рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире красоты"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Шакирова Альфинур Халимовна

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с   бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_krasoty.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с   бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.

Средний возраст учащихся  6 – 9 лет. Дети этого возраста  любят рисовать, вырезать из бумаги, клеить.  В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.

Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы  этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Программа "В мире красоты" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она  предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции.  Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.

Цель данной программы: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы :

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., способствовать их систематизации;

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

* формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;

* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Все задания и упражнения предполагают  развитие у детей чувство ритма, равновесия, четкой организации своей работы. Это поможет учащимся выявить  собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.

Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Обучение младших школьников по программе «В мире красоты» осуществляется естественным путем, в процессе творческой деятельности.

Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.

Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с учителем, а так же их самостоятельной творческой деятельности.

Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:

– спиралевидности, в соответствии с  которым формирование у учащихся  метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.

Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Программа рассчитана  на  135 часов: 33 часа- 1 класс, 34 часа- 2 класс, 34 часа- 3 класс, 34 часа- 4 класс. Режим  работы – 1 занятие в неделю по 1 часу.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

□ мини-лекции;

□ практические занятия с элементами исследования;

□ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по обработке литературных источников/материалов из Интернета;

□ тренировочные упражнения;

□ практическая творческая работа;

□ выставка работ учащихся.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.

  • Развивающее обучение;
  • Интернет - технологии;
  • Технология креативности;
  • Технология обучения в сотрудничестве.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате обучения учащиеся получают следующие основные знания и умения:

♦ знакомятся со свойствами и возможностями красок, бумаги, пластилина, соленого теста, ткани, природных материалов;

♦  знакомятся с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративной отделки;

♦  знакомятся с архитектурой и зодчими;

♦ научатся последовательно вести работу (замысел, выбор модели работы (изделия), выбор способов изготовления образца, оформление готового изделия);

♦  научатся работать с нужными инструментами;

♦ научатся самостоятельно работать над изделием, вести поиск по подбору книг, рассказов о декоративно-прикладном творчестве.

Формы контроля – выставки работ учащихся для учащихся школы, родителей; участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Вводное занятие.

1

1

1

1

2.

Рисование.

5

6

6

6

3.

Оригами.

3

4

4

4

4.

Аппликация.

6

5

5

5

5.

Работа с природными материалами.

5

5

6

5

6.

Работа с тканью.

5

4

4

5

7.

Лепка.

5

5

5

5

8.

Основы графики и конструирования.

3

4

3

3

33

34

34

34

ВСЕГО:

135

                                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс.

  1. Вводное занятие (1 час).

Теория – 1 час.

Знакомство с программой; знакомство с используемыми для работы материалами;  показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ.

  1. Рисование (8 час.)

Теория – 2 час, практика – 6 час.

Материалы и инструменты художника; форма предметов; рисование  с натуры; рисование сказочных героев; рисование геометрических и растительных орнаментов и узоров.

  1. Оригами (4 час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

Виды и свойства бумаги; литература по оригами; что можно сделать из бумаги; способы складывания бумаги; изготовление самолетика; изготовление кораблика; изготовление стаканчика.

  1. Аппликация  (6 час.)

Теория – 1 час, практика – 5 час.

Виды аппликаций; из чего можно сделать аппликацию; инструменты для работы;  памятка безопасности  при выполнении аппликаций из бумаги; изготовление поздравительные открытки; изготовление закладки для книг.

  1. Работа с природными материалами (5 час.)

Теория – 1 час, практика –4 час.

Группы природных материалов; инструменты и приспособления для обработки природных материалов; памятка безопасности при обработке природных материалов; что можно сделать из корней, веток, плодов, семян, листьев, цветов  растений; как засушить листья и цветы; изготовление аппликации из листьев и семян.

  1. Работа с тканью (6час.)

Теория – 1час, практика –  5 час.

Из чего делают ткани; свойства ткани; изделия из ткани (одежда, обувь, сумки, полезные вещи); инструменты для обработки ткани; памятка безопасности при работе с тканью; изготовление ученической промокашки для пенала; вышивка орнамента прямой строчкой.

  1. Лепка из пластилина (5час.)

