ПРОГРАММА летнего оздоровительного лагеря «Солнечные дорожки лета»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа разработана в целях организационно-методического обеспечения разных форм летнего отдыха детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnye_dorozhki_leta.docx | 486.46 КБ |
diplom_progr_letnego_otdyha.pdf | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа принята на УТВЕРЖДАЮ
Педагогическом Совете Директор МБОУ
«Излучинская ОНШ» Протокол №3 Е.В. Шагвалеева
от «21» марта 2015 года «______»_____2015 год
Детский оздоровительный лагерь
«Планета Добра и Радости»
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
«Солнечные дорожки лета»
июнь, июль 2015г
Авторы программы:
Тишкина Е.А., педагог-психолог
Данилова М.Я., зам. директора по ВР
п. Излучинск
2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | «Солнечные дорожки лета» |
2 | Цель программы | Формирование у воспитанников духовно-нравственных ценностей через включение в творческую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря. |
3 | Направление деятельности | Узкопрофильная программа, направленная на реализацию духовно-нравственного воспитания детей |
4 | Задачи |
|
5 | Ожидаемый результат | Повышение духовно - нравственной культуры воспитанников Положительная динамика развития нравственных качеств обучающихся отсутствие правонарушений, фактов агрессивного поведения. Расширение знаний о семейных традициях, культуры своего края, Отечества. Активное участие детей в отрядных делах, деятельности лагеря, проявление творческих и организаторских способностей. Пополнение портфолио личных достижений. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, бесконфликтное общение, сплоченность детского коллектива. Пополнение знаний детей о здоровом образе жизни. |
6 | Сроки реализации программы | Июнь, июль 2015года |
7 | целевые группы | дети в возрасте от6-11лет |
8 | Количество, возраст воспитанников | 1 смена – 105 человек 2 смена – 50 человек |
9 | Авторы программы | Тишкина Е. А., педагог-психолог Данилова М. Я., заместитель директора по воспитательной работе Сивер Н.Н., учитель |
10 | Руководитель программы | Данилова М.Я., заместитель директора по воспитательной работе |
11 | Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Излучинская общеобразовательная начальная школа» |
12 | Адрес учреждения | Пер. Строителей, д. 5, п. Излучинск, Нижневартовский район, Ханты - Мансийский автономный округ- Югра |
13 | Почтовый индекс | 628634 |
14 | Телефон/факс Электронный адрес | (3466) 28 25 51 detstvo96@mail.ru |
15 | Руководитель учреждения | Шагвалеева Елена Владимировна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Организация оздоровительного отдыха, занятости детей и подростков в летний период - одна из основных задач социальной политики Нижневартовского района. Это объясняется: существующими проблемами в здоровье детей, проживающих в условиях северного региона, потребностью семьи и государства иметь здоровое подрастающее поколение, желанием самих детей иметь возможность заниматься творчеством и саморазвитием.
В период летних каникул большая часть режимного времени детей освобождается от учебных занятий, возникает риск попадания их в различные негативные ситуации. В целях снижения количества правонарушений, несчастных случаев с детьми и подростками необходимо привлекать детей к организованным формам досуга, свободного времени.
Исходя из этого, одной из главных задач образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка является разработка программы летнего оздоровительного отдыха для детей в каникулярное время.
Летний оздоровительный лагерь - это одна из форм организации отдыха. Это жизнь в новом коллективе, это время игр, развлечений, снятия накопившегося за год напряжения, укрепления здоровья, возможность отдохнуть с пользой для себя, совершить новые открытия и приобрести новых друзей.
Данная программа разработана в целях организационно-методического обеспечения разных форм летнего отдыха детей и подростков.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации. Программа помогает осмысленно получать максимально полезный результат, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут стратегии деятельности.
Новизна программы.
В новых государственных образовательных стандартах существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Реализация духовно-нравственного компонента, обозначенного в новых государственных образовательных стандартах должна осуществляться через все виды образовательной деятельности, в том числе и внеучебную.
В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы было духовно-нравственное воспитание. Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения детей в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности.
