Внеклассное мероприятие "Добру откроем мы сердца"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Грачева Наталия Витальевна

  «Добро» и «зло» - главные понятия в жизни человека. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая свои поступки.

  На данном мероприятии дети узнают, что такое добро и зло, благодаря чему смогут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости. Научатся оценивать как свои поступки, так и поступки окружающих людей с позиции добра и зла. Учащиеся поймут, почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Используемые педагогические технологии будут способствовать формированию и автоматизации практических  навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Самарская средняя общеобразовательная школа

п. Самарский

Куркинского района Тульской области

____________________________________________________________

       

      301948, п.Самарский, ул. Запрудная, д.19                          тел. 8-487-43-31-3-21

      Куркинский район, Тульская область                        

«ДОБРУ ОТКРОЕМ МЫ СЕРДЦА»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Разработчик: учитель начальных классов

 Грачева Наталия Витальевна

п.Самарский

Тема: «Добру откроем мы сердца».

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи: - расширить и укрепить ценностно-смысловые сферы личности ребенка через усвоение понятий «добро» и «зло»;

                - формировать способность ученика оценивать на основе усвоенных нравственных норм и идеалов себя, других, мир в целом;

                - стимулировать выработку потребности стремления к нравственному идеалу через свои мысли и поступки.

                -  развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

                - учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

                - развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

                - воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

                - формировать навыки самоорганизации в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Ожидаемые результаты: формирование и автоматизация практических              

                                           навыков, позволяющих правильно вести себя в

                                           различных жизненных ситуациях.

Форма проведения: внеурочное занятие.

Педагогические технологии:

а.) игровые (технологии имитационного моделирования): моделирование жизненно-важных практико-ориентационных ситуации и поиск путей их решение. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б.) Коммуникативно-исследовательские(работа в группах, диалог, дискуссия; совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников; проектная деятельность)

в.)  здоровьесберегающие

г.) компьютерные

д.) личностноориентированные.

Оборудование:

  1. Запись песни «Дорогою  Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)
  2. Минусовка песни «Если добрый ты»
  3. Мультимедийный проектор
  4. Компьютер
  5. Презентация
  6. Бумажная кукла.

Ход занятия.

                                                                   «Худо тому, кто добра не

                                                     делает никому».

I.Сообщение темы мероприятия. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычное занятие, на котором присутствуют дети из 3 и 4 классов.

Тема нашего занятия звучит так: «Добру откроем мы сердца».

- Мне очень хотелось, что бы вы приступили к занятию позитивно настроенными, в хорошем настроении. Для этого давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям.

- Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди. Мне будет приятно обсудить с вами тему: Добро и зло.

II. Микро-исследование с целью выявления степени значимости для детей такого качества человека как «доброта».

- В начале занятия вы получили карточки с перечнем разных качеств человека. Сейчас вы должны напротив каждого из них расставить цифры в порядке значимости для вас перечисленных качеств.

Цифру перед словом «доброта» обведите в кружок. Детям предлагается набор следующих качеств: красота, аккуратность, бережливость, честность, доброта, вежливость, щедрость, трудолюбие.

Учитель собирает заполненные карточки, просматривает их.

- Мне приятно осознать, что такое качество как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте.

III. Сценка.

В дверь класса кто-то заглядывает и сильно хлопает. Потом в проёме дверей появляется палка. Кто-то устрашающе кричит: «У-гу-гу!». Учитель идет разбираться.

Дверь открывается и в класс вбегает Баба-Яга.

Баба-Яга (оглядываясь): Ух,ты! Народу-то сколько! Детишечки какие милые и красивые! Да и гости тут припожаловали! Н-да! Собрались тут, сидять, беседують… А меня-то и не пригласили.

Учитель:  Извините, а вы кто?

Баба-Яга:  Неужели не понятно! Приглядитесь-ка получше и сразу узнаете!

Учитель: Ой, ребята! Да это же Баба-Яга!

Баба-Яга (садится за учительский стол): Угадали!

Учитель: Уважаемая Баба-Яга! У нас сейчас занятие с ребятами на очень важную тему. Мы будет говорить о добре и зле, доброте и злобе. Не могли бы вы нам не мешать?

