"Исследование роста и урожайности томатов сорта "Новичок"
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Нефёдова Марина Владимировна

Цель работы: исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок» на основе эксперимента.

Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение и описание.

            В результате исследования мы сделали следующие выводы:

1) С момента пикирования до момента высадки в грунт объём тары влияет на рост растений.  

2) После высадки в закрытый грунт через 15 дней растения, посаженные в меньшую тару, постепенно догоняют в росте растения, посаженные в большую тару.

3) Через 2 месяца после высадки в закрытый грунт образцы, посаженные в меньшую тару, догнали и сравнялись по росту, а также по количеству плодов с образцами, посаженными в большую тару.

4) Особенностью исследования является то, что сломанные и вновь посаженные образцы спустя 40 дней сильно отстают в росте, при этом они догоняют по количеству плодов первоначальные образцы.

5) К концу эксперимента образцы, которые были сломаны и посажены вновь в разные по объёму стаканы, практически догнали друг друга в росте и по количеству плодов. Однако, они оказались намного ниже первоначальных образцов, но по урожайности сломанные образцы сравнялись. Значит, объём тары для рассады не влияет на рост и урожайность растений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_rosta_i_urozhaynosti_tomatov_sorta_novichok.docx54.51 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок»

Исследовательская работа

Направление: начинающие исследователи

Автор:  Нефёдов Фёдор Сергеевич,

Россия, ХМАО-Югра, Нефтеюганский р-н, сельское поселение Сингапай,  Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 3 «А» класс

Научный руководитель:

Нефёдова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Научный консультант:

Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна,

к.и.н., методист НРМОБУ

«Сингапайская СОШ»

E-mail: marina-nefedova@inbox.ru

2016

Исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок»

Нефёдов Фёдор Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,  3 «А» класс

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….1

I. Томат «Новичок»……………………………………………………………………………2-3

1.1. Томат «Новичок»: характеристика………………………………………………………...2

1.2. Полезные свойства томатов………………………………………………………………2-3

1.3. Использование удобрения…………………………………………………………………..3

1.4. Земля для перцев и томатов………………………………………………………………...3

II. Посадка семян и пикировка рассады……………………………………………………...3-4

2.1. Посадка семян……………………………………………………………………………….3

2.2. Пикировка рассады………………………………………………………………………….3

2.3. Правила пикирования…………………………………………………………………….3-4

III. Проведение эксперимента

3.1. Эксперимент №1…………………………………………………………………………..4-7

3.2. Эксперимент №2…………………………………………………………………………..7-9

Заключение ……………………………………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………………………………………….11

Приложение

Исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок»

Нефёдов Фёдор Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,  3 «А» класс

АННОТАЦИЯ

        Цель работы: исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок» на основе эксперимента.

Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение и описание.

        В результате исследования мы сделали следующие выводы:

1) С момента пикирования до момента высадки в грунт объём тары влияет на рост растений.  

2) После высадки в закрытый грунт через 15 дней растения, посаженные в меньшую тару, постепенно догоняют в росте растения, посаженные в большую тару.

3) Через 2 месяца после высадки в закрытый грунт образцы, посаженные в меньшую тару, догнали и сравнялись по росту, а также по количеству плодов с образцами, посаженными в большую тару.

4) Особенностью исследования является то, что сломанные и вновь посаженные образцы спустя 40 дней сильно отстают в росте, при этом они догоняют по количеству плодов первоначальные образцы.

5) К концу эксперимента образцы, которые были сломаны и посажены вновь в разные по объёму стаканы, практически догнали друг друга в росте и по количеству плодов. Однако, они оказались намного ниже первоначальных образцов, но по урожайности сломанные образцы сравнялись. Значит, объём тары для рассады не влияет на рост и урожайность растений.  

        

Исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок»

Нефёдов Фёдор Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,  3 «А» класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

        Проблема: на первоначальном этапе наблюдения мы заметили, что после пикировки в разную посуду, растения в большой посуде стали выше и крупнее, чем в маленькой посуде. Так сформулировали проблему: какую роль играет объём тары на рост и урожайность томатов сорта «Новичок».

        Гипотеза: мы предположили, что чем больше объём тары, тем выше и плодоноснее будет растение.

        Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, описание, анализ и обобщение.

        Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

        Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

        Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

        Описание – фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путём наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

        При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов, среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

        Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета и явления.

        Этапы работы:

1. Выбрать сорт томатов, грунт и удобрение.

2. Изучить литературу о томатах сорта «Новичок».

3. Посадить семена для рассадочного материала.

4. Выбрать тару для пикирования рассады.

5. Провести пикировку растений.

6. Наблюдать за ростом экспериментальных образцов.

7. Высадить образцы в закрытый грунт.

8. Наблюдать за ростом, цветением и появлением плодов томатов сорта «Новичок».

9. Обобщить выводы наблюдений и эксперимента.

        Список использованной литературы

1. Анохина  З. М. Томат начинается с семян и рассады // Сад и огород. №2, 2009. С. 7. О выращивании томатов.

2. Вагнер Шарлота. 101 эксперимент с растениями. – Ранок, 2014. С. 34-35, 37-38.

3. Лаврова С. Моя настольная книга. Овощи. – М.: Белый Город, 2013. С. 80-84.

4. Журнал. Приусадебное хозяйство. Рупосова С. Определимся с выбором сортов // №12, 2008. С. 24-28.

5. Журнал. Садовод и огородник // Спецвыпуск №1 (январь 2015). Томаты. Секреты урожая. Издательство: Толока. С. 23.

6. Журнал. На дачном участке. Все о помидорах // №8, 2009. 2-23. О биологических особенностях помидоров, подборе семян, выращивании рассады, уходе за рассадой, об основных заболеваниях.

7. Газета. Волшебная грядка // № 11, 2013. С.3.

8. Газета. Югорское обозрение // №21 от 21 мая 2015 г. Рубрика «Дачный совет» Статья «Где селить росток?» Василиса Зырянова.

9. Интернет: Журнал. Садоводство // №6, 2015, 15 июля, 18:30 О секретах успеха в садоводстве и огородничестве, советы по уходу за овощами, описания сортов и другое.

10. Интернет: http://womanadvice.ru/tomat-novichok, 21 января, 2015, 19:00 Томат Новичок.

11. Интернет: http://ferma-biz.ru/ovoshhevodstvo/pomidory/sort/tomat-novichok-rozovyj, 25 января, 2015, 17:40 Помидоры сорта Новичок розовый.

12. Интернет:  http://parnik-teplitsa.ru/kak-sadit-pomidory-v-teplicu-123, 17 мая, 2015, 20:25 Как садить помидоры в теплицу.

13. Интернет: http://www.syl.ru/article/vyiraschivaem-tomat-novichok-u-sebya-na-gryadkah, 25 мая, 19:45 Выращиваем томат Новичок у себя на грядке.

Исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок»

Нефёдов Фёдор Сергеевич

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,  3 «А» класс

Введение

        Актуальность. Овощные культуры всегда необходимы в рационе северян. В настоящее время каждая вторая семья занимается выращиванием овощей на своём участке. Личный опыт показал, что в условиях многоквартирного дома нет достаточного места для рассады разнообразных растений, поэтому приходится в целях экономии пикировать в маленькую тару. А как это влияет на рост и урожайность томатов?

        Проблема: на первоначальном этапе наблюдения мы заметили, что после пикировки в разную посуду, растения в большой посуде стали выше и крупнее, чем в маленькой посуде. Так сформулировали проблему: какую роль играет объём тары на рост и урожайность томатов сорта «Новичок».

        Объект исследования: сорт томатов «Новичок».

        Предмет исследования: зависимость роста и урожайности томатов сорта «Новичок» от объёма тары после пикировки рассады.

