Мероприятие патриотической направленности "Дети войны"
методическая разработка (3 класс) на тему
Сценарий мероприятия, посвященного участию в Великой Отечественной войне детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мероприятие "Дети войны" | 48.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
для 3-4 классов начальной школы.
Разработала:
Васильева В. В.
МБОУ «Школа № 25» г. о. Балашиха
учитель начальных классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
для 3-4 классов начальной школы.
Разработала:
Васильева В. В.
МБОУ «Школа № 25» г. о. Балашиха
учитель начальных классов
высшей категории
Описание: Данное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, ориентированную на учащихся 3-4 классов.
Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой отечественной войны.
Задачи:
- способствовать расширению знания детей о Великой отечественной войне 1941-1945 гг.,
- формировать активную гражданскую позицию школьников,
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.
Актуальность темы: 2015 год был юбилейным годом Победы. Мероприятия, посвященные Великой Победе отличались разнообразием и проводились повсеместно. В рамках празднования Юбилейной даты, был разработан и проведен ряд мероприятий патриотической направленности в нашей школе, одним из которых явилось мероприятие «Дети Победы».
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Планируемые результаты: учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: В этом году наша страна отмечает 70 годовщину Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта жестокая война. И особенно сильно она повлияла на судьбы маленьких жителей нашей страны – детях.
Ученик №1. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего лишь пять минут осталось!
Шёл 1941 год. Лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа…
Звучит голос Левитана об объявлении войны
Ученик №2. Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюдце забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Фонограмма песни «Священная война» (А.Александрова, Лебедева-Кумача).
Ведущий: Война… Жесточе нет слова.
Война… Печальнее нет слова.
Война… Святее нет слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного слова
Еще не может быть и нет.
Ученик №2. А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик №1. Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьбы у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик №2. В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
На экране презентация фотографий о войне.
Ученик №1. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик №2. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Ведущий: Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ученик №3. Сколько вас? Попробуй перечислить –
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Ведущий: В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сарай старики, женщины и дети.
Ученик №4. И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
«Я – Анна, Анна, Анна!»
издалека…
«О, где ты, мама, мама?»
издалека…
Ученик №5 (читает слова на памятнике):
« Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы с горели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Ведущий: Что может быть страшнее смерти ребенка?
Дети на войне…
Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.
Ученик №5. Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И черного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Ученик №4. Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Ученик №3. Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок».
Звучит песня «Орленок» (В.Белого, Я.Шведова) в исполнении ученика или учеников.
Ведущий: По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее. Писатель А. Сурков посвятил Люсе стихотворение:
Ученик №6: Белая березонька у хаты
Наклонила ветви до земли.
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу вели.
Больно тело девичье томили,
И огнем пытали, и водой.
Никакие муки не сломили
Верность партизанки молодой.
Мать-Отчизну девушка любила,
Ей верна осталась до конца.
Не сломила вражеская сила
Молодые, дерзкие сердца.
Ученик №7: О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.
Ученик №8: Четвертые сутки он в погребе тесном,
Где темень и холод, где сырость и плесень.
Четвертые сутки в одной рубашонке
Избитый, измученный русский мальчонка.
А там на свободе, где липа цветет,
Где пчел и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждет
В боях уцелевший отряд патриотов.
А ты с темнотою один на один,
Так что же ты делаешь, Миша Куприн!
Ученик №9: Четвертые сутки… А выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
«Идемте! Я знаю тропинку в отряд!» -
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один.
Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?
Ученик №7: Ведет сквозь орешник и ельник.
Родное, знакомое место. Сюда
За клюквой ходили когда-то.
Ходили за клюквой…
Ну, вот и пора!
Прощайте! Держитесь, ребята!
С врагами мальчишка один на один.
Так что же задумал ты, Миша Куприн?
А Миша стоял – поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
Просили в отряд провести?
Вот кусты!
Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ученик №8: Ликуют фашисты: мол, наша взяла,
И рвутся сквозь кустарник.
Но что это? Поле. А там у села
Виднеются их же казармы.
Ученик №9: В глазах у Миши лазоревый свет…
А было мальчишке четырнадцать лет…
Ученик №10: Когда из Подмосковья вы били фашистов, Витя Ильин помогал обезвредить мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.
Ученик №11: Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовский ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Ученик №10: В сорок третьем в атаке
Сквозь крутые снега
Шли ребята на танки,
Сокрушая врага.
Фашистские танки все ближе,
И кажется, выхода нет,
Но встал на пути их мальчишка
Неполных пятнадцати лет.
Зажав, как заветную книжку,
Гранат смертоносный пакет,
На танки рванулся мальчишка
Неполных пятнадцати лет.
Ведущий: Никто из них не помышлял о славе,
О ней ли думать в страшный час?
Когда родную землю топчет и поганит
Проклятая германская орда.
Мелодия «С чего начинается Родина»
Ведущий: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Ведущий: Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Ведущий: Леня Голиков.
Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.
Ведущий: Марат Казей.
Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Ведущий: Валя Котик.
Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.
Ведущий: Володя Дубинин.
Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.
Ведущий: Зина Портнова.
Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.
Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Почтим память погибших минутой молчанием.
Удар колокола сменяется стуком метронома. Блокада Ленинграда. На столе стоит свеча, которую зажигает ведущий.
Ученик №12: Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Ученик №13: Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ведущий: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!»
Ученик №12: Нет, надо!
Чтобы снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна.
Ученик №14: Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ученик №15: Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.
Таня Савичева: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Ученик №14: Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник –
В нем звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.
Таня Савичева: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ученик №16: Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Ведущий: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик «17: Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Слава вам, храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Голос Левитана о «Капитуляции Германии».
Ученик №18: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделали многих детей,
Что заставили плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
Ученик №19: По рассказам и книжкам я знаю войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Ученик №18: По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Ученик №19: Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
Ученик № 20 : На планете сейчас не спокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «Звездные войны»,
Пусть нам снятся звездные сны!
«Бухенвальдский набат» (В.Мурадели, А.Соболева).
Ученик № 21: Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
Ученик №22: О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам мероприятия наши ученики приняли участие в городской акции «В память о них», проводимой на Площади Славы у вечного огня. С чувством великой гордости за своих сверстников, рассказывали они о детях войны, об их жизни и подвигах, поразив присутствующих масштабом и глубиной своих исследований. В память об этих детях, своими руками были изготовлены Георгиевские ленты из фантиков. Это было символично. И конечно, не оставило сегодняшних школьников равнодушными. Откликнулись их сердца! Еще долго в нашем классе царила атмосфера, которую не передать словами!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Библиотека мировой литературы для детей «Гражданская лирика советских поэтов», Москва, «Детская литература», 1982 г.
Презентация на тему "Хатынь" - ...по Истории скачать бесплатно
Таня Савичева – презентация к классному часу для детей...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие патриотического направления посвященное дню Защитника 1класс
Данное мероприятие проводилось 1 классе на праздник 23 февраля. Поздравления для мальчиков. Конкурсная программа....
Внеклассное мероприятие "Патриотическое воспитание младших школьников"
Духовно-нравственное воспитание патриотических ценностей....
Сценарий мероприятия, патриотическое направление: "История создания книги памяти"
"История создания книги памяти"...
Сценарий проведения мероприятия патриотической направленности.
Материал способствует пробуждению удетей национального самосознания....
Гражданско – патриотический проект «Война 1941 – 1945 год»
Гражданско – патриотический проект «Война 1941 – 1945год»...
Внеклассное мероприятие патриотического воспитания "Кто с мечом придет, от меча и погибнет"
Формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, воспитание уважения к родной стране, ее историческим корням и национальным традициям через знакомство с яркой личностью талантливого полковод...
Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»
Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...