Баба-Яга: Добро…Доброта…Уси-пуси! Как я ненавижу эти слова! Ох, недаром кости мои всю ночь ныли! Ну пришла-то я сюда не зря: я очень люблю лишать людей радости и обожаю всем делать гадости!

Учитель: Вам нравится делать гадости?

Баба-Яга: Очень! Творить зло – это моё хобби!

Учитель: А зачем же Вы так поступаете?

Баба-Яга: Как зачем? Вот сделаю кому-нибудь зло и так счастлива! Целую неделю настроение хорошее. Могу порхать как молодушка, даже без метлы!

Так, что и у вас занятие испорчу! Никуда не уйду! Буду тут вам мешать: гостей пугать! А может быть, кого-нибудь и съем! И будет мне так хорошо!

Учитель: Баба-Яга, а я вот с Вами не согласна в том, что Вам становится хорошо, когда вы зло кому-нибудь сделаете. Ведь хорошо бывает от доброты, добрых слов, дел и поступков. Недаром в пословице говорится:

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Баба-Яга: Да?! Врёт ваша пословица. Ну, ладно, ладно! Что-то меня в этой школе добреть потянуло? Наверно дух тут особый-самарский?! Уйду я. Но при одном условии: вы должны доказать, что я ошибаюсь, а пословица ваша права. Если справитесь, то не буду вам мешать(садится за парту).

III. Работа по теме занятия.

  1. Постановка проблемы.

Учитель.- Да, ребята, трудную задачу задала нам Баба-яга, но я думаю, что вы должны с ней справиться. Сегодня, говоря о добре и зле, мы должны доказать Бабе-Яге, что Худо,т.е. плохо тому, кто добра не делает никому. СЛАЙД № 2.

  1. План решения проблемы.

- А что значит «доказать»?

(привести примеры, предоставить убедительную информацию, которая поможет убедиться, что это действительно так).

- Где мы можем найти нужную информацию?

(книги (словари, справочники, энциклопедии; литературные произведения) радио, газеты, телевидение, интернет и т.д.)

- давайте, определимся с источниками получения этой информации.

Словарь→пословицы и поговорки→русские народные сказки→мудрые мысли(высказывания великих людей)→литература(проза, поэзия)→живопись→музыка→религия→жизнь(наблюдение, личный опыт).

- Чтобы разобраться быстро и эффективно, давайте разобьемся на группы, пары, каждая из которых будет выполнять свое задание. (см.  приложение № 1).

3. Выполнение заданий (10 мин.)

Звучит спокойная тихая мелодия.

Дети выполняют задания. Полученную информацию записывают на отдельных листах. Баба-Яга ходит от одной группы к другой. Заглядывает к детям, удивляется, охает, хватаясь за голову.

  1. Обсуждение проблемы с использование собранной информации.

- Прежде чем выступит представитель первой группы, мне бы хотелось услышать от вас, что такое «доброта» (это качество человека).

- А кто для вас является воплощением доброты? Кто обладает такими качествами? (мама, бабушка, учитель, доктор и т.д.)

- А теперь посмотрим какое определение доброты дал нам С.Ожегов(группа №  2   )                       СЛАЙД № 6

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- А что такое добро? (группа №  2  )        СЛАЙД №7

1.) Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки, т.е. что-то материальное. Такое добро можно потрогать руками.

2.)  Другое добро можно услышать. Это музыка, задушевные стихи, нежные слова.

3.) Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые мысли и желания. Такое добро нельзя не потрогать, не увидеть, не услышать, но можно ощутить, почувствовать. Именно такое добро толкает людей совершать добрые дела и поступки. Приведите примеры добрых поступков из собственной жизни.   СЛАЙД № 8

 Давайте послушаем ребят из группы №      и посмотрим какими символами они предлагают изобразить добро.

- А теперь представьте, что добро – это яркое солнышко. Напишите на его лучах те качества человека, которые помогут ему делать добро. (милосердие, сопереживание, приветливость, вежливость, сострадание, отзывчивость, чуткость, искренность, щедрость, понимание, благодарность, любовь, забота, тактичность, доброта, умение сорадоваться и др.)