Теория – 1час, практика –  4 час.

История возникновения пластилина; виды пластилина; из чего ещё можно лепить; инструменты для работы с пластилином, тестом; основные приёмы лепки; основные детали; создание цветов; лепка фруктов; лепка животных; выполнение композиции по желанию.

  1. Основы графики и конструирования (3 час.)

Теория – 1час, практика –  2час.

Линии чертежа; чертежные инструменты и материалы; рисунки-схемы; условные обозначения на схемах; конструирование из бумаги коробочки (способом сгибания и складывания).

2 класс.

  1. Вводное занятие (1 час)

Теория – 1 час.

Знакомство с планом работы на учебный год; знакомство с используемыми для работы материалами;  показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ.

  1. Рисование (6 час.)

Теория – 1 час, практика – 5 час.

Рисунок – основа художественной выразительности на плоскости и объёме; основа создания образа в живописи, скульптуре, архитектуре. Привитие навыков заточки карандаша. Понятие о точке, штрихе, линии – как главных изобразительных средствах рисунка. Работа карандашом на бумаге – линии разной направленности,  деление линии на части, замкнутые фигуры, штриховые линии. Выполнение упражнений работы карандашом – штриховка куба. Рисование иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (необыкновенный цветок).

  1. Оригами (4  час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

Виды и свойства бумаги; литература по оригами; способы складывания бумаги; изготовление поделки «Маленький зоопарк» (фигурки животных и птиц.)

  1. Аппликация (5 час.)

Теория – 1 час, практика –4 час.

Предметная аппликация; симметрия в аппликации; красота цветовых сочетаний; памятка безопасности;  изготовление поздравительной открытки; вырезание снежинки; елочные гирлянды и цепи; знакомство с мозаикой (аппликация надрывом).

  1. Работа с природными материалами (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Заготовка материалов для творческих практических работ. Поделки из каштанов, шишек, желудей, семян и т.п. Изготовление объемной аппликации «Вазочка». Народные праздники на Руси; символы праздников; народная плетеная игрушка (виды плетеных игрушек);  соломенные куклы. Изготовление куклы из соломы.

  1. Работа с тканью (4 час.)

Теория – 1 час, практика –3 час.

Знакомство с основными швами (шов «вперед иголку», шов «вперед иголку» с перевивом); памятка безопасности при работе с тканью. Изготовление салфетки с вышивкой.

  1. Лепка (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Лепка сказочных персонажей из пластилина.  Развитие фантазии и чувства пластичной цельности (комбинированным способом). Анализ формы предмета.  Лепка посуды (ленточным способом) с натуры.

  1. Основы графики и конструирования (4 час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

Конструирование домика из готовых форм (коробки, футляры и т.п.), склеивание простых геометрических форм из бумаги.

3 класс.

  1. Вводное занятие (1 час.)

Теория – 1 час.

Знакомство с программой занятий для 3 класса; знакомство с используемыми для работы материалами;  показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ.

  1. Рисование (6 час.)

Теория – 1 час, практика – 5 час.

Наблюдение и сравнение - как важное условие успешности рисунка. Цвета и оттенки. Перспектива. Рисование листа дерева, цветка. Наброски животных и птиц. Рисование натюрмортов; рисование сложных листьев деревьев. Узор в круге для оформления миски (тарелки).

  1. Оригами (4 час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

Виды и свойства бумаги; способы складывания бумаги; изготовление поделок   из бумаги «Букет тюльпанов», «Японский журавлик», «Столикая маска».

  1. Аппликация (5 час.)

Теория – 1 час, практика –4  час.

Папье-маше  - как вид аппликации из бумаги. Что и как можно сделать из папье-маше. Материалы,  используемые для работы. Выполнение изделия из папье-маше («Тарелочка с  фруктами»).

  1. Работа с природными материалами (6 час.)

Теория – 1 час, практика – 5 час.

Заготовка материалов для творческих практических работ. Памятка безопасности при обработке природных материалов.  Поделки из птичьих перьев, яичной скорлупы. Изготовление  аппликации из перьев  «Жар-птица». Ёлочные украшения из яичной скорлупы. Изготовление украшения «Петушок», «Свинка», «Рыбки».

