"Воспитание заботой", программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми
рабочая программа на тему
Программа, направлена на профилактику жестокого обращения с детьми. Так как эта проблема в последнее время все чаще выходит на первый план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями | 560.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тазовская школа – интернат среднего (полного) общего образования
Программа,
направленная на профилактику
жестокого обращения с детьми
Автор: Лапсуй Юлия Лумбовна,
социальный педагог,
Пушкина 10 кв. 31
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей любого государства. Права и свободы ребенка охраняются и защищаются государством в приоритетном порядке. В частности, устанавливается запрет на жестокое обращение с детьми, за которое виновное лицо должно ответить по закону. Но, несмотря на это, многие родители в нашей стране проявляют по отношению к своим детям тот или иной вид жестокого обращения. Виды – физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость). Под жестоким обращением или насилием в отношении детей имеются в виду действия, представляющие опасность для их жизни и здоровья, нарушающие или ограничивающие их права и свободы. Чтобы понять, насколько серьезна эта проблема, вниманию предлагаются несколько цифр из официальной статистики: ежегодно 125 тысяч несовершеннолетних становятся потерпевшими от преступных посягательств; 80% детей 13-15 лет страдают от запугивания сверстников в школе; 26 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами сексуальных посягательств. Еще более серьезной проблемой становится применение жестокого обращения к детям в семье. По экспертным оценкам, лишь 5 % фактов семейного насилия становятся достоянием гласности и попадают в статистику. В последнее время увеличивается рост жестокого обращения с детьми в семьях. Поскольку семья живет в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной в продолжительное время.
Профилактическую работу по данному направлению необходимо осуществлять совместно с классными руководителями, педагогом-психологом, инспектором ОДН и Советом профилактики.
Работа по выявлению и профилактике насилия предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Цель: профилактика и выявление жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Защита детей от жестокого обращения со стороны родителей.
- Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
- Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
- Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования доброжелательного отношения к друг другу.
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2014-2015 учебный год.
Формы реализации: реализация программы осуществляется через следующие направления:
- методическое;
- социально-педагогическое (наблюдение, беседы, патронаж, консультации);
- психолого-педагогическое (тестирование, анкетирование и т.п.).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
1. Повышение важности понимания родителями воспитания без насилия и ответственности за своих несовершеннолетних детей (беседы и анкетирование о воспитании в начале и в конце учебного года, сделать анализ и сравнение данных).
.2. Систематизация работы школы по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях и в общественных местах.
3. Вовлечение родителей в совместную работу по профилактике жестокого обращения с детьми в общественных местах.
Рабочий план реализации Программы
№ | Мероприятие | Срок исполнения | Целевая группа | Ответственные |
1. | Родительские собрания: - «Типы семейного воспитания» - «Поощрение и наказание в воспитании детей» - «Общение родителей с детьми» | 1, 2 ,3 триместр | Родители 1-11 классов | Соц. педагог Классные руководители |
2. | Заседание клуба опекунов: - «Мир в семье» - «Жестокое обращение с детьми» - «Детская агрессивность» | 3 раза за учебный год | Опекуны и попечители | Соц. педагог |
3. | Классные часы о дружбе: - «С детства дружбой дорожить учат в школе» - «Что такое дружба?» - «Поговорим о дружбе» | 1, 2,3 триместр | Учащиеся 1-4 классы | Соц. педагог Классные руководители |
4. | Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях | В течение учебного года | Семьи детей 1-4 классов | Соц. педагог Классные руководители |
5. | Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток | 1, 2,3 триместр | Родители 1-4 классов | Соц. педагог |
6. | Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями | В течение учебного года | Родители 1-4 классов, опекуны , попечители | Соц. педагог |
7. | Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни» | 1 и 3 триместр | Учащиеся 1-4 классов | Соц. педагог Инспектор ОДН |
8. | Беседы, анкетирования и тестирования и наблюдение за детьми | В течение учебного года | Учащиеся 1-4 классов | Соц. педагог Педагог-психолог Классные руководители |
Руководитель организации-заявителя ________________________________________Зятев И. А.
(подпись)
М. П.