- Что означает слово «сопереживать»? (переживать чужое горе, беду, как свое)

- А «сострадание»?(слово очень похоже на сочувствие, участие, но выражает более сильное чувство. Сострадание – это, когда вы чувствуете боль чужого человека, как свою).

Вы, наверное, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень трудно ходить и походка у него разумеется очень не красивая. А некоторые смеются, передразнивают. Эти люди не понимают страдания других, т.е. у них нет чувства сострадания.

- А что легче: сопереживать или сорадоваться? Анализ ситуации. Группа №    

- Почему заплакала Катя? (Может быть от обиды. Ей было обидно, что ребята не поняли, не разделили её радости. Они проявили себя равнодушными, черствыми).

Уметь радоваться, когда другим хорошо – это очень важно.

Далее выясняется, как дети понимают смысл других слов – лучиков.

 - Теперь посмотрите на эти лучики и скажите, какого же человека мы будем считать добрым? (того, кто обладает всеми этими качествами).

Т.е. добрый человек – это тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Такой человек всегда учитывает интересы других людей, обладает внутренней чуткостью (тактом), т.е. понимает, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость или просто внимание.

1.               А вот как об этом говорится в стихотворении.    СЛАЙД № 9

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих.

И радостей порой не знать,

Заботясь о других.

- А считаете ли вы себя добрым человеком? Почему?

- Чтобы быть объективными, давайте узнаем это, ответив на вопросы теста.

5.Тест «Добрый ли я?»

- Если у кого-то получился низкий результат, не стоит отчаиваться. Я думаю, в ходе нашего занятия он поймет в чем тут дело и что надо делать, чтобы быть по-настоящему добрым.

- А как человек может выразить своё добро? В чём может проявляться его доброта?

1.) добрые мысли (не желать зла другим)

2.) добрые слова (может утешать, ободрить)

3.) добрые дела и поступки (сделать что-то хорошее, помочь кому-нибудь).

Ситуация.

- Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу вырезанную из бумаги). Сейчас мы её начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, как злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги (дети выполняют задание, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на Лизу изменилась ли она?

- Такая ли она, как была в начале занятия?

- Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить?

- Как нам исправить положение? (пожалеть её, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, а сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какой была в начале урока? (нет).

- Почему?

Вывод: боль остается в душе очень долго, и никакие комплементы не могут её разгладить.

- А есть ли пословицы или мудрые мысли великих людей по этому поводу?  Группы №    

Например, русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить»

             «Слово лечит - слово и ранит»

- Поэтому постарайтесь говорить как можно больше добрых слов, чтобы ваши слова «лечили», а не «ранили» других.

Добрым словом, советом человек может утешить, ободрить, поднять настроение. От доброго слова становится тепло на душе, а от злого наоборот, больно, тяжело.

- Какие же добрые слова существует в нашей речи? Группа №3

- Давайте вспомним их и проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ведущий из группы № 3      показывает движения, произнося при этом добрые слова, а остальные повторяют их.

- А как надо произносить такие слова? Произнося их, постарайтесь при этом передать свою доброту другому.

1.)Руки вверх – «добрый день»

2.)Руки вперед – «доброе утро»

3.) Руки вниз – «добрый вечер»

4.) Руки на пояс – «доброго пути»

5.) Поворот налево – «доброй ночи»

6.) Поворот направо – «доброго здоровья»

7.) Присесть, руки вперед – «в добрый путь»

8.) Встать, руки вниз – «всего доброго»

- Добрые слова – это цветы человеческой души. Не скупитесь раздавать их окружающим.

- Какие пословицы отражают это? Группа №8

Например: доброе слово – что дождь в засуху.

- А теперь послушаем стихотворение о доброте.   СЛАЙД № 10

2.       Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час»

Доброта – она от века

Украшенье человека.

- Как вы понимаете последние слова? (Добрый человек - вежливый человек. Он всегда нравится людям. Он красив особой красотой – внутренней).

- Какая пословица подтверждает это? Группа №8

Например: не одежда красит человека – а его добрые дела.

- Кроме добрых мыслей, добрых слов, как ещё можно выразить свою доброту? (в поступках, в делах).

- А какое добро важнее: на словах или в виде дел? Это спорный вопрос. Давайте послушаем такое стихотворение.  СЛАЙД № 11

3.    Ах, как нам добрые слова нужны!

       Не раз мы в этом убедились сами,

       А может не слова – дела важны?

       Дела делами, а слова словами.

       Они живут у каждого из нас

     На дне души во времени хранимы,

     Чтоб их произнести в тот самый час,

     Когда они другим необходимы.

Вывод: нужны и добрые слова и добрые дела в зависимости от ситуации. Если человек не имеет возможности чем-то помочь, то можно поддержать другого хотя бы словом. Такие слова тоже будут иметь свою силу, но лишь тогда, когда они действительно идут от сердца, от души, т.е. когда они искренние.

Не зря об одних людях говорят, что они добрые, а другим подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Послушаем об этом стихотворение. СЛАЙД № 12

4.        Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда всё это делось,

Когда слова дошли до дела?

- «Добренькие» бывают добрые только на словах. Они говорят и обещают много: они улыбаются вам, с ними приятно беседовать. Но куда это всё девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотни убедительных оправданий своему бездействию.

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти к ним на помощь. Добро надо делать сразу и всегда.

- Ребята, а человек должен быть добр только к людям? (нет).

- Добрым надо быть по отношению ко всем: и людям и животным.

Какая пословица отражает это? Группа № 8  

Например, «Доброе слово и кошке приятно».

- Хотя мы часто применяем эти слова к людям, они справедливы и в отношении человека с животными. Именно в отношениях человека со слабым, беззащитным существом проявляется его истинная натура. Многие авторы в своих произведениях затронули тему доброго и несправедливого, жестокого отношения человека к животным. Какие это произведения? Группы №7

- А меня поразила жестокость одного из героев стихотворения «Щенок»

5.      Брошенный, он ушёл туда, где люди.

И уселся возле гаража,

Мелкою прерывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходивший

Часть надежд собачьих уносил.

Почему никто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

Жизнь - за руку, давшего его.

Вдруг вскочил…

И счастьем, и морозом

Задохнулся, взвихривая снег –

То ему призывно свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пёс бежит по снегу прямиком

И…летит, отброшенный тяжелым,

Кованым кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли.

(Футболист, как видно, был мастак)

Ты привыкни, маленький калека:

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так.

- Как можно назвать поступок этого человека?

- А будет ли он добр по отношению к людям?

Сергей Образцов когда-то сказал: «Не обязательно каждый, кто мучает в детстве животных, станет преступником, но я уверен, что каждый преступник в детстве мучил животных». Давайте задумаемся над мудростью этих слов.

Только тот, кто добр с животными будет добр и с людьми.

СЛАЙД №13

6.           Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла и осла –

Тот людям во веки

Не сделает зла.

- А ещё, сделав доброе дело, добрые люди не требуют благодарности, не ждут её. Они это делают не за что-то, а просто так. СЛАЙД № 14

7.          Добрые – щедро больным помогают.

Добрые – дарят тепло и уют.

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого «спасибо» не ждут.

- т.е. эта помощь оказывается бескорыстно.

Есть ли подтверждение этих слов в пословицах и мудрых мыслях. Группа №

- Ребята, а любую ли помощь можно считать добром? (Нет, например, если дать однокласснику списать д/з, то это не значит сделать доброе дело. Ведь, тот, кто списал, не станет знать урок лучше. Добрым делом будет помочь ему разобраться в задании, чтобы он смог сделать его сам).

Поэтому добро – это поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям.

- А как вы думаете, сколько надо совершить добрых дел в жизни? (даже, если помог кому-то одному, то это уже хорошо. Добро многогранно). Давайте посмотрим вариант доброго поведения в притче «Юноша и морские звёзды».

Как вы понимаете слова юноши? (Не важно скольким ты помог, главное, что ты не прошел мимо, и помог хоть кому-то одному). СЛАЙД № 15

8.         Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И, если хотя бы кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно прожит,

Значит живешь ты не зря!