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей Родины, края, приобщения детей к традициям духовно - нравственной культуры, необходимо непрерывное образование. В связи с этим программа «Солнечные дорожки лета» является продолжением работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию и будет реализована в детском оздоровительном лагере «Планета Добра и Радости» Излучинской ОНШ в 2015 году.
Программа «Солнечные дорожки лета» разработана с учетом анализа реализации программы детского оздоровительного лагеря в летний период 2014 года. Анкетирование детей и родителей показало удовлетворенность формой отдыха детей и потребность в продолжение данной деятельности.
Основная идея программы «Солнечные дорожки лета» заключается в обогащении духовно-нравственного опыта детей. Ребята вместе с вожатыми и воспитателями отправятся в замечательное путешествие по солнечным дорожкам дружбы, здоровья и спорта, творчества и искусства, познания и открытий, безопасности и приключений, праздников и сюрпризов.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа организации летнего отдыха детей «Солнечные дорожки лета» ориентирована на работу с воспитанниками младшего школьного возраста и рассчитана на 2 смены. Сроки реализации программы июнь, июль 2015 года - 42 дня. Количество детей за 2 смены -155 человек. Количество участников 1 смены – 105 человек, количество участников 2 смены – 50 человек.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Организация летней смены лагеря логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в направлении духовно-нравственного воспитания.
В декабре 2014 года в школе проводилось исследование нравственных качеств обучающихся. В тестировании принимало участие 68 обучающихся 4 классов. Получены следующие результаты. Общий уровень духовно-нравственного развития обучающихся 4 классов составляет -74%. Наряду с этим положительным результатом был выявлен невысокий уровень некоторых ценностных ориентиров, так у 24 % обучающихся не сформировано понятие межнациональной культуры, у 13% обучающихся не развита гражданская позиция (чувство гордости за свою страну), 34 % не знают традиций и обычаев своего народа. Изучив и проанализировав опыт мониторингового исследования, главной целью по разработке, реализации программы летнего пришкольного лагеря стало - передача исторической памяти, нравственных образцов, трансляция духовного опыта через активную творческую деятельность детей. Если сохранена история, если она передается на наглядно–вербальном уровне (игровые, развлекательные программы, формирование экспозиций и выставок, экскурсионные программы, конференции, диспуты и т.д.), значит, есть будущее у нового поколения. Есть хорошая возможность формирования у воспитанников духовно-нравственных ценностей, воспитания у детей чувства гордости, любви и уважения к истории России, её традициям, воспитания активного гражданина, патриота своей Родины.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель программы формирование у воспитанников духовно-нравственных ценностей через включение в творческую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Задачи программы
- Приобщать воспитанников к традициям духовно - нравственной культуры, продолжать формировать у воспитанников духовно-нравственные ценности.
- Повышать интерес и воспитывать уважение детей к родному краю, своей стране.
- Создать условия для социальной активности личности ребёнка, развивать детское самоуправление.
- Совершенствовать культуру общения и межличностных отношений воспитанников, развивать сплоченность детского коллектива.
- Повышение интереса к здоровью и здоровому образу жизни.
Предполагаемые результаты программы
Приобщение воспитанников к традициям духовно - нравственной культуры, формирование у воспитанников духовно-нравственных ценностей. | Повышение духовно - нравственной культуры воспитанников Положительная динамика развития нравственных качеств обучающихся отсутствие правонарушений, фактов агрессивного поведения. Расширение знаний о семейных традициях, культуры своего края, Отечества. |
Формирование социальной активности личности ребёнка, развитие детского самоуправления | Активное участие детей в отрядных делах, деятельности лагеря, проявление творческих и организаторских способностей. Пополнение портфолио личных достижений. |
Развитие культуры общения и межличностных отношений, сплочение детского коллектива. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, бесконфликтное общение, сплоченность детского коллектива. |
Повышение интереса к здоровью и здоровому образу жизни | Пополнение знаний детей о здоровом образе жизни. |
Принципы программы
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечные дорожки лета» опирается на следующие принципы:
- Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности.
