Окружающий мир "Сохраним природу"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;
-раскрыть некоторые экологические проблемы;
-формировать представления о Земле, как общечеловеческом доме;
-создать условие для развития творческого потенциала учащихся, их мышления ,памяти, внимания через организацию дифференцированной работы на уроке;
-показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
-способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры.
Оборудование: игра «Мозговой штурм», загадки, «Цветик - семицветик», ЭКОЛОГИЯ, стихи, письмо Земли, запрещающие знаки, «голоса птиц»,сказка, экологический журнал «Как сохранить природу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.sohranim_prirodu_zemli.3klass.docx | 662.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: окружающий мир
Урок-исследование
3 класс
Тема: «Сохраним природу Земли!»
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;
-раскрыть некоторые экологические проблемы;
-формировать представления о Земле, как общечеловеческом доме;
-создать условие для развития творческого потенциала учащихся, их мышления ,памяти, внимания через организацию дифференцированной работы на уроке;
-показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
-способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры.
Оборудование: игра «Мозговой штурм», загадки, «Цветик - семицветик», ЭКОЛОГИЯ, стихи, письмо Земли, запрещающие знаки, «голоса птиц»,сказка, экологический журнал «Как сохранить природу».
ХОД УРОКА
- Орг. момент
(слайд1)
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся-
Мы делимся своим хорошим настроением!
Если только улыбнуться, то начнутся чудеса-
От улыбок прояснятся и глаза и небеса.
Ну-ка взрослые и дети, улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете и светлее, и теплей!
-Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их!
Тихонько садимся.
Итог: вот мы настроились на работу.
- Самоопределение к деятельности.
Наш урок будет необычным. Это будет урок - исследование. Значит сегодня вы- юные исследователи. Сегодня нам будут нужны наши знания, внимание, поддержка и помощь.
Будем надеяться, что этот урок нам принесёт радость общения.
Игра «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (слайд2)
(Внимательно прослушав загадки, отгадав их, вы узнаете, какой теме посвящен сегодняшний урок.)
1)То, что нас везде и всегда окружает?(природа)
2)Его выделяют растения? (кислород)
3)Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне? (засуха)
4)Там квакают лягушки и растут камыши? (болото)
5)Это место, где люди гуляют: там травка, красивая природа, могут быть карусели? (парк)
6)Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (браконьеры)
7)Это место, где звери и птицы живут не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и нечего там делать. (заповедники)
-Каким одним словом можно объединить этот « цветик –семицветик»?(Экология)
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология»-это важно или нет?
-Что такое экология? (слайд 3)
Слово «экология»образовалось от двух греческих слов «экос»,значит «дом»,а «логос»-наука. Экология-это наука о доме.
-Что изучает экология? (экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом ,водой , землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями).
Итог: вот мы поиграли в игру «Мозговой штурм» и узнали тему урока.
- Обобщение знаний
-Всё живое на земле рождается, дышит, кормится, стареет и умирает ,давая начало новой жизни.
Не так давно было принято говорить, что ЧЕЛОВЕК-ЧАСТЬ ПРИРОДЫ! А сегодня, мы попытаемся определить, так ли это?
Для этого класс был разделён на три группы -команды. Каждой команде было дано определённое задача.
Первой команде дана была задача рассмотреть ситуации ,когда сами дети могут стать экологами и оградить природу от ран.
Самая прекрасная ,родная,
Разноцветная, весёлая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
-Ребята, нас услышала наша Земля, и она нам что то хочет рассказать.
Письмо Земли: Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда то могла радовать, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, всё вокруг .Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребёнка.
(слайд4)
Как же я была прекрасна в то время? Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен ,не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животные. Он разрывает мои недра на куски ,заполняет мою прозрачную кровь ядами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась я ???? Неужели воспитала и вскормила собственного губителя. У вас ещё есть немного времени ,чтобы спасти меня и самих себя .Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца!
ДЕТИ: -Вы вправе нам задать вопрос, как же мы можем сохранить нашу планету. Ведь мы такие маленькие?
-Давайте , попробуем рассмотреть ситуации, в которых мы можем стать экологами и оградить нашу природу от ран. Мы сделали экологические знаки.
(дети выходят с красными повязками и знаками)
-Не ломайте ветви деревьев и кустарников!
-Не рви в лесу, на лугу цветы!
-Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы необходимы в природе!
-Не разоряй муравейники!
