Первый раз в первый класс! (памятка и анкеты для родителей первоклассников)
классный час (1 класс) на тему

Даутова Алсу Камиловна

Первый раз в первый класс! (памятка и анкеты для родителей первоклассников)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс! (памятка и анкеты для родителей первоклассников)

( поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Что надо знать родителям и учителю о ребёнке? Как это сделать?)

 


Ваш ребенок — первоклассник

(памятка для родителей)

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  • Ваш, ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка (« Молодец!»,« Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется наиболее подходящим вам и вашему ребенку.

1.        Охотно ли идет ребенок в школу?

    неохотно;            

    без особой охоты;            

   охотно, с радостью;          

    затрудняюсь ответить.

2.        Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное новый распорядок?

пока нет;

не совсем;

в основном, да;

затрудняюсь

ответить.

3.        Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

скорее нет, чем да;

не вполне;

в основном да;

затрудняюсь ответить.

4.        Часто ли ребенок делится с вами школьными  впечатлениями?

иногда;            

всегда;

довольно часто;

затрудняюсь ответитm

5.        Каков преобладающий характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления;

положительных и отрицательных примерно поровну;

в основном положительные впечатления.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок    ежедневно на выполнение домашних заданий  (укажите конкретно)        

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

довольно часто;

иногда;

не нуждается в помощи;

затрудняюсь ответить.

8.        Как ребенок преодолевает трудности в работе?

перед трудностями сразу пасует;

обращается за помощью;

старается преодолеть сам, но может отступить; 

настойчив в преодолении трудностей;

затрудняюсь ответить.

9.        Способен ли ребенок сам проверить работу, найти и исправить ошибки?

сам этого сделать не может;

иногда может;

может, если его побудить к этому;

затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто;

бывает, но редко;

такого практически не бывает;

затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

        Нет            

   скорее нет, чем да;                    

  скорее да, чем нет;                      

 затрудняюсь ответить

12. Примечания ( советы, р екомендации, предложения, вопросы)


Анкета № 1 для родителей учащихся, поступающих в первый класс

Уважаемые родители! Ваши откровенные ответы на вопросы помогут нам в работе с вашими детьми. Спасибо.

  1. Имя, фамилия ребенка_________________________________________________________________
  2. Имя и отчество папы_________________________________________________
  3. Место работы , должность____________________________________________
  4. Образование_________________ рабочий телефон________________
  5. Имя и отчество мамы________________________________________________
  6. Место работы, должность____________________________________________
  7. Образование__________________рабочий телефон_________________        
  8. Как протекала беременность__________________________________________        
  9. Как проходили роды: ___________________________________________
  10. Болезни ребенка до 3 лет____________________________________________        
  11. Болезни ребенка после 3 лет___________________________________________
  12. Укажите состав семьи. Есть ли у ребенка младшие братья и сестры? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________        Какие секции и кружки ребенок будет посещать после школы, сколько времени это займет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  13. Грызет или сосет ребенок иногда палец?        ________________________________
  14. Какой у него аппетит? Разборчив ли в еде? _______________________________
  15. Засыпает медленно и с трудом? (Да, нет). ________________________________
  16. Спит спокойно? ______________________________________________________
  17. Встает бодро и охотно? ________________________________________________        Жалуется иногда на боли в животе? _____________________________________
  18. Жалуется иногда на боли в голове? ______________________________________
  19. Бывает рвота? ________________________________________________________        Бывают частые головокружения?        ____________________________________
  20. Бледнеет или краснеет при волнении? __________________
  21. Легко пугается? _________________________        
  22. Часто плачет? __________________________
  23. Часто моргает? Всегда или недавно? _____________________________________________
  24. Дергает плечом, рукой и т. п.? __________________________________________
  25. Бывают или появились ли приступы злости? ______________________________
  26. Боится за свое здоровье?        __________________________________________
  27. Трудно ему сосредоточиваться?        _____________________________________
  28. Есть что-нибудь, что имеет для него особенно важное значение? _________________________________________________________________________
  29. Он очень тревожен?        _______________________________________________
  30. Боится темноты?        ____________________________________________________
  31. Боится одиночества?        ________________________________________________        Боится животных? Каких?        ___________________________________________
  32. Боится чужих людей?        _______________________________________________
  33. Как относится к неудачам? Каким? ______________________________________        Часто испытывает чувство стыда, вины? _________________________________
  34. С кем из взрослых проводит больше времени? ____________________________
  35. Как вступает в общение со сверстниками:
                 инициативен        ____________________________________________________

                   ждет, когда с ним заговорят_______________________________________
                   уклоняется от общения_____________________________________________

  1. Какие игры предпочитает:
          подвижные________________________________________________________        

            индивидуальные___________________________________________________

            настольные        ___________________________________________________

            коллективные___________________________________________________

  1. Есть ли единство между членами семьи по вопросам воспитания ребенка? ________________________________________________________

Анкета № 2

Мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, цель которой – выявить проблемы ребенка, влияющие на успешную адаптацию к школе, учебной деятельности.