- Принцип творчества и свободы выбора предполагает право выбора:
- познавательной деятельности, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;
- выбора ролевой позиции при подготовке дел;
- Принцип социальной активности через включение детей и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, который предполагает формирование временных групп по подготовке и проведению различных мероприятий, создание служб по освещению жизнедеятельности в лагере, организацию творческих коллективов.
Понятийный аппарат программы.
Духовно-нравственная деятельность направлена на привитие духовно-нравственных норм жизни, создание условий для усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей.
Духовность - все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И.Даль). Если более развернуто, духовность – в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности.
«Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» (Сластенин В.А.).
Гражданско-патриотическая деятельность включает мероприятия, воспитывающие отношение ребенка к Родине, обществу, коллективу, труду, своим обязанностям и к самому себе и развивающие такие качества, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственные ценности – 1) семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
2) отношение к семье, уважение к родителям, старшим, трудолюбие, доброта.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
«Нравственное воспитание» определяется как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения» (педагогическая энциклопедия) (В.И. Болдырев).
Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов. (www.arkh-edu.ru)
Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитием удовлетворительных связей с другими людьми.
Нравственное здоровье - это культура поведения в обществе, т.е. система ценностей и поведения.
Духовное здоровье - соблюдение ценностей и убеждений.
Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ
2. Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
4. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
5. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6.Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПиН 2.4.4.2599-10
7. Муниципальная программа «Развитие образования в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы», подпрограмма«Организация отдыха детей в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков Нижневартовского района».
8. Постановление администрации Нижневартовского района от 18.03.2015 № 512 «Об организации отдыха в каникулярное время, оздоровления, занятости детей и подростков Нижневартовского района»
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии | Показатели | Результат |
Формирование ценностных ориентаций. | - Сформированность умений и навыков нравственного поведения | - Умение реагировать на эмоциональное состояние окружающих. - Умение оказывать помощь как близким, так и мало знакомым людям. - Выполнение общепринятых правил поведения. |
Состояние физического здоровья детей | - Динамика показателей физической подготовки; - Формирование культуры ЗОЖ у детей. | - Повышение показателей физической подготовки детей на начало и конец смены: отжимание, прыжки на скакалке, игровые навыки; - Расширение кругозора детей о ЗОЖ. |
Эмоциональное состояние и настроение каждого ребенка | - Ежедневная посещаемость лагеря; - Активное участие в мероприятиях; - Оптимистический настрой. | - Удовлетворенность пребыванием, положительная динамика посещаемости; - Успешная социализация детей и подростков при выполнении различных ролей. |
Уровень активности каждого ребенка | - Обеспечение постоянной занятости детей. - Проявление лидерских качеств, организаторских способностей. | -Увеличение количества занятых детей и подростков в летний период. - Проявление инициативы детей в организации и проведении мероприятий; - Конструктивное взаимодействие со сверстниками |
Благоприятный психологический климат | - Отсутствие конфликтов, установление дружеских отношений. | - Сотрудничество со сверстниками, взрослыми. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подготовительный период
Задача: создание условий для функционирования пришкольного лагеря.
Формы дел: изучение социального заказа, подготовка кадровое, организационное, методическое, кадровое, материально- техническое обеспечение.
Результат: готовность лагеря к работе (приемка лагеря межведомственной комиссией).
Организационный период.
Задачи
а) знакомство, формирование групп.
Результат: начало установления контактов, общее представление о смене.
б) диагностика интересов, возможностей и способностей ребят, планирование деятельности на смену, художественная стилизация отрядных комнат.
Результат: выявление лидеров, включение их в работу по развитию
сюжета игры; корректировка проекта в зависимости от мотивов и интересов участников смены, оформление отрядных уголков;
в) проведение дел в отрядах, работа инициативных, творческих групп для подготовки творческих дел, занятий.
Результат: выбор ролей и видов деятельности по интересам; формирование межличностных отношений.
г) выработка норм и правил, формирование законов и условий совместной работы в отряде.
Заканчивается период открытием лагерной смены и запуском программы «Солнечные дорожки лета».
