Открытый урок: "Л.Н.Толостой. Лев и собачка."
материал (3 класс) на тему
Открытый урок с технологической картой, с презентацией и с музыкальным сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок: "Л.Н.Толстой. Лев и собачка." | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Журтова Марина Хафисановна МОУ СОШ с.п.Кишпек
Урок литературного чтения
Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения
Задачи урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;
-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающая:
-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
-развивать речь учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;
-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого, картинки с изображением героев рассказа «Лев и собачка», портрет Л.Н.Толстого, игрушечные животные(зоопарк),карточки для работы в группах и парах, карточки самооценки ,карточки для работы соседа по парте, карточки с надписью «Самому доброму и чуткому».
Схема содержания урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий, формирование УУД |
Организационный этап Цель: создать благоприятную атмосферу, сформировать у учащихся самооценку готовности к уроку. | ||||
1 | Организационный момент. | Доброе утро ребята! Доброе утро гости! Пусть этот урок несёт нам радость общения и наполнит наши сердца благородными чувствами. У нас в классе гости. Это всегда волнительно. Чтобы мы справились с волнением, предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Скажите себе: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я желаю вам успехов в изучении материала. Мысленно пожелайте удачи друг другу. Слайд 1. Прочитайте Эпиграф нашего урока. Слайд 2. | Приветствуют друг друга. Чуткому сердцу откроются тайны. | Психологический настрой. Личностные результаты :формировать мотивацию к обучению и целеноправленной познавательной деятельности. |
Постановка учебной проблемы с использованием побуждающего диалога Цель: помочь ученикам поставить учебную проблему, а значит сформулировать тему урока, тем самым вызвать у учащихся интерес к новому материалу. Целеполагание. | ||||
2 3 4 | Выход на тему урока. Постановка цели урока, задач урока. Разминка-литературная викторина. Речевая разминка. Постановка проблемного вопроса. | Посмотрите на книжную выставку и попробуйте предположить с произведением какого автора мы будем знакомиться. Слайд 3. Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? Расскажите о нём. Ребята, какие слова вы можете объединить в группу? (капитан, мальчик, лев, собачка, обезьяна?)Слайд 4. -Какие слова остались? (лев, собачка). Как, по-вашему, эти слова связаны с темой сегодняшнего урока? Слайд 5 Да, ребята, верно, это герои рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Лев и собачка». Определите тему сегодняшнего урока. Слайд 6 А для чего будем знакомиться с рассказом? А какие задачи поставим перед собой? Совершенно верно, обсуждение художественных произведений – главная задача уроков литературного чтения. Слайд 7 Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке? На листах на доске также пункты: 1. Мы - читатели и слушатели. 2. Мы - соратники. 3. Мы – аналитики. 4. Мы - творцы. Слайд 8. Слайд 9-24 Повторить сказки. Слайд 25-26 Определи жанр и продолжи строки . Сейчас мы повторили сказки, стихи и басни. Что такое сказка ? Что такое басня? Оцените работу своего соседа в графе разминка. Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство.. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. А сейчас прочитайте стихотворение про себя Слайд 27 Нет, он от боли не заплачет, Но день за днем, за разом раз, Он грусть свою собачью прячет В разрезе умных добрых глаз. Сидит собака под забором, Страдая от сердечных мук, Но не страдает от позора Его, когда-то, бывший друг. Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? . Почему? А какого цвета печаль? – А сейчас прочитайте вслух, соблюдая выбранную интонацию. – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Слайд 28 – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. Слайд 29 Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. Но давайте подумаем, о чём может пойти речь в произведении под названием «Лев и собачка»? Как проверить наше предположение? «Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя. Слайд 30
| Это великий русский писатель Л.Н.Толстой. Добрые, внимательные, мудрые Рассказывают об авторе. Капитан .Мальчик.Обезьяна. Герои рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» Возможно, это тоже герои его рассказа. Знакомство с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка» Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства. Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, рассуждать, анализировать и делать выводы 1. Мы - читатели и слушатели. (Познакомимся с рассказом) 2. Мы - соратники. (Поработаем в парах) 3. Мы - аналитики (Будем анализировать произведение.) 4. Мы - творцы. (выполним творческое задание) Читают стихи . Инсценировка басни «Слон и Моська» Грустно, печально Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Возможно, о дружбе животных Прочитав рассказ. | Задание на изученный материал. 3 Проблемная ситуация. Р 3, Л 1, 3 Определение темы урока, цели и постановка задач Р 1, Л 3 Целеполагание. Р4, 2 Фронтальная работа. Л3, Ж 1 |
Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога Цель: создать условия для открытия учащихся на уроке, работа с различной информацией, сохранение интереса. | ||||
5 6 7 8 9 10 11. | Подготовка к восприятию. Первичное чтение. Мы – читатели и слушатели. Проверка первичного восприятия. Словарная работа.слайд 33 Физминутка .слайд 34 Составление плана рассказа. 2. Мы – соратники. Слайд 35. 3. Мы – аналитики. Слайд 37 Работа в парах. Герои и поступки Работа в группах Творческое задание Обобщение работы по анализу содержания текста. Итог урока. | Итак, мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой и Ваши герои». Слайд 31 - Послушаем рассказ, а вы следите по учебнику внимательно,. Чтение рассказа учителем .Аудиозапись. 1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа? Слайд32 Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо:. – Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений. 2) В какие моменты они возникли? 3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? 4) Как выглядят животные? 5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? 6) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? 7) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? 9) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? 10) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке? 11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. 12) Отчего лев умер? 13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль окружающих. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. - Можно ли сказать, что мы были внимательными читателями и слушателями? Почему? Заполните оценочные листы. Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками? -Давайте разделим текст на части Обсудите в парах: сколько частей можно выделить в рассказе. (1 мин) Озаглавьте части. Работа в группах.Предлагаю взаимопроверку. Как озаглавили 1 часть? 2 часть? 3 часть? Слайд 36 Задания для пар1,3,5,7,9.