        Гипотеза: мы предположили, что чем больше объём тары, тем будет выше рост и урожайность томатов.

        Цель работы: исследование роста и урожайности томатов сорта «Новичок» на основе эксперимента.

        Для реализации цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: 

1. Изучить литературу о томатах сорта «Новичок».

2. Организовать наблюдение от момента посадки до момента уборки урожая.

3. Провести эксперимент в закрытом грунте в условиях севера (п. Сингапай, Нефтеюганского района).

4. Обобщить результаты исследования.

Методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение и описание.

        Теоретическая значимость работы в том, что составлены рекомендации по уходу за томатами сорта «Новичок» в условиях севера (п. Сингапай, Нефтеюганского района).  

        Практическая значимость работы в том, что результаты исследования помогут огородникам Нефтеюганского района правильно организовать пикировку, посадку и уход за томатами сорта «Новичок».

I. Томат «Новичок»

1.1. Томат «Новичок»: характеристика         

        На рынке можно встретить сотни разных сортов томатов, некоторые хороши в одном, но плохи в другом. В нашем посёлке предпочтение отдают сорту Новичок. Несмотря на свое название сорт не молодой, он уже долгое время известен на просторах нашей страны. Сорт бывает двух видов розовый и красный, но по своим характеристикам они аналогичны. [1, 4; 11,1]

        Рассмотрим общую характеристику томата Новичок. Куст томата Новичок среднего типа роста, ориентировочно 50-90 см в высоту. Новичок подходит для выращивания, как на открытом грунте, так и в теплицах или парниках. По срокам созревания плодов сорт считается раннеспелым 115-130 дней от всходов. Если отталкиваться от момента высадки рассады в грунт, то плоды можно уже собирать спустя 50-60 дней. Соцветия начинают закладываться после 6-7 листа, а дальше  почти через каждый лист – два. В каждой кисти по 5-6 помидоров, плоды созревают дружно. С одного куста можно собрать до двух килограммов помидоров. Если пересчитать урожайность на 1 квадратный метр, то выходит до 6 килограммов вкусных помидоров. Что касается плодов, то они слегка удлиненные и овальные, цветом оранжево красный, а вес от 70 до 150 грамм. Плоды хорошо транспортируются. [3,56-57; 9, 18]

        В литературе мы выявили преимущества томатов Новичок. Сорт Новичок устойчив к болезням томатов. [6, 4; 10, 1] Плоды отличаются устойчивостью к механическим повреждениям и пересозреванию. Для сорта характерная дружная отдача урожая, это будет плюсом для тех, кому не хочется долго морочить голову и днями бегать на грядку выбирать и собирать спелые томаты. Можно за несколько недель собрать весь урожай и уже забыть про сбор плодов. Помидоры универсального назначения они вкусные как в свежем, так и консервированном виде. Так же сорт хорошо подойдет для коммерческого выращивания, плоды обладают всеми необходимыми для этого товарными качествами: вкус, транспортабельность, устойчивость к повреждениям, красивый товарный вид. [6, 9]

1.2. Полезные свойства томатов

        Помидоры обладают отменными, незаменимыми вкусовыми качествами и привлекательным внешним видом. Но, кроме того, плоды томатов, которые мы в обиходе неизменно называем помидорами, имеют множество полезных и даже целебных свойств. В томатах содержатся вещества, минералы и витамины, не только необходимые, но и полезные для организма человека. В их составе имеются сахара в виде фруктозы и сахарозы, различные минеральные соли и вещества. А также практически полный набор витаминов, бета-каротин и различные органические кислоты. Что очень важно, плоды томатов содержат такое вещество, которое является уникальным природным лекарством, обладающим сильными терапевтическими свойствами. Причем его содержание в помидорах, как показывают исследования, довольно высоко. К примеру, выше, чем даже в наиболее качественных сырах. Кстати, именно благодаря этому помидоры имеют такие насыщенные яркие цвета. Это органическое соединение хорошо усваивается организмом, является хорошим средством для профилактики сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Однако полезные свойства томатов на этом не оканчиваются. Они действуют как антидепрессанты, имеют антибактериальные и противовоспалительные свойства, способствуют правильному обмену веществ и улучшению пищеварения. [6, 10]