Вместе мы всегда сможем решить возникающие трудности.

  1. Фамилия, имя ребенка__________________________________
  2. Число, месяц,год рождения______________________
  3. Домашний адрес, телефон____________________________________        
  4. Посещал ребенок детский сад? Охотно ли туда ходил?        ________________________________
  5. Ваши ожидания от обучения ребенка____________________________

_____________________________________________________________________

  1. Что повлияло на выбор школы №  __ ( отметьте знаком «+»)

- близкое месторасположение

- авторитет школы

- преподавательский состав

- иное ( укажите что)

  1. Что вы думаете о способностях своего ребенка________________________

______________________________________________________________________

  1. Как реагирует на похвалу? Какие формы поощрения применяются дома? ________________________________________________________        
  2. Как реагирует на наказания? ___________________________________________
  3. Какие наказания применяются дома? ____________________________________
  4. Какие из наказаний более эффективны ? _________________________________
  5. Есть ли у ребенка постоянные обязанности? ______________________________        
  6. Какие дела по дому он выполняет регулярно? ____________________________
    Какие от случая к случаю? ____________________________________________          
  7. Гуляет ли сам (один) во дворе дома? _______________________________
  8. Есть у ребенка друзья? __________________________________________        
  9. Приходят они к нему в дом? ___________________________________________
  10. Как вступает в общение со взрослыми? __________________________________
  11. Охотно ли дети общаются с вашим ребенком? ____________________________
  12. Есть ли у ребенка желание идти в школу?        _______________________________
  13. Просит научить чему-либо, связанному со школой? ________________________
  14. Знает ли буквы, умеет читать? ______________________________________________________________________        
  15. Умеет ребенок считать и в каких пределах? ______________________________________________________________________        
  16. Может сам себя занять, находясь дома, или все время ищет общества взрослых? ________________________________________________________
  17. Нужна ли вашему ребенку группа продленного дня? ______________________________________________________________________
  18. Что еще вы хотели бы сообщить о своем ребенке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Врожденные, полученные заболевания, отклонения_______________________

_______________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания, предложения________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Использованная литература:

  1. Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов.

Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.

  1. Попова М.В. Психология растущего человека. – М., 2002.


Предварительный просмотр:

МБОУ Жердевская СОШ №2

Тамбовской области

Родительское собрание «Первый раз в первый класс»

Лучше зажечь свечу,

чем всю жизнь

проклинать темноту.

                                                                Ф.Абрамов

         

                                                     Составитель:    Маколкина

                                                                            Марина Владимировна,

                                                                             учитель начальных

                                                                             классов

Цель:

помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребёнка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.

Форма работы: собрание

2012 год

        

Первый класс — серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всём школьном пути. Первоклассника учат учиться, учат трудиться, учат преодолевать трудности. В 1 классе учат с самого начала и грамоте, и счёту, и письму. Этими знаниями могут успешно овладеть все первоклассники. Однако успехи ребёнка во многом зависят от его подготовки к школьному обучению.

        Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе — значит научить его читать, считать, писать. Но этого в настоящее время недостаточно. Помимо перечисленных умений и навыков ребёнок должен иметь запас знаний об окружающем его мире. Каждому  первокласснику необходимы знания об общественной жизни страны, о родном городе, о труде взрослых, о природе родного края и многое другое. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая каждому  первокласснику  интеллектуальная активность, рождается радость познания. Главное — чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

        Учение — это повседневный труд, он требует от ребёнка умственных усилий, напряжения воли, внимания. Он должен уметь слушать учителя, запоминать сказанное, добиваться решения поставленной учителем задачи.

Как показывает опыт работы, наибольшие  трудности в начальных классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно, ясно и чётко излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, правило, рассказывать об окружающем. Трудно в школе и тем ребятам, которым впервые в жизни приходится постигать истинный смысл слов «надо»  и «нельзя».

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, если не умеет правильно оценить своё поведение, ему трудно привыкать к требованиям всего класса.

        Важно воспитать у ребёнка умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Правильная самооценка — адекватное отношение ребёнка к своим возможностям, личным качествам характера, внешности — очень важное свойство личности. Именно таким детям присущи бодрость, юмор, находчивость, общительность. А эти качества ценятся в любом коллективе. Дети же с повышенной самооценкой, как правило, недостаточно строги к себе. Они-то и предъявляют повышенные требования к окружающим. А это мешает им установить ровные и доброжелательные отношения в коллективе.

        Не меньшую тревогу вызывают те дети, у которых самооценка своих возможностей занижена. Они, как правило, робки, неуверенны в своих силах.  А это мешает им и в учёбе, и в установлении взаимоотношений в коллективе.

Успехи в обучении ребёнка зависят и от состояния его здоровья. Ребёнок, ежедневно посещая школу, привыкает к ритму   её жизни, к установленному распорядку дня, учится чётко выполнять ежедневные требования  учителя. Частые заболевания выбивают ребёнка из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс. Многие дети теряют веру в свои силы. Поэтому родителям нужно особое внимание обратить на укрепление здоровья ребёнка, на профилактику простудных заболеваний, на своевременное выявление отклонений в здоровье.

        Перед школой будущие первоклассники должны пройти диспансеризацию — подробное медицинское обследование в поликлинике.  Ваш долг — провести своевременное лечение выявленных заболеваний, обеспечить ребёнку такие условия труда и отдыха, которые позволят ему успешно учиться. Если у ребёнка нарушен слух, он плохо видит, обязательно сообщите об этом учителю. Обратите особое внимание на осанку ребёнка, научите его сидеть правильно.

Необходимо своевременно проконсультировать будущего первоклассника и у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Под влиянием дефектов речи у ребёнка появляется стеснительность, замкнутость, что мешает общению со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Навыки чтения и грамотного письма быстрее формируются у тех детей, которые в школу приходят с  чёткой дикцией, правильным произношением всех звуков.

        Итак, если ваш ребёнок подготовлен к школе, то успех обучения его во многом обеспечен. Но не считайте, что всё теперь зависит только от школы. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Школа — это мир новых отношений — со сверстниками, с учителем. Ваша помощь здесь необходима и первокласснику, и учителю. Ребёнку по-прежнему необходимы  ваши внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает и плохую оценку, и замечание учителя по поводу плохо написанной буквы, и ссору с товарищем. Но не злоупотребляйте вашей любовью, не спешите решить все проблемы ребёнка. Дайте ему возможность проявить инициативу и самостоятельность. Не смотрите на жизнь класса только глазами своего ребёнка. Поддерживайте постоянный контакт с учителем, с родительским комитетом класса.  

        Итак:

  1. В последние месяцы перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок подчиняться требованиям старших; умеет ли отвечать на вопросы; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
  2. Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению в школе.
  3. Отнеситесь серьёзно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребёнка перед школой.
  4. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
  5. Заблаговременно приобретите для первоклассника все необходимые учебные принадлежности в соответствии с рекомендациями школы.


Письмо — обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям

Не портите меня. Я прекрасно знаю. Что я не должен получать всего того, о чём прошу. Я просто проверяю вас.

Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. ЭТО ЧУДО

         Я — ВАШ РЕБЁНОК!



Предварительный просмотр:

Особенности тревожности младших школьников

и способы ее преодоления


Тревожность – индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от
 тревожности. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Например, иногда случается, что ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски, а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным – это проявления тревоги. Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах (при ответе у доски, общении с малознакомыми людьми и др.), то это устойчивое психическое состояние – тревожность.
Детская тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствует ребенку в любом виде деятельности, будь она учебной или творческой. Когда же дети боятся чего-то конкретного – это страх. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.

Психологу на заметку
К. Изард объясняет различие понятий "страх" и "тревога": тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.
Кэррол Изард (1923) – американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций, автор дифференциальной теории эмоций. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес – возбуждение, радость, удивление; горе – страдание – депрессия; гнев – отвращение – презрение; страх – тревожность; стыд – застенчивость, вина.


Страх может появляться у человека в любом возрасте, начиная с первого года жизни. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни, по мнению А.И. Захарова, наиболее часто возникает страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3–5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают переживания страха, когда угрожающим представляется конкретный, эмоционально насыщенный образ, часто носящий фантастический или преувеличенный характер. Приведем пример высказывания ученика 3-го класса: «Страшно, когда учительница смотрит на тебя и хочет спросить, но не спрашивает, а тянет-тянет, а ты все равно думаешь: “Давай, спрашивай. Я мужчина, я смелый”».
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их слишком много, это говорит о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины тревожности. Современные исследователи сходятся в едином мнении: в детском возрасте эти причины заключаются в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых – родителя, педагога. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают ссоры и разногласия.