Содержание программы
№№ п/п | Содержание работы | Формы и методы работы | Оснащение |
1. | Родительские собрания: - «Типы семейного воспитания» Цель: познакомить родителей с типами семейного воспитания Задачи: - показать возможные варианты решения семейных проблем без ссор; - обсуждение воспитания в семье Ожидаемый результат: каждый родитель делает для себя вывод воспитания в их семье, исправление ошибок в дальнейшем, если это необходимо. - «Поощрение и наказание в воспитании детей» Цель: дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям Задача: обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы Ожидаемый результат: поменять методы поощрения и наказания и использовать ранее неиспользованные - «Общение родителей с детьми» Цель: развитие умения родителей видеть себя со стороны Задачи: -стимулирование полноценного общения родителей с их детьми; - повышение уровня знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми Ожидаемый результат: каждый родитель обращает внимание на стиль общения с ребенком и невербальные проявления чувств по отношению к нему | Лекция Беседа анкетирование Беседы, Работа в группах | Плакат с советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования» На доске развешены слова известных педагогов о воспитании |
2. | Обновление материала на информационном стенде по проблеме жестокого обращения с детьми «Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком», издание буклетов и памяток. Цель: профилактика жестокого обращения с детьми Задачи: - оформление наглядного материала по проблеме - отбор статей из законов по проблеме Ожидаемый результат: родителям необходимо иметь в виду и необходимо знать, что лица, допускающие жестокое обращение с детьми, наказываются законом | Информационно-просветительская | Материал по проблеме Законы: Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Конвенция |
3 | Обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях Цель: обследование условий проживания детей Задачи: -выявить причины неблагополучия; - проведение с родителями беседы о взаимоотношениях с детьми; - обследование материально-бытовых условий (оказание материальной помощи, если это необходимо) Ожидаемый результат: налаженные отношения с родителями, оказание помощи если необходимо | Патронаж беседа | |
4 | Индивидуальные и семейные консультации социального педагога с родителями Цель: построение доверительных и положительных взаимоотношений с родителями Задачи: - проведение профилактической беседы по проблеме с родителями о поведении ребенка; - консультирование по интересующим темам родителей о воспитании детей - проведение с членами семьи тренинга на сплоченность и дружбу в семье Ожидаемый результат: хорошие и доверительные взаимоотношения с семьями, сплоченность и дружба в семье | Беседа Тренинг | |
5 | Заседание клуба опекунов: - «Мир в семье» Цель: расширить представления родителей и детей о семье как величайшей общечеловеческой ценности Задачи: - показать, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи; - обсуждение с родителями ритуалов примирения с членами семьи. Ожидаемый результат: мир в семье - главное условие счастья всех членов семьи. - «Жестокое обращение с детьми» Цель: актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми Задачи: - дать определение жестокому обращению; - показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; -рассмотреть виды и признаки жестокого обращения с детьми Ожидаемый результат: выбор методов наказания, не связанных с жестоким обращением. - «Детская агрессивность» Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях Задачи: - познакомить родителей с понятиями «агрессия» и «агрессивность»; - выявить причины детской агрессивности; - рассмотреть пути коррекции агрессивного поведения детей Ожидаемый результат: каждый родитель должен корректировать свое поведение в конфликтных ситуациях с детьми | Беседа Презентация по теме Лекция с элементами тренинга | Плакаты с пословицами о семье Плакаты со словами известных педагогов о воспитании Выставка литературы по педагогике и психологии, памятка «Добрые советы», Рекомендации скажем агрессии «НЕТ». |
6 | Классные часы о дружбе: - «С детства дружбой дорожить учат в школе» Цель: показать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Задачи: - содействие в формировании представления о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями; - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали; - воспитывать уважение к окружающим Ожидаемый результат: создание доброжелательной атмосферы в классных коллективах. - «Что такое дружба?» Цель: раскрыть сущность понятия «дружба» Задачи: - показать важность друга в жизни человека; - воспитание добрых качеств личности Ожидаемый результат: дети знают, что такое дружба и учатся быть добрыми. - «Поговорим о дружбе» Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта»; Задачи: - расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека; - способствовать расширению кругозора детей;; - воспитывать доброжелательность; - формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка Ожидаемый результат: создание положительного и жизнерадостного настроения. | Беседа Разъяснение Разговор-рассуждение с презентацией Беседа | Пословицы о дружбе Веселые смайлы Стихи о дружбе Рисунки о дружбе |
7 | Встреча учащихся с инспектором ОДН на тему «Опасные грани жизни» Цель: профилактика вредных привычек, безопасного поведения на улице Задачи: - дать понять, что кроме ПАВ в жизни много интересного; - формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; - формирование ответственности за свое поведение Ожидаемый результат: вовлечение детей в деятельность творческих объединений. | Беседа Лекция | Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни Плакаты антирекламы |
8 | Беседы, анкетирования, тестирования и наблюдение за детьми Цель: выявление того или иного негативного явления в жизни детей и их семей Задача: - проведение с детьми разных тестов и анкет на разные темы, касающиеся взаимоотношений с родителями, психологических особенностей Ожидаемый результат: оказание своевременной помощи по выявленным проблемам, полученным в ходе проведения того или иного метода. | Беседа Наблюдение закрытое, открытое |
Программа составлена с помощью следующей литературы:
Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 2 2011 год, с.-81
Научно-практический журнал для социальных работников и педагогов «Социальная педагогика» № 3 2010 год, с.-84
Справочник классного руководителя № 7 2011 год
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2/ Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система мер по профилактике жестокого обращения с детьми в условиях ОУ"
Данная презентация открывает вопросы жестокого обращения с детьми. Разговор о важности ранней профилактики по данной проблеме. Материал предоставлен для педагогов....
Профилактика жестокого обращения с детьми
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ре...
Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"
“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....
Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"
План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....
Семинар-практикум «Профилактика жестокого обращения с детьми»
План семинара со специалистами системы профилактики по предупреждению противоправных действий несовершенноллетних....
Советы родителям " Профилактика жестокого обращения с детьми"
Рекомендации, советы родителям; предупреждение жестокого обращения с детьми. Нормотивные документы....
Родительские собрания. Профилактика жестокого обращения с детьми
Информация, памятки для родителей...