1.3. Использование удобрения

        Комплексное гранулированное удобрение «Томаты, перцы, баклажаны» производства  Торговый дом «Кирово-Чепецкая Химическая Компания» мы использовали как при подготовке почвы для посадки семян, так и для посадки рассады в закрытый грунт. Удобрение предназначается для применения в личных подсобных хозяйствах при условии соблюдения мер безопасности. (См. Приложение I)

1.4. Земля для перцев и томатов

        Для посадки семян в общую тару была выбрана земля для перцев и томатов производства ООО «Северо-западная торфяная компания». (См. Приложение II)

II. Посадка семян и пикировка рассады

2.1. Посадка семян

        После выбора сорта томатов, земли и удобрения были посажены 4 марта 2015 года в пластмассовый ящик семена томатов сорта «Новичок». (См. Приложение III)

2.2. Пикировка рассады [6, 8]

        Через 2 недели 19 марта растения пикировали в пластиковую тару двух видов:

        1) Стакан пластиковый 500 мл: диаметр стакана = 9 см, высота стакана = 14 см, диаметр дна стакана = 5,5 см, высота земли = 12 см.

        2) Стакан пластиковый 200 мл: диаметр стакана = 7 см, высота стакана = 10 см, диаметр дна стакана = 4,5 см, высота земли = 7 см. (См. Приложение IV)

2.3. Правила пикирования

        Предварительно за 1-2 дня до проведения пикировки рассаду обильно проливаем, чтобы не повредить нежные корешки во время проведения процедуры. Глубина тары, выбранной для пересадки, должна быть 10 см и более, площадь не менее 10 см2. [6] Помните: чем свободнее растению, тем лучше оно будет развиваться. К тому же произрастая в общем ящике, рассада переплетется корнями, и высадить ее без повреждения корневой системы будет невозможно.

        Подготовленные для пикировки стаканы наполняем землей примерно на 2/3. [6] В центре делаем углубление и увлажняем. Затем аккуратно вместе с землей извлекаем кустик таким образом, чтобы не повредить ни один корешок. Подкапывать можно при помощи ложки, но делать это нужно очень аккуратно.

        Во время проведения пикировки рассады томатов необходимо как можно меньше прикасаться к самому растению. Лучше всего если вы будете держать молодой кустик рассады за земляной ком, вместе с которым и будете пересаживать его на новое место.

        Затем аккуратно пересаживаем растение в новую тару, присыпаем землей чуть выше корня и аккуратно поливаем. Такие действия производим с каждым саженцем, при этом в первую очередь, отбирая наиболее сильные и крепкие. После проведения пикировки тара с рассадой ставится в самое светлое место.

        Проведение такой процедуры как пикировка способствует формированию мощной корневой системы помидоров, а в дальнейшем обеспечивает более легкую и удобную высадку в грунт.

III. Проведение эксперимента

        Для организации наблюдения и проведения эксперимента первоначально было посажено в пластиковые стаканы объёмом 500 мл, а также в пластиковые стаканы объёмом 200 мл по 3 образца, всего получилось 6 экспериментальных образцов.  

        В момент пикирования возник эксперимент №2. Так при рассаживании одно растение из пластикового стакана объёмом 500 мл случайно сломалось. Корневую часть мы оставили в стакане, а верхушку поставили в воду и стали ждать дальнейших изменений. Для точного эксперимента мы сломали уже специально растение из пластикового стакана объёмом 200 мл и тоже поставили верхушку в воду. Так у нас возникли образцы для эксперимента №2. (См. Приложение V)

3.1. Эксперимент №1 

Замеры: 12 мая (См. Приложение VI)

№ листа

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Ствол 40 см

Ствол 38 см

Ствол 37 см

Стакан пластиковый 500 мл

Высота земли 12 см

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

1

9

3

8

3

9

3

2

15

5

12

5

13

6

3

18

7

16

7

15

6

4

20

7

20

7

21

7

5

21

9

22

8

22

9

6

22

11

23

9

25

11

7

26

14

27

11

21

7

8

25

14

26

11

27

10

9

24

13

21

13

25

12

10

18

11

17

11

23

11

11

20

16

12

11

19

11

12

7

5

6

6

8

7

13

7

5

Итого

232 см

111 шт.