- Эти слова еще раз призывают нас делать добро. Но не смотря на это, в мире много зла.

- Какой смысл вы вкладываете в понятие «зло»?

- А что сказано об этом в словаре? Группа №4

- Если «зло» - туча, какие синонимы этого слова вы напишите в её каплях (беда, горе, несчастье и т.д.)

- Давайте посмотрим, какие символы придумали ребята для обозначения зла? Группа №12

- Встречались ли вы в своей жизни со злом?

- А сами причиняли ли кому-нибудь зло?

- В жизни мы часто встречаемся со злом, плохими поступками по отношению к людям, природе. Как вы прокомментируете этот слайд? СЛАЙДы № 16, 17

- А какой поступок совершить легче? Что легче творить: добро или зло? Почему? СЛАЙД № 18

9.       Добро и зло творить всегда

во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

- Действительно, для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий. Легко отвечать на хамство хамством, на подлость – подлостью. Его совершать проще, чем добро.

Делать добро - это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это нравится, а значит, не по душе.

Ведь самое главное в этом процессе добротворчества – это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете её черными мыслями, завистью, злостью, значит вы способны на добрые дела и сделаете в трудных ситуациях правильный выбор – в пользу добра.

Между добром и злом всегда существовала и существует эта борьба. Где это четко прослеживается? (в сказках).

- В каких сказках?     Группа № 5

Что общего во всех сказках? (добро побеждает зло).

- А почему в сказках добро всегда побеждает?

(сказки народ начал сочинять издревне. В них народ мог воплотить то, что в реальной жизни сделать очень трудно. Например, крестьянам жилось очень тяжело и поэтому они мечтали, что хотя бы в сказках их жизнь будет светлее, легче, счастливее: Аленушка выходит замуж за богатого купца, Золушка становится женой принца, у бедняков появляются волшебная меленка или горшок, которые обеспечивают их пищей и т.д., т.е. в сказках люди воплощают свою мечту о том, что добра на земле, в жизни будет намного больше.

- В сказках, стихах, прозе мы судим о характере героев по их делам, поступкам. Авторы показывают нам это словом (описание, эпитеты, метафоры и др. выразительные средства).

- А как может это сделать художник, пусть даже самый маленький? (цвет, выражение глаз, улыбка, размер и т.д.)                  Группа №10

Великие художники в своих полотнах тоже старались показать, как прекрасно добро и ужасно зло. Слайд № 19

- Баба-Яга – излюбленный образ, персонаж русских волшебных сказок. Старая, злобная, злая колдунья, с устрашающим обликом – хромая, горбатая. Она живёт в глухом лесу, в избушке на курьих ножках.

Слушание  (М.П. Мусоргский «Баба-Яга»)

В пьесе Мусоргского изображен паллет Бабы-Яги в ступе: полёт шумный, дикий, с треском и посвистом.

Следующая репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Посмотрите, на её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, определенного, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, доброту, величие. В её глазах нет блистания… но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота: в них есть взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии. Искренность, нежность, чувство любви, преклонение людей перед Небесной заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. Слайд № 20

Слушание  («Аве, Мария» Ф.Шуберта)

( Распевность мелодии, ровность ритма.  Музыка воспринимается как бесконечно струящийся свет, как нечто высокое, милосердное, что невозможно передать словами, что подвластно музыке.

Сейчас мы с вами убедились, что в произведениях изобразительного искусства и музыке также находит своё отражение тема добра и зла. И музыка и произведения ИЗО преобразуют жизнь человека, побуждают его на добрые дела и поступки.

Вы, конечно, читали сказку французского писателя Шарля Перро «Спящая красавица» (дети рассказывают краткое содержание).

Пётр Ильич Чайковский сочинил музыку к одноименному балету. Давайте послушаем некоторые фрагменты балета «Спящая красавица». Музыка позволит вам лучше почувствовать и пережить всё происходящее в этой сказке.

Слушание:  вступление к балету.

- Ребята, с какими персонажами сказки знакомят нас вступление к балету? (образы доброй и злой феи).

- Похожи они или различны?

- Давайте попробуем передать в движении характер феи Карабос; тему феи Сирени.