  1. Работа с тканью (4 час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

История возникновения тряпичных кукол.  Игрушки из ткани.  Какими швами можно сшить мягкую игрушку; материалы для игрушек и набивки. Изготовление игрушки «Цыпленок».

  1. Лепка (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Лепка из теста.  Принцип работы с соленым тестом, инструменты для работы. Состав теста. Выполнение изделий из теста: брелок «Сердечко», магнит «Рождество».

  1. Основы графики и конструирования (3 час.)

Теория – 1 час, практика – 2 час.

Конструирование игрушек (по образцу народной  игрушки с подвижными деталями (рычаг)). Оформление игрушки в цвете.

4 класс.

  1. Вводное занятие (1 час.)

Знакомство с программой занятий для 4 класса; знакомство с используемыми для работы материалами;  показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ.

  1. Рисование (6 час.)

Теория – 1 час, практика – 5 час.

Совершенствование навыков в рисовании растений. Приёмы работы по- сырому. Упражнение в получении желто-зеленого, сине-зеленого и т.п. цветов. Узоры в полосе (народные мотивы в декоре). Контрастные цвета в и применение их в узоре. Рисование по представлению на тему «Состояние природы».

  1. Оригами (4 час.)

Теория – 1 час, практика – 3 час.

Совершенствование навыков разметки бумаги способом  сгибания и складывания. Развитие образного мышления.  Знакомство с новыми техниками работы с бумагой: кусудама, квиллинг, модульное оригами, айрис фолдинг. Изготовление панно в технике квиллинг (коллективная работа).

  1. Аппликация (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Вырезание орнаментов из бумаги. Приемы вырезания сложных форм.  Приемы изготовления шаблонов для тематических аппликаций, открыток. Тематическая аппликация «Космос». Транспарантное вырезание.

  1. Работа с природными материалами (5 час.)

Теория – 1 час, практика - 4 час.

Заготовка материалов для творческих практических работ. Памятка безопасности при обработке природных материалов.  Инкрустация соломкой. Составление узора из геометрических форм. Приёмы обработки соломки. Поиск цветовой и композиционной гармонии.  Изделия из соломки. Изготовление рамки для фотографии,  инкрустированной соломкой.

  1. Работа с тканью (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Лоскутная пластика.  Составление узора из растительных форм для квадратной салфетки под чайный прибор. Вышивание швами: «тамбурный», «ёлочка», «вперед иголку с перевивом». Краевые отделочные швы.  Изготовление предметов для дома (прихватка для горячих предметов, подстилка для стульчика и т.п.).

  1. Лепка (5 час.)

Теория – 1 час, практика – 4 час.

Лепка по воображению. Диковинные сосуды в форме фантастических зверей или растений.  Народные промыслы России. Лепные   игрушки. Дымковская глиняная игрушка. Передача движения и пропорций фигуры человека.

  1. Основы графики и конструирования (3 час.)

Теория – 1 час, практика – 2 час.

Приёмы работы с проволокой. Конструирование из проволоки: «Аленький цветочек».

ОБОРУДОВАНИЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для осуществления образовательного процесса по программе «Мастерок» необходимы следующие принадлежности и расходные материалы:

☺ ножницы для бумаги и ткани;      ☺ кусочки различных тканей;

☺ наборы цветной бумаги;               ☺ цветные нитки для вышивания;        

☺ набор цветного картона;              ☺ пяльцы;

☺ клей ПВА;                                       ☺ альбомная бумага;

☺ пластилин, набор стеков;             ☺ различные природные материалы;    

☺ соленое тесто;                                 ☺ проволока;

☺ простой карандаш;                         ☺ краски, цветные карандаши.

Все необходимые принадлежности и расходные материалы  приобретаются самими учащимися.

Занятия в изостудии ведёт учитель рисования или технологии, либо любой другой привлечённый специалист, обладающий достаточным опытом работы с детьми либо педагогическим образованием.  

                            Календарно - тематическое планирование

                                                              2 класс          

тема

Всего(ч)

теория

практика

Дата проведения

П

Ф

1

Вводный урок. Знакомство с планом работы на учебный год.

