НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «Математика – царица всех наук»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Неделя математики содействует активизации познавательной деятельности , развитию процессов восприятия ,внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Формирует творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке. Позволяет глубже раскрыть роль математики в жизни, способствует воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде), воспитанию культуры чувств ( справедливости, ответственности, долга, уважения к мнению другого).В каждом задании прослеживался компетентностный, дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся. Неделя математики прошла в атмосфере творчества. Она позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_matematiki.docx | 112.3 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –
Арской гимназии №5 - «Большеверезинская начальная общеобразовательная
школа» Арского муниципального района Республики Татарстан
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
«Математика – царица всех наук»
Подготовила и провела мероприятие
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Зубаерова Римма Анваровна
Арск- 2016
Цель мероприятия:
-развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
-развивать интеллектуальные и логические способности;
-формировать умения давать определения понятий;
- способствовать усвоению новых знаний по математике;
- развивать инициативу учащихся
Задачи:
-способствовать формированию интереса к урокам математики;
-закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, сложения и вычитания;
-развивать логическое мышление, речь, память, внимание
Планируемые результаты.
Предметные :
1.Использование начальных математических знаний для решения математических заданий.
2.Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической
речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления и процессов, записи и выполнения алгоритмов .
3.Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .
Познавательные :
1.Самостоятельно или в команде осуществлять поиск необходимой информации при поиске ответов.
2. Использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись).
3. Проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям,
самостоятельно строить выводы на основе сравнения).
4.Осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам).
5. Проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или
самостоятельно выявленному основанию.
6.Выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения
единичных объектов и выделения у них сходных признаков.
7. Рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы.
8.Строить индуктивные и дедуктивные рассуждения.
9. Самостоятельно или в команде анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура.
Регулятивные :
1. Понимать, принимать различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели.
2. Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки.
3.Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха.
Личностные :
1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
3. Понимание практической значимости математики для собственной жизни.
4. Навыки общения в процессе познания, занятия математикой.
5.Понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур.
Материалы: таблицы с высказываниями о математике великих ученых, таблицы с пословицами, ребусы, анаграммы, рисунки футбольных мячей и ворот для математических игр, карточки с примерами на умножение, примерные рисунки из геометрических фигур , фото великих российских математиков, жетоны для определения победителей.
Оборудование: компьютер. экран, флэшка, диск с песней « Голубой вагон» .
Оформление: презентации на экране.
1 день. Открытие « Недели математики»
Учитель.
Давайте, ребята, учиться считать!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте:
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
( Юрий Яковлев)
1 . Конкурс «Магическая цифра».
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка. Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек». Психологи установили, что один взгляд человека в состоянии охватить точное число предметов, если их не более шести. «Семь» – это уже «много». Видимо поэтому так много пословиц с числом 7 в значении «много». В глубокой древности это число долгое время считалось неопределённо большим количеством.
Надо соединить половинки пословицы с цифрой 7.
Начало пословицы написаны с заглавной буквы.
Семь раз отмерь; Семеро ; Семь бед –; один раз отрежь; У семи нянек; Семеро – не один; одного не ждут; один ответ. дитя без глазу; Лук-;
в обиду не дадим; киселя хлебать; да все в огород; Семь ворот; от семи недуг; За семь вёрст.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук - от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.
За семь вёрст киселя хлебать.
2 конкурс. Говорящие цифры.
40 А, 7 Я , 100 ЛЯР, Р 1 НКА, С3 Ж, 5 НО, 100 ЛБ, ВО 100К
3 конкурс « Быстрый счетовод» для 1 классников. Кто быстрее находит числа от 1 до 20.
По 1 участника из каждой команды одновременно находят числа , называют вслух ( на время).
1 | 15 | 10 | 6 |
16 | 2 | 20 | 18 |
7 | 11 | 17 | 9 |
13 | 5 | 19 | 12 |
4 | 14 | 8 | 3 |
5 | 18 | 14 | 3 |
7 | 1 | 12 | 9 |
13 | 6 | 16 | 19 |
2 | 20 | 11 | 15 |
10 | 8 | 17 | 4 |
4 конкурс. « Знатоки таблицы умножения » 2 участника.
2х2
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два —…( четыре).
2х3
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!..Дважды три,
Дважды три —…( шесть).
2х5
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять — получим …( десять.)
2х6
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть —…( двенадцать )лап.
2х7
Дважды семь мышей -
Сколько у них ушей?( четырнадцать)
3х4
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
- Трри умножить на четырре,
Трри умножить на четырре…
Сколько месяцев в году? ( двенадцать)
4х7
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь — … (двадцать восемь)
4х10
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять —… ( сорок)
5х5
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — …(двадцать пять)
5х7
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — …(тридцать пять)
7х8
Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь? -
Лось не стал в учебник лезть:
- Ну,конечно, ….(пятьдесят шесть) !
6х9
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
…….(Пятьдесят четыре.)
5 конкурс. Расположи карточки так, чтобы произведения возрастали. Прочитайте слово.
