Доклад «Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»
материал по теме
Одна из основных тенденций развития цивилизации состоит в том, что
каждая новая историческая эпоха выдвигает к образованию и психологии человека всякий
раз новые требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_novyy_standart_toychibekovoy_e.g.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа-гимназия №1
Доклад
«Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»
Город Саркан
Учитель: Тойчибекова Э.Г.
Одна из основных тенденций развития цивилизации состоит в том, что
каждая новая историческая эпоха выдвигает к образованию и психологии человека всякий
раз новые требования.
В государственном общеобразовательном стандарте говорится:
«Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных
условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а
образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и
умение действовать в нестандартных ситуациях стали основой прогресса, условием
реализации стратегии устойчивого развития и безопасности Республики Казахстан.
Приоритет самостоятельности и субъективности индивида в современном мире
требует выхода за рамки знаниевой парадигмы. В связи с этим необходимо сместить
акценты с целевой установки на овладение суммой знаний, умений и навыков
(знаниецентризм) на развитие умений самостоятельно добывать, анализировать,
структурировать и эффективно использовать информацию (компетентности) для
максимальной самореализации личности и ее активного участия в жизни общества.
В целях интеграции системы образования Республики Казахстан в мировое
образовательное пространство Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2005-2010 годы, определяющая стратегию государственной
политики в области образования, предусматривает переход на 12-летнее общее среднее
образование. Это определяет необходимость разработки нового стандарта образования,
учитывающего современные приоритеты.
Государственный общеобязательный стандарт образования; нормативный
документ, регламентирующий проведение единой государственной политики в области
образования, определяющий совокупность целей и задач образования, устанавливающий
ожидаемые образовательные результаты в виде знаний, умений, навыков по
образовательным областям и сформированных ключевых компетентностей, требования к
структуре и составу базового содержания образования, максимальному объему учебной
нагрузки, уровню и качеству подготовки обучающихся и способствующий успешной
социализации обучающихся.
Базовое содержание начального образования в образовательной области
«Технология» определяется следующими навыками деятельности.
Технология ручной обработки материалов: бумага, картон, ткани, природные материалы.
Виды человеческой деятельности и профессии, связанные с обработкой материалов.
Основы конструирования, моделирования, способы изготовления простых изделий.
Изготовление простых изделий, использование чертежно-измерительных инструментов, работа с эскизами, рисунками.» В целом содержание реализуется через изучение предмета, на специально разработанном курсе.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности,
способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный
выбор, строить свою деятельность творчески.
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей -
это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность
ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в
соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая
активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями,
воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении
цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
В работах многих педагогов и психологов младший школьный возраст считается наиболее
благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого
потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и
образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности,
формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей
личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и
социализации личности.
Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в
учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует
принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм,
методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации
обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и
увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и
психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств,
направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой
активности.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной
школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей,
животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор,
способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности,
обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.
Введение нового стандарта предусматривает существование школ-гимназий, в рамках образовательного процесса этих школ вариативно будут вестись спецкурсы. Один из них в нашей школе ведётся в течении трёх лет в начальных классах гимназии курс «Оригами»
Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:
Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и
служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С
середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных
учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных
навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии
оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. Оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, и дополнительном образовании.
Работа по курсу строится на основе психолого-педагогическом диагностировании школьников. На первом этапе обследования мы, определяем уровень развития мышления, используя методики Липпмана, позволяющую определить уровень логического мышления. Тест «Индивидуальный стиль мышления» (Алексеев А., Громова Л.) позволяет определить предпочитаемый стиль мышления учащегося и на основании результатов отметить учащихся, у которых данный вид работы будет более продуктивным (чаще всего это учащиеся с синтетическим стилем мышления.) На основе диагностики возможны варианты в построении курса - индивидуального. Разработанный курс тесно взаимосвязан с психическими процессами
ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ
ВНИМАНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ
ПОЛОЖИТЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ОБУЧЕНИЮ
Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать
фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует
созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо
активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее
суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного
процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит
формирование базовых математических способностей, воспитывается активное
познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной
деятельности, деятельному общению.
В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные
инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью
внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение,
глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на
практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности,
последовательности, формирует терпение, смекалку.
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших
школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные
качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать
помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида
деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и
стремятся решить поставленную задачу.
Связь курса с предметами начального образования.
