Классный час "Что такое толерантность"
классный час (3 класс) на тему

Столицына Наталья Владимировна

Знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕРШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

учитель начальных классов

Столицына Наталья Владимировна

2015г

Цель мероприятия:

   - знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя о значении слова «толерантность».

 -    Ребята, сегодня у нас День толерантности. Кто знает, что это за день? Что означает слово «толерантность»? Нужен ли такой день? Для чего он нужен?

     Толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это способность терпеть что-то или кого-то.

      Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово - «терпимость». Терпимость - способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

     У народов мира определения толерантности очень разные. У вас на столах карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира.

 -   Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»? (Дети читают на карточках значение слова «толерантность» у разных народов)

Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

 -   Что общего в этих определениях? (Умение жить в мире и согласии со всем миром. А это значит - дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать)

     

Проблемная ситуация 

Построиться по признаку: девочки – мальчики;  у кого есть брат или сестра – в 1 группу, остальные в другую группу.

    - Что испытали вы, когда оказывались в одной группе?

    - Что испытали  вы к ребятам из другой группы, которые были не похожи с вами?

    - Что нового открыли вы для себя в своих одноклассниках?

    - Состоялась бы игра, если бы все были одинаковые?

    - Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы на Земле, если бы все были совершенно одинаковые (рост, цвет кожи, глаза, одежда)?  

    - Каким будет этот мир?

    - Как люди будут жить в нем?

    - Хорошо это или плохо, что все мы разные?

    - Как жить в мире, где столько разных людей?  

    - Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

    - Кто знает ответ на эти вопросы?

Вот эти вопросы мы вместе с вами и обсудим на классном часе.

Игровые ситуации

Упражнение. «Комплименты»

     Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

    Сейчас каждый из вас, кто сядет на «волшебный стул» и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

    После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?

     Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Упражнение «Ворона»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали, где ваша группа?
  • Легко ли было найти «своих»?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Решение проблемных ситуаций

    А сейчас попробуем решить некоторые ситуации.

     Учитель даёт листок с ситуацией. Дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации:

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

    Решив следующие ситуации, мы прочитаем самое главное правило толерантного человека.  

 (Ситуация одна на всех, карточкой сигналят, спросить почему, правильный выбор одобрить)

   Главное правило толерантного человека: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

   Остался один человечек. Раскрасьте его. (Раздаю трафареты человечков детям).

Самостоятельная работа

     Все человечки разные получились, а были одинаковые. Вот так и в жизни. Мы все разные, но должны жить по этому правилу. Приклеим человечков на земной шар и оставим на память о классном часе.

Вывод: 

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

В заключении мне бы хотелось сказать, что наш  класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. А что для этого нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс

Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...

Классный час «Что такое толерантность?»

«Что такое толерантность?»...

Классный час "Что такое толерантность?"

Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"...

Классный час "Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"

Учащиеся в форме сюжетной игры знакомятся с понятием толерантности, с основными чертами толерантной личности. Занятие способствует формированию основ толерантного поведения....

Классный час "Что такое толерантность"

Презентация к классному часу...

классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"

Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...