8*6 | 7*6 | 6*3 | 9*7 | 9*6 | 8*7 |
Д | О | Р | А | И | Н |
6*3 | 7*6 | 8*6 | 9*6 | 8*7 | 9*7 |
18 | 42 | 48 | 54 | 56 | 63 |
Р | О | Д | И | Н | А |
4 * 5 | 7* 7 | 5 * 6 | 3* 9 | 8 * 5 | 9* 4 |
А | С | А | Н | Т | Р |
Расположи карточки так, чтобы произведения уменьшались. Прочитайте слово.
7* 7 | 8 * 5 | 9* 4 | 5 * 6 | 3* 9 | 4 * 5 | |
49 | 40 | 36 | 30 | 27 | 20 | |
С | Т | Р | А | Н | А |
2 день. «Весёлые задачи»
Учитель: Начинаем конкурс с песней «Дважды два четыре»
Автор текста (слов): М.Пляцковский
Композитор (музыка): В. Шаинский
1. Я, Серёжа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько их получится?
.
2. К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели.
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
3. В летний полдень под сосной
Ёж нашёл сюрприз лесной:
2 лисички, 5 опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну, а дальше у опушки –
Сыроежки – все подружки
По 3 в 3 ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько ёж нашёл грибов?
4.. На деревьях грибы сохли,
Ну, а в дождь, конечно мокли.
40 жёлтеньких маслят,
8 тоненьких опят
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите!
5. Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
6. На березе было 10 яблок. Аня съела 2 яблока. Сколько яблок осталось?
7.Три человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый ?
8. Гусь весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
9. У Оли 9 открыток, а у Наташи на 6 открытки меньше. Сколько открыток Оля отдала Наташе, если теперь у девочек равное количество открыток?
10.Верёвку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось?
11. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
12.У Васи по математике вдвое больше пятёрок, чем четвёрок. Сколько у него пятёрок, если всего оценок 9? 1) 6 2) 3 3) 4 5) 5
13.Нужно распилить 5 брёвен на 6 частей каждое. Сколько времени на это потребуется, если на один распил уходит 4 минуты?
1) 120 минут 2) 100 минут 3) 90 минут 4) 110 минут
14.У Димы в кармане 7 монет, каждая либо 5 рублей, либо 10 рублей. Сколько денег у него в кармане? 1) 30 2) 45 3) 37 4) 57
3 день. «В стране геометрии » Конкурс поделок из геометрических фигур
На экране:
« Живописцу необходимо обучаться геометрии» ( Л.Б.Альберти)
Подготовка: красочные геометрические фигуры, цветные картоны, цветные бумаги, клей, ножницы. Работа в группах.
Учитель. Геометрия – важный раздел математики; наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. Слово геометрия – греческое, оно означает “землемерие” (гео – земля, метрео – измеряю). Сегодня у нас конкурс аппликации. Задание: выполнить сюжетные рисунки из геометрических фигур.
( Учитель показывает примерные рисунки из геометрических фигур)
В конце из выполненных работ в классе оформляется выставка.
4 день. 1 часть. «Великие математики»
Учащиеся 4 класса готовят выступления о великих русских математиках.
1 ученик. Николай Иванович Лобачевский
2 ученик. Колмогоров Андрей Николаевич
3 ученик. Николай Николаевич Лузин
4 ученик. Ковалевская Софья Васильевна
2 часть. Путешествие по стране Математики.
Учитель. Умники и умницы! Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смелость! ( Звучит песня « Голубой вагон» ).
1 остановка « Интересные вопросы»
1.По дороге два мальчика шли
И по 2 рубля нашли.
За ними ещё четыре идут,
Сколько они найдут? ( нисколько)
2. Отгадай 5 братьев: годами равные, ростом разные 9 пальцы)
3. Имеет 4 зуба . Каждый день появляется за стлом, а ничего не ест. Что это? ( вилка)
4. Какая величина в математике обозначается буквой х?
5. Буквой S в математике обозначают :
а) сигнал стоп;
б) периметр;
в) скорость;
г) площадь.
2 остановка. « Примеры»
На доске слева и справа рисунки футбольных ворот и мячей, на обратной стороне которых записаны примеры.
Содержание игры: участники игры делятся на 2 команды. Ученики должны правильно дарить мяч ( решить примеры). В игре участвуют поочередно игроки каждой команды, которые загоняют мяч то в правые , то в левые ворота. Выигрывает та команда, которая допустит меньшее число ошибок.
1класс. 5 + 2 6- 2 10 -1 8-7
2 класс. 16 -6 + 9 18+7 -11 4 . 4 – 9 20: 4 + 19
3 класс. 7 . ( 100- 91) 100- 18 +16 72 : 9 + 59 ( 78 + 22): 2
4 класс. 60 675- 75 + 1 924 : 3 Х 2 10 000- 3 + 13
3 остановка. Анаграммы. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
АВИНУРЕНИЕ ( уравнение) КОЧТА( точка)
ВАТАДК ( квадрат) ШМЕНЬАМЕЕО (ументшаемое)
5 день. Математические игры
1.Игра «Озорная Единичка»
Учащиеся встают полукругом перед учителем. Учитель обходит их и незаметно вкладывает в руки кого-то единичку (пластмассовая или бумажная или из другого материала). Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, выходи!» тот, у кого цифра, должен выбежать из ряда. А, те, кто стоит рядом с этим учеником, должны его удержать. Тот, кто первым засалит выбегающего, становится ведущим.
