Классный час на тему: "Матрёшка - игрушка на все времена"
классный час (3 класс) на тему
Классный час на тему "Матрёшка - игрушка на все времена" направлен на развитие национального самосознания, толерантности, чувства сопричасности к культурным ценностям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka-igrushka_na_veka.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей с историческими фактами возникновения народных игрушек, в частности, с различными образцами традиционных матрёшек, с центрами по их изготовлению.
Задачи:
- Создать эмоциональный фон классного часа, заинтересовать детей, вызвать интерес к народной игрушке, помочь учащимся ощутить себя продолжателем древних традиций.
- Развивать устную речь учащихся, умение анализировать образцы своих работ, эстетический вкус.
- Воспитывать уважение к народным умельцам, трудолюбие, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Средства наглядности:
таблицы из альбома, образцы работ учащихся, авторские матрёшки – плакат, сувенир – матрёшка, аудиокассета с песнями группы «Фабрика» («Девушки фабричные»), ансамбля «Золотое кольцо, опорные слова и др.
Словарная работа:
Коллаж – техника создания картины, способом наклеивания плоских и объёмных материалов;
Матрёшка («матер» - мать);
Меценат – покровитель и знаток искусств.
Использованная литература:
- Краткий этимологический словарь русского языка.
авторы: Н.М. Шанский, В.В. Иванов, с. 258
- Уроки мастерства. Учебник для 3 класса
авторы: Т.Н. Проснякова, с. 80-83, стр. 106, стр. 112-113
- Учимся играя.
автор: В. Волина
- Кружок изготовления игрушек-сувениров.
автор О.С. Молотобарова, стр. 8, стр. 29-37
- Тексты по технике чтения. Текст «Русская матрёшка».
автор: О.В.Узорова, стр. 212
Форма классного часа: устный журнал
1. Беседа об истории народной игрушки. История матрёшки
а) Учитель: Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Потому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек.
Учитель: Во всём мире славится ярко раскрашенная деревянная матрёшка, раскроешь её, а там другая поменьше, в той ещё поменьше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек и отдельных мастеров доходило до виртуозности. В государственном музее игрушки (г. Загорск) экспонируется100-местное яйцо, изготовленное в начале ХХ века. А матрёшки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Самой большой считается 60-местная кукла, выточенная в 1967 году.
- Хотите узнать, откуда появилась эта деревянная кукла?
б) История матрёшки
Учитель: Расписная деревянная кукла появилась в России в 90-х годах Х1Х века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.
1 ученик: Савва Иванович Мамонтов (1841-1918гг.) крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и др.
В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Её эскизы были предложены членом мамонтовского кружка художником С.В. Малютиным (1859-1937гг.) Матрёшка Малютина представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом в руках.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам Малютина, состояла из 8 кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка… Последняя куколка изображала спелёнатого младенца.
Учитель: Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привела с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник-монах.
- Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу назвали матрёшкой? (ответы детей)
Учитель: Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде. (Вспомните даже одну из новых русских бабок из «Кривого зеркала», имя её Матрёна.). В основе этого имени латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства.
2 ученик: Первую матрёшку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных игрушек начали осваивать в различных центрах по изготовлению игрушек.
Раньше матрёшек вытачивали вручную (первую матрёшку выточил мастер игрушечных дел Звёздочкин), потом эту трудоёмкую работу заменили токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро.
- А сейчас ребята, мы исполним с вами песню «Весёлые матрёшки»
Мы весёлые матрёшки ладушки-ладушки,
На ногах у нас сапожки ладушки-ладушки…
3 ученик: Подобные игрушки стали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрёшка пользуется наибольшей популярностью. Слава её разнеслась по всему миру. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.
в) Национально-региональный компонент
Говоря о русской матрёшке, ещё в дополнение хочется рассказать, вам ребята о подобной игрушке, которые изготавливаются у нас в Бурятии. Ведь и у нас есть мастера. (Рассказ и показ фотографий, самих кукол, выполненных Баторовой Д.К)
Из газетной вырезки:
Когда смотришь на этих волшебных кукол, на душе становится тепло. Так хорошо бывает, когда вспоминаешь детство, бабушкины пирожки и позы, летнее утро в деревне. Игрушки покупают только иностранцы. Землякам, автор волшебных кукол – Баторова Дарима Кимовна – раздаёт свои творения в качестве подарков. Буквально по крупицам рукодельница собирает сведения об одежде наших предков и моделирует для кукол собственные наряды с использованием традиционных элементов.
2. Знакомство учащихся с центрами по изготовлению матрёшек
(рассказ учащихся)
4 ученик: Сергиево-Посадская матрёшка
Формы и росписи первых матрёшек отражали разнообразную жизнь русского провинциального городка. Девушка в сарафанчике или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство с чадами или домочадцами, бояре, богатыри и исторические персонажи. Все они служили образцами забавных матрёшек.
5 ученик: Семёновская матрёшка
Один из основных центров изготовления матрёшек – город Семёнов Нижегородской области. В росписи этих матрёшек явно отражено влияние близкой Хохломы: условный, декоративный стиль. Они следуют древней народной традиции «травного» орнамента. Основой росписи матрёшки служит фартук, на котором нарисован пышный букет. Часть поверхности оставляют незакрашенной.
6 ученик: Полховско-Майдановская матрёшка.