1

1

                                                 Рисование (6 часов)

2

Рисунок - основа художественной выразительности на плоскости и объёме.

1

1

3

Мир вокруг нас.

1

1

4

Работы с карандашом. Штриховка куба.

2

2

5

В сказок мире.Иллюстрации к любимым сказкам.

2

2

                                        Оригами (4 часа)

6

Виды и свойства бумаги. Способы складывания бумаги.

1

1

7

Изготовление поделки «Маленький зоопарк».

3

3

                                              Аппликация (5 час.)

8

Предметная аппликация. Симметрия в аппликации.

1

1

9

Изготовление поздравительной открытки.

1

1

10.

Ёлочные гирлянды  и игрушки.

2

2

11

Знакомство с мозаикой (аппликация с надрывом)

1

1

           Работа с природными материалами (5 ч.)

12

Поделки из зёрен и семян.

2

2

12

Поделки из шишек, желудей, семян.

2

2

13

Изготовление поделки из скорлупы фисташек и шишек.

1

1

                                      Работа с тканью (4 ч.)

14

Знакомство с основными швами.

1

1

15

Изготовление салфетки с вышивкой.

3

3

                                                    Лепка (5 ч.)

16

Анализ формы предмета.

1

1

17

Лепка сказочных персо-нажей из пластилина.

2

2

18

Лепка посуды (ленточным способым) с натуры

2

2

                Основы графики и констуирования (4ч.)

19

Конструирование.

1

1

20

Конструирование домика из готовых форм.

3

3

Всего

34

8

26

       

                Календарно - тематическое планирование

                                       3 класс          

Тема

Всего(ч)

теория

практика

Дата проведения

п

ф

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на учебный год.

1

1

                        Рисование (6ч)

2

Наблюдение и сравне-ние – как важное условие успешности рисунка. Перспектива.

1

1

3

Узор в круге для оформления тарелки.

1

1

4

Рисование листа дерева, цветка.

1

1

5

Наброски животных и птиц.

1

1

6

Натюрморт.

1

1

7

Рисование сложных листьев деревьев.

1

1

                                             Оригами (4 ч.)

8

Виды и свойства бумаги. Способы складывания бумаги.

1

1

9

Букет тюльпанов.

2

2

10

Японский журавлик.

1

1

                                                Аппликация (5 ч.)

11

Папье-маше – как вид аппликации из бумаги.

1

1

12

Выполнение изделия из папье- маше «Тарелочка с фруктами».

4                      

4

                                 Работа с природными материалами (6 ч.)

13

Заготовка материалов для творческих работ. Жар птица.

1

0,5

0,5

14

Жар  птица.

1

1

15

Аппликации из листьев.

2

2

16

Изготовления изделия из семян и зёрен.

2

2

                                         Работа с тканью (4 ч.)

17

История возникновения тряпичных кукол.

1

1

18

Игрушки из ткани.

3

3

                                                       Лепка (5 ч.)

19

Лепка из теста.

1

1

20

Выполнение изделий из теста.

4

4

                        Основы графики и конструирования (3 ч.)

21

Конструирование игрушек.

1

1

22

Конструирование игрушек пообразцу народной игрушки с подвижными деталями.

2

2

всего

34

8

26

                                                                                ЛИТЕРАТУРА  

Основная

1. Т. Н. Тисленкова. «Эстетическое воспитание». Волгоград, « учитель», 2007.

2.  Н. В. Назарова. « Художественно – эстетическое воспитание в школе».            «Учитель», 2008.

3.  Программа « изобразительное искусство» 1-9 классы, Москва, « Просвещение», 1994 г.

4.  Г. Виноградова «Уроки рисования с натуры», Москва, « Просвещение», 1980.

Дополнительная

1.О. В. Горнова. «Студия декоративно- прикладного творчества».  Волгоград, « Учитель», 2008.

2. Г. И. Маркелова « Технология. Организация  деятельности кружков эстетического направления». Волгоград, «Учитель», 2005.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Конце...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Красота своими руками» (начальное образование)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота своими руками" (начальное образование).Как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет кр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок "В мире красоты и волшебства" для 1-4 классов 2016/2017 учебный год

Школа после урока – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно пр...