- Сравни эти музыкальные темы по нотной записи. Только ли указания темпа говорит об их контрасте?

- А как художник передал контраст в своём рисунке?

- Да, ребята, главное в рисунке психологический портрет героев, их лица, фигуры, жесты. Фея Карабос запечатлена движущая или стоящая?

Детали обстановки тщательно отобраны. Художник стремился больше всего к правдивому изображению образов, вернее к передачи образа, сложившегося у него после прочтения книги и прослушивания музыки П.И.Чайковского. И художник избрал наиболее отвечающие замыслу выразительные средства: линия (тонкие, плавные и т.д.), колорит – это особенность цветового и тонального строя произведения. На одной картине (фея Карабос) он холодный. Цветовая гамма: фиолетовый, чёрный и т.д. Вторая картина написана в светлом, теплом, колорите.

Вывод: в итоге мы видим большой контраст, резкое различие, противопоставление двух качеств (добро и зло). Мы видим контрасты линий, форм, характеров, состояний природы, контрасты в построении сюжета.

- Ребята, предвещает ли вступление к балету «Спящая красавица» счастливое завершение балета? Если да, то почему?

Слушание: «Вальс « (из балета Чайковского «Спящая красавица»).

- Ребята, вслушайтесь в музыку «Вальса». Как она меняется с появлением интонаций феи Карабос? (меняется характер, темп динамики звучания, штрихи).

- Тема добра и зла волновало не только художников, но и музыкантов, композиторов.

Существует много песен о добре, доброте человеческой. Какие из них вам известны?             Группа №6

Великие композиторы в своих произведениях также затрагивали эту тему.              

- К сожалению, в жизни не всегда добро побеждает зло. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Какие это профессии? (полицейский, врач, учитель, спасатель, пожарник, церковный служащий).

А как вообще надо бороться со злом?

Проблема: Вот философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. принимая насильственные методы. Прав ли он? (Прав в том смысле, когда по-иному разобраться просто не возможно, например, в освободительной войне).

- А вот если по отношению к вам кто-то совершил зло, чем вы ответите на него?

(Правильно, надо поступать в зависимости от ситуации. Если, напал хулиган, то придется обороняться, чтобы защитить себя. А если ты попросил ручку у соседа по парте, а он тебе не дал, как ты поступишь в обратной ситуации? Думаю, что выручишь его, т.к. не захочешь быть на него похожим. И он, может быть поймёт, что поступил с вами плохо.

- Если вы оказались в затруднительной ситуации и не знаете, как правильно поступить, то на помощь вам придёт  «золотое правило»: «Люди должны поступать так, как бы они хотели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним»                     СЛАЙД № 21

- Как вы его понимаете?

- Это правило выведено очень давно. С ним мы встречаемся в православной религии, где показан истинный идеал доброго человека.  

                                                                                                 Группа № 11

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

- А были ли случаи в вашей жизни, когда вам на добро отвечали злом?

- Как же вести себя в таких ситуациях? (Такого человека остается только пожалеть, потому что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его тоже сжигает своего рода болезнь: зависть, злоба, низменные желания).

- А чем их лечить? (Добротой, сердечностью, душевностью. Если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это ещё ничего не значит. Возможно твоя помощь отозвалась добром в ком то другом? Ведь не зря в последнее время ученые все чаще приходят к мысли, что добро – это какой-то особый вид энергии, который ещё не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!» А может, это просто вернулась ваша доброта?

ВЫВОД: Мы много с вами сегодня рассуждали на тему добра и зла. Давайте теперь схематически представим всё то, о чём шла речь на нашем занятии. (По ходу обобщения выстраивается схема-модель).

  1. Выяснили, что такое доброта.
  2. Это качество способствует тому, чтобы человек делал добро.
  3. Добро выражается в добрых мыслях, добрых словах и добрых поступках.
  4. Как нужно говорить добрые слова?
  5. Как нужно совершать добрые поступки?
  6. Для чего же надо делать добро?
  7. Что получаешь для себя, творя добро?                