Полховский Майдан тоже расположен в Нижегородской области. По характеру росписи здешние матрёшки напоминают детский рисунок. Краски яркие: зелёная, жёлтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви и материнства. Полховско-Майдановские матрёшки – тарарушки.
- Итак, девочки рассказали вам об основных центрах по изготовлению матрёшек. (Все девочки одеты в костюм матрёшки той, о которой они рассказывают)
3. Игра
- А теперь давайте поиграем в игру. На доске вразброску фигурки матрёшек разных по размеру.
Ваша задача: Постройте матрёшек по росту – узнайте слово, которое раскрывает ещё одно направление по изготовлению матрёшек.
АВТОРСКАЯ
4. Рассказ об авторской матрёшке
- Правильно, ребята.
О современной авторской матрёшке вам расскажет следующий ученик.
7 ученик: Авторской называют матрёшку, изготовленную не в том или ином стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В авторской матрёшке может соединяться различный сюжет – сюжетность Сергиево-Посадской матрёшки с декоративностью Нижегородской. Как правило, на фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки и др.
- Ребята, посмотрите сейчас на наших матрёшек, они споют вам песенку матрёшек
5. Песня матрёшек
Мы матрёшечки -раскруглёшечки
Глазки кругленькие,
щёчки пухленькие
Глазки кругленькие,
щёчки пухленькие,
А плясать пойдём,
только пыль столбом.
2. Мы матрёшки,
вот какие крошки
Как у вас, так у нас красные сапожки.
Ну а теперь – танец мальчиков и девочек под песню
6. Танец
«Девушки фабричные» в исполнении группы «Фабрика»
Слова мальчиков: Ой, вы матрёшки-лапушки
Девчонки мои ладушки
Одна другой румяней и белей!
Много нового узнали сегодня мы о матрёшках. Давайте подведём итоги и проанализируем наши авторские работы.
7. Выставка работ учащихся и анализ образцов авторской игрушки
(авторы – третьеклассники)
Учащиеся рассказывают о своих матрёшках, о технике исполнения, о материалах, с помощью которых они выполнены, о своей авторской задумке.
Обзор работ (обратить внимание на форму)
Учитель: Матрёшки бывают не только традиционной формы. Ещё в начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры воинов и богатырей. Воинов изображали в полном боевом вооружении, в шлемах с остроконечным завершением. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.
О своих богатырях-матрёшках вам сейчас расскажут наши ребята.
Вывод: Таким образом, мы с вами тоже внесли свой вклад в продолжение традиций наших предков в изготовлении народных игрушек. Мы создали свои авторские эскизы матрёшек.
8. Словарная работа
Ребята, давайте обратимся к словарю и узнаем, что же обозначает слово матрёшка.
Из краткого этимологического словаря русского языка
Авторы Н.М. Шанский и В.В. Иванов, стр.258
МАТРЁШКА – собственно-русское уменьшительно-ласкательное образование к полному женскому имени собственному Матрёна (через ступень Матрёша) с дальнейшим переходом в имя нарицательное.
Аналогичного характера образования встречаются и в других нарицательных названиях кукол (средне русские, Ванька-встанька, французское – марионетка).
Настало время поиграть.
9. Подведение итогов. Игра «Кто внимательный?»
В завершение классного часа поиграем. Кто внимательно слушал и активно работал на уроке, тот легко ответит на все вопросы.
(вопросы даны на карточках, где каждой цифре соответствует определённая буква)
1 2 3 4 5 6 7 |
М О Л О Д Ц Ы |
Карточка-вопрос
- На кого была похожа первая матрёшка?
(на простую крестьянскую девушку)
- Почему матрёшку называют необычной куклой?
(в одной большой кукле прячется целое семейство – одна другой меньше)
- Как называлась детская мастерская, 8де зародилась идея создания матрёшек? («Детское воспитание»)
- Кем была подсказана идея создания разъёмной куклы?
(японской игрушкой с острова Хонсю, старцем, мудрецом)
- Почему куклу назвали матрёшкой?
- (по очень распространённому имени Матрёна)
- Назови центры по изготовлению матрёшек.
(Сергиев Посад, Семенов, Полхов Майдан, авторская)
- Какой формы могут быть расписные деревянные куклы – матрёшки?
(богатыри, герои литературных произведений, герои сказок и другие)
Обратная сторона карточек 1-7 буквы М О Л О Д Ц Ы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "День игры и игрушки "
классный час...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе
Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...
Занятие в группе продлённого дня (аппликация из крупы) по теме: "Матрёшка".
Данное занятие преследует следующие цели: развитие мелкой моторики рук, образного мышления и воображения; воспитывает эстетический вкус; приобщает к русскому фольклору, к истории русских народных пром...
План-конспект занятия в группе продленного дня по теме: "Матрёшка" (аппликация из крупы)
Тема : Матрёшка(аппликация из крупы)Цели: развитие мелкой моторики рук, образного мышления и воображения; воспитание эстетического вкуса....
Урок технологии. Тема "Матрёшка"
Презентация по технологии.2класс...
Классный час на тему "Кожлянская игрушка" (1 класс)
Цели: Обучающие: познакомить слушателей с традиционным промыслом своего родного курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой.Позн...
Презентация на тему: «Матрёшка»
Презентация для детей раннего и младшего возраста....