Профилактика жестокого обращения с детьми
методическая разработка по теме
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoe_gosudarstvennoe_avtonomnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 37.82 КБ |
detstvo.pptx | 627.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Профилактика жестокого обращения с детьми в
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
города Губкина Белгородской области
Выполнила: Дёмина Евгения Леонидовна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г.Губкина
Белгород
2013
За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ?
Прежде всего, необходимо понимать, что существуют ФАКТОРЫ РИСКА, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.
Всем, кто работает непосредственно с семьей и ребенком, нужно знать, что факторами риска, характеризующими особенности детей – жертв насилия, являются следующие:
нежеланный ребенок;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
врожденные уродства;
нелюбимый ребенок в семье;
сходство с нелюбимым родственником;
нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
«трудный» ребенок;
низкая масса тела при рождении, недоношенность;
высокоодаренный или талантливый ребенок.
Один из факторов - социальное неблагополучие семьи:
неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
семьи с приемными детьми;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
специфические культурные или религиозные факторы;
стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
использования физического и психического насилия в качестве наказания;
статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Не менее значимым и важным фактором риска является состояние здоровья родителей, других членов семьи, наличие в ней эмоциональных сложностей, характерологических особенностей:
психические заболевания (психоз, депрессия);
умственная отсталость;
критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
При наличии данных факторов происходит нарушение жизненного пространства ребенка, ведущее за собой серьезные проблемы. Поэтому очень важно своевременно обратить внимание на семью, в которой наблюдаются факторы риска, где есть почва для жестокого обращения с ребенком.
Различают четыре ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ жестокого обращения с детьми:
ФИЗИЧЕСКОЕ,
СЕКСУАЛЬНОЕ (развращение),
ПСИХИЧЕСКОЕ (эмоциональное),
МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (пренебрежение основными нуждами ребенка).
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные виды травм:
- на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;
- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
Возраст до 3 лет:
- малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- реакция испуга на плач других детей;
- редкая улыбка и проявления радости;
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
Возраст от 3 до 6 лет:
- отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- лживость, воровство;
- копирование поведения взрослых;
- агрессивность, жестокое отношение к животным;
- болезненное отношение к замечаниям, критике.
Младший школьный возраст:
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество, отсутствие друзей;
- стремление скрыть причину повреждений и травм.
Подростковый возраст:
- побеги из дома;
- криминальное или анти общественное поведение;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- суицидальные попытки.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку:
- позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему;
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
- отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение,неадекватность др.).
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:
- вуаеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию;
- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком;
- мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
- ночные страхи, кошмары;
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
- беспричинные нервно – психические расстройства.
Дети младшего школьного возраста:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- ухудшение отношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессивное состояние;
- жалобы на боли в животе;
- побеги из дома или учреждений образования и воспитания;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- беспорядочные половые связи, проституция.
ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей(опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
- особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
- задержка умственного и физического развития;
- энурез;
- печальный вид;
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
- нарушение сна, отсутствие аппетита;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- беспокойство, тревожность, агрессивность;
- склонность к уединению;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытка самоубийства.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
- негативная характеристика ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;
- отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию
Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам:
- санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез;
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте);
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод и жажда, кража пищи;
- стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- пассивность, подавленное состояние, апатия;
- антиобщественное поведение;
- агрессивность и импульсивность;
- неумение общаться с людьми;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всехспециалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолого – педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.
Профилактическая работа направлена на работу со всеми учащимися школы, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав.
Цели работы:
1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с
проблемами жестокого обращения с детьми.
2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по
жестокому обращению с детьми.
Задачи:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.
Профилактическая работа осуществляется по направлениям:
• организационная работа,
• диагностическая работа,
• профилактическая работа с обучающимися,
• профилактическая работа с родителями и педагогами.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.
Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Организационная работа:
1) проведение тематических педагогических советов;
2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
3) составление социального паспорта класса, школы;
4) ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на
внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;
5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;
6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в
спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
1) анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;
1) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;
2) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;
3) заполнение личной карточки учащегося;
4) посещение семей;
5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;
6) работа со специалистами из ЦРБ.
Профилактическая работа со школьниками:
1) правовая просвещенность несовершеннолетних;
2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель,
школьная медсестра, администрация школы);
3) использование интерактивных методов воспитания;
4) тренинговые занятия для школьников;
5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;
6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:
-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;
-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;
-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
7) организация консультаций специалистами;
9) оказание психологической помощи.
Профилактическая работа с родителями:
1) правовая просвещенность родителей;
2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;
4) проведение родительского всеобуча:
- «Профилактика жестокого обращения в семье»
- «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
- «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
- «Права и обязанности семьи»
- «Причина детских суицидов»
- «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
- «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
- «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
- «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.
5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;
6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
План мероприятий
по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации
№ | Содержание мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации | В течение года | Директор школы, зам. директора | |
«Родительский всеобуч»: - противодействие жестокому обращению с детьми; - предотвращение конфликтных ситуаций в образовательной среде; -профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних; - оказание помощи и защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; | В течение года | Директор школы, зам. директора | |
Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения | Октябрь- ноябрь | Педагог-психолог | |
Обучение учащихся навыкам психологической адаптации | декабрь | Педагог-психолог | |
Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду | ноябрь | Педагог-психолог | |
Организация и проведение коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися | В течение года | психологическая служба | |
Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми | В течение года | Директор школы, зам. директора, социально- психологическая служба | |
Ориентация деятельности социально - психологической службы на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодёжной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье | В течение года | Директор школы, зам. директора, социально- психологическая служба | |
Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о простраивании взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействию жестокому обращению, защите прав, профилактике суицида, оказании помощи в трудной жизненной ситуации | В течение года | Директор школы, зам. директора | |
Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах школы | В течение года | Директор школы, зам. директора |
Список литературы:
1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).
2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.
3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.
4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.
5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.
6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в
образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.
7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)
8. Конституция РФ.
9. Семейный кодекс РФ.
10. Регламент работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности,
социального сиротства и лишения родительских прав.
11. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. (Принцип 9 Декларации прав ребёнка. )
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Жестокое обращение включает в себя и физическое и сексуальное насилие, и физическое пренебрежение, и недостаток внимания, и эмоциональное неправильное обращение, и покушение на половую неприкосновенность, а также морально-юридическое неправильное обращение
НАСИЛИЕ – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком
Формы насилия над детьми: Физическое Сексуальное Психическое (эмоционально-неправильное обращение) Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка)
Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения
Влияние физического насилия на ребёнка: Поведенческие и психологические индикаторы: Задержка развития, малоподвижность Дети могут становиться агрессивными, тревожными Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников Бояться взрослых и играют только с маленькими детьми, а не ровесниками Страх физического контакта, боязнь идти домой Тревога, когда плачут другие дети, тики, раскачивание
2 . Признаки физического насилия над ребёнком: Раны и синяки (разные по времени и возникновению, в разных частях тела одновременно, непонятного происхождения, имеют особую форму предмета, например, форму пряжки ремня, ладони) Ожоги (топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами)
Укусы (следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтёков) Синдром тряски ребёнка (возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга, у ребёнка наблюдается кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания)
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции
Влияние на ребёнка: Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий Может жаловаться на физическое нездоровье
Психическое насилие- эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинения, оскорбления, угрозы в адрес ребёнка (брань, крики, внушение чувства страха)
Виды психического насилия: Принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его достоинство Отвержение ребёнка, подавление всякой воли ребёнка Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы Принуждение к одиночеству Совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям Причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка
Влияние на ребёнка: Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков) Уступчивость, податливость Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность
Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребёнка: Не растёт, не набирает веса или теряет в весе Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия) Не ходит в школу, прогуливает школу Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении
Не всегда эти признаки очевидны. Но, однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов Следы побоев, истязаний, физического насилия Следы сексуального насилия Запущенное состояние детей Отсутствие нормальных условий проживания
Антисанитарное состояние жилья Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребёнка, лишение его сна, ребёнка выгоняют из дома Если Вы знаете об этих фактах, не оставайтесь равнодушными. Вы можете позвонить в любое отделение полиции и оставить сообщение, этим Вы, возможно, спасёте жизнь ребёнку.
