Этикет от А до Я
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Этикет от А до Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 58.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Стр.
- Пояснительная записка 2
- Учебно-тематический план работы 6
- Содержание программы 7
- Календарно-тематическое планирование 13
- Методическое обеспечение программы 15
- Список литературы 16
- Пояснительная записка
Программа рассчитана на использование в учреждениях дополнительного образования, предназначена для педагогов, работающих в школах, центрах детского творчества и других учреждениях образования.
Этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.
Новизна и актуальность программы заключается в том, что необходимость нравственного образования основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Занятия в творческой группе помогают ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Основная цель программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения, самовоспитания и, конечно же, общечело- веческих духовных ценностей. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в этом возрасте закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед нами задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников и в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Музыка», «ИЗО» и др.).
Основные задачи программы:
образовательные – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения; познакомить с правилами, нормами, эталонами общения; вырабатывать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. освоить, что надо делать и говорить и как;
воспитательные – формирование культуры общения и поведения в обществе; воспитание активной личности, реализующейся в социуме; воспитание эстетического отношения к действительности;
развивающие - развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
Программа вырабатывает у детей соответствующую социальную позицию и способствует созданию условий для активного продуктивного общения, отработке стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; расширению кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, осознанию себя, своих возможностей, закреплению правил общения.
Разделы программы
- Повседневный этикет.
- Этикет особого случая.
- В человеке все должно быть красиво.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 6-9 лет (обучающиеся 1-2 класса, по 12-15 человек в группе). Набор в группу про-изводится по желанию и интересам детей. Время реализации программы – 1 год обучения. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1 ч – 36 ч.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, ее эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме донести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Все это в реальной жизни скрыто от внимания ребенка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания программы
В поведении человека неизбежно проявляется внутренний мир человека, наличие внутренней этики и красоты. Этикет как действительное проявление внутренней этичности является той надёжной основой, на которой строится прочное здание человеческого общежития.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя членом общества, чувство ответственности за своё поведение;
• желание следовать правилам этикета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение правил и норм взаимодействия с окружающим миром;
Предметными результатами изучения курса являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях этикета;
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать классифицировать, ставить опыты, получать формацию из семейных архивов,от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в обществе;
• овладение основами этической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире людей, нормами поведения в природной и социальной среде.
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о труде, добре, учении, ребята начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – все это направлено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых ( понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, об отношении к учебе); сравнивать иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий ( ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Формы и виды контроля
Педагогический контроль осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
-Промежуточный контроль (фронтальная и индивидуальная беседа; выполнение практических заданий; решение ситуационных задач, направленных на проверку умения использовать приобретенные знания на практике; викторины; занятия-отчеты; инсценировки; проекты);
-Итоговый контроль (проводится по сумме показателей за все время обучения).
2. Учебно-тематический план.
N п/п | Наименование темы |
Кол-во ч | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1. | Повседневный этикет. | 8 | 14 | 22 |
2. | Этикет особого случая. | 4 | 4 | 8 |
3. | В человеке все должно быть красиво. | 4 | 2 | 6 |
Итого | 36 |
3.Содержание программы
При организации занятий с детьми в образовательных учреждениях необходимо опираться на следующие приоритетные принципы:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Повседневный этикет (22ч)
Из истории этикета
Правила знакомства и представления
Этикет прощания
Этикет дружбы
Этикет говорящего и слушающего
Учусь все делать сам
Как мы трудимся : в школе и дома
Правила поведения на улице
Правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в магазине и т.д.
Этикет особого случая (8 ч)
Правила поведения гостя и хозяина
Правила поведения в общественных местах
Правила поведения в природе и т.д.
В человеке всё должно быть красиво (6 ч)
В лабиринтах собственного «Я»
Встречают по одёжке
Правила личной гигиены
Красен человек статью
Приятные слова
Повседневный этикет (понятия об основных правилах этикета)
Задачи:
Дать понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
Формирование правил хорошего тона.
Формировать навык культурного обращения друг другу. Формирование у детей навыков общения по телефону.
Учить культуре поведения в транспорте.
Формировать культуру поведения в школе.
Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
Обращение – одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественых произведений, сказок, фильмов: посредством анализа близких детям жизненных ситуаций ( школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации ( литературной, жизненной).
Анализ и оценка своих действий во время пребывания в школе.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома. Прилежание и старательность в учении и труде.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданных трудом других людей.
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.
Формы занятий. Методы и приемы:
рассказ-объяснение, беседа, традиционное занятие, практические занятия, коллективные игры, работа с фольклорными и художественными произведениями, анализ и инсценирование реальных и нереальных жизненных ситуаций, рассказывание о семье, труде, составление рассказов по сюжетным картинкам, сравнение, анализ и обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивание своего поведения и поведения окружающих;
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализироват высказывания собеседников;
-высказывать предположения о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя;
-описывать сюжетную картинку (серию),
-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
-анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
-оценивать свои действия во время пребывания в школе.
Этикет особого случая
Задачи:
Формирование у детей правил хорошего тона.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
Прививать детям навыки и умения поведения на улице.
Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми. Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.
Формировать у детей навыки и умения пользования столовыми приборами. Формирование у детей культуры поведения за столом.
Воспитание у детей любви к традициям русского гостеприимства.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях ( в гостях, в общественном месте, в природе): уступить место пожилым и маленьким; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. Хорошие манеры за столом. Как и что есть.
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. История возникновения столовых приборов. Складывание салфеток.
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
Улица - общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить « спасибо» и « пожалуйста» и т.д.
Правила поведения в общественных местах ( в театре, музее, библиотеке и др.): не мешать другим, соблюдать очередь, четко и громко высказывать обращение, просьбу. Деловой этикет.
