Мероприятие патриотической направленности "Дети войны"
методическая разработка (3 класс) на тему

Васильева Вероника Валерьевна

Сценарий мероприятия, посвященного участию в Великой Отечественной войне детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мероприятие "Дети войны"48.16 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

для 3-4 классов начальной школы.

                           

Разработала:

Васильева В. В.

МБОУ «Школа № 25» г. о. Балашиха

учитель начальных классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

для 3-4 классов начальной школы.

                           Разработала:

Васильева В. В.

МБОУ «Школа № 25» г. о. Балашиха

учитель начальных классов

высшей категории

Описание: Данное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, ориентированную на учащихся 3-4 классов.

Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитание  уважения к ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой отечественной войны.

Задачи:

  • способствовать расширению  знания детей о Великой отечественной войне 1941-1945 гг.,
  • формировать активную гражданскую позицию школьников,
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Актуальность темы: 2015 год был юбилейным годом Победы. Мероприятия, посвященные Великой Победе отличались разнообразием и проводились повсеместно. В рамках празднования Юбилейной даты, был разработан и проведен ряд мероприятий патриотической направленности в нашей школе, одним из которых явилось мероприятие «Дети Победы».

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция. 

Планируемые результаты: учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны. 

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:        В этом году наша страна отмечает 70 годовщину Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта жестокая война.  И особенно сильно она повлияла на судьбы  маленьких жителей нашей страны – детях.

Ученик №1.              Казалось, было холодно цветам,

                        И от росы они слегка поблёкли.

                        Зарю, что шла по травам и кустам,

                        Обшарили немецкие бинокли.

                        Цветок в росинках весь, к цветку приник,

                        И пограничник протянул к ним руки.

                        А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

                        Влезали в танки, закрывали люки.

                        Такою всё дышало тишиной,

                        Что вся земля ещё спала, казалось,

                        Кто знал, что между миром и войной

                        Всего лишь пять минут осталось!

Шёл 1941 год. Лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа…

Звучит голос Левитана об объявлении войны

Ученик №2.                Шло детство, поспела клубника…

                        Нам день обещал тишину.

                        И было нелепо и дико,

                        Что вдруг объявили войну.

                        Мы ждали гостей. Наша мама,

                        Начав хлопотать у стола,

                        Смотрела так пристально прямо

                        И слез удержать не могла.

                        И болью огромного роста

                        Набат поднимался, как крик.

                        И было нам, детям, непросто

                        Понять этой скорби язык.

                        Война надвигалась столико.

                        Родной закручинился кров…

                        На блюдце забытом клубника

                        Сочилась, как алая кровь.

Фонограмма песни «Священная война» (А.Александрова, Лебедева-Кумача).

Ведущий:                Война… Жесточе нет слова.

                        Война… Печальнее нет слова.

                        Война… Святее нет слова.

                        В тоске и славе этих лет

                        И на устах у нас иного слова

                        Еще не может быть и нет.

Ученик №2.                А мы не будем памяти перечить

                        И часто вспоминаем дни, когда

                        Упала нам на слабенькие плечи

                        Огромная, недетская беда,

Ученик №1.                Была земля и жесткой, и метельной.

                        Была судьбы у всех людей одна.

                        У нас и детства не было отдельно,

                        А были вместе детство и война.

Ученик №2.                В годы войны было горя много,

                        И никто никогда не сочтет,

                        Сколько раз на своих дорогах

                        Оставляла война сирот.

На экране презентация фотографий о войне.

Ученик №1.                В эти годы порой казалось,

                        Что мир детства навек опустел,

                        Что не вернется радость

                        В город, где дома без стен.

Ученик №2.                Был серебряным смех девчонок,

                        Но его заглушила война.

                        А седины ребячьих челок…

                        Разве этому есть цена?

Ведущий:                Юные безусые герои!