  СЛАЙД № 22

                       Доброта

                            ↓

                         Добро

                            ↓

                Добрые мысли      Добрые слова       Добрые дела

Искренность          Как?

Сразу

Всегда

Всем

Бескорыстно

«Тихо»

Для чего?

Для счастья других

Результат

Много друзей

Хорошее настроение здоровье, любовь

Уважение, память о нём

Итог

Счастлив сам

- Какие пословицы и мудрые мысли могут подтвердить наш вывод?                                                         Группы №

СЛАЙД № 23

«Добрые чувства – соседи любви»

«Добро век не забудется»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Делать людям хорошее – хорошеть самому» и др.

Слайд № 24, 25

Даже наспех сделанное добро забывается очень медленно

                                                         Георгий Александров

Маленькие добрые дела приносят радость и умиротворение

                                                              Мать Тереза

 Дарящие от души добро – счастливее добро принимающих

                                                               Л.С. Сухоруков

Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

                                                               Л.С. Сухоруков

Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни

                                                                Л.С. Сухоруков

Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек.

                                                       Аль-Маали   (арабский мыслитель)

Вот мы с вами и доказали, что человек может быть счастливым, если он живёт для других, делая им добро.

- А теперь посмотрим, что же происходит в его жизни, если он совершает зло.

Злой человек лишается:

-друзей

- любви    одиночество

- семьи

- некоторых профессии (врач, учитель, воспитатель)

- работы

- красоты

- здоровья

- памяти людей

В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал нам о добре и зле. (Сказка «Белка и волк», читает учитель)

- Какова главная мысль сказки? (Хорошо тому, у кого доброе сердце).

Сценка № 2

Баба-Яга (плачет): Ой, хватит, хватит! Бедная я несчастная. Теперь я поняла, почему я такая страшная, почему всю жизнь одинокая. И друзей у меня нет, и здоровья нет, и на работу никто не берет, и никто не любит, и никто добрым словом не вспомнит. Мною только детей непослушных пугают. Ой, как же плохо-то мне, ой, как же худо мне!

Учитель: Ребята, мне кажется, что весь наш разговор прошёл не напрасно. Думаю, Баба-Яга всё поняла.

Баба-Яга: Ой, поняла, поняла. Права была ваша пословица. Не даром она молвится: «Худо тому, кто добра не делает никому». Ребята, я исправлюсь, честное слово! И ещё Кощею и Змею Горынычу всё объясню. Спасибо, касатики. (Кланяется всем и уходит).

- Сейчас, сами того не ведая, мы с вами сделали дело. Какое? (Помогли Бабе-Яге осознать причину её несчастья и настроить её на добрые дела).

В заключении мне хочется закрепить наш разговор хорошим поступком. Давайте вместе подумаем, какое хорошее дело вы можете сделать:

- помочь старушке донести тяжелую сумку;

- собрать одежду и отдать её нуждающимся;

- отнести в детский сад книги, игрушки;

- подготовить для малышей спектакль;

- сделать кормушки для птиц:

- просто улыбнуться прохожему «эстафета улыбок» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

а.) Составление правил доброты.                    СЛАЙД № 26

- Мне очень хотелось бы, чтобы в жизни вы всегда пользовались правилами доброты. (Дети читают правила).

1. Помогай людям!

2. Защищай слабого!

3. Делись последним с другом!

4. Не завидуй!

5. Прощай ошибки другим!

Помни:                                     СЛАЙД № 27

  1. Попробуй не наступить, а уступить.
  2. Не захватить, а отдать.
  3. Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  4. Не спрятать, а поделиться.
  5. Не кричать, а выслушать.
  6. Не разорвать, а склеить.        

СЛАЙД №  28

Попробуй  -  и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет сердце!

б.) Игра-тренинг «Волшебный цветок добра» (рефлексия)

- Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу (включают красивую, приятную мелодию).

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь своего сердца.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуйте, как ваше тело наполняется удовольствие и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза посмотрите вокруг и пожелайте друг другу и нашим гостям чего-нибудь доброго, хорошего.

ИТОГ: Я думаю, надеюсь, что наше занятие оставило свой след в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы шли всю своё жизнь дорогою добра. (Исполнение песни «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук»).