По исследованиям Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, тревожность развивается вследствие появления у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван различными требованиями:

  • противоречивыми, предъявляемыми родителями, либо семьей и школой. Например, мама не пускает ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит двойку в журнал и в присутствии одноклассников отчитывает его за пропуск урока;
  • неадекватными (чаще всего, завышенными). Например, родители внушают ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса;
  • негативными, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Например, преподаватель говорит ученику: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. Последние при этом сильнее волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в основном беспокоят насилие и наказание. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует душевному равновесию ребенка.

Портрет тревожного ребенка


Школьному психологу в большинстве случаев не надо проводить специальную диагностику для выявления обучающихся с повышенным уровнем тревожности, для этого достаточно простого метода супервизии (наблюдения) во время
уроков или на перемене.

Имея опыт работы с детьми, специалисту нетрудно составить портрет тревожного ребенка: он входит в класс, напряженно вглядывается во все, что его окружает, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает неприятностей. Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладони, а тревожные – замкнуты и молчаливы, стараются держать свои проблемы при себе. Чтобы найти "ключик" к доверию такого ребенка, школьный психолог должен обладать не только способностью к эмпатии, но и высокой профессиональной компетенцией.

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети очень самокритичны, думают, что они и впрямь хуже других во всем, самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Опытный учитель с первых дней знакомства с детьми понимает, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей или учителей-предметников заполнить бланк специального опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдение за поведением ученика подтвердит или опровергнет предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для ребенка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, проявляется постоянно.

С целью выявления тревожного ребенка можно использовать опросник "Признаки тревожности" (авторы Г.П. Лаврентьва и Т.В. Титаренко) (
приложение 1).

Направления работы с тревожным ребенком


Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендуется ее проводить в трех направле- ниях. Рассмотрим каждое из них.

Три направления работы с тревожным ребенком:

  • повышение самооценки;
  • обучение управлению своим поведением;
  • снятие мышечного напряжения.


Повышение самооценки

Конечно же, быстро повысить самооценку ребенка невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу, обращаться к нему по имени, хвалить даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии сверстников. При этом взрослый должен быть искренним, потому что дети остро реагируют на фальшь. К тому же ребенку обязательно нужно знать, за что именно его похвалили.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от других детей, взглянуть на себя их глазами. А чтобы о достижениях каждого обучающегося узнали окружающие, можно оформить в классе стенд "Звезда недели", информацию на котором раз в неделю посвящать успехам конкретного обучающегося. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре всеобщего внимания. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми. Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей. Например, на стенде "Мы сегодня": "Сегодня, 21 октября 2012 года, Олег в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом". Такое сообщение даст мамам и папам дополнительную возможность проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в классе за день.

Для обучающихся начальных классов важен элемент игры даже в школе.
В раздевалке на шкафчике каждого ребенка можно повесить "цветик-семицветик" (или "цветок достижений"), вырезанный из цветного картона: в центре цветка прикрепить фотографию ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, помещать информацию о его результатах, которыми он может гордиться. Дети будут соревноваться между собой, с удовольствием менять свои фотографии, с гордостью заполнять лепестки личного "цветка".

Позитивная информация важна и для взрослых, и для детей – для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.
Таким образом, наглядные формы работы (оформление стендов, информационных "цветиков-семицветиков" и т. п.) помогают решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение самооценки детей, особенно обладающих высокой тревожностью.

Обучение управлению своим поведением

Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах откровенно, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой он не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблем. Целесообразно на примерах литературных произведений показывать, что смелый человек – не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Хорошо, если ребенок скажет вслух о том, чего он боится. Для этой цели используются различные проективные методики. Например, можно предложить детям изобразить на бумаге свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы позволят тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые есть, как им казалось, только у них. Конечно, все взрослые знают, что не рекомендуется сравнивать детей друг с другом. В отношении же тревожных детей этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и тех видов деятельности, которые принуждают сопоставлять достижения детей. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить результаты ребенка с его же показателями, например, недельной давности. Даже если он совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: "Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию" или "Ваш сын закончил рисунок последним".

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять его до уровня своих глаз.
Эффективным способом научить ребенка управлять своим поведением может быть совместное со взрослым сочинение сказок и историй: это научит его выражать словами свои тревогу и страх и, как следствие, поможет преодолевать негативные аспекты его поведения и формирующейся личности. И даже если он приписывает недостатки не себе, а вымышленному герою, это позволит ребенку снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в некоторой мере успокоит его. Для сказки можно использовать свой придуманный сюжет, где ребенок и взрослый почувствуют себя ее героями, провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлечь некий урок и понять скрытое сообщение, зашифрованное в сказочной истории. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневном взаимодействии с ним.