                        Юными остались вы навек,

                        Перед вашим вдруг ожившим строем

                        Мы стоим, не поднимая век.

                        Боль и гнев сейчас тому причина,

                        Благодарность вечная вам всем,

                        Маленькие стойкие мужчины,

                        Девочки, достойные поэм.

Ученик №3.                Сколько вас? Попробуй перечислить –

                        Не сочтешь, а впрочем, все равно

                        Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

                        В каждой песне, легком шуме листьев,

                        Тихо постучавшихся в окно.

Звон колокола (набата).

Ведущий:        В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сарай старики, женщины и дети.

Презентация «Хатынь»

Ученик №4.                И этот звон болит во мне.

                        Перед симфонией печали

                        Молчу и плачу в этот миг.

                        Как дети в пламени кричали!

                        И до сих пор не смолк их крик.

                        Над белой тишиной Хатыни

                        Колокола, как голоса

                        Тех,

                        Что ушли в огне и дыме

За небеса.

                        «Я – Анна, Анна, Анна!»

                                издалека…

                        «О, где ты, мама, мама?»

                                издалека…

Ученик №5 (читает слова на памятнике):

                « Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы с горели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Ведущий:                Что может быть страшнее смерти ребенка?

                        Дети на войне…

                        Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

                        Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.

Ученик №5.                Учились при свете коптилок,

                        Писали меж строчек газет,

                        И черного хлеба кусочек

                        Был слаще заморских конфет.

Ученик №4.                Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

                        И только бы жить начинать сорванцам,

                        Как их завертели такие метели,

                        Какие, пожалуй, не снились отцам.

Презентация «Пионеры герои».

Ученик №3.        Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок».

Звучит песня «Орленок» (В.Белого, Я.Шведова) в исполнении ученика или учеников.

Ведущий:        По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили ее. Писатель А. Сурков посвятил Люсе стихотворение:

Ученик №6:                Белая березонька у хаты

                        Наклонила ветви до земли.

                        Мимо хаты пьяные солдаты

                        Юную разведчицу вели.

                        Больно тело девичье томили,

                        И огнем пытали, и водой.

                        Никакие муки не сломили

                        Верность партизанки молодой.

                        Мать-Отчизну девушка любила,

                        Ей верна осталась до конца.

                        Не сломила вражеская сила

                        Молодые, дерзкие сердца.

Ученик №7:        О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Ученик №8:                Четвертые сутки он в погребе тесном,

                        Где темень и холод, где сырость и плесень.

                        Четвертые сутки в одной рубашонке

                        Избитый, измученный русский мальчонка.

А там на свободе, где липа цветет,

                        Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

                        Упорно и молча разведчика ждет

                        В боях уцелевший отряд патриотов.

                        А ты с темнотою один на один,

                        Так что же ты делаешь, Миша Куприн!

Ученик №9:                Четвертые сутки… А выхода нет.

                        И сил не хватает держаться,

                        И жалко мальчишке в четырнадцать лет

                        Вот так вот со всем расставаться.

                        Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

                        На небо, на рощицы дальние!

                        «Идемте! Я знаю тропинку в отряд!» -

                        Решает разведчик израненный.

                        С врагами мальчишка один на один.

                        Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?

Ученик №7:                Ведет сквозь орешник и ельник.

                        Родное, знакомое место. Сюда

                        За клюквой ходили когда-то.

                        Ходили за клюквой…

                        Ну, вот и пора!

                        Прощайте! Держитесь, ребята!

                        С врагами мальчишка один на один.

                        Так что же задумал ты, Миша Куприн?

                        А Миша стоял – поворот головы,

                        В глазах промелькнула усмешка:

                        Просили в отряд провести?

                        Вот кусты!

                        Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ученик №8:                Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

                        И рвутся сквозь кустарник.

                        Но что это? Поле. А там у села

                        Виднеются их же казармы.