Слайд № 29

Всего вам доброго !

Приложение № 1.Задания для групп.

Группа №1 Придумайте и нарисуйте символы для изображения добра.  Объясните, почему вы выбрали именно такие.

Группа №2 Найдите в словаре значения слов «добро» и «доброта». Подумайте, какими качествами должен обладать добрый человек.

Группа №3 Вспомните и запишите как можно больше добрых слов – пожеланий добра. Какие из них вы сами часто употребляете в речи?

Группа №4  Найдите в словаре значения слов «зло» и «злоба». Подумайте, какими качествами обладает злой  человек.

Группа №5  Вспомните и запишите названия русских народных сказок о добре и зле. Приведите примеры добрых и злых героев. Подумайте, что объединяет все эти сказки?

Группа  №6  Вспомните песни о доброте, добре. Приведите примеры строк из них, созвучных с нашим утверждением. Исполните по 1 куплету из них.

Группа №7  Вспомните и запишите литературных произведений, в которых затрагивается тема добра и зла. Кого из героев вы считаете добрыми, а кого – злыми?

Группа №8  Из перечисленных пословиц выберите те, которые затрагивают тему добра и зла. Подумайте, есть ли среди них такие, которые помогут доказать наше утверждение. (даны пословицы, среди которых имеются «Добрые чувства – соседи любви»,

«Добро век не забудется», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Делать людям хорошее – хорошеть самому» и др.)

Группа №9.  Познакомьтесь с мудрыми мыслями выдающихся людей о добре и зле. Какие из них имеют тот же смысл. Что и наше утверждение?

                                1.Словом можно убить.

                                                                               Павлов

2. Даже наспех сделанное добро забывается очень медленно

                                                                           Георгий Александров

                               3.Во внутреннем мире человека доброта – что солнце.

                                                                                                                          В. Гюго

4.Маленькие добрые дела приносят радость и умиротворение

                                                              Мать Тереза

 5.Дарящие от души добро – счастливее добро принимающих

                                                               Л.С. Сухоруков

6.Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

                                                               Л.С. Сухоруков

7.Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни

                                                                Л.С. Сухоруков

8.Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек.

                                                       Аль-Маали   (арабский мыслитель

Группа №10. Внимательно рассмотрите иллюстрации к литературным произведениям. По какому признаку их можно распределить на 2 группы7. Сделайте это. Какие средства использовал художник для изображения героев каждой группы? (выдается конверт с иллюстрациями).

Группа №11. Кто в христианской религии является идеалом добра) Актуальны ли заповеди Христа в настоящее время? ( учащимся выдается листок с заповедями)

Группа №12.  Придумайте и нарисуйте символы для изображения зла.  Объясните, почему вы выбрали именно такие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Открой своё сердце для добра"

Воспитательное мероприятие для детей 4-5 классов. Учить детей употреблять в речи пожелания, приветствия. Воспитывать доброту. гуманность. Класс делится на команды с помощью которых дети разбирают ситу...

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"

Это мероприятие направлено на дальнейшее формирование эстетического вкуса младших школьников,привитие любви к музыке,исполнителям,расширение кругозора детей в области искусства....

Урок литературного чтения. 2 класс Тема: «Из детских журналов. Откроем страну Хармса»

Конспект урока можно использовать на уроках внеклассного чтения или на внеурочной деятельности во 2 классе...

Мастер-класс "Добру откроем мы сердца"

Данный масте-класс был дан на районном семинаре учителей ОРКиСЭ и районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе....

«Добру откроем мы сердца».

Занятие способствует формированию представлений о добре и зле,о добрых и злых поступках,учит сопереживать ближнему,уметь прийти на помощь....

Внеклассное мероприятие "Добру откроется сердце"

Цели мероприятия:помочь ребятам постичь понятия добра и зла;затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, воспитывать уважительное отношение к своим близким;воспитывать гуманное отношение к животным...

Конспект внеклассного мероприятия (праздник) «Доброе сердце»

Тема:  Доброе сердцеЦели:   формирование нравственных качеств личности – доброты и милосердия, расширение кругозора; способствовать формированию в сознании детей понятий «до...