Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Белякова Олеся Николаевна

клуб по краеведению "Край родной, родимый край - милая сторонка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_.docx519.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

«Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Картинка 13 из 9657

1 (132)

C09-32 копия

Клуб краеведение

«Край родной, родимый край – милая сторонка»

г.Волосово

Структура  программы

Раздел программы

Паспорт Программы

Обоснование программы. Пояснительная записка.

Ценностные ориентиры программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы.

Содержание программы.

Тематическое планирование.

Аппарат контроля.

Методическое обеспечение программы.

Список литературы для учителя и ученика.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа  клуба по интересам «Край родной, родимый край-милая сторонка»

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 9 июня 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2008 г. №03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм  Федерального закона  от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 октября 2003 г. N 24-51-212/13-28-51-793/16.  «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост.Е.С.Савинов].-М.:Просвещение, 2010.-191 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
  • Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества (презентация, НПК,  Нижний Новгород.Май 2010.).
  • Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (презентация, НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
  • Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (презентация, НПК,  Нижний Новгород.Май 2010).

Региональный уровень:

  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  •  Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Методические рекомендации по составлению рабочих программ,  примерное положение о рабочей программе внеурочной деятельности Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыот 01.06.2012 №4694/12.

Муниципальный уровень

  • Приказ департамента образования  администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010   №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных  учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»

Автор-составитель

Белякова Олеся Николаевна

Цель и задачи программы

Цель программы –         воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

 -  воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к  жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Приоритетные направления

Программы

Основным направлением Программы является:

  • патриотическая деятельность

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

  • наличие программы клуба «Край родной, родимый край – милая сторонка» для 3 класса для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Порядок управления реализацией Программы

Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе.

Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:

  • ежемесячно
  • ежеквартально
  • ежегодно
  • подробный отчет по завершению реализации программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Клуб «Край родной, родимый край – милая сторонка! носит личностно ориентированный характер.

Цель программы –         воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

 -  воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к  жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Край родной, родимый край – милая сторонка» .

В основе методики преподавания курса «Край родной, родимый край – милая сторонка» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, организация посильной практической деятельности.

Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.
  • Освоение эвристических приемов рассуждений.
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.

Ожидаемые результаты:

Изучив курс «Край родной, родимый край – милая сторонка», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
  • символику страны, города, школы;
  • государственные праздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

Должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
  • Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34часа)

«Россия – Родина моя» - 34часа

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,

 практических -25

1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в библиотеку.  

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

3 класс (34часа)

Содержание

Количество

часов

Дата

1. Знакомства с символами Российского государства.

1

2. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.  

1

4. Ты и твои друзья. Игра.

1

6. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

8. Каков я в школе? Анкетирование.

1

9. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

10. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

11. Мои любимые книги. Выставка книг.

1

12. Почему меня так назвали. Презентация.

1

13. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

16. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

17. Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

18. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

19. Чем живет планета  Земля? КВН

1

20. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1

21. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1

22. Мой папа – мастер на все руки. Презентация.

1

23. Мамины помощники. Ролевая игра.

1

24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

25. Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

26. Быть человеком. Дискуссия.  

1

27. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

28. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс.

1

29. День птиц. Викторина.

1

30. Дети войны. Литературное чтение.

1

31. История страны в названиях улиц. Презентация.

1

32.  Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

33. Зеленые ладошки земли.  Сад на окошке.

1

34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН    

1

Итого                                                                                 34 часа

  1. АППАРАТ  КОНТРОЛЯ

Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  

В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.

Формы контроля и система оценивания.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.

       С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.

Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;

Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;

Организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
  7. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. -  Новопавловск, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...