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей.
Ключевые дела организационного периода:
«Солнечная дорожка Дружбы»
- День знакомств «Оглянись вокруг, каждый тебе друг»
- Игра-знакомство «РВС» (разведай, выясни, спроси)
- Квест-игра на местности «Что там за поворотом?»
- Фестиваль отрядных визиток «Все мы разные. Все прекрасные»
- Открытие лагерной смены «Возьмемся за руки друзья».
Основной этап смены
Занимает большую часть времени, 13 дней. Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Именно на этом этапе реализуются все постоянные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня, работа над выбранным проектом.
С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела. В конце каждого дня проводится рефлексия.
Ключевые дела основного периода:
«Солнечная дорожка Дружбы и Единства»
- Конкурсная программа «Счастливое детство»
- Познавательно-игровая программа «Люблю тебя, Россия.»
- КТД изготовление презентации «Моя мама лучше всех»
- КТД «Моя дружная семья»
- Развлекательная программа «Пока все дома»
- Мастер –класс «Игры народов мира»
- Мастер –класс по народному ремеслу.
«Солнечная дорожка познаний и открытий»
- Экскурсия в музей «История поселка Излучинск»
- КТД «Чистая планета»
- Экологическая викторина «Знатоки земли Сибирской»
- КТД «Мой четвероногий друг»
- Тематический вечер «Диалоги о животных»
- День русских традиций.
- Мастер-класс «Необычное из обычного».
Солнечная дорожка Мудрости
- «Игра по станциям «Твори добро».
- КТД «Живой журнал»
- Экскурсия в Храм.
- КТД «Десант доброты»
«Солнечная дорожка литературных героев»
- Игра-путешествие «Там на неведомых дорожках».
- Развлекательная программа «Сказки и легенды народов мира».
- Конкурс инсценировок «Одну простую сказку…».
- Вечер-путешествие «Сказки и легенды народов мира».
«Солнечная дорожка Спорта и здоровья»
- Спортивно-развлекательная программа «Спорт-смех-ландия».
- Игра-марафон «Забавы нашего двора»
- КТД «Музей полезных привычек»
- Конкурсная программа «Самый классный вожатый».
«Солнечная дорожка Творчества и Искусства»
- КТД «Моя дружная семья»
- Мастер-класс «Семейный альбом»
- Выставка творческих работ «Мамины умелые руки»
- Музыкальная гостиная «Песенка идет по кругу»
- Конкур рисунков «Золотая кисть»
«Солнечная дорожка Безопасности и Приключений»
- Игра-Квест по лагерю «Что там за поворотом?».
- Открытие смены «Веселый экспресс отправляется в путь»
- Игра-вертушка «Остров сокровищ»
- «Веселые старты вместе с вожатым».
«Солнечная дорожка Праздников и Сюрпризов»
- День наоборот. Калейдоскоп конкурсов: конкурс фантазеров «Веселые истории», конкурс «Письмо себе любимому», лучший конкурс Дня наоборот.
- Игровая программа «Бал цветов».
- День Именинника «Как у нас на именины…».
- Конкурсно-развлекательная игровая программа «Поляна веселых затей».
- Творческий конкурс «Минута славы»
Заключительный этап смены.
В этот период изучаются результаты прохождения программы участниками, подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов.
Задачи:
а) подведение итогов смены;
Результат: подведение итогов игры, подведение итогов работы в отрядах, итоговые пресс-конференции, награждение организаторов и активных участников смены;
б) оценка эффективности программы, выработка перспектив деятельности;
Результат: исследовательский материал об эффективности реализуемой модели; банк диагностических данных, методический материал по смене; видео и фотоматериалы об опыте работы за смену.
в) анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Ключевые дела заключительного периода:
- Конкурс альбомов «Записки Путешественника»
- Праздничная программа «Яркие воспоминания о Путешествии»
- Концертный вечер «Фейерверк юных талантов»
- Фестиваль достижений «Самый, самый»
Модель игрового взаимодействия.