МУЗЫКА МАТЕМАТИКА
ПОЗНАНИЕ МИРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИСКУССТВО
Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших
школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной
деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их
родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей
формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей
и желаний, а также социальных требований.
(
- делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них
деятельности; - создает информационно обогащенную досугово - развивающую среду;
- обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного
коллектива, родителей и детей; - способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
- оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего
школьника.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в
- процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.
- Эффективность развития творческих способностей младших школьников
средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы обеспечивается:
опорой на концептуальные подходы к формированию творческих способностей,
разработанные отечественной дидактикой; - организацией учебного процесса с использованием оригами в учебном процессе и
внеклассной работе начальной школы в качестве интегрирующего компонента,
объединяющего учебную и внеклассную деятельность и оказывающего влияние на
оптимизацию образовательного процесса младших школьников;
Занятия по бумажному моделированию проходили в рамках уроков. На занятиях отмечается та же закономерность, что проявляется и на всех остальных школьных предметах. Одни проявляют себя творцами, другие довольствуются ролью подражателей, исполнителей (причём нередко с лучшим качеством и точностью работы - у них свой талант) и нисколько от этого не страдают. Третьи ... показывают собирательный отклик на "всё школьное обучение по единому стандарту". С ними тоже можно и нужно работать, но для более значимого успеха - уже всей школой, даже всем миром ... К слову сказать, ряды "третьих" на уроках оригами заметно редеют по сравнению с теми занятиями, которые опираются на менее распространённые природные способности и на прошлый учебный опыт детей.
Очень важно в занятиях оригами последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все русла восприятия, постепенно переходят к более сложным видам.
Цель курса: формировать навык ручного труда,
учить складывать из бумаги различные предметы;
дать представление о понятиях – диагональ, сторона, центр;
развивать фантазию, воображение, внимание, мышление.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Украшения, декорации. | 1 | ||
1. | Кувшинка | 1 | |
2. | Башмак карлика. | 1 | |
3. | Гриб. | 1 | |
4. | Лист клёна. | 1 | |
5. | Салфетки. | 3 | |
6. | Звёзды. | 1 | |
7. | Карманчики. | 1 | |
8. | Кульки. | 1 | |
9. | Коробки. | 1 | |
10. | Корзиночки. | 2 | |
Бумажные шапки. | |||
11. | Солдатская шапка. | 1 | |
12. | Голландская шапка. | 1 | |
13. | Турецкая шапка. | 1 | |
14. | Шапка рыбака. | 1 | |
15. | Шапка рабочего. | 1 | |
16. | Чепцы. | 1 | |
17. | Шапка с загнутыми краями. | 1 | |
18. | Корона. | 1 | |
19. | Шапка мальчика-с-пальчик. | 1 | |
20 | Красная шапочка. | 1 | |
Животные. | |||
21. | Собака. | 1 | |
22. | Кошка. | 1 | |
23. | Заяц. | 1 | |
24. | Рыба. | 1 | |
Птицы. | |||
25. | Лебедь. | 1 | |
26. | Павлин. | 1 | |
27. | Курица и цыплята. | 1 | |
28. | Утка и утята. | 1 | |
29. | Ворона. | 1 | |
30. | Пингвин. | 1 | |
31. | Выставка работ. | 1 | |
Всего | 34 |
Вовремя выявленный интерес к творчеству, - не только в оригами, - отнимает место у лени, скуки и всего с ними связанного: от нарушений дисциплины до наркомании. Просто невозможно не согласиться с Луночарским, когда он пишет: «Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно весёлая и напряжённая работа буквально истребляет в классе все те инциденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. «Умей занять детей! – вот единственное правило школьной дисциплины»
Дайте детям дело, которое соответствует их природе и самая разрушительная энергия превратится в созидательную!
Литература:
- ГОСО проект
- Национальная программа 2010 года
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.
- М. Стейнберг «Смастерим из бумаги»
- Межуев В.М. Культура как объект познания
ОРИГАМИ
ОРИГАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
Доклад «Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»
Доклад«Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.
Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...
Возможности развития творческих способностей учащихся через краеведческие тетради "Самоцветное слово Урала"
В статье описываются цели создания и структура авторских краеведческих тетрадей как составной части комплекса методических и дидактических материалов "Самоцветное слово Урала"....
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей.
Как сделать учебный процесс более эффективным?...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения
«Развитие творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения в начальных классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий педагогич...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности в рамках реализации программы "Волшебный мир книг"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...