-Не лови диких животных и не уноси их домой!
-Не подходи близко и не разоряй птичьи гнёзда!
-Не шуми в лесу, парке!
-Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор!
Из знаков составим выставку «Береги природу!»
-Ребята, мы обещаем показать эту выставку всем учащимся начальной школы, чтобы каждый знал, как помочь природе!
Мать - природа любит всех своих детей, но подарила именно человеку самое ценное. Что? (разум). И ждёт помощи от разумного своего дитя. Ведь человек и озвучил законы природы (читаем с доски).
-всё связано со всеми;
-всё должно куда-то деваться;
-природа знает лучше;
-ничто не даётся даром.
ИТОГ: - Ребята, понравились ли вам экологические знаки?
-Как мы лично можем сберечь нашу Землю, помочь ей и себе?
- ФИЗМИНУТКА
(послушаем голоса птиц, зверей –нашей планеты)
(аудио дорожка «звуки птиц»)
2)Со второй командой мы вместе составили сказку на экологическую тему «Россия- наша Родина, Крым- наш дом!»
1-я ведущ. На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа не пустяк!
2-я ведущ. Он привык всё покорять!
И не может он понять:
Сам себе ведь он вредит,
Об этом сказка говорит.
1-я ведущ. Внимание! Внимание! Дорогие зрители!
2-я ведущ. Мальчики и девочки!
Сказочку хотите ли?
3-я ведущ. Полуостров был чудной-
Крымом назывался
Весь в зелёных насажденьях.
Ах, какое загляденье.
В чудных тех лесах гулять,
Чистым воздухом дышать.
4-я ведущ. По лугам ,полям бродить,
Ключевой воды испить.
Море в круг него бурлит,
Рыбой, крабами кишит.
1-я ведущ. Правил городом тем царь,
Распремудрый государь!
(входит царь)
(слайд 5)
2-я ведущ. Долго правил он, но вскоре
Приключилося с ним горе!
Стало море засыхать!
Денег стало не хватать!
(Царь садится на трон, ведущие становятся по сторонам).
ЦАРЬ: Что же делать? Вот так горе!
Так мы обнищаем вскоре!
Как же нарастить доход?
Может быть завесть завод?
Нефть пусть из земли качает
Да в машины заправляет,
И деньжата день деньской
Будут течь ко мне рекой!
3-я ведущ. Царь выносит свой указ.
ЦАРЬ: «Возвести завод ! Сей – час!
3-я ведущ. Полуостров сотрясая,
Появилась буравая!
4-я ведущ. Нефть из недр земли качают,
За границу отправляют.
И деньжата день - деньской
Потекли в казну рекой
1-я ведущ. Царь доходы всё считает,
За хозяйством наблюдает.
Тут бы сказку и закончить,
Да народ встревожен очень.
И приходит на поклон,
Бьют царю они челом.
(входит народ)
1-й ребёнок Ой, ты наш премудрый царь!
Распримудрый государь!
Мглой окутан полуостров,
Стало жить на нём не просто.
2-й учен. Чахнет лес наш день за днём,
Грязью залит водоём.
3-й учен. Кислый дождь стучит по крыше,
Пенья птиц давно не слышно.
4-й учен. Всё живое погибает!
Полуостров пропадает!
ЦАРЬ: Что же делать, как мне быть?
Полуостров сохранить?
3-я ведущ. Чтобы Крым то наш спасти,
К мудрецу решил пойти!
ЦАРЬ: Дорогой ты мой мудрец,
Подскажи мне ,наконец,
Полуостров не сгубить,
Что мне делать? Как мне быть?
Мудрец: Буровую ты закрой!
Очистные здесь построй!
Вылов рыбы огранич.
Площадь леса увеличь!
Ёлок больше посади,
За отбросами следи,
Чтобы воздух и вода
Были чистыми всегда!
1-я ведущ. Так как царь был очень мудрым,
Наш весь Крым остался чудным!
Сказка ложь, да в ней намёк-
Добрым молодцам урок!
2-я ведущ. Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»
Царь кричит всему народу:
ЦАРЬ: Надо всем беречь природу!
Коль беречь её не будем,
Сами мы себя загубим!
ИТОГ сказки : Россия- наша Родина, Крым- наш дом! (слайд6)
Давайте заботиться дружно о нём!
Экзюпери говорил: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля»,значит пересесть из него просто некуда».
-Что имел ввиду автор?
-следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. И прежде, чем заботится о здоровье своей планеты, мы сами должны быть здоровыми и крепкими.
- ФИЗМИНУТКА
(слайд7)
На поляне стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней (тянем руки вверх)
Ветер сильный налетал, все деревья раскачал (наклоны туловища влево, вправо)
Ветки гнутся взад – вперёд, ветер их качает гнёт(рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать- раз, два, три, четыре, пять.
А теперь на месте шаг, выше ноги: стой, раз, два !
3. Третьей команде было задание составить экологический журнал «Как сохранить природу?»
1-й учен. Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше- окружающей природы
Всё больше- окружающей среды.
-Всего четыре строчки Роберта Рождественского, но в них сама суть серьёзнейших изменений ,происходящих в природе Земли.
В своё время Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, других ценных животных.
Пётр 1 издал указ(от 1718 г.) «преслушников ,которые дубовые леса рубили посылать их на каторжную работу, также обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов и на улицах.
Тысячилетиями вторжение человека в природу расширялось. К сожалению ,не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений- люди, созданные ими заводы, электростанции, транспорт, города.
2-й учен.
Я буду говорить о голубом поле, о воздухе.
Мы живём в воздушном океане, привыкли называть его небом.
Выше неба, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий.
То он ярко-голубой.
Выражение: «Необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить неделю, без воды- дни, а без воздуха- минуты.
За последние 25-30 миллион лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 миллиард. тонн., что может привести к потеплению, к таянию полярных льдов, и повышению уровня мирового океана.
3-й учен. Следующая страничка синяя.
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Эта страница о воде. Где больше всего воды на Земле? Снег- это вода и облака- это вода. Для растений и животных не всякая вода годится .В океане вода солёная,а чтобы напиться и умыться нужна пресная. И она должна быть чистой.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводит к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
4-й учен. Зелёная страничка нашего журнала- страничка жизни.
-А почему она зелёная?
Она зелёная, т.к.основу жизни составляют растения ,они дают пищу и кислород всем живым существам.
Леса-это «лёгкие планеты»,безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый км. Древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружиться птицей.
Скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна ,жизнь вокруг,
Человек природе друг!
5-й учен. Только всегда ли человек относится к природе, как к другу? Безжалостно уничтожая природу, человек наносит невосполнимый урон. Огромное количество птиц и зверей ,растений занесено в Красную книгу.
(слайд8)
Красный цвет книги -запрещающий цвет: стоп, остановись. Дальше так нельзя.
За 2 тыс. лет на Земле исчезли 106 видов млекопитающих, а за последние 50 лет- 40 видов. В наше время учёные- экологи обращают особое внимание на те растения и животных, которые стали редкими и нуждаются в охране.
На лугах исчезают обычные до недавнего времени виды бабочек, стрекоз и других насекомых, во многих лесах почти не найдёшь валерианы, ландыша, барвинка, даже пролесков, фиалок, подснежников и других растений. Не в каждом лесу услышишь песню соловья, голос кукушки, стук дятла по дереву. Вот почему в 1980 году учёными была создана Красная книга.
- ИТОГ УРОКА
Давайте подведём итоги нашей работы.
-Какой же вывод мы можем сделать после всего увиденного и услышанного
-О чём заставил задуматься наш урок? (надо бережно относиться ко всему ,что нас окружает . Нельзя уничтожать растения и животные ,которые нам не нравятся, т. к. в природе всё взаимосвязано.)
В заключении хотелось бы вспомнить сказку А.С. Пушкина о золотой рыбке. Чем закончилась сказка? (ответы)
В ней есть предупреждение. Золотая рыбка-это природа, мудрая, строгая, щедрая. Старуха- мы
люди. Сказка подсказывает: «Человек! Обуздай свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.»
-Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Завтрашний день будет таким, каким мы его сделаем сегодня
-Дети встают на защиту Природы. Мы провели конкурс рисунков «Наша Земля завтра»!Мы хотим , чтобы завтра она была такая чистая и здоровая…
- .Орг.окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"
Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"
Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы" Школа России 3 класс...
Урок окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"
Урок разработан соответствует ФГОС...
Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...
Самостоятельная работа по окружающему миру "Природа.Ценность природы для людей"
Самостоятельная работа в двух вариантах оп теме "Природа.Ценность природы для людей", 3 класс ("Школа России")...
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."
Учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."...