Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
проект (3 класс) по теме
Цель проекта | Создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся |
Задачи проекта | - участие в охране окружающей среды - изучение и преумножение природных богатств города - повышение уровня знаний о природе - ведение исследовательской, проектной работы по изучению природы и экологии Родного края |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskogo_napravleniya.doc | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
Педагогический проект экологического направления
«Юные друзья природы»
Автор-составитель:
Коноплёва Л.А.
г. Яранск
2013
Паспорт проекта
Название проекта | «Юные друзья природы» |
Основания для разработки проекта | 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2009 г. 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы. Москва «Просвещение», 2009 г. 5. Программа развития образовательного учреждения 6. Целевая комплексная программа развития воспитания. |
Заказчик проекта | Администрация школы |
Возраст участников проекта | Проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 3 классов |
Направление проекта | Экологическое воспитание школьников |
Участники | Классный коллектив: классный руководитель, учащиеся, родители. |
Цель проекта | Создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся |
Задачи проекта | - участие в охране окружающей среды - изучение и преумножение природных богатств города - повышение уровня знаний о природе - ведение исследовательской, проектной работы по изучению природы и экологии Родного края |
Сроки реализации проекта | Августа - июнь 2013-2014 учебный год |
Ожидаемые результаты |
|
- Пояснительная записка.
Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.
Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся подчеркнуть их значение для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Для осуществления воспитательной деятельности разработан педагогический проект «Юные друзья природы», где одним из ключевых направлений деятельности является экологическое воспитание. Данный проект способен решать задачи экологического воспитания при совместной работе классного руководителя с детьми, родителями и социумом.
Содержание проекта «Юные друзья природы» включает следующие направления воспитательной деятельности:
- экология природы
- экология и здоровье
- творческая деятельность
Данный проект предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 3 классов.
Также проект позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:
- вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
- общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
- повышение роли самих детей, органов самоуправления;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
- развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
- проводить профессиональную ориентацию.
В условиях города экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия, позволяющие реализовать данный проект, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.
- Участники проекта:
Кадровый состав:
Заместитель директора по воспитательной работе – Тиминова С.Л..;
Классные руководители: 3 «А» кл. – Коноплёва Л.А.
3 «Б» кл. – Казакова Т.А..
3 «В» кл. – Балдина Л.Н.
.
Библиотекарь – Ходыкина Г.Л.;
Учащиеся 3 классов
Родители
Социум ( Районный краеведческий музей, ДДТ, детская библиотека)
- Место реализации проекта:
МКОУ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска
6. Сроки осуществления проекта:
Августа - июнь 2013-2014 учебный год
7. Основные этапы проекта:
Подготовительный этап: август 2013.
Предусматривает:
создание программы экологического воспитания младших школьников МКОУ с УИОП№2 им. А. Жаркова г. Яранска
подготовка ресурсов.
Основной этап: с 02.09.2013 по 30.05.2014.
Предусматривает реализацию проекта экологического воспитания школьников
Заключительный этап: июнь 2014.
Предусматривает:
анализ проделанной работы .
8. План реализации педагогического проекта:
Сроки | Мероприятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Ожидаемый результат |
Сентябрь | Заочная экскурсия «Люби и знай свой край». Постановка исследовательской задачи «Экологические проблемы родного края». | Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность. | Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Экология» | Знание основ экологической культуры. Развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей. |
Октябрь | Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» Конкурс исследовательских работ «Люби и знай свой край». | Представление творческих работ | Организует и направляет творческую деятельность учащихся | Развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с трудом взрослых. |
Ноябрь | 4 октября – День защиты животных. Акция «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая» | Совместно с родителями изучают материал и готовят кормушки | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги с краеведческим музеем | Воспитание бережного отношения и любви к природе. Развитие творческих способностей учащихся. |
Декабрь | Операция «Нарядим ёлку на тропе Здоровья» | Работают в «Мастер-классах» в ДДТ ( изготовление ёлочных игрушек) | Планирует совместную работу с ДДТ | Воспитание бережного отношения и любви к природе. Развитие творческих способностей учащихся. |
Январь | Конкурсы рисунков и плакатов и чтецов «Экологический колокол» | Готовят творческие работы | Организует и направляет творческую деятельность учащихся совместно с детской библиотекой | Привлечение школьников к чтению литературы о жизни животных. Развитие творческих способностей учащихся. |
Февраль | Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», КТД «Чистая планета» | Изучают литературу по проблеме и включаются в практическую работу | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги | Развитие творческих способностей учащихся. Расширение и углубление знания предметного материала об экологических проблемах родного края. |
Март | Участие в городском конкуре «Птица года» | Подбирают материал к конкурсу | Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги с краеведческим музеем и детской библиотекой | Привлечение школьников к чтению литературы о жизни животных. Развитие творческих способностей учащихся. |
Апрель | Проект «Чистый город» КТД «Нам этот край завещано беречь!» | Совместно с родителями изучают материал и готовят презентации | Организует и направляет творческую деятельность учащихся | Расширение и углубление знания предметного материала об экологических проблемах родного края. |
Май | Трудовой десант «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» | Анализируют экологическое состояние улиц города | Организует трудовой десант | Формирование ценностных ориентаций обучающихся. |
9. Критерии оценки планируемых результатов:
Что изучается | Как изучается |
Уровень экологического воспитания учащихся 3- 4 классов | Диагностика по методике Н.П. Капустиной (прилагается) |
Представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности | Методика «Экологический светофор» (прилагается) |
10. Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Значение природы для человека.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Воспитанники должны уметь:
Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Проводить проектную деятельность под руководством учителя
Выступать с докладами, рефератами, презентациями.
11. Используемыеые ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для детей:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Т
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)
Критерии | Я оцениваю себя | Меня оценивают родители | Меня оценивают учителя | Итоговые оценки |
1.Любознательность: -мне интересно учиться; -я люблю мечтать: -мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; -мне нравится выполнять домашние задания; -я стремлюсь получить хорошие отметки | ||||
2.Трудолюбие: -я стараюсь в учебе; -я внимателен; -я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью; -мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу; -мне нравится дежурство в школе. | ||||
3.Бережное отношение к природе: -к земле; -к растениям; -к животным; -к природе. | ||||
4.Мое отношение к школе: -я выполняю правила для учащихся; -я добр в отношениях с людьми; -я участвую в делах класса и школы. | ||||
5.Красивое в моей жизни: -я аккуратен в делах; -я опрятен в одежде; -мне нравится все красивое вокруг меня; -я вежлив в отношениях с людьми. | ||||
6.Как я отношусь к себе: -я самоуправляю собой; -я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой; -у меня нет вредных привычек. |
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся 3- 4 классов
(методика Н.П. Капустина)
Критерии | Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Некоторые методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей
- «Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
- представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности
- умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
- расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
- Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.
- Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Ход игры.
Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
Можно вывесить таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Учитель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.
Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.
Примеры рисунков-заданий:
1. рисование с натуры 2. бытовые отходы в реке
3. выхлопные газы автомобилей 4. рубка леса
5. ухаживать за растениями 6. лечить домашних животных
7. тушить пожар в лесу 8. Помогать животным
9. сажать деревья 10. сбрасывать отходы в водоем
- «Радости и огорчения»
С помощью данной методики выявляется место природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Методика опирается на проведение прогулки в природу. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:
- Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
- Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребенка:
- Когда во время прогулки ты сильнее всего чувствовал радость?
- Когда во время прогулки ты сильнее всего огорчался?
При анализе ответов можно пользоваться схемой:
Фамилия, имя | Радости и огорчения | |||
Связанные с самим собой | Связанные с другими людьми | Эстетического характера, связанные с природой | Этического характера, связанные с природой |
Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.
- «Письмо зеленому другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям растительного и животного мира.
Ребенок вводится в следующую ситуацию:
«Представь себе, что где-то в глубине леса (парка) растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»
далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами.
Хорошо, если во время прогулки в парк ребята найдут каждый свое деревце, сумеют поговорить с ним и сделают что-то полезное для него.
Проводя методику, нужно соотносить ее с возрастными особенностями младших школьников. Так, в 1-м классе оно может быть составлено устно, коллективно, а во время прогулки больше внимания уделяется общению ребенка с растениями. Использование данной методики в 3-м классе предполагает конкретную практическую природоохранную деятельность ребят – заботу о своем друге.
- «Природа благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с ней.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в природу, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:
Рассердиться на тебя:
При анализе детских работ необходимо обратить внимание на следующее:
- Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит» – перечисление норм и правил поведения в природе (например, не будем рвать листья, ломать ветки) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, соберем мусор, будем подкармливать птиц). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию защитника природы.
- Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
- Как часто в графе «Природа сердится» проявляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (не кормим птиц и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).
- Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также практические дела дети выдвигают на первый план.
5. «Хоровод», «Новоселы»
Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены в хороводе колокольчик, заяц, грибок, другие представители растительного и животного мира и человечек. Ребенку предлагается участвовать в хороводе в образе человечка. Ему дается задание: поставить кого-нибудь в центр круга.
По методике «Новоселы» детям предлагается расселить изображенных на рисунке представителей растительного и животного мира по трем домикам. В числе новоселов и сам ребенок, работающий с методикой.
В зависимости от возраста дети по-разному отвечают, так как постепенно у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему миру, он начинает выделять себя из окружающей среды
Приложение 1
Рабочая программа экологического кружка «Край, в котором я живу» разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников
(3 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. За основу взяты
авторские программы экологического воспитания, обучения и развития детей «Юный эколог» Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В.Николаева,
1-4 классы; «Школа юного краеведа» Е.А. Ляшенко.
Цель программы – духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе изучения родного края.
Задачи программы.
Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
Формирование положительной мотивации в общественно полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Планируется распределение материала на 34 часа в год из расчета 1час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
В процессе обучения используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
экскурсии, беседы, игровые технологии, здоровьезберегающие технологии, мастер – классы, работа с наглядными пособиями.
Прогнозируемые результаты
На конец учебного года дети должны знать:
Смену времен года, как смену условий существования организмов;
Значение живых организмов в природе и жизни человека;
Представителей растительного и животного мира родного края;
Содержание Красной книги России и своей области;
Формы охраны природы.
уметь:
Вести простейшие наблюдения в природе;
Ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
Самостоятельно работать с дополнительной литературой;
Устно описывать объекты природы.
Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира в области;
Соблюдать правила поведения в природе.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Содержание программы
Заочная экскурсия «Люби и знай свой край» Постановка исследовательской задачи «Экологические проблемы родного края» (3 часа).
Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени». Конкурс исследовательских работ «Люби и знай свой край» (4 часа).
Акция «Помоги птицам». Постройка кормушек и кормление птиц – «Птичья столовая» (4 часа).
Операция «Нарядим елку на тропе здоровья» (4 часа).
Конкурс рисунков, плакатов и чтецов «Экологический колокол» (4 часа).
Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки». КТД «Чистая планета» (4 часа).
Участие в городском конкурсе «Птица года» (4 часа).
Проект «Чистый город». КТД «Нам этот край завещано беречь» (4 часа).
Трудовой десант «Чистота спасет мир», «Чистая улица, чистый двор»(3 часа).
Календарно-тематический план экологического кружка
«Край, в котором я живу».
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма работы | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | Знакомство с предметом. | беседа. | 1 | 09.09 11.09 |
2. | «Люби и знай свой край». | Знакомство с природой родного края, ее историей и бытом проживающего населения. | Экскурсия по музею | 1 | 16.09. 18.09. |
3. | «Экологические проблемы родного края». | Взаимосвязь человека и природы. Его влияние на окружающую среду. Постановка исследовательской задачи. исследовательской задачи | беседа | 1 | 23.09. 25.09. |
4. | Аппликация «Родной пейзаж» | Отображение любимых мест своего края в аппликации. | Теоретическая беседа. Практическая работа с картоном и пластилином. | 1 | З0.09. 02.10. |
5. | «Животный мир родного края». | Знакомство с разнообразием животных родного края, особенностями их жизни. Исчезающие виды д. животных, занесенные в Красную книгу Кировской области. | Экскурсия по музею. | 1 | 07.10. 09.10. |
6. | «Приметы осени». | Особенности и изменения природы осенью. Наблюдения за растениями и животными в осенний период. | Экскурсия на природе. | 1 | 14.10. 16.10. |
7. | «Подарки щедрой осени». | Отображение в детском творчестве осенних даров природы. | Выставка творческих работ и сочинений. | 1 | 21.10. 23.10. |
8 | «Люби и знай свой край». | Защита детьми исследовательских работ по родному краю. | Конкурс исследовательских работ | 1 | 28.10. 30.11. |
9 | «Зимующие птицы нашего края». | Многообразие птиц остающихся на зиму в нашем крае. Приспособленность, питание и проблемы птиц зимой. | Экскурсия по музею | 1 | 04.11. 06.11. |
