Внеклассное мероприятие "Край родной"
методическая разработка (4 класс) на тему
Данная разработка содержит материал о Воронежском крае У каждого из нас есть своя малая родина, которую мы должны любить, охранять, знать прошлое и настоящее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие о Воронежском крае. | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нижнемамонская средняя общеобразовательная
школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Внеклассное мероприятие
« Край родной»
Учитель начальных классов: ЮШИНА Е.А.
Квалификационная категория: высшая
Цели:
- Сформировать представление учащихся о родном крае; познакомить с историей и современностью города Воронежа;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Воспитывать любовь к воронежскому краю, бережное и заботливое отношение к его историко-культурному наследию.
Оборудование: карта России, карта Воронежской области, глобус, архивные фотодокументы, открытки достопримечательностей города Воронежа, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя
- Дорогие ребята! Уважаемые гости! У нас сегодня необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по родному краю. В добрый путь!
Взгляну на карту, грудь заходится:
Россия! Вот как велика!
Откуда ты?- узнать захочется,
Но тайну спрятали века…
Ученица:
И даже мысль приходит шалая,
До содрогания души,
Что широта Руси немалая
Пошла с воронежской глуши.
(В.Самойлов)
Учитель:
У каждого человека есть уголок, в котором он родился и вырос. Это малая родина. Это место каждый человек помнит всю жизнь.
Стихи о Родине учащихся класса:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Лесов и полей красота
Речушек извилистых нега
Прекраснее нет для меня,
Красы Воронежской этой!
Для каждого из нас Воронежский край является малой родиной, которую мы должны любить, охранять, знать прошлое и настоящее.
Воронежский край – сердце России.
Стихи учащихся:
Милые сердцу просторы,
Густые леса и поля-
Это родной мой Воронеж,
Это родная земля!
Всё здесь до боли знакомо:
Улицы, парки, мосты.
Весенней порою у каждого дома
Благоухают сирени кусты.
Учитель:
Наша область лежит в центре русской равнины.
Ученица:
Милые Воронежские дали,
Гордое величие полей,
Зов печальный журавлиной стаи,
Песня сердца Родины моей.
Учитель: как называется наш областной центр?
На территории Воронежского края люди жили десятки тысяч лет назад.
Стихи учащихся об истории родного края:
Истоки, родные истоки,
Начало вы нашей земли.
Истоки, родные истоки,
Хранить вас, беречь будем мы.
Здесь начало наших предков,
Здесь ворота всех эпох.
Здесь история из слепков,
Здесь твой самый первый вздох.
Эх, родимая сторонка,
Слышен крик веретена
И крестьянская девчонка
Шьёт рубаху из сукна.
И вплетается, как в косу,
Песни, труд и дым ухи.
По всему большому плёсу
О тебе поют стихи.
Наши земли всегда были окраиной то Киевской Руси, то Московского государства. Здесь принимали первый удар от тех, кто приходил из степи войной на Русь.
Так в 1237 году наши земляки приняли на себя удары войска хана Батыя.
Показ даты.
Отсюда отправлялись в походы.
Набеги воинственных соседей на Русь продолжались… Поэтому летом в 1565 года на южных рубежах русского государства был основан город - защитник, город- крепость, получивший свое название по реке Воронеж.
( Учащийся читает наизусть стихотворение К.Гусева).
Он русской родины твоей
Для ратных подвигов основан.
Глядятся в степь кресты церквей
И стены вала крепостного.
И видны башенным: вдали
Равнина пиками покрыта,
Там кони топчут ковыли,
Мелькают гривы и копыта.
Зовут на стены горожан
Удары бранного набата.
И лязг мечей, и кровь из ран,
И громом битвы степь объята.
На правом берегу крутом
Донского древнего притока
Твой город стал Руси щитом
Пред кочевой ордой Востока.
Показ даты.
Работа с репродукцией картины М.Д.Салтыкова ( по эскизу А.М.Васнецова).
- Перед нами панорама древнего города. Картина воспроизводит часть крепостной стены, высота которой была 6 метров. С большим знанием русской старины передана архитектура башен и других построек. На верху стен и башен - « обламы», выступающие, как бы в виде балконов. Они покрыты тесовой кровлей, защищающей людей от дождя, а также и от неприятельских стрел. В крепостной стене, в обламах и в башнях на разной высоте прорублены бойницы – отверстия для стрельбы по нападающему врагу. Вдали возвышается пятиглавый собор, гордо поднявший свои купола в небо. Картина запечатлела мирную жизнь города. Перед воротами на площади – богатый привоз продуктов, указывающий на торговое значение Воронежа.
Дидактическая игра « Жители древнего города».
А) « Говорящие названия».
- Названия большинства мест связаны с ремеслом и родом занятий населения города. Как вы думаете, кто жил в слободах:
Стрелецкая
Пушкарская
Ямная
Монастырская
Гусиная.
Б) « Кто они, жители Воронежа?»
( На доске – изображение жителей древнего Воронежа).
- Попробуйте угадать по внешнему виду жителей их социальное положение и род занятий.
Учитель:
История Воронежа неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Петр Первый начал строить первые военные корабли.
К 300летию