Причины жестокого обращения: Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами Семейные традиции (меня так воспитывали)
Причины жестокого обращения: Алкоголизм и наркомания в семье Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи Жестокое обращение в семьях – проявление тех проблем, которые имеются в семье. Часто родители видят причину усугубления своего положения в ребёнке.
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Уголовная ответственность- Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие. (ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110 УК РФ)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ. (ст.69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.
Уважаемые родители, помните слова В.А. Сухомлинского: «Трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»
«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва! Он в горло зверюшке заглянет сперва И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и тёплое слово , Компресс, полосканье и доброе слово , Горчичники, банки и нежное слово , - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без тёплого слова, Без нежного слова – не лечат больного!» Юнна Мориц
Выявленные случаи насилия над детьми и пренебрежения их нуждами – лишь вершина айсберга
« Школа без жестокости и насилия»
психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3 . удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева)
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды ( И.А. Баева)
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы; - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы; - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в ходе учебно-воспитательного процесса в школе; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Факторы риска психологической безопасности педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т. п.
Факторы угрозы психологической безопасности в образовательном пространстве Неквалифицированные специалисты; неблагоприятный психологический климат в классе (взаимодействие учащихся и учителя); психологическое насилие (критика в адрес личности, унижение, конфликты); терроризм или осознание его вероятности ; аварийное состояние помещений; разного рода перегрузки ребенка ( неадекватность требований, эмоциональные, умственные, физические перегрузки) нежелание родителей взаимодействовать с педагогами; + нестабильность образовательной системы, напряженность в педагогической среде
Угрозы психологической безопасности образовательной среды Психологическое насилие в процессе взаимодействия Следствие – получение ребенком психологической травмы 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к одиночеству; эмоциональность; склонность к депрессии и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость, агрессивность и аутоагрессивность ; суицидальные тенденции.
Насилие в школе
Агрессор на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб; манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним; может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия; на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых; не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники; прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов; входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу; спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Аутсайдер его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых; его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Последствия насилия задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Этапы профилактики насилия в школе Этап 1. Признать что проблема существует. Участники образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители) должны честно признать что проблема существует; Создание инициативной группы в ОУ с активным участием педагога – психолога и социального педагога; Этап 2. Определить масштаб бедствия. Проведение мониторинга среди участников образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители);
Этапы профилактики насилия в школе Этап 3. Разработка профилактических мероприятий. создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе; Организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми; Разработка этического кодекса школы; Создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с агрессорами; Этап 4. Оказание индивидуальной социально - психологической помощи. Консультация педагога – психолога и социального педагога учителям, родителям, ученикам.
По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете.
Благодарю всех за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система мер по профилактике жестокого обращения с детьми в условиях ОУ"
Данная презентация открывает вопросы жестокого обращения с детьми. Разговор о важности ранней профилактики по данной проблеме. Материал предоставлен для педагогов....
Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"
“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....
"Воспитание заботой", программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми
Программа, направлена на профилактику жестокого обращения с детьми. Так как эта проблема в последнее время все чаще выходит на первый план....
Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"
План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....
Семинар-практикум «Профилактика жестокого обращения с детьми»
План семинара со специалистами системы профилактики по предупреждению противоправных действий несовершенноллетних....
Советы родителям " Профилактика жестокого обращения с детьми"
Рекомендации, советы родителям; предупреждение жестокого обращения с детьми. Нормотивные документы....
Родительские собрания. Профилактика жестокого обращения с детьми
Информация, памятки для родителей...