10. | Акция «Помоги птицам». | Необходимое участие людей в жизни зимующих птиц. | Теоретическая беседа. Практическая работа постройка кормушек. | 1 | 11.11. 13.11. |
11. | «Птичья столовая». | Проявление заботы людей к жизни зимующих птиц. | Экскурсия в природу, кормление птиц. | 1 | 18.11. 20.11. |
12 | Конструирование из бумаги «Птица счастья». | Приемы работы с цветной бумагой и картоном. | Теоретическая беседа. Практическая работа с цветной бумагой, картоном и клеем. | 1 | 25.11. 27.11 14.12. 06.12. |
13 | Времена года «Зима» | Зимние изменения в природе. | беседа | 1 | 02.12. 04.12. |
14 | Фабрика « Деда мороза» | Приемы работы с цветной бумагой, картоном и клеем. | Теоретическая беседа. Практическая работа новогодние поделки. | 1 | 09.12. 11.12. |
15. | «Кто и как празднует новый год». | История возникновения новогодних праздников в разных странах. | Беседа. | 1 | 16.12. 18.12. |
16. | «Нарядим елку сами» | Умение детей самостоятельно наряжать елку к празднику. | Мероприятие. | 1 | 23.12. 25.12. |
17. | «Зимний парк» | Наблюдение и описание хвойных и лиственных растений парка. | Экскурсия в природу. | 1 | 15.01. 17.01. |
18. | «Домашние животные зимой» | Разнообразие домашних животных и их жизнь зимой. | Беседа. | 1 | 22.01. 24.01. |
19. | «Белоснежный пудель» | Приемы работы из необычных материалов. | Теоретическая беседа. Практическая работа с картоном, ватными палочками и клеем. | 1 | 29.01. 31.01. |
20. | Конкурс рисунков, плакатов и чтецов «Экологический колокол» | Выступления детей в защиту природы от экологических проблем. | Мероприятие. | 1 | 05.02. 07.02. |
21. | «Планета в опасности». | Влияние человека на окружающую среду. | Беседа. | 1 | 12.02. 14.02. |
22. | «Самолет для мишки». | Вторая жизнь пластиковой бутылки. | Практическая работа с применением пластиковых бутылок. | 1 | 26.02. 28.02. |
23 | КТД «Чистая планета» | 1 | 05.03. 07.03. | ||
24. | Времена года «Весна» | Весенние изменения в природе. | Беседа. | 1 | 12.03. 14.03. |
25. | Аппликация «Птица года» | Изготовление аппликации | Практическая работа с цветной бумагой, цветным картоном и клеем ПВА. | 1 | 19.03. 21.03. |
26. | «Птица – 2014 года» | Ежегодно «СОПР» выбирает птицу года. В связи, с чем учащиеся получают подробную информацию о данной птице. | Мероприятие. | 1 | 26.03. 28.03. |
27. | Проект «Чистый город» | Рейд по улице города, Отчет по рейду. | мероприятие | 1 | 02.04. 04.04. |
28. | «Охрана природы родного края» | Заповедники, заказники, национальные парки Кировской области. | Беседа | 1 | 16.04. 18.04. |
29. | КТД «Нам этот край завещано беречь» | Коллективная творческая деятельность | Мероприятие | 1 | 23.04. 25.04. |
30. | «Яранская березовая роща» | Знакомство с памятником природы Яранского района. | Экскурсия в природу. | 1 | 30.04. 02.05. |
31. | «Чистота спасет мир» | Уборка территории спортивной площадки возле школы | Трудовой десант. | 1 | 07.05. 09.05. |
32. | «Чистая улица, чистый двор» | Уборка игровой площадки | Трудовой десант. | 1 | 14.05. 16.05. |
33. | Времена года «Лето» | Летние изменения в природе | Беседа. | 1 | 21.05. 23.05. |
34. | . «Семь к одному» | Обобщить знания учащихся о временах года, животных и растениях. | Экологическая игра. | 1 | 28.05. 30.05. |
Итого: 34 часа. |
Литература.
- Школа юного краеведа, 3-4 классы: Е.А.Ляшенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Юный эколог, 1-4 классы: Ю.Н. Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В. Николаева.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Экологическое воспитание в школе: И.Г. Норенко.- Волгоград: Учитель2007.
- Прогулки и экскурсии в режиме продленного дня, И.В. Курбеко,- Волгоград: Учитель, 2011.
- Группа продленного дня: Л.И. Гайдина.- М.: ВАКО, 2012. (мастерская учителя).
- Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва 1992.
- Занимательное естествознание. Природа Земли: Е.Ю. Сухаревская.- Ростов на Дону: издательство «Учитель» 2001.
- Рукоделие «Умелые ручки», Харьков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"
Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....
Юные друзья природы
Программа по формированию экологической компетентности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...
«Юные друзья природы»
Пояснительная записка...
Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного гражданина. С этой целью...
Педагогический проект экологического направления «Юные друзья природы»
Современный этап развития общества ставит перед школой неотложные задачи – обучать и воспитывать ребенка, способствовать подготовке к реальной жизни, формировать сознательного граж...