Проект Иерусалим и Стена Плача
проект по орксэ (4 класс) по теме
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Почему ежегодно в Святой город Иерусалим стекаются сотни тысяч туристов, невзирая на свои вероисповедания, национальности и прочие моральные убеждения. Неужели это единственное место, где человек может получить помощь, необходимую ему в сложившейся жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ierusalim_i_stena_placha.doc | 91 КБ |
stena_placha_prezentatsiya.pptx | 645.38 КБ |
buklet_stena_placha.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Раздел 4. «Современные технологии преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Дидактические и методические основы проектирования на уроках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики.
Тема: «Образы – символы».
Подтема: «Иерусалим и Стена Плача
(основы иудейской культуры)»
Выполнили:
Худякова Т.М., учитель начальных классов, первая квалификационная категория (МБНОУ «Гимназия №44»)
Новокузнецк, 2013
№ п/п | Содержание | Страницы |
1. | Актуальность | С. 3 – 4 |
2. | Введение | С. 5 |
3. | Основная часть | С. 6 – 7 |
4. | Заключение | С. 8 |
5. | Список основной литературы | С. 9 |
6. | Список дополнительной литературы | С. 10 -11 |
1.Актуальность
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Почему ежегодно в Святой город Иерусалим стекаются сотни тысяч туристов, невзирая на свои вероисповедания, национальности и прочие моральные убеждения. Неужели это единственное место, где человек может получить помощь, необходимую ему в сложившейся жизненной ситуации.
Поэтому каждый из них стремится прикоснуться к каменным сводам Стены Плача, застыть с безмолвной молитвой на устах и, написав записку с самым сокровенным желанием, вложить ее между небольших щелей стены, надеясь на исполнение его. Местные жители из поколения в поколение сохраняют традиции, связанные с этими святыми местами.
Известно несколько современных традиций, которые связаны со Стеной Плача. Говорят что мальчишки, достигшие возраста — Бар Мицвы, 13 летнего возраста, впервые здесь читают из свитка Торы, солдаты боевых особенных частей Армии Обороны Израиля приносят здесь присягу, и жители проводят большие торжественные праздники. И это действительно так.
2. Введение
Тема учебного проекта: «Образы – символы».
Подтема: «Иерусалим и Стена Плача (основы иудейской культуры)»
Основополагающий вопрос: Почему Стена Плача в Иерусалиме является символом поклонения народов разных конфессий?
Учебные вопросы:
- Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?
- Почему святыня иудаизма называется Стеной Плача?
- Почему люди возлагают на Стену Плача свои последние надежды?
Цели:
-формирование представлений о символах иудейской культуры;
- развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора - информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
- воспитание культуры общения в группе (команде).
Планируемые результаты
Личностные
Самоорганизация, самоопределение,
позитивная самооценка, самоуважение
Метапредметные:
Регулятивные
Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации, понимание и оценка средств массовой информации.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Почему выбрана данная тема. Данная тема выбрана для расширения кругозора обучающихся.
Цель создания проекта.Формирование представлений о символах и образах иудейской культуры: Стена Плача, Золотой город.
Как можно использовать продукт проектирования
На уроках ОРКСЭ, окружающего мира, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях.
3. Основная часть
Учебные вопросы для исследования
- Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?
- Почему святыня иудаизма называется Стеной Плача?
- Почему люди возлагают на Стену Плача свои последние надежды?
Существует несколько версий о том, почему Иерусалим называют Золотым городом.
Образ «золотого Иерусалима» был заимствован Наоми Шемер из талмудической литературы, где это выражение обозначает вовсе не святой город, а драгоценное украшение – золотую диадему, которую носили знатные женщины. Таким образом, мудрецы Талмуда отождествляют «золотой город» и «золотой Иерусалим».
Все строения в Иерусалиме построены из белого камня - вапняка, а страна то солнечная, и когда светит солнце, лучи отражаются от строений, и создается впечатление действительно как позолоты...Гуляя по древнему городу, начинаешь забывать, в каком времени находишься – настолько впечатляют старинные постройки.
А ночью тоже - на небе сияют звезды, город Иерусалим построен как бы на горе, ощущение что небо очень близко к земле, и огни города сияют вместе со звездами,- все просто сияет!
Всего в нескольких минутах ходьбы по узким каменистым улочкам старого города занимает путь от Храма Господня до одной из главных Святынь – Стены Плача. Поражают размеры стены – почти 15 метров высоты над землей и 7 метров под землей. Камни огромных блоков с точностью подогнаны друг к другу. Стена Плача, известная еще как Западная Стена, является священным местом для израильтян – евреи, скромно одетые, непременно с покрытыми головами, становятся по две стороны стены (мужчины – по левую сторону, женщины – по правую) и молятся, оплакивают свои грехи.
Одна из самых важных традиций, связанных со Стеной Плача – оставлять в ней Послания, небольшие записки со своими самыми заветными и сокровенными желаниями.
Традиция вкладывания молитвенных записок появилась несколько сотен лет назад, среди паломников, которые перед тем, как вернуться из паломничества в Иерусалим назад домой, оставляли записки в Стене Плача, прося у Творца защиты и здоровья на обратном пути. Ведь в эти времена путешественников на всем протяжении пути подстерегало множество опасностей, в виде разбойников, болезней и стихий природы. И вскоре стали появляться свидетельства чудесного спасения паломников, оставлявших такие записки. С той поры люди таким способом стали просить здоровья, благополучия, успеха и благодарить Творца за все дарованное им.
И сейчас люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Богу, а потом молятся или просто молчат. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.
Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.
И кто с верою притекает к Стене Плача – впоследствии всегда получают желаемое… Ибо сказано в Святом Писании: "По вере Вашей – да будет Вам".
Результаты исследования и анализа, идеи, гипотезы;
Познакомились с символами иудейской культуры: Золотым городом и Стеной Плача. Узнали, почему город Иерусалим называется Золотым, что за записки оставляют в стене и куда они исчезают, какие современные традиции связаны с этими символами.
Конечный результат (продукт): презентация, доклад, словарь терминов.
Критерии оценивания работ:
- полнота и доступность восприятия информации по теме проекта;
- достоверность представленных фактов в рамках учебных вопросов;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- ссылки на источники информации.
4. Заключение.
Таким образом, работая над данной темой, мы получили общие представления о символах иудейской культуры: Стена Плача, Иерусалим – город трех религий.
Узнали, что иудейский народ сохраняет свои традиции, поклоняясь святым местам, предоставляя возможность миллионам паломникам со всего мира прикоснуться к этому.
Некоторые считают, что рядом с Западной стеной сконцентрирована огромная духовная сила и поэтому Стена плача является местом святости. Возможно, не все в это верят и сомневаются в величественности данного места, но факт остается фактом.
Говорят, что Стена плача будет стоять вечно, так как ее спас от разрушения ангел, спустившийся с небес и раскрывший свои крылья, дабы предупредить исчезновение Западной Стены.
Думаем, стоит посетить это место и оставить там свои пожелания, которые будут прочтены на небесах.
Рефлексия.
Нам удалось достичь поставленных целей. Мы научились дружно работать в группе, прислушиваться к мнению каждого участника, договариваться. Выбирать нужную информацию и вычленять существенное, логически выстраивать материал.
Вопросы для самооценки.
- Повлияло ли моё участие на результаты работы группы…...
- Я испытывал затруднение в……
- Что я узнал и чему научился, выполняя данный
5. Список основной литературы
1.Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс] / Московский институт открытого образования. - М. – Режим доступа: http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php.
2.Горячев А. В. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М. : Баласс, 2010. – 64 с
3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
5.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
6.Сергеев, В. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Список дополнительной литературы
1. http://www.lechaim.ru/ARHIV/183/may.htm
2. http://world.lib.ru/d/denis_p/stenaplachazapadnajastenawierusalime.shtml
3. http://loveopium.ru/aziya/stena-placha-v-ierusalime.html
4. http://travelexp.me/stena-placha-v-ierusalime.html
Нормативно-правовая основа курса:
• Конституция Российской Федерации (ст. 13, 14, 28);
• Федеральный Закон«Об образовании» в Российской Федерации, вступающий в силу с 1 сентября2013 года.
• Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
• Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (№ВП-П44-4632);
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. №1578-р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и перечне субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 года №667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. №1578-р»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июля 2011 года №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2011 года №МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основополагающий вопрос Почему Стена Плача в Иерусалиме является символом поклонения народов разных конфессий ?
Учебные вопросы Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?
- Почему святыня иудаизма называется Стеной Плача?
- Почему люди возлагают на Стену Плача свои последние надежды?
Для того, чтобы начать исследование, необходимо:
Критерии оценивания: Полнота и доступность информации в рамках учебных вопросов; Достоверность представленной информации со ссылкой на источники; Аккуратность и красочность выполнения; Активное участие каждого в работе группы.
Вопросы для самооценки: Повлияло ли мое участие на результат работы всей группы? Я испытывал затруднения в … Что я узнал и чему научился, выполняя данный проект?
Составители: Худякова Т.М. учитель начальных классов, первая квалификационная категория ( МБНОУ «Гимназия №44») Власова Ю.В. учитель начальных классов, первая квалификационная категория (МБНОУ «Гимназия №44») Манская С.А. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МКСКОУ «СКОШ №30») Добыш Т.В. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория (МБОУ «СОШ № 71 »)
Конжина В.Г. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МБОУ «СОШ №29») Жиглова О.В. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МБОУ «СОШ №29») Пилунская Е.Ю. учитель начальных классов, первая квалификационная категория (МБОУ «СОШ №29 »)
Полезные с сылки: 1. http :// www.mioo.ru /podrazdinfpage.php. 2 . http://www.lechaim.ru/ARHIV/183/may.htm 3. http://world.lib.ru/d/denis_p/stenaplachazapadnajastenawierusalime.shtml 4. http://loveopium.ru/aziya/stena-placha-v-ierusalime.html 5. http://travelexp.me/stena-placha-v-ierusalime.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Почему мы плачем»
Данный материал я предлагаю использовать в интеллектуальных играх, на уроках окружающего мира при изучении темы «Глаз – орган зрения».Исследовательская работа на тему «Почему мы плачем»представл...
Презентация к исследовательской работе "Почему мы плачем"
Данная презентация составлена к исследовательской работе и может быть использована на уроке Окружающий мир...
Материалы для проекта "Смоленская крепостная стена"
Материалы могут использоваться в проектной деятельности,на уроках Азбуки Смоленского края, во внеурочной деятельности....
Консультация для родителей "Рёвушка-коровушка, или как остановить плач ребенка"
Консультация для родителей "Рёвушка-коровушка, или как остановить плач ребенка"...
Беседа " Что имеем не храним, потерявши плачем"
Беседа по тематике ЗОЖ...
Что имеем – не храним, потерявши - плачем
Расширить представление детей о здоровом образе жизни. Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обра...
Проект оформления рекреации школы к празднику "Чтобы ожили стены"
Проект оформления рекреации школы к празднику...