Семинар-практикум «Профилактика жестокого обращения с детьми»
методическая разработка на тему

Тишкина Елена Анатольевна

План семинара со специалистами системы профилактики  по предупреждению противоправных действий несовершенноллетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Профилактика жестокого обращения с детьми как условие предупреждения противоправных действий несовершеннолетних»

Место проведения: г. Нижневартовск               Дата: 06 июня  2012г.                Участники: социальные педагоги, педагоги-психологи.

Ведущая: педагог-психолог Тишкина Е.А.                     Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

п/п

Содержание

Форма

Время

Материалы, инструменты, оборудование

1.

Вступительное слово тренера.

Здравствуй друг!  Как ты тут?

Я пришел! Ты мне рад?

И тебе, и мне хорошо!!!

Шеринг («С каким настроением пришли сегодня? Что ожидаете?»)

Приветствие участников

20-25 мин.

Бейджики, скотч, маркеры или фломастеры, карточки с правилами тренинга.

2

Теоретические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения

Новые термины: булинг – насилие реб. над реб. (сверстник-сверстник); псевдоблагополучная семья

Мини-лекция

Что вам известно по данной теме? Какие виды насилия вы знаете?

30мин.

Материал для мини-лекции

3

«Не подходи ко мне»

Инструкция: один участник становится в круг, остальные вокруг него. По команде круг начинает приближаться к участнику стоящему в центре. Как только стоящему в центре участнику становится дискомфортно, он говорит «Стоп!».

У каждого человека существуют свои, индивидуальные границы, нарушая их, мы нарушаем внутренний мир человека.

Игра

Полезный сайт!!! Мне больно.

10-15 мин.

Игрушка

4

«Хрестоматия по этике. Сухомлинский В.А.»

Инструкция: вам необходимо объединиться в четверки. Каждой подгруппе представлено описание какой-либо истории. Прочитайте и обсудите её.

Практикум

15 мин.

Карточки с историями, игрушка.

5

«Голос поколений»

Инструкция:  сейчас мы попробуем услышать голос поколений. Встаньте врассыпную так, чтобы не мешать друг другу.

Закройте глаза и скажите себе «Я – это я». Примите наиболее характерную позу для себя. Будьте естественны. Теперь сделайте шаг назад. Это ваша мать. Вспомните ее характерное состояние, ее характерную позу. Примите ее. Станьте сейчас ею. Сейчас вы – это она… вы – это ваша мать. Сейчас вы вспоминаете ее и повторяете про себя дочери какую-то фразу или две-три фразы.

Сделайте шаг влево. Вы – ваш отец. Вспомните его характерное состояние, его характерную позу. Примите её. Станьте сейчас им. Сейчас вы – это он. Вы – отец. Вы часто повторяете про себя дочери какую-то фразу или две-три фразы.

Сделайте шаг назад. Вы – ваш дед. Вспомните его характерное состояние, его характерную позу. Примите его. Станьте сейчас им. Сейчас вы – это он. Вы – ваш дед. Вы часто повторяете про себя дочери какую-то фразу или две-три фразы.

Теперь сделайте шаг влево. Это ваша бабушка. Вспомните ее характерное состояние, ее характерную позу. Примите ее. Станьте сейчас ею. Сейчас вы – это она… вы – это ваша бабушка. Сейчас вы вспоминаете ее и повторяете про себя дочери какую-то фразу или две-три фразы.

Теперь сделайте два шага вперед. Вы – это снова вы. Почувствуйте это и произнесите «Я – это я». Медленно откройте глаза.

Как вы себя чувствуете? Какие предписания ваших предков оказались для вас самыми важными? Что вы чувствовали, когда слышали их? Вы можете говорить поддерживающие фразы ваших предков, когда вам трудно? Скажите спасибо себе за смелость и открытость.

Практикум

Где в работе можно использовать это упр.?

20 мин.

Вывод:  Главный фактор, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь.

(см. приложение)

6

«Быть уверенным в себе»

Инструкция: разделите лист на 2 части. Запишите   в 1 половине листа все, что ассоциируется у вас со словом «Уверенность». Во 2 половине «Неуверенность»

Я уверен в себе – это значит:

Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь.

При сравнении себя с другими, не допускать большого разрыва.

Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие.

Знать свои права и уметь их отстаивать.

Быть настойчивым, добиваться того, чего хочешь.

Уметь сказать «нет», если нет желания чего-либо делать.

Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством.

Верить в себя и свои возможности.

Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься.

Не компенсировать неуверенность агрессией.

Делать комплименты и с благодарностью их принимать.

Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.

Спрашивать ч/з одного: уверенность, неуверенность

10-15 мин.