Ученик №9:                В глазах у Миши лазоревый свет…

                        А было мальчишке четырнадцать лет…

Ученик №10:        Когда из Подмосковья вы били фашистов, Витя Ильин помогал обезвредить мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.

Ученик №11:                Жил мальчик на хуторе Мшистом,

                        За дальним кордоном лесным.

                        Когда появились фашисты,

                        Он стал партизанским связным.

                        Ходил он, как нищий, по селам

                        С холщовой сумой на плече,

                        В отцовский ботинках тяжелых

                        И мамином рваном плаще.

                        То в окна стучался немые,

                        То брел к старикам на покос.

                        И танк подрывался на мине,

                        И поезд летел под откос…

                        Забылось негромкое имя,

                        Осталась лишь кличка – Связной.

                        Он пережил осень и зиму.

                        Его расстреляли весной…

Ученик №10:                В сорок третьем в атаке

                        Сквозь крутые снега

                        Шли ребята на танки,

                        Сокрушая врага.

                        Фашистские танки все ближе,

                        И кажется, выхода нет,

                        Но встал на пути их мальчишка

                        Неполных пятнадцати лет.

                        Зажав, как заветную книжку,

                        Гранат смертоносный пакет,

                        На танки рванулся мальчишка

                        Неполных пятнадцати лет.

Ведущий:                Никто из них не помышлял о славе,

                        О ней ли думать в страшный час?

                        Когда родную землю топчет и поганит

                        Проклятая германская орда.

Мелодия «С чего начинается Родина»

Ведущий:        Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Ведущий:                Вспомним всех поименно,

                        С горем вспомним своим…

                        Это нужно не мертвым,

                        Это нужно живым!

Ведущий:        Леня Голиков.

                Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

Ведущий:        Марат Казей.

                Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Ведущий:        Валя Котик.

                Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Ведущий:        Володя Дубинин.

                Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.

Ведущий:        Зина Портнова.

                Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Почтим память погибших минутой молчанием.

Минута молчания.

Удар колокола сменяется стуком метронома. Блокада Ленинграда. На столе стоит свеча, которую зажигает ведущий.

Ученик №12:                Блокада… Далеко как это слово

                        От наших мирных, светлых дней.

                        Произношу его и вижу снова

                        Голодных умирающих детей.

Ученик №13:                Как опустели целые кварталы,

                        И как трамваи мерзли на пути,

                        И матерей, которые не в силах

                        Своих детей на кладбище нести.

Ведущий:                Опять война, опять блокада…

                        А может, нам о них забыть?

                        Я слышу иногда: «Не надо,

                        Не надо раны бередить!»

Ученик №12:                Нет, надо!

                        Чтобы снова на планете

                        Не повторилось той зимы,

                        Нам нужно, чтобы наши дети

                        Об этом помнили, как мы!

                        Я не напрасно беспокоюсь,

                        Что вдруг забудется война:

                        Ведь эта память – наша совесть.

                        Она, как сила нам нужна.

Тетрадь Тани Савичевой.

Ученик №14:                Эта тонкая тетрадка

                        Стоит многих толстых книг.

                        Пионерка-ленинградка,

                        Потрясает твой дневник!

                        Таня Савичева, Таня,

                        Ты в сердцах у нас жива.

                        Затаив на миг дыханье,

                        Слышит мир твои слова.

Ученик №15:                Ленинград в тисках блокады,

                        У ворот ликует враг,

                        Рвутся бомбы и снаряды,

                        Дует ветер, давит мрак.

                        От коптилки не согреться.

                        И ни крошки, ни глотка,

                        И выводит кровью сердце

                        На страницах дневника.

Таня Савичева:        «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Ученик №14:                Будьте бдительными, люди.

                        Люди, вслушайтесь в дневник –

                        В нем звучит сильней орудий,

                        Тот безмолвный детский крик.

Таня Савичева:        «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

«Реквием» В.Моцарта.

Ведущий:        «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Ученик №16:                Я к ним подойду. Одеялом укрою,

                        О чем-то скажу, но они не услышат.

                        Спрошу, не ответят…

                        А в комнате трое,

                        Нас в комнате трое, но двое не дышат.

                        Я знаю, не встанут. Я все понимаю…

                        Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Ведущий:        Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

«Журавли» М. Бернес

Ученик «17:                Знаем мы всех героев бесстрашных.

                        Преклоняем колена перед памятью павших,

                        И ложатся цветы на гранитные плиты…

                        Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

                        Слава вам, храбрые,

                        Слава, бесстрашные!

                        Вечную славу поет вам народ.

                        Доблестно жившие,

                        Смерть сокрушившие,

                        Память о вас никогда не умрет!

Голос Левитана о «Капитуляции Германии».

Ученик №18:                По рассказам и книжкам я знаю войну,

                        Что сиротами сделали многих детей,

                        Что заставили плакать седых матерей.

                        По рассказам и книжкам я знаю войну.

Ученик №19:                По рассказам и книжкам я знаю войну.

                        Вижу стены, разорванный бомбами дом.

                        Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

                        По рассказам и книжкам я вижу войну.

Ученик №18:                По рассказам и книжкам я слышу войну.

                        Слышу грохот орудий и раненых крик.

                        Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

                        По рассказам и книжкам я слышу войну.

Ученик №19:                Я не знаю войны. Да зачем она мне?

                        Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

                        Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

                        Знали б лишь о прошедшей войне.

Ученик № 20 :        На планете сейчас не спокойно,

                        Но мы верим в цветенье весны.

                        Не нужны нам «Звездные войны»,

                        Пусть нам снятся звездные сны!

«Бухенвальдский набат» (В.Мурадели, А.Соболева).

Ученик № 21:                Да будет светлой жизнь детей!

                        Как светел мир в глазах открытых!

Ученик №22:                О, не разрушь и не убей-

                        Земле достаточно убитых.

«День победы» Л. Лещенко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам мероприятия наши ученики  приняли участие в городской акции «В память о них», проводимой на Площади Славы у вечного огня. С чувством великой гордости за своих сверстников, рассказывали они о детях войны, об их жизни и подвигах, поразив присутствующих масштабом и глубиной своих исследований. В память об этих детях, своими руками были изготовлены Георгиевские ленты из  фантиков. Это было символично. И конечно, не оставило сегодняшних школьников равнодушными. Откликнулись их сердца! Еще долго в нашем классе царила атмосфера, которую не передать словами!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Библиотека мировой литературы для детей «Гражданская лирика советских поэтов», Москва, «Детская литература», 1982 г.
  2. Презентация на тему "Хатынь" - ...по Истории скачать бесплатно

  3. Таня Савичева  презентация к классному часу для детей...

  1. Презентация "ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ... - скачать бесплатно

  1. 5. Аудиозаписи с голосом Юрия Левитана в mp3 (о начале войны...

  1. «Песни О Войне» 18 657 песен - ...бесплатно онлайн или скачать...

  1. Яндекс.Картинки: найдено 185 млн картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие патриотического направления посвященное дню Защитника 1класс

Данное мероприятие проводилось 1 классе на праздник 23 февраля. Поздравления для мальчиков. Конкурсная программа....

Внеклассное мероприятие "Патриотическое воспитание младших школьников"

Духовно-нравственное воспитание патриотических ценностей....

Сценарий проведения мероприятия патриотической направленности.

Материал  способствует пробуждению удетей национального самосознания....

Гражданско – патриотический проект «Война 1941 – 1945 год»

Гражданско – патриотический проект   «Война 1941 – 1945год»...

Внеклассное мероприятие патриотического воспитания "Кто с мечом придет, от меча и погибнет"

Формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, воспитание уважения к родной стране, ее историческим корням и национальным традициям через знакомство с яркой личностью талантливого полковод...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...