Внеклассное мероприятие по экологии "Земля-наш дом родной"
методическая разработка на тему
Цель данной работы - воспитание бережного отношения к природе; умения распознавать растения и животных одного края; развитие речи, логического мышления, умения делать выводы; расширить кругозор детей о ярких, запоминающихся « портретах» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ; показать необходимость создания «Красной книги».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-nash_dom_rodnoy.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №22
муниципального образования город-курорт Геленджик
Внеклассное мероприятие
«Земля – наш дом родной»
Подготовили и провели:
Учителя начальных классов МБОУ НОШ №22
Город-курорт Геленджик, Краснодарского края
Прилуцкая Любовь Авенировна
Проскурина Тамара Григорьевна
Цели и задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- умения распознавать растения и животных одного края;
- развитие речи, логического мышления, умения делать выводы;
- расширить кругозор детей о ярких, запоминающихся
« портретах» редких и находящихся под угрозой исчезновения живых существ;
- показать необходимость создания «Красной книги».
Оборудование:
- Макет Красной книги
- Макет черёмухи с цветами
- Карточки с буквами к загадкам
- Карточки к игре «Ну-ка, прочитай!»
- Плакат об охране природы
- Костюмы цветов: ромашка, подснежник, ландыш, незабудка
- Костюм «Природа»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
(Ученики читают стихотворение)
1.-Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
2.-Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Учитель: Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, Природа!
Здравствуйте, леса и реки,
Моря и озёра, поля и горы!
Здравствуйте, птицы!
Здравствуйте, звери!
Здравствуйте, цветы!
-Если бы человек вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает , может быть до сих пор жили бы на Земле все те животные и растения, которых мы больше уже никогда не увидим.
Ученик
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
Учитель - Да, всё, что окружает: воздух, вода, леса, травы, цветы, птицы и звери – всё это и есть наша Родина. И как сказал М.М.Пришвин» Охранять природу – значит охранять Родину». Но всегда ли человек задумывается над этими словами? Иногда слышишь: « Человек – царь природы!»
Но кто поставил человека над природой? Кто человек без природы? Без воды, без воздуха, без пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Всё это нам даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.
1 ученик
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
2 ученик
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их.
И безумно, безжалостно рвали.
3 ученик
В нас молчало кричащее «стой!»
Нам казалось всё мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало
4 ученик
И не видели, как из- под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно ромашки глядели.
Выходит девочка -Ромашка
- Много трав растёт полезных
На Земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Учитель. Ребята, а кто знает, что такое Красная книга?
(Ответы детей)
Учитель обобщает: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Вся Красная книга состоит из цветных страниц. Давайте же посмотрим, что это за страницы.
(Дети показывают страницы и рассказывают о них)
(Приложение 1.)
1.На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим. Кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и вовсе ничего
2. На красных страницах записаны особо редкие, исчезающие животные
3.На жёлтых страницах, животные, количество которых быстро снижается.
4. На белых страницах, те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях.
5. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны.
6. Зелёные страницы. Внесены те животные, которых удалось сохранить от вымирания.
(Дети поют песню «Красная книга») (Приложение 2.)
1 ученик.
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах столько всяких пернатых-
Просто диву даёшься!
2 ученик.
Но спросите иного, что он знает о птицах,
Пусть ответит толково-
И, гляди, удивишься:
- Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички….
Где запомнишь все клички,
Просто птички и только!
Учитель. А хорошо ли вы, ребята, знаете птиц родного края?
Сейчас мы проверим.
Природа загадывает загадки.
Игра «Типография» Приложение 3.
В игре участвуют 17 человек. Каждый игрок получает карточку с буквой, её прикрепляют на грудь. «Природа» читает загадки. Игроки, отгадав её, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово- отгадку. (Буквы –А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я Т Д . Всего 6 загадок)
Учитель. Ребята, а сейчас мы с вами ещё поиграем в игру «Ну- ка, прочитай!» Вы должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы:
Клэвагоарэшвгулн - коршун
ндимяунтиеулм - дятел
сиуняюеикгуиярюьк - снегирь
спрелютслурхю - петух
Учитель. Молодцы, ребята. Птиц родного края вы знаете хорошо.