Вывод: если ребенок уверенный, сможет дать отпор и постоять за себя.

Примеры защиты А.В. в случае сексуального насилия.

7

«Отдача»

Инструкция: разбейтесь на пары. Представьте, что вы получили подзатыльник. На счет «раз», загните один палец, второй палец загибается при получении второго подзатыльника, при каждом последующем подзатыльнике загибается по одному пальцу. Загнув десятый палец, вы получили два кулака, которыми можно дать сдачи тому, кто отпускал подзатыльники. Внимательно посмотрите на свои кулаки. Сдачу вы можете дать в любую минуту.

Что вы чувствовали, когда вас обижали, и когда появилась возможность дать сдачи?

Практикум

10-15 мин.

8

«Громко и тихо»

Инструкция: сейчас мы прослушаем два музыкальных фрагмента. Во время прослушивания каждого из них необходимо на листе бумаги изобразить ту картину, какую вы увидели, представили.

Когда и где вы бываете спокойными или агрессивными?

Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

Какие чувства у вас вызывали спокойный музыкальный фрагмент и неспокойный?

Какая музыка может успокоить человека, какая вызвать агрессию и напряжение?

Чем схожи ваши рисунки и чем отличаются?

Практикум

Вывод: ребенок, который постоянно испытывает угнетение, всегда рисует приблизительно одинаковый рисунок на различную музыку. Всегда все плохо!

15-20 мин.

Музыкальный фрагменты, листы А4 на каждого участника

9

«В каждом маленьком ребенке…»

Инструкция: сейчас мы прослушаем музыкальный отрывок. Выполняйте любые движения под эту музыку, прислушиваясь к своему телу и своим желаниям.

Разминка.

5 мин.

Листы А4 на каждого участника

10

«Два дома»

Инструкция: на листе бумаги необходимо нарисовать два дома. В первый дом, поместите тех людей с кем вам комфортно, о ком у вас приятные воспоминания. Во второй дом поместите и запишите тех, с кем не комфортно.

Упражнение

10 мин.

Листы А4, карандаши

11

«Профилактика ненасилия в образовательной среде»

Разделиться на 3 группы.

Инструкция: сейчас с точки зрения разных групп – дети, родители, педагоги мы создадим мини-проекты.

Инструкция: 

Какие мероприятия по профилактике ненасилия вы бы хотели, чтобы с вами провели? Что хотят дети? Родители? Педагоги? Сейчас с точки зрения разных групп – дети, родители, педагоги мы создадим мини-проекты.

Выйти на профилактику эмоц. выгорания педагогов.

Обсуждение.

Проектная мастерская

20-25 мин.

Листы А4, карточки с названием целевых групп, игрушка

12

«Родительская установка»

Инструкция: сейчас попробуйте ответить на вопросы:

Кто я для своего ребенка?

Кто мой ребенок для меня, как родителя?

Записать не менее десяти убеждений.

Хорошо сделать для детей и родителей отдельно, потом сравнить. Ярко прослеживаются стили воспитания, взаимодействие между реб. и родителями.

Инструкция для реб: Кто я для своего Р? Кто мой Р. для меня?

Вывод: эти 2 позиции помогут мне понять, что я делаю не так для своего  ребенка

15 мин.

13

Отец поздравил сына с днем рождения:

- Тебе – семнадцать. Ну, совсем большой!

Что ж, через год получишь разрешенье

На «прегрешенья» взрослых: на курение

И на бокал вина, мой дорогой!

Сын посмотрел задумчиво в окно:

- Спасибо, папа, за слова привета,

Но сигареты, водку и вино –

Уж года три, как бросил я все это.

Детей своих рабски порой любя,

Мы их превращаем в своих мучителей,

Когда же родители любят себя,

То дети молятся на родителей.

Поссориться просто (чего быстрее),

Как с горки скатиться, лишь  в сани сесть.

А вот помириться куда сложнее,

Стократ неприятнее и труднее,

Чем снова на гору с санями лезть.

3мин.

14

Общее «АГА!»,  «Чемоданчик в дорогу»

Рефлексия

20-25 мин.

Игрушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система мер по профилактике жестокого обращения с детьми в условиях ОУ"

Данная презентация открывает вопросы жестокого обращения с детьми. Разговор о важности ранней профилактики по данной проблеме. Материал предоставлен для педагогов....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ре...

Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....

"Воспитание заботой", программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми

Программа, направлена на профилактику жестокого обращения с детьми. Так как эта проблема в последнее время все чаще выходит на первый план....

Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....

Советы родителям " Профилактика жестокого обращения с детьми"

Рекомендации, советы родителям; предупреждение жестокого обращения с детьми. Нормотивные документы....