Актуальность развития духовно-нравственного направления в педагогическом процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Актуальность развития духовно нравственного направления в педагогическом процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность развития духовно-нравственного направления в педагогическом процессе | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность развития духовно-нравственного направления
в педагогическом процессе
В одном из своих ежегодных посланий Федеральному Собранию В.В. Путин сказал: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». В указе президента от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» указано, что одной из стратегических целей является – сохранение и преумножение духовно-нравственных ценностей, которые формируются в процессе духовно-нравственного развития и воспитания.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Родители влияют на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм,
которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде эталонов усваивается ребенком. От того, какие эталоны заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «... ребенок вырос не сам по себе, он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет».
На духовно-нравственное развитие оказывает влияние и социокультурная среда, которая окружает учащихся.
Следующим важнейшим компонентом в процессе духовно-нравственного развития является самовоспитание. В одной из индейских притч говорится, что когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк олицетворяет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, а ругой волк - добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...
Важнейшая роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится школе. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества. В соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий. Ведь каждый предмет обладает уникальным, незаменимым ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Человек не воспитывается по частям, поэтому очень важна интеграция всех вышеперечисленных составляющих, которые представляют собой системный подход духовно-нравственного воспитания.
Закончить своё выступление мне бы хотелось следующими строками:
«Духовность не имеет постулатов
В ней дух святой, лишь с нею мы богаты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРКСЭ-курс, направленный на развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Девиз уроков ОРКСЭ Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем горящим в груди! Нам равнодушие - не нужно! Злобу, обиды - прочь гони!...
Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в процессе обучения
Чему учить и как воспитывать ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый педагог. В вечном поиске положительного ...