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Назовите эмоции, которые вы сейчас испытываете.

Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности,

узнал о темпераменте своего друга и его особенностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Эмоции и темперамент человека.

Цель занятия: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент". Подходит для работы в 4,5,6 классах....

Тема родительского собрания №4: Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Задачи собрания: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.Способствовать приобретению родителями практических знаний по раз...

Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать иблаженствовать. Всякая другая жизнь – смерть.В. Г. Белинский....

"Эмоции и темперамент"

Технологическая карта урока к окружающему миру в третьем классе по программе "Планета знаний" на тему "эмоции и темперамент"...

Технологическая карта урока ОЗОЖ во 2 классе "Влияние эмоций на поведение человека".

Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности; развитие умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих; формирование умений работать в группах....

Темперамент и характер человека.

Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. З...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 3-ем классе на тему «Эмоции и темперамент»

Развернутый конспект урока в 3 классе по окружающему миру на тему: "Эмоции и темперамент"...