Погружение в игру осуществляется с момента начала работы лагеря.
1 смена - «Город Мудрых Мастеров».
На планете Доброты, в разных городах, жило много интересных и талантливых детей. На той планете был «Город Мудрых Мастеров». И мэр этого города решил объединить всех талантливых и способных детей, предложив им принять участие в благоустройстве этого города, сделать его красочнее, ярче, интересней. Он пригласил их пройти по «солнечным дорожкам», в том числе совершить много добрых и полезных дел, поработать в «мастерских» различных направлений: интеллектуального, спортивного, прикладного, творческого. А помогать детям в «мастерских» будут Мастеровые. А пройдя по «солнечной дорожке» вы откроете для себя мудрость предков - зашифрованное послание.
Успехи ребят учитываются в «личной трудовой книжке» каждого участника смены.
1смена
Дом – отряд в лагере.
Подмастерье – командир отряда.
Мастеровые – вожатые, воспитатели отряда.
Мудрец – педагог-организатор.
Мэр города – начальник лагеря.
Городской Совет - планѐрка педагогов лагеря
Городской Форум - заседание детского самоуправления.
2 смена - «Солнечные дорожки лета». Все участники смены, пришедшие в лагерь, становятся пассажирами «Веселого экспресса».
Комфортабельный «Веселый экспресс» отправляется в летний круиз по планете Доброты. Он промчится по солнечным дорожкам лета. На каждой из них ребят ждут интересные встречи, новые открытия и, конечно же, сюрпризы. Каждый отряд будет занимать один из вагончиков поезда, и дружная компания не будет скучать в пути. Ведь он наполнен интересными творческими делами. Веселую бригаду проводников поезда создадут лучшие воспитатели и вожатые.
Ребята объединяются в отряды, сами решают, как будут жить в них, принимают правила поведения для пассажиров своего вагончика, выбирается начальник вагона.
Каждый отряд в течение лагерной смены составляет журнал «Записки путешественника». В конце лагерной смены будет проводиться конкурс журналов.
2 смена
Расписание движения «Веселого экспресса»:
Отправление – 29 июня Прибытие – 24 июля
Вагончик – отряд в лагере.
Начальник вагона – командир отряда.
Проводники – вожатые, воспитатели отряда.
Старший проводник – педагог-организатор.
Начальник поезда – начальник лагеря.
Система мотивации и стимулирования участников программы.
Коллективная система поощрения проводится ежедневно на лагерной линейке по итогам прошедшего дня. Отряду-победителю вручается цветной вымпел:
Красного цвета – 1 место.
Синего цвета – 2 место.
Зеленого цвета – 3 место.
Желтого цвета – за особые заслуги.
Задача каждого отряда – собрать как можно больше вымпелов, что может выявить лучшего по номинациям: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый интеллектуальный», «Самый спортивный».
Итоги отмечаются на стенде достижений.
Индивидуальная система поощрения проводится проводится ежедневно по итогам прошедшего дня. Дети получают знак отличия «Добряшка» по номинациям:
«Самый оригинальный»
«Самый спортивный»
«Самый активный»
«Самый трудолюбивый»
«Самый творческий»
По итогам смены вручаются грамоты, дипломы медали.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
№ п/п | Должность | Штатные единицы | |
1 смена | 2 смена | ||
1 | Начальник лагеря | 1 | 1 |
2 | Воспитатель | 4 | 2 |
3 | Педагог-организатор | 1 | - |
4 | Педагог доп. образования | 1 | 0,5 |
5 | Инструктор по физвоспитанию | 1 | 0,5 |
6 | Медсестра | 1 | 1 |
7 | Старший повар | 1 | 0.5 |
8 | Повар | 2 | 1 |
9 | Подсобный рабочий, кух. рабочий | 1 | 1 |
10 | Уборщик служебных помещений | 1 | 1 |
Итого: | 15 | 8,5 |
В реализации программы участвуют специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период. На каждом отряде работает один воспитатель и два вожатых.
Программа предусматривает взаимодействие с учреждениями гп. Излучинск: РМАУ Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс «Арлекино», МАУ «Межпоселенческая библиотека», районный центр дополнительного образования детей «Спектр», комплексный центр социального обслуживания населении «Радуга».
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- обучающие семинары для начальников летних оздоровительных лагерей;
- установочный семинар для воспитателей;
- обучающие семинары для вожатых летнего оздоровительного лагеря;
- программа организации летнего отдыха и занятости детей;
- программа летнего оздоровительного лагеря;
- планы работы отрядов;
- план-сетка лагерной смены;
- программы мероприятий и взаимодействия с учреждениями поселка;
- должностные инструкции всех участников процесса;
- методические разработки мероприятий в соответствии с планом работы;
- методические папки «В помощь вожатому»;
Наименование | Применение |
Учебные кабинеты | Отрядные комнаты, игровые комнаты |
Спортивный зал | Занятия спортом, КТД, зарядка (в случае плохой погоды) |
Спортивная площадка | Проведение игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Игровая площадка | Прогулки, игры на свежем воздухе |
Актовый зал | Праздничные мероприятия, концерты, КТД |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий |
Методический кабинет | Творческая мастерская вожатых, воспитателей |
- проведение ежедневных планерок
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Техническое оборудование: мультимедийное оборудование, аудиоаппаратура, компьютеры, ксерокс, сканер.
Инвентарь: спортивный инвентарь, настольные игры, развивающие игры.
Расходные материалы: маркеры, фломастеры, карандаши, пластилин, ватманы, краски, кисточки и альбомы для рисования, скотч, клей, бумага А4, цветная бумага, картон, воздушные шарики, наборы для творчества.
Наградная продукция: грамоты, дипломы, сертификаты, медали, сувениры и призы.
Печатная продукция: маршрутные листы, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники наблюдения
Смета расходов (финансово-экономическое обоснование программы)
№ п/п | необходимые средства | обоснование | Сумма (руб.) |
печатно-множительные работы | разработки мероприятий, наглядность, баннеры, цветная печать | 7.000 | |
призовой фонд | награждение по итогам проведения мероприятий (2смены по 3.000 на каждую) призы | 6.000 | |
типографические, издательские услуги | издание буклетов, сборников по итогам смены | 1.000 | |
изготовление атрибутики | кепки, галстуки, значки | 4.000 | |
приобретение основных средств на развитие материально – технической базы | стендовый материал, спортивного и игрового инвентаря | 3.000 | |
итого | 21.000 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей /Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 № 09-613
- Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
- Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
- Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: Настольная книга вожатого. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
- Волгунов В.В. Дети. Каникулы. Творчество. – Н/Новгород: ООО ≪Педагогические технологии≫, 2004.
- Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
- Коллективные творческие дела от «А» до «Я». Методические рекомендации. Составитель: Г.Г. Кругликова, канд. филос. наук, доцент. – Нижневартовск, 2007.
- «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
- Педагогика временного детского коллектива. Учебное пособие. — Владивосток, 2002.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. - М., « Владос», 2003.
- Титов С.В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. –М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Материалы интернет-ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Мониторинг
Вводная диагностика | - анкетирование; - опрос; - беседы в отрядах. |
Пошаговая диагностика | - анкетирование; - «цветопись» по результатам мероприятий и дел лагеря; - диагностика эмоционально-психологического климата (ЭПК) - отрядные «Огоньки». |
Итоговая диагностика | - анкетирование; - диагностика эмоционально-психологического климата (ЭПК) - творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь», сочинение «Мой лагерь»). |
Анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от лагеря?
• Плохие
• Хорошие
• Не очень хорошие
• Не очень плохие
• Другое _____________________________
2.Что ты ждешь от лагеря?
• Хорошего настроения
• Весёлых игр
• Познавательных занятий
• Новых знакомств
• Спортивных соревнований
• Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
3. В каких делах ты хочешь участвовать?
• Спортивное направление
• Художественно-прикладное
• Начально-техническое направление
• Трудовая деятельность
• Познавательная деятельность
4. Что тебе нравиться делать?
• Играть
• Соревноваться
• Принимать участие в выставках
• Подготавливать задания для других детей
• Заниматься декоративно-прикладным творчеством
5. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
• Да
• Нет
• Не знаю
• Скорее да, чем нет
• Скорее нет, чем да
• Кто твои друзья в лагере?
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Я не хочу, чтобы ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Я хочу, чтобы _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Я боюсь, что _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя_______________________ Фамилия _____________________________
МЕТОДИКА ОПРОСА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У нас хорошие вожатые.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- Ко всем воспитателям в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У меня есть любимый воспитатель в нашем лагере
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У меня есть любимые занятия в нашем лагере
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
Обработка полученных данных
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
0 - совершенно не согласен
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Цветопись «Мишень».
Каждый ребенок определенным значком отмечает свое настроение на «мишени» в том или ином круге. Значком может служить записанное имя, лично придуманный символ, наклеенная геометрическая фигурка.
АНКЕТА (в конце смены)
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующу* смену?
- Было ли скучно в лагере?
- Было ли тебе страшно?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
- Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
- Закончи предложения:
Я рад, что______________________________________________________________________________
Мне жаль, что________________________________________________________________________
Я надеюсь, что________________________________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.______________________________________________________
- Самое яркое впечатление за эти дни у меня ...
- Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось ...
- Несколько слов о нашем отряде ...
- Мои впечатления о лагере.
Диагностика эмоционально-психологического климата (ЭПК)
Процедура. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которым обладает наш коллектив». Желательно рассмотреть первую пару месте с ребятами.
Бланк опроса
В нашем отряде всегда весело. | 43210 | В нашем отряде всегда скучно. |
Все ребята, в общем-то, добрые. | 43210 | В отряде много злых, равнодушных. |
Мы никогда не ссоримся. | 43210 | Мы часто ссоримся, конфликтуем. |
Ребята в отряде вежливые, воспитанные. | 43210 | Ребята часто грубят, ругаются. |
Мне в нашем отряде хорошо, спокойно. | 43210 | Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно. |
У нас все равны. | 43210 | Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими. |
Мы все сплоченные, все делаем вместе. | 43210 | Несколько ребят дружат между собой, остальные - сами по себе. |
Обработка результатов
Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 28 баллов (7 утверждений отмечены по максимуму баллов - 4). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК каждого ребенка, для чего суммируем отмеченные ребенком цифры по каждому из семи показателей. Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).
Оценочная шкала:
23-28 баллов - очень высокий,
19-22 балла — высокий,
12-18 баллов — средний,
0-11 баллов — низкий.
Изучение эмоционально-психологического климата отряда проводится в середине и в конце смены.
Приложение 2
Режим дня
8.30 – 8.40 ПРИЕМ ДЕТЕЙ
Утро. Солнышко встает
— спать ребятам не дает.
8.40 – 8.55 ЗАРЯДКА
Чтобы быть весь день в порядке,
надо сделать нам зарядку.
8.55 – 9.05 ЛИНЕЙКА
9.10 – 9.30 ЗАВТРАК
Что ты ходишь такой грустный?
Ждет в столовой завтрак вкусный.
9.30 – 13.00 ОТРЯДНЫЕ, ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Ждет здесь нас много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.
13.00 – 13.30 ОБЕД
Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
13.30 – 14.30 ОТРЯДНЫЕ, ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ ДЕЛА
Вместе с отрядом сил не жалей:
пой, танцуй, рисуй и клей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа детского оздоровительного лагеря "Солнечный"
Летние каникулы – самая лучшая пора для развития творческих способ¬ностей и со-вершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя¬зи, удовлетворения индивидуальных интересов...
Анализ работы летнего оздоровительного лагеря "Солнечный" 2018 год
Развёрнутый анализ работы в летней лагерной смены 2018. В анализе отражено оснавная идея, цели, задачи, актуальность, новизна программы, а так же формы и методы работы в лагере дневного прибыван...
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей при МОАУ СОШ №1
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет...
Программа летнего-оздоровительного лагеря " Солнечный остров"
рабочая программа...