2. Математический марафон
Как называется линия, имеющая начало, но не имеющая конца?
Как называется фигура, не имеющая углов?
К 3 десяткам прибавить 4 десятка.
К 3 десяткам прибавить 7 единиц.
Как называется второй компонент при вычитании?
Сколько ушей у 6 мышей?
48 единиц уменьшить на 2 десятка.
За эту оценку дома мама ругает.
Дайте иное определение ломаной замкнутой линии из 3 звеньев.
3.«Математика в нашей жизни» Учащиеся делятся на 2 команды.
1 команде числа от 1 до 5.
1
1.Нарисуй 1.
2. На что похожа эта цифра?
3.Чего в мире только один?
4.В названии каких сказок, фильмов есть 1?
5. Что в твоей жизни связано с этим числом?
6.Как ты думаешь, почему у человека один язык, но два уха и два глаза?
7.Какие события в жизни человека случаются только один раз?
8.Как ты думаешь, о чем мечтает единица?
2
1. Нарисуй 2.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только два?
4 .В названии каких сказок, фильмов есть 2?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 2.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Когда о людях говорят «Два сапога пара» или «Как две капли воды»? Как ты думаешь, должны ли друзья быть «как две капли воды» и почему?
8 . Какие две черты характера ты назовешь у себя самыми главными?
3
1. Нарисуй 3.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только три?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 3?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 3.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Какие три качества помогут тебе решить любую проблему?
8. Что значит «заблудиться в трёх соснах»? Придумай три способа, как найти дорогу, если вы заблудились в лесу или в городе (на выбор)?
4
1. Нарисуй 4.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только четыре?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 4?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 4!
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Как ты понимаешь выражение «на все четыре стороны»?
8. Запиши 4 своих самых заветных желания.
5
1. Нарисуй 5.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только пять?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 5?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 5.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Как ты понимаешь выражение «как свои пять пальцев»? Что ты знаешь «как свои пять пальцев»?
8. Запиши пять человек, с которыми ты наиболее дружен в классе.
2 команде числа от 6 до 10.
6
1. Нарисуй 6.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только шесть?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 6?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 6.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Вспомни слова из песни «Весёлая компания»:
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
Из скольки членов состояла компания? Запиши, а кого бы ты хотел иметь с собою в весёлой компании?
8. Перечисли своих шесть любимых вкусностей.
7
1. Нарисуй 7.
2. На что похожа эта цифра?
3. Чего в мире только семь?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 7?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 7!
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Как ты понимаешь «на седьмом небе от счастья»? Когда ты бываешь «на седьмом небе от счастья»?
8. Перечисли семь сказочных героев, которые тебе наиболее симпатичны.
8
1. Нарисуй 8.
2. На что похожа эта цифра?
3. У кого восемь ног?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 8?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 8.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Как ты понимаешь «восьмое чудо света»? Что для тебя является чудесами на Земле?
8. Перечисли восемь самых интересных животных на твой взгляд.
9
1. Нарисуй 9.
2. На что похожа эта цифра?
3. Напиши названия городов, где 9 букв.
4. В названии каких сказок, фильмов есть 9?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 9.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Что означает выражение «за тридевять земель»? Как ты думаешь, что может находиться «за тридевять земель»?
8. Перечисли 9 самых любимых предметов.
10
1. Нарисуй 10.
2. На что похоже это число?
3. Чего в мире только десять?
4. В названии каких сказок, фильмов есть 10?
5. Запиши пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 10.
6. Что в твоей жизни связано с этим числом?
7. Как ты думаешь, о чем мечтают цифры, составляющие число десять?
8. Какой подарок ты хотел бы получить на свой первый юбилей – 10 лет?
6 день. Итог. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие КВН "Математика-царица всех наук"
Внеклассное мероприятие, презентация, физминутка...
открытое внеклассное мероприятие по математике царица всех наук
внеклассное мероприятие по образовательной программе Начальная школа 21 века...
КВН "Математика - царица всех наук"
Целью данного мероприятия является активизация познавательной деятельности на уроках математики и внеклассных занятиях. Занятие построено в виде соревнования между двумя командами....
Презентация КВН "Математика - царица всех наук".22.01.2016
Презентация КВН праздник математики....
Внеклассное мероприятие по математике "Царица всех наук".
Внеклассное мероприятие по математике "Царица всех наук"....
Математика-царица всех наук. неделя математики.
Сценарий проведения предметной недели по математике " Математика-царица всех наук"...
Математический КВН "Математика - царица всех наук" для учащихся 3-х классов.
Математический КВН для учащихся 3-х классовЦель:сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора учащихся;развитие навыков устного счёта, внимания, абстрактного мышления, развитие логики;повыш...