Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
проект (3 класс) на тему
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного гражданина. С этой целью ведется активная разработка инновационных технологий обучения, среди которых главное место занимает метод проектов. Целью исследования является раскрытие особенностей разработки экологических проектов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
МБОУ «Иштанская ООШ»
Педагогический проект экологического направления
«Юные друзья природы»
Иштан 2015
Мы - веселые ребята, Потому что мы «Бесята». Будем дружно мы играть И природу охранять.
|
Интересное село. На Менгере ставлено. Шумное, рабочее оно. Творческих детей полно. Артистичные, мастеровые люди в нем живут. Необычные забавы происходят тут! |
Паспорт проекта
Название проекта | «Юные друзья природы» |
Основания для разработки проекта | 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г., 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2009 г. 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы. Москва «Просвещение», 2009 г. 5. Программа развития образовательного учреждения 6. Целевая комплексная программа развития воспитания. |
Заказчик проекта | Администрация школы |
Возраст участников проекта | Проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся начальных классов |
Направление проекта | Экологическое воспитание школьников |
Участники | Классный коллектив: классный руководитель, учащиеся, родители. |
Цель проекта | Создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся |
Задачи проекта | - участие в охране окружающей среды - изучение и преумножение природных богатств села - повышение уровня знаний о природе - ведение исследовательской, проектной работы по изучению природы и экологии Родного края |
Сроки реализации проекта | Сентябрь - июнь 2015-2017 учебный год |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка.
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного гражданина. С этой целью ведется активная разработка инновационных технологий обучения, среди которых главное место занимает метод проектов. Целью исследования является раскрытие особенностей разработки экологических проектов в начальной школе. Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.
Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся подчеркнуть их значение для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Для осуществления воспитательной деятельности разработан педагогический проект «Юные друзья природы», где одним из ключевых направлений деятельности является экологическое воспитание. Данный проект способен решать задачи экологического воспитания при совместной работе классного руководителя с детьми, родителями и социумом.
Содержание проекта «Юные друзья природы» включает следующие направления воспитательной деятельности:
- экология природы
- экология и здоровье
- творческая деятельность
Данный проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся начальных классов.
Также проект позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:
- вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
- общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
- повышение роли самих детей, органов самоуправления;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
- развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
- проводить профессиональную ориентацию.
В условиях села, экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия, позволяющие реализовать данный проект, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.
Участники проекта:
Кадровый состав:
Классные руководитель: учащихся начальных классов – Денисенко Светлана Сергеевна
.
Учащиеся начальных классов
Родители
Социум (Школьный краеведческий музей, детская библиотека)
Место реализации проекта:
МБОУ «Иштанская ООШ», Иштанское поселение
Сроки осуществления проекта:
Сентябрь - июнь 2015-2017 учебный год
Основные этапы проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2015.
Предусматривает:
создание программы экологического воспитания младших школьников МБОУ «Иштанская ООШ» село Иштан
подготовка ресурсов.
Основной этап: с 02.10.2015 по 25.06.2017.
Предусматривает реализацию проекта экологического воспитания школьников
Заключительный этап: июнь 2017.
Предусматривает: анализ проделанной работы .
План реализации педагогического проекта:
Сроки | Мероприятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Ожидаемый результат |
Сентябрь - декабрь 2015 | Экскурсии «Люби и знай свой край». Постановка исследовательской задачи «Экологические проблемы родного края». | Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность. | Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Экология» | Знание основ экологической культуры. Развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей. |
Октябрь 2015, 2016 | Выставка творческих работ на тему «Подарки щедрой осени» | Представление творческих работ | Организует и направляет творческую деятельность учащихся | Развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с трудом взрослых. |
Ноябрь 2015, 2016 | 4 октября – День защиты животных. Акция «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая» | Совместно с родителями изучают материал и готовят кормушки | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги | Воспитание бережного отношения и любви к природе. Развитие творческих способностей учащихся. |
Декабрь 2015,2016 | Операция «Нарядим ёлку на тропе Здоровья» | Работают в «Мастер-классах» в ДДТ (изготовление ёлочных игрушек) | Планирует совместную работу с ДДТ | Воспитание бережного отношения и любви к природе. Развитие творческих способностей учащихся. |
Январь 2015,2016, 2017 | Конкурсы рисунков и плакатов и чтецов «Экологический колокол» | Готовят творческие работы | Организует и направляет творческую деятельность учащихся совместно с детской библиотекой | Привлечение школьников к чтению литературы о жизни животных. Развитие творческих способностей учащихся. |
Февраль 2016,2017 | Конкурс поделок из бытовых отходов Вторая жизнь бытовых отходов «Мусоринка» КТД «Чистая планета» | Изучают литературу по проблеме и включаются в практическую работу | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги | Развитие творческих способностей учащихся. Расширение и углубление знания предметного материала об экологических проблемах родного края. |
Март | Участие в конкурсах «ЧИП», «Муравей» | Подбирают материал к конкурсу | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги с краеведческим музеем и детской библиотекой | Привлечение школьников к чтению литературы о жизни животных. Развитие творческих способностей учащихся. |
Апрель 2016,2017 | Проект «Чистое село» КТД «Нам этот край завещано беречь!» | Совместно с родителями изучают материал и готовят презентации | Организует и направляет творческую деятельность учащихся | Расширение и углубление знания предметного материала об экологических проблемах родного края. |
Май2016,2017 | Трудовой десант «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» | Анализируют экологическое состояние улиц города | Организует трудовой десант | Формирование ценностных ориентаций обучающихся. |
ежемесячно | Трудовой десант «Чистота класса-залог здоровья» | Генеральная уборка класса | Организует трудовой десант | Формирование ценностных ориентаций обучающихся. |
1раз в 3 месяца | Трудовой десант «Красота и здоровье комнатных цветов» | Поливают, рыхлят землю, убирают сухие листья в цветах | Организует трудовой десант | Формирование ценностных ориентаций обучающихся. |
Май-сентябрь | Операция «Маленький огород» | Совместно с родителями посадка и уход за посадками | Организует трудовой десант | Формирование умений обращения с огородным инвентарем. Развитие познавательного интереса |
Критерии оценки планируемых результатов:
Что изучается | Как изучается |
Уровень экологического воспитания учащихся 3- 4 классов | Диагностика по методике Н.П. Капустиной (прилагается) |
Представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности | Методика «Экологический светофор» (прилагается) |
10. Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Значение природы для человека.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Воспитанники должны уметь:
Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Проводить проектную деятельность под руководством учителя
Выступать с докладами, рефератами, презентациями.
11. Используемые ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб. - М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П. "Нетрадиционные уроки в начальной школе: Выпуск 1. Математика, природоведение: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей датского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д: ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа» Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для детей:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные. - М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова - М.:Тко "АСТ”, 1995.
Диагностика уровня воспитанности учащихся
(методика Н.П. Капустина)
Критерии | Я оцениваю себя | Меня оценивают товарищи | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | ||||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | ||||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Ход игры.
Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
Можно вывесить таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Учитель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.
Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического телемоста "Мы - друзья природы"
Цель: Экологическое просвещение: · Углубление экологических, природоохранных знаний. ·...
Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
Цель проектаСоздание широких возможностей для развития экологической культуры учащихсяЗадачи проекта- участие в охране окружающей среды- изучение и преумножение природных богатств города- повыше...
Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного граж...
Программа профильного отряда экологической направленности "Юные экологи"
В работе представлены цель, задачи, планированный результат, план мероприятий....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"
Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Юный эколог"
Пояснительная записка Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющи...
Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в недел...