Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
клуб по краеведению "Край родной, родимый край - милая сторонка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_.docx | 519.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Клуб краеведение
«Край родной, родимый край – милая сторонка»
г.Волосово
Структура программы
№ | Раздел программы |
Паспорт Программы | |
Обоснование программы. Пояснительная записка. | |
Ценностные ориентиры программы. | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы. | |
Содержание программы. | |
Тематическое планирование. | |
Аппарат контроля. | |
Методическое обеспечение программы. | |
Список литературы для учителя и ученика. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа клуба по интересам «Край родной, родимый край-милая сторонка» |
Нормативно-правовые основы разработки программы | Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Муниципальный уровень
|
Автор-составитель | Белякова Олеся Николаевна |
Цель и задачи программы | Цель программы – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества. Задачи курса: - воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; - формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме; - развитие чувства сопричастности к жизни общества; - формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма; - создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. |
Приоритетные направления Программы | Основным направлением Программы является:
|
Ожидаемые результаты (и продукты деятельности) |
|
Порядок управления реализацией Программы | Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.
Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Клуб «Край родной, родимый край – милая сторонка! носит личностно ориентированный характер.
Цель программы – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачи курса:
- воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;
- развитие чувства сопричастности к жизни общества;
- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;
- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Край родной, родимый край – милая сторонка» .
В основе методики преподавания курса «Край родной, родимый край – милая сторонка» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, организация посильной практической деятельности.
Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.
- Освоение эвристических приемов рассуждений.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.
Ожидаемые результаты:
Изучив курс «Край родной, родимый край – милая сторонка», учащиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
- символику страны, города, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
- Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34часа)
«Россия – Родина моя» - 34часа
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,
практических -25
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в библиотеку.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
3 класс (34часа)
Содержание | Количество часов | Дата |
1. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | |
2. Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 | |
3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | |
4. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | |
6. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | |
7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | |
8. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | |
9. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | |
10. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | |
11. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | |
12. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | |
13. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | |
14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | |
15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | |
16. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | |
17. Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | |
18. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | |
19. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | |
20. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | |
21. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | |
22. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. | 1 | |
23. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | |
24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | |
25. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | |
26. Быть человеком. Дискуссия. | 1 | |
27. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | |
28. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 | |
29. День птиц. Викторина. | 1 | |
30. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | |
31. История страны в названиях улиц. Презентация. | 1 | |
32. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | |
33. Зеленые ладошки земли. Сад на окошке. | 1 | |
34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 1 | |
Итого 34 часа |
- АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.
В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.
Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Лист контроля
Критерии оценки число | 1.10 | 2.10 | 3.10 | 4.10 | … | |
Самооценка | ||||||
Оценка работы группы | ||||||
Впечатление от занятия |
Цветовое решение оценивания:
Красный | Желтый | Синий |
Любопытно | Интересно | Полезно |
1. Самооценка
2. Оценка работы группы
Серый | Зеленый | Желтый |
Не очень активна | Достаточно активна | Согласованная |
3. Впечатление от занятия
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
Система оценивания
Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой;
Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
- Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. - Новопавловск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...