А сейчас все вместе споём песню «Раненая птица».
Приложение 4.
Ученик.
А цветы разве знаем на лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А подкошены – сеном.
Учитель. Давайте же поближе познакомимся с цветами? Посмотрим в их доверчивые прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся с ними.
Матушка Природа
-Цветок весны, идущий к нам по снегу,
-Простой цветок, но сколько он несёт добра, и радости, и счастья человеку!
Подснежник.
-Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну, но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю, открыло дорогу Весне.
Природа.
-У леса, у реки на перепутье, где выстлана берёзовая гать, такие загорелись незабудки, окинешь взором – глаз не оторвёшь.
Незабудка
– Однажды богиня цветов Флора спустилась на Землю и стала одаривать цветы именами, но услышала слабый голосок: « Ты забыла меня, Флора, дай мне, пожалуйста, имя. Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. «Хорошо, - сказала Флора,- будешь называться «Незабудкой». А ещё я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать людям память, которые будут забывать своих близких или свою Родину»
Природа. –
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят.
Весёлых ландышей жемчужины
По каждым кустиком горят.
Ландыш.
-Предания утверждают, что ландыш – это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу. Ландыш считают символом Любви.
Природа.
- Знакомые с детства родные ромашки
мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые розы, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Ромашка.
-Ромашка – милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда
Ученик
И с деревьями то же:
Роща в общем и целом….
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
Учитель
Хорошо ли вы знаете деревья, мы узнаем, когда разгадаем кроссворды:
Приложение 5.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
- Не матушка родима,
А гостинцем оделила. (Яблоня)
- Весной в цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю. (Сосна)
- Платье потерялось-
Пуговки остались. (Рябина)
- Над водой, водой
Стоит красной бородой. (Калина)
- Стоят столбы белы,
На них шапки зелены. (Берёза)
В выделенных клетках
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Кроссворд «Деревья»
6 | 7 | |||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
По горизонтали:
- Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Платье потерялось, пуговки стались. (Рябина)
- Стоят в поле сестрицы,
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Берёза)
- Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в свои жилища. (Верба)
- На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками….(Розы)
По вертикали:
- Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
- Кудри в речку опустила
И о чём – то загрустила.
И о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Учитель.
Молодцы.
Споёмте же песню о лесе « Лесной марш» Приложение 6.
Ученик.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ученик.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Ученик.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И Отечество любим.
Сценка «Белая Черёмуха»
(Девочка идёт по сцене, читает стихи и показывает на дерево)
-Расцвела Черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался дереву каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла она много – много дней.
(Любуясь Черёмухой, проходят мимо две девочки. Одна другой говорит:)
-Это чья Черёмуха?
-Да она ничья
Белая Снегурочка около ручья!
(Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева)
Девочка
–Прибежали девочки, а Снегурки нет,
Лишь в пыли валяется Вянущий букет.
А была Черёмуха Чистая, как снег,
Радовался дереву каждый человек.
Ученик.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель.
Ребята, а какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?
(Дети загадывают загадки и поют экологические частушки)
Приложение 7.
Учитель. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ученик.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется – природа,
Давайте же её беречь
Ученик.
В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Ученик.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.
Ученик.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя заря…
Природой называется всё это
Давайте же любить её всегда.
Природа.
Ребята, я вижу, что вы хорошо знаете и очень любите родную природу. Никто из вас не сломает в лесу ветку, не сорвёт цветок, не бросит камень в жабу или лягушку. Спасибо вам за это!
Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок, урок бережного и доброго отношения к природе. Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы сегодня смогли поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем многим. Оглянитесь вокруг: о помощи просят нас первоцветы, которые рвут охапками; река Тешебс, которая превращается в сточную канаву; просят о помощи жабы, черепахи, ящерицы…
У нас впереди ещё много полезных и интересных дел. Но самое главное нужно запомнить:
ПРИРОДА –
ПЕРВООСНОВА красоты и величия.
Мы не её владыки, и природа не наша раба.
Мы её часть
И призваны быть
не жадными потребителями,
а мудрыми друзьями.
Приложение 1.
1.На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим. Кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и вовсе ничего
2. На красных страницах записаны особо редкие, исчезающие животные
3.На жёлтых страницах, животные, количество которых быстро снижается.
4. На белых страницах, те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях.
5. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны.
6. Зелёные страницы. Внесены те животные, которых удалось сохранить от вымирания.
Приложение 2.
Песня « Красная книга»
1.Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Припев:
Красная книга! Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт ненапрасно
«Красная книга, Красная книга!»
2.И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемы все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонуть реки от горьких обид.
И себя мы прощаем / 3 раза
Но грядущее нас не простит.
Припев.
3. Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстность и дружбу,
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Припев.
Приложение 3.
Игра «Типография»
Клэвагоарэшвгулн
ндимяунтиеулм
сиуняюеикгуиярюьк
спрелютслурхю
Приложение 4.
«Раненая птица»
Пахмутова А.Н. - Рождественский Р.
1.Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
2.Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.
Припев.
2.Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев.
Приложение 5.
Кроссворд «Деревья» 1
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
1. Не матушка родима,
А гостинцем оделила.
2. Весной в цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю
3. Платье потерялось-
Пуговки остались.
4. Над водой, водой
Стоит красной бородой.
5. Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
В выделенных клетках
Никто не пугает, а вся дрожит.
Кроссворд «Деревья» 2
6 | 7 | |||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
По горизонтали:
1. Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
2. Платье потерялось, пуговки стались.
3. Стоят в поле сестрицы,
Платьица белены,
Шапочки зелены
4. Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в свои жилища.
5. На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками
По вертикали:
6. Чем больше колец,
Тем старше жилец
7. Кудри в речку опустила
И о чём – то загрустила.
И о чём она грустит,
Никому не говорит.
Приложение 6.
Лесной марш
Музыка: Юрий Чичков. Слова: П. Синявский.
- Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
М каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.
Припев:
Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.
2.Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками,
Под кедрами красавицы – Тайги,
Под соснами полесскими.
Припев.
3.Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
Припев.
3.И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.
Припев.
Приложение 7.
Экологические частушки.
1.Разрешите вас потешить
И частушки вам пропеть.
Разрешите для начала
экологию задеть.
2.Всё бы по лесу ходила
Грибы, ягоды брала.
Если б люди не сорили,
Травка б мягкая росла.
3.По деревне шли два деда
Толковали так и сяк.
« Я нашёл у моря тазик».
« Ну а я нашёл башмак»
4. Опыляют удобреньем
Все совхозные сады.
Вырастают на деревьях
Ядовитые плоды.
5.И лягушки пострадали,
В огородах не найти.
Химикаты виноваты-
Сыпали без памяти.
6.Как бежал я мимо речки
Думал, мыши там пищат.
Тётя мусор высыпает,
Только баночки бренчат.
7.Раньше здесь у нас в Архипке
В море было много рыб.
Нефть сейчас плывёт, мазут.
Рыбка вымерла вся тут.
- Ночь спустилась на Архипку.
Дед Иван уже готов
С тачкой мусора вприпрыжку
Побежал в ближайший ров.
- Неужели это будет,
Неужели сбудется:
Люди мусор уберут.
Будет чистой улица.
- Мы кончаем петь частушки,
На гармошечке играть.
Уезжаем за границу
Тоже мусор убирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков....
внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай
воспитание у детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости, ответственности за свой город, уважения к его жителям....
Разработка внеклассного мероприятия по теме "Мой край - родная Белгородчина".
Урок нравственности, направленный на привитие любви к родному краю....
Внеклассное мероприятие "Давайте с вами сбережем родную дикую природу"
Цель деятельности учащихсяПервоначальное знакомство с экологическими проблемами, осмысление важности данной темы во всем мире, осмысление своего места в экологии природыЦель деятельности учителяСоздан...
Внеклассное мероприятие "Знаешь ли ты свой родной край?"
Внеклассное мероприятие: “Знаешь ли ты свой родной край?”Каримуллина Мавлия Махмутовна, учитель начальных классовЦели:• ознакомить учащихся с разнообразием родного края, воспитывая в ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Наш родной русский язык" (3 класс)
Цель: создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка .Задачи:- способствовать пробуждению потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;-...