Задания для пар 2,4,6,8.
Итак, все пары перечитали эпизод встречи собачки и льва. Я предлагаю вам взаимо проверку.пары1,3,5,7,9 отметили глаголы, обозначающие действия собачки в этот момент. Какие глаголы выписали? Пары 2,4,6,8 отметили действия льва. Какие глаголы выписали вы .1,3, 5,7. Что вы можете сказать о собачке? Какие прилагательные вы выписали? пары 2,4,6,8, что скажете о душевном состоянии льва? Какую работу должны выполнить дальше по плану? Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану. - Какие чувства вызвал поступок человека Почему автор начинает рассказ с этих слов - Что собачка чувствует в этот момент? На доске - слово "тревога".(слайд 36) - Какое животное лев? - Какими словами автор показал, что он хищник- Какое это чувство? (Забота.) На доске - слово "забота". слайд 37) Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.- Какие чувства испытывает собачка? - Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.) На доске - слово "доверие". слайд 37) - Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу. - Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) слайд 37) На доске - слово "тоска". Предлагаю поработать в творческих парах. Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление в парах. Мне понравилась ли вам творческая работа пары. Кому тоже понравилась? Оцените творческую работу. Прочитайте два последних предложения. - Что вы почувствовали, читая эти строки? - преданный –значит верный кому то. -Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину. -Нельзя предавать своего друга. В жизни бывает и печаль, и радость. А если бы у этого рассказа был счастливый конец ,то что …Ребята, попробуйте продолжить мою мысль. . Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова. (слайд41) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее. А теперь каждый прикоснитесь к своему сердцу.Вы слышите его.Всегда ли вы можете заметить боль ,радость,печаль других людей…. Мне приятно что в классе ребята с чуткими сердцами. Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор. Соотнесите, как урок Л.Н. Толстого связан с пословицами. Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу. Слайд42 | Слушают рассказ. . Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко. Разные чувства: гнев, печаль, радость, восхищение,разочарование. – Когда собачка попала в клетку, когда умерла – Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит. – Дружба животных. Нам вместе очень весело. – Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки. – Ему стало её жалко, она ему понравилась. – Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней. Он не хотел оставаться один, так как потерял друга. Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них ,посочувствовали им.. Можно, мы смогли понять чувства писателя. Соратниками Работают в группах. Обсуждают. Памятка:
План во время проверки появляется на слайде. 1. Встреча льва и собачки. 2. Дружба животных. 3. Смерть друзей. Работа в парах. Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки Добрая, ласковая, предлагает дружбу Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке. Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки Добрая, ласковая, предлагает дружбу Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке. Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва Мы – аналитики Дать характеристику героям, их поступкам. Гнев, злость -Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных Тревогу, она маленькая, беззащитная.) (Хищник, царь зверей.) (Поделимся. Лев оторвал кусок.) (Вечером ... и сложила свою голову.)Работа в парах. Работа в парах. Диалог: Собака: Не тронь меня, я добрая! Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да? Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая. Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый. Собачка: Давай тогда дружить! Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду. (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.) Рассказ стал бы сказкой. Счастливый конец не затронул бы наши чувства. Мы бы не сочувствовали и не переживали бы так как сегодня Работа в парах . Проверка: пословицы на слайде Жить вместе – и умереть вместе. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. | Связь с жизнью. Л1, Д-н 1 П 1, К1, К3 Опора на имеющиеся знания. Фронтальная работа. 1, 2, 4, 1 Отдых. Д.-н.4
Парная работа. П1, К1, К3, К4, Д-н.2 Деление текста на части и озаглавливание. П2, 4, Р4 Фронтальная работа. Л1, Л2, Л4, П1,П4, Р3, Д.- н. 1 П.2, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 Л1, Л2 П2, К 3, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 П2,П 4 П2, Р3, Л1, Л2 Выборочное чтение. П3, П4, К2, Л1, Л2 Л4, Д-н.1 П2, К3, Л1, Л2, Л4, Д.-н. 1 |
Рефлексия Цель: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу | ||||
12 13 | Рефлексия. Домашнее задание. | Слайд 43Какова была цель писателя? Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель? Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Слайд44 За что мы можем сказать спасибо писателю Л.Н. толстому? Наш урок подходит к концу Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Поделитесь своими чувствами Раскрасьте сердечко красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать. Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие. Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным. Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным. Слайд 45 Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! -По выбору: 1)пересказать историю 2)нарисовать иллюстрацию к ней 3) придумать другой конец. | Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей… К нашим чувствам. | П2, Л1,Л 2, Л4, Д.-н.1 Дифференцированное задание стимулирует и побуждает учащихся выбирать самое интересное и значимое для них. |
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Развивать умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по плану.
Личностные результаты:
1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе УМК "Школа России"
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе УМК "Школа России"...
Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»
Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель: познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе Л.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка". УМК "Школа России"...
"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...
Конспект открытого урока по теме "Л. Толстой Лев и собачка"
Класс: 3Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалогаЦель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия ...