Внеклассное мероприятие по толерантности
методическая разработка на тему
С чего начинается любое знакомство? С познании самого себя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мероприятие | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
• развивать стремление к самовоспитанию;
• способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
• обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
• сформулировать черты толерантной личности;
выработать у детей правильное и разумное отношение к детям с ОВЗ;
привлечь внимание школьников к проблемам детей с ОВЗ.
Предварительная подготовка: домашняя заготовка бумажная фигурка человечка с написанным на нем именем каждого ребенка и значением имени,
Оборудование: листы бумаги для работы в группах, макет планеты Земля, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия.
Ход мероприятия:
Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По- своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
Ученики: С нашего имени!
Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки. (слайд 2)
(Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к доске, на которой прикреплен макет планеты Земля, называют своё имя, дают себе краткую характеристику и приклеивают человечков. Затем, по итогам самопрезентации проводится беседа.)
Учитель: Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. (слайд 3)
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Учитель: О чем сегодня мы будем говорить на занятии?
Ученики: О том, что все люди разные. Много разных национальностей, вероисповеданий. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует.
Учитель: У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.
Ребятам предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии. (слайд 4)
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs), став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек» («The Butterfly Circus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (Life Without Limits: Inspiration for a Ridiculously Good Life) вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США.
12 февраля 2012 года он женился , а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
После просмотра педагог предлагает поиграть в игры:
1. «Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)
Учитель просит учеников надеть прихватки на обе руки. Дает им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем просит их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Просит перелистать страницы учебника.
Учитель объясняет им, что люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
2. «Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)
Карточки Бройля раздаются детям, и учитель просит их «прочитать» карточки. Они не могут это сделать.
И тогда учитель говорит о том, как трудно может быть для детей с ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.
3. «Пойми меня…»
Каждому ученику даётся большой леденец. Он должен положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут … и мое любимое мороженое ...»
Затем учитель cпрашивает учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали. Учитель советует ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например: «Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать?» Спросить их о чем-нибудь и подождать полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.
Учитель: Сегодня мы поговорим о детях с ограниченными физическими возможностями. Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?
Ученики: Думаем, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. Возможно, где-то с нами рядом живут девочка или мальчик, которые, обучаются на дому. Так как они тяжелобольные. Возможно, кому-то сделали операцию на ногу, так как он неудачно прыгнул, или попал под машину, неправильно переходя дорогу.
Учитель: Как вы думаете, как нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, какие качества должен проявить человек при общении с такими людьми?
Ученики: Взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость…
Учитель: Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.(слайд 5)
Давайте посмотрим какие аналоги русского слова есть в других языках:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. (слайд 6)
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, стойким, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.) (слайд 7)
Учитель:
1. Прочитайте определения слова «толерантность»?
2. Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения?
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. (слайд 8)
Рефлексия.
- Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству, которым бы вы хотели обладать, и почему, в каких случаях вам это качество необходимо? (Например, "терпение" - зачем оно вам, в каких случаях вы хотите быть "терпеливым").
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
Подведение итогов
Учитель: Я очень надеюсь, что после нашего занятия, вы не останетесь равнодушными к проблемам детей с ОВЗ, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек.
Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)
Шкалы: уровень доброжелательности
Назначение теста
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.
Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.
Тест
1. Выберите верное суждение
1. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.
2. Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.
2. Выберите верное суждение
1. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.
2. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.
3. Выберите верное суждение
1. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.
2. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.
4. Выберите верное суждение
1. Вера в других является основой выживания в наше время.
2. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.
5. Выберите верное суждение
1. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.
2. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.
6. Выберите верное суждение
1. «Договор дороже денег» – все еще лучшее правило в наше время.
2. В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.
7. Выберите верное суждение
1. Невозможно перепрыгнуть через себя.
2. Там, где есть воля, есть и результат.
8. Выберите верное суждение
1. В деловых отношениях не место дружбе.
2. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В.
При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении – в 0 баллов. Баллы суммируются.
Интепретация результатов теста
• 2 балла и меньше – низкий показатель доброжелательного отношения к другим;
• 3 – 5 баллов – средний показатель доброжелательного отношения к другим;
• 6 баллов и выше – высокий показатель доброжелательного отношения к другим.
Основой интолерантности, то есть нетерпимости можно считать страх. Страх перед тем, кто отличается от тебя, страх перед незнакомой ситуацией, страх перед наказанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "День толерантности".
Данную разработку можно пополнить организацией застолья, угощением разными национальными блюдами....
Конспект внеклассного мероприятия "День толерантности в начальной школе"
разработка внеклассного мероприятия для начальной школы с психолого-педагогической диагностикой...
Внеклассное мероприятие по толерантности "Другу ты отдать сумей всё тепло души своей".
Занятие «Другу ты отдать сумей всё тепло души своей» проводится с участием родителей, воспитателей ГПД, учителей. Направлено на развитие толерантного отношения к окружающим людям. Проводится в форме и...
Внеклассное мероприятие "Урок толерантности"
Внеклассное мероприятие "Урок толерантности"...
Внеклассное мероприятие "День толерантности"
Что такое толерантность...
внеклассное мероприятие по толерантности
Внеклассное мероприятие для начальных классов, посвящённое толерантному отношению к окружающим " О тех, кто рядом"...
Внеклассное мероприятие "День толерантности"
Цель данного мероприятия: формирование у учащихся навыков толерантных отношений. В мероприятии принимают участие учащиеся 1-4 классов. Организация данного мероприятия содержит подготовительный этап....