Формы занятий. Методы и приемы:
Традиционные занятия, экскурсия, беседы, носящие диагностический и тренинговый характер, практические занятия, инструктаж по технике безопасности, моделирование жизненных ситуаций, оценивание конкретных примеров поведения, работа с иллюстрациями, коллективные обсуждения, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
В человеке все должно быть красиво
Задачи:
Дать представление о требованиях, предъявляемых обществом к внешнему виду человека, о стилях одежды.
Познакомить с правилами ухода за одеждой.
Учить одеваться по ситуации.
Воспитывать потребность в личной гигиене.
Раскрыть зависимость между личной гигиеной и сохранением здоровья.
Развивать умение выбирать парфюмерию и аксессуары.
Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, соответствие ситуации.
Правила ухода за одеждой. Правила личной гигиены.
Парфюмерия, аксессуары: назначение, необходимость, критерии выбора, безопасность.
Формы занятий. Методы и приемы:
практические упражнения, творческие формы, проектная деятельность, работа с литературой, сравнение, анализ, классификация по родовидовым признакам. Составление рассказа по серии картинок, ,
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека;
-выбор парфюмерии, аксессуаров;
- уход за одеждой.
Методические пояснения по организации занятий
При организации занятий с детьми в образовательных учреждениях необходимо опираться на следующие приоритетные принципы:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о труде, добре, учении, ребята начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – все это направлено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых ( понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями ( например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, об отношении к учебе); сравнивать иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий ( ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
4. Календарно - тематическое планирование образовательной программы «Этикет от А до Я»
№ п/п | Тема занятия | Кол - во часов | Дата | Оборудование | |||
Всего | Теоретические | Практические | 1б кл. | 1 а кл. | |||
1 | Этикет – кодекс хороших манер | 1 | 1 | Библиотечный фонд, программа внеурочной деятельности, детские книги разных типов из круга детского чтения, энциклопедии по этикету, компьютер, мультимедийный проектор, экран, классная доска, иллюстративный материал, полка для «Уголка книг». | |||
2 | Этикет и этикетка. Из истории этикета | 1 | 1 | ||||
3 | Правила знакомства и представления. Этикет прощания | 1 | 1 | ||||
4 | Этикет дружбы. Правила поведения во время игр | 1 | 1 | ||||
5 | Цветочный этикет | 1 | 1 | ||||
6 | Этикет говорящего и слушающего | 1 | 1 | ||||
7 | Этикет невербального общения | 1 | 1 | ||||
8 | Всё в человеке должно быть прекрасно! Правила личной гигиены | 1 | 1 | ||||
9 | Красен человек статью! О правильной осанке | 1 | 1 | ||||
10 | Встречают по одёжке. Разновидности одежды. Стили | 1 | 1 | ||||
11 | Язык красок | 1 | 1 | ||||
12 | Благодарим друг друга! | 1 | 1 | ||||
13 | Учимся извиняться! | 1 | 1 | ||||
14 | Над чем смеётесь? Добрые и злые шутки. | 1 | 1 | ||||
15 | Как мы трудимся в школе и дома. | ||||||
16 | Учусь все делать сам. | ||||||
17 | Наше имя – не пара пустяков | 1 | 1 | ||||
18 | Позвольте попросить вас… Слова просьбы | 1 | 1 | ||||
19 | Правила поведения в школе, в школьной столовой. | 1 | 1 | ||||
20 | В библиотеке. (экскурсия) | 1 | 1 | ||||
21 | Сотрудничество. Кодекс чести школьника | 1 | 1 | ||||
22 | Правила поведения на улице. Уважай правила дорожного движения! | 1 | 1 | ||||
23 | Правила поведения пассажира | 1 | 1 | ||||
24 | Правила поведения в магазине. Игра «Покупатель – продавец» | 1 | 1 | ||||
25 | У меня зазвонил телефон. История возникновения телефона. Правила пользования телефоном | 1 | 1 | ||||
26 | Гость в дом – радость в дом. Правила поведения хозяев | 1 | 1 | ||||
27 | Я иду в гости. Правила поведения гостей | 1 | 1 | ||||
28 | Талант дарить и принимать подарки. Приятные слова | 1 | 1 | ||||
29 | Правила столового этикета. История создания посуды. Сервируем стол. | 1 | 1 | ||||
30 | Учимся складывать салфетки! | 1 | 1 | ||||
31 | Этикет в играх | 1 | 1 | ||||
32 | Экологический этикет | 1 | 1 | ||||
33 | В лабиринтах собственного «Я». Что такое манера поведения? | 1 | 1 | ||||
34 | Игра «Этикет наоборот» | 1 | 1 | ||||
35 | Тесты «Кто же я на самом деле?» | 1 | 1 | ||||
36 | Итоговое занятие за год «Я - воспитанный человек» | 1 | 1 |
5.Методическое обеспечение программы
- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утвержденной программы;
- методические разработки;
- наглядные пособия;
- специальная литература (журналы, книги, пособия);
-набор сценариев и мероприятий.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;
- учебное оборудование – комплект мебели;
- материалы для работы (игры и игрушки, цветной картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, краски);
- компьютер;
- мультимедийное оборудование.
6. Список литературы
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1.Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
2.Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
3.Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
Литература, рекомендуемая для педагогов:
1.«Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр»). / Т.А.Шорыгина. - М.: «Вако»,2010
2.Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
3.Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г. 4.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ 5.Григорьев Д.В., Степанов П.В.-Москва: Просвещение,2010.
6.Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
7.Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
8.Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
9.«Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы» (серия « Учебно- методический комплект»). / М.А. Козлова. - М.: «Экзамен», 2009
10. «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» / Н.Ф.Дик.- Ростов: ООО «Феникс», 2008г.
11.Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"
Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...