Целесообразно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особое беспокойство ребенка. Например, в ситуации «боюсь учителя» ребенок поиграет с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, т. е. того, что страшит. Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка – роль взрослого, помогут школьнику выразить свои эмоции, а педагогу, маме или папе – сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся активности, поэтому важно, чтобы они участвовали в подвижных играх, ведь в этих наполненных эмоциями забавах ("войнушка", "казаки-разбойники") ребенок может пережить и сильный страх, и волнение – а это позволит ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения

Эффективно при работе с тревожными детьми использовать игры, включающие телесный контакт, также полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж. При выполнении упражнений на расслабление рекомендуется использовать элементы музыкотерапии: благоприятное воздействие оказывает прослушивание «мелодии леса», «звуков природы», при этом желательно, чтобы дети принимали удобное положение и закрывали глаза. Для снятия напряжения, успокоения, мышечного расслабления, релаксации полезны упражнения, предложенные в книге К. Фопеля "Как научить детей сотрудничать" (
приложение 2).

Еще один способ уменьшения тревожности – организовать в классе совместный праздник "Взрослые + дети". Можно отметить так Новый год, устроить импровизированный маскарад. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую одежду родителей. Современные дети очень любят пользоваться аквагримом, разрисовывая лица друг другу. Таким образом, участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены их собственными руками, конечно, при участии взрослых, игра принесет еще большее удовольствие и радость.

Правила работы с тревожным ребенком

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами.

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных элементов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например таких, как «Кто быстрее?».
  3. Если вводится новая игра, то, для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется применять только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.


Тревожный ребенок не сразу начинает доверять взрослому, который с ним беседует или проводит занятие, именно поэтому игры с закрытыми глазами используются после длительной работы, когда ребенок уже не боится, не испытывает страха к взрослому или другим детям. Цель таких игр: формирование чувства уверенности и доверия к окружающим (сверстникам, взрослым).

Начинать работу лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например "Воздушный шарик" или "Водопад".
В коллективные игры (
приложение 3) тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны такие игры, как "Дракон», "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики".

Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул" и др., способствующие повышению самооценки, можно использовать на любом этапе работы. Однако положительный эффект от них будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно включать новые элементы).

Естественно, что в зависимости от реального положения ребенка среди сверстников и его успешности в обучении выявленная высокая тревожность будет требовать разных способов коррекции.

Приложение 1
Опросник "Признаки тревожности"

Уважаемые родители!
Прочтите предложенные утверждения, поставьте "+" рядом с теми, которые можно отнести к Вашему ребенку.
Не может долго работать, не уставая.
Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряженных ситуациях.
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет, когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый "+" начисляется один балл. Баллы суммируются.

Результаты:

  • 15–20 баллов – высокая тревожность ;
  • 7–14 баллов – средняя;
  • 1–6 баллов – низкая .


Приложение 2 Упражнения для снятия мышечного напряжения

"Водопад" 

Цель: помочь детям расслабиться.
Инструкция: "Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните 2–3 раза.
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет.
Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
Свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза".

Примечание. После слов "наполняетесь свежими силами" необходимо сделать паузу, ничего не говорить на протяжении 30 секунд, дать детям возможность сделать несколько раз глубокий вдох-выдох. По окончании игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

"Воздушный шарик" 

Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу.
Инструкция: "Представьте, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Примечание. Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер" 

Цель: настроить детей на рабочий лад, особенно если они устали.
Инструкция: «Представьте, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Глубоко вдохните, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Примечание.
 Упражнение можно повторить 3 раза.

Приложение 3 Коллективные игры для тревожных детей

"Слепой танец"


Цель: развить доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.
Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. "Зрячий" двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

"Волшебный стул" 

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Примечание. Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и "волшебный стул".
Игра проводится с группой не более 5–6 человек.
Инструкция. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры!). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в первом классе для родителей первоклассников и будущих первоклассников по теме: «Числа от 1 до 7. Закрепление изученного материала».

Авторская разработка открытого занятия в 1 классе для родителей по теме: "Числа от 1 до 7. Закрепление изученного материала"....

Собрание для родителей будущих первоклассников "Первый раз в первый класс"

выступление педагога-психолога, посвященное подготовке детей к поступлению в школу....

Ваш ребёнок - первоклассник (памятка и анкеты для родителей)

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Что надо знать родителям и учителю о ребёнке?...

Первый раз в первый класс! (памятка и анкеты для родителей первоклассников)

Первый раз в первый класс! (памятка и анкеты для родителей первоклассников)...