200 см

102 шт.

228 см

100 шт.

        

        Из таблицы видно, что образцы №1, №2 и №3, посаженные в пластиковые стаканы объёмом 500 мл, имеют общую высоту ствола 115 см; количество листьев 37; общая длина листьев на момент замера составила 660 см; количество долей 313 штук.  

№ листа

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Ствол 12 см

Ствол 13 см

Ствол 15 см

Стакан пластиковый 200 мл

Высота земли 7 см

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

1

5

2

3

3

4

3

2

6

3

4

3

6

4

3

9

5

9

5

11

5

4

10

7

13

5

13

7

5

10

9

14

6

14

7

6

14

8

13

6

16

7

7

10

6

13

7

13

9

8

9

5

5

5

11

7

9

7

5

3

1

7

7

Итого

80 см

50 шт.

77 см

41 шт.

95 см

56 шт.

        

        Из таблицы видно, что образцы №4, №5 и №6, посаженные в пластиковые стаканы объёмом 200 мл, имеют общую высоту ствола 40 см; количество листьев 27 штук; общая длина листьев на момент замера составила 252 см; количество долей 147 штук.          Таким образом, с 19 марта по 12 мая одинаковые во время пикировки экспериментальные образцы стали различны. Так, образцы №1-3, посаженные в большую тару, стали выше на 75 см, чем образцы №4 - 6, в меньшую тару. Так же первые три образца имеют на 10 листьев больше, их длина на 408 см больше и количество долей на 166 больше.        

        Вывод: с момента пикирования до момента высадки в грунт объём тары влияет на рост растений.  

        Высадка томатов в грунт теплицы

        Экспериментальные образцы в грунт теплицы были высажены 15 июня. (См. Приложение VII) [12, 1; 13,1] Спустя 5 дней были сделаны замеры, которые занесены в таблицы. Так как растения стали ещё выше  имели большое количество листьев, а температура в теплице и место не позволяют долгое время находиться там, то пришлось отказаться от дальнейшего подсчёта количества листьев и их длины. Зато теперь можно было фиксировать результаты цветения и плодов каждого растения.

        Замер: 20 июня (См. Приложение VIII)

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Высота

68 см

62 см

51 см

30 см

43 см

47 см

Итого

181 см

120 см        

Цветение

+

+

+

+

+

+

Плоды

2

-

                2

-

-

-

Итого

4 плода

0 плодов

        

        Из таблицы видно, что на данном этапе сохраняется преимущество в росте образцов №1, №2, №3, которые росли после пикирования в большей таре, над образцами №4, №5, №6, которые росли в меньшей таре. Однако, все образцы в это время уже зацвели. На образцах №1 и №3 появились первые плоды. Общая высота образцов №1-3 - 181 см, а образцов №4-6 – 120 см.

        Таким образом, разница в росте растений составила 61 см, против 75 см ранее. Разница в плодах - на 4 помидора больше.

        Замер: 30 июня (См. Приложение IХ)

 

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Высота

79 см

75 см

70 см

40 см

60 см

68 см

Итого

224 см

168 см

Цветение

+

+

+

+

+

+

Плоды

7

8

6

3

2

9

Итого

21 плод

   14 плодов        

        

        Из таблицы видно, что через 10 дней по-прежнему сохраняется преимущество в росте образцов №1-3 над образцами №4-6. Все растения продолжают цвести. На каждом теперь висят плоды. Общая высота образцов №1-3 – 224 см, а образцов №4-6 – 168 см.         Таким образом, растения, посаженные в меньшую тару, постепенно догоняют в росте растения, посаженные в большую тару. Разница в росте составила 56 см, что меньше на 5см, чем в последний раз. Разница в плодах составила 7 помидоров.

        

        Замер: 10 июля

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Высота

95 см

90 см

91 см

68 см

84 см

86 см

Итого

276 см

238 см        

Цветение

+

+

+

+

+

+

Плоды

11

13

10

7

6

13

Итого

34 плода

26 плодов        

        Из таблицы видно, что ещё через 20 дней сохраняется разница в росте образцов №1-3 и образцов №4-6. Но сейчас она составляет всего 38 см, против 56 в последний раз. Разница в плодах составляет 8 помидоров.

        Замер: 25 июля

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Высота

127 см

123 см

125 см

109 см

124 см

128 см

Итого

375 см

361 см

Цветение

+

+

+

+

+

+

Плоды

16

16

15

11

13

17

Итого

47 плодов

41 плод

        Из таблицы видно, что в этот раз разница в росте  образцов №1-3 и образцов №4-6 сохраняется минимальная – 14 см. Разница в плодах – 6 помидоров.

        Замер: 15 августа (См. Приложение Х)

 

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Высота

164 см

162 см

167 см

151 см

167 см

 173 см

Итого

493 см

491 см

Цветение

+

+

+

+

+

+

Плоды

17

17

18

15

16

19

Итого

52 плода

50 плодов

        Из таблицы видно, что в последнем замере разница в росте практически сравнялась, а количество плодов составляет разницу всего в 2 помидора.

        Таким образом, образцы, посаженные в меньшую тару, в закрытом грунте догнали и сравнялись по росту, а также по количеству плодов с образцами, посаженными в большую тару.

3.2. Эксперимент №2  

        Изначально данные образцы семенами были посажены также 4 марта 2015 года. Пикировка проходила через 2 недели 19 марта 2015 года. Но 13 мая 2015 года образец №1 из пластикового стакана объёмом 500 мл был случайно сломан, тогда же мы сломали и образец №3 из пластикового стакана объёмом 200 мл. (См. Приложение ХI) Верхушки обоих образцов поставили в воду. Через 6 дней у растений появились корешки, после чего мы их пересадили в грунт пластиковых стаканов разного объёма. (См. Приложение ХII)

        Замеры: 19 мая (См. Приложение ХIII)

        

№ листа

Образец №1

(сломанный)

Образец №2

(вновь посаженный)

Образец №3

(сломанный)

Образец №4

(вновь посаженный)

Ствол 9 см

Ствол 14 см

Ствол 5 см

Ствол 19 см

Сломали 13мая

Посадили 19 мая

Сломали 13мая

Посадили 19 мая

Стакан пластиковый 500 мл

Стакан пластиковый 200 мл

Высота земли 12 см

Высота земли 7 см

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

Длина листа

Кол-во долей

1

15

5

23

11

11

8

11

11

2

8

5

25

11

10

8

13

9

3

6

3

21

11

6

5

12

13

4

17

11

12

13

5

9

8

10

10

6

9

9

8

6

7

8

7

5

5

Итого

29 см

13 шт.

112 см

68 шт.

27 см

21шт.

71 см

66 шт.

        

        Из таблицы видно, что вновь посаженные образцы имеют длиннее ствол, большее количество листьев и их общую длину. Позднее нам пришлось убрать образцы №1 и №3, так как, не имея верхушки, они не дадут роста и плодов. (См. Приложение ХIV) Так в эксперименте №2 были оставлены вновь посаженные растения - образцы №2 и №4, за которыми мы продолжили наблюдение.

Образец №2

Образец №4

Стакан пластиковый 500 мл

Стакан пластиковый 200 мл

Ствол 25 см

Ствол 8 см

Листьев 8 шт.

Листьев  3 шт.

        Замеры: 5 июня

        Из таблицы видно, что у образца №2, посаженного в стакан объёмом 500 мл, ствол на 17 см выше и листьев на 5 больше, чем у образца №4, посаженного в стакан объёмом 200 мл. В закрытый грунт они были высажены 15 июня. (См. Приложение ХV)

Образец №2

Образец №4

Высота

40 см

13 см

Цветение

        +

-

Плоды

-

-

        Замеры: 20 июня

(См. Приложение ХVI)

        

        Из таблицы видно, что образец №2 выше образца №4 на 27 см и уже зацвёл. Ни на одном растении нет плодов. Однако, следует заметить, что образец №2 всего на 9 см ниже образца №3, который был посажен в такой же стакан объёмом 500 мл в эксперименте №1. А образец №4 ниже на 17 см, чем такой же образец, но в эксперименте №1.

Образец №2

Образец №4

Высота

55 см

21 см

Цветение

        +

-

Плоды

6

-

        Замеры: 30 июня        

         

        Из таблицы видно, что образец №2 выше образца №4 на 34 см. Он продолжает цвести и на нём уже есть плоды. В это же время образец №3 в 1 эксперименте достиг высоты 70 см, но на нём столько же плодов. Образец №4 во втором эксперименте отстаёт по росту от образца №4 в эксперименте №1 на 19 см и не имеет цветов и плодов.

Образец №2

Образец №4

Высота

60 см

38 см

Цветение

        +

+

Плоды

9

4

        Замеры: 10 июля

        Из таблицы видно, что оба образца стали выше, причём образец №4 подрос сильнее. Теперь они и цветут, и имеют плоды. Следует отметить, что образец №2 при росте 60 см имеет 9 плодов, а образец №3 из эксперимента №1 при росте 91 см имеет 10 плодов, что только на 1 больше. А образец №4 в этом эксперименте на 30 ниже образца №4 во втором эксперименте и имеет всего на 3 плода меньше.

Образец №2

Образец №4

Высота

63 см

50 см

Цветение

        +

+

Плоды

12

9

        Замеры: 25 июля    

        Из таблицы видно, что разница в росте образцов №2 и №4 составила 13 см, а в плодах – 3 помидора. Образец №2 ниже образца №3 из первого эксперимента и имеет всего на 2 плода меньше. Образец №4 ниже образца №4 из первого эксперимента 59 см, а разница в плодах составила всего 2 помидора.

        Таким образом, на данном этапе видно, что вновь посаженные образцы сильно отстают в росте, при этом они догоняют по количеству плодов первоначальные образцы.

Образец №2

Образец №4

Высота

65 см

59 см

Цветение

        +

+

Плоды

15

12

        Замеры: 15 августа

(См. Приложение ХVII)

        Из таблицы видно, что образец №2 выше образца №4 на 6 см и имеет на 2 плода больше. Можно сказать, что они почти сравнялись по росту и по плодоносности. Если их по-прежнему сравнивать с образцами из эксперимента №1, то видим, что образец №2 на 97 см ниже, а плодов у него всего на 2 меньше. Образец №4 ниже образца №4 на 92 см, а плодов у него всего на 3 меньше.

        Таким образом, образцы, которые были сломаны и посажены вновь в разные по объёму стаканы, практически догнали друг друга в росте и по количеству плодов. Однако, они оказались ниже первоначальных образцов, но по урожайности сломанные образцы сравнялись. Значит, объём тары для рассады не влияет на рост и урожайность растений.

Заключение

        В результате исследования мы сделали следующие выводы:

1) С момента пикирования до момента высадки в грунт объём тары влияет на рост растений.  

2) После высадки в закрытый грунт через 15 дней растения, посаженные в меньшую тару, постепенно догоняют в росте растения, посаженные в большую тару.

3) Через 2 месяца после высадки в закрытый грунт образцы, посаженные в меньшую тару, догнали и сравнялись по росту, а также по количеству плодов с образцами, посаженными в большую тару.

4) Особенностью исследования является то, что сломанные и вновь посаженные образцы спустя 40 дней сильно отстают в росте, при этом они догоняют по количеству плодов первоначальные образцы.

5) К концу эксперимента образцы, которые были сломаны и посажены вновь в разные по объёму стаканы, практически догнали друг друга в росте и по количеству плодов. Однако, они оказались намного ниже первоначальных образцов, но по урожайности сломанные образцы сравнялись. Значит, объём тары для рассады не влияет на рост и урожайность растений.  

        Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Но для себя мы сделали открытие, что сломанные образцы дали такой же урожай, что и образцы из эксперимента № 1, но они были на 1 м ниже, что очень облегчило уход за ними, они не вытянулись до самой крыши, тем самым солнечного света в этом месте было больше. А это является актуальным для нашего северного лета.

Список использованной литературы

1. Анохина  З. М. Томат начинается с семян и рассады // Сад и огород. №2, 2009. С. 7. О выращивании томатов.

2. Вагнер Шарлота. 101 эксперимент с растениями. – Ранок, 2014. С. 34-35, 37-38.

3. Лаврова С. Моя настольная книга. Овощи. – М.: Белый Город, 2013. С. 80-84.

4. Журнал. Приусадебное хозяйство. Рупосова С. Определимся с выбором сортов // №12, 2008. С. 24-28.

5. Журнал. Садовод и огородник // Спецвыпуск №1 (январь 2015). Томаты. Секреты урожая. Издательство: Толока. С. 23.

6. Журнал. На дачном участке. Все о помидорах // №8, 2009. 2-23. О биологических особенностях помидоров, подборе семян, выращивании рассады, уходе за рассадой, об основных заболеваниях.

7. Газета. Волшебная грядка // № 11, 2013. С.3.

8. Газета. Югорское обозрение // №21 от 21 мая 2015 г. Рубрика «Дачный совет» Статья «Где селить росток?» Василиса Зырянова.

9. Интернет: Журнал. Садоводство // №6, 2015, 15 июля, 18:30 О секретах успеха в садоводстве и огородничестве, советы по уходу за овощами, описания сортов и другое.

10. Интернет: http://womanadvice.ru/tomat-novichok, 21 января, 2015, 19:00 Томат Новичок.

11. Интернет: http://ferma-biz.ru/ovoshhevodstvo/pomidory/sort/tomat-novichok-rozovyj, 25 января, 2015, 17:40 Помидоры сорта Новичок розовый.

12. Интернет:  http://parnik-teplitsa.ru/kak-sadit-pomidory-v-teplicu-123, 17 мая, 2015, 20:25 Как садить помидоры в теплицу.

13. Интернет: http://www.syl.ru/article/vyiraschivaem-tomat-novichok-u-sebya-na-gryadkah, 25 мая, 19:45 Выращиваем томат Новичок у себя на грядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Томат" (помидор)

Презентация содержит   информацию для уроков окружающего мира по теме " Культурные растения"...

Опыт: «Влияние посадочного материала на урожайность картофеля». 1-4 класс

Каждое лето все учащиеся нашей школы работают на пришкольном участке, помогают вырастить хороший урожай овощей. Итогом летней и осенней работы на участке, является традиционный праздник "День урожая"....

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьника

Результаты диагностических исследований моего класса...

Урок-исследование:"Клетка- основа строения и роста живых организмов"

Цель: организовать деятельность учащихся для ознакомления с основой строения  и роста живых организмов- клеткой....

Сорта томатов

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения для 8 класса с(к)школ 8 вида....

Учебно-опытническая работа "Изучение влияния различных условий выращивания томатов на их урожайность"

Тема «Изучение влияния различных условий выращивания томатов на их урожайность»Учебно-опытническая  работа            Автор: Сок...

Квест-игра "Урожайный огород"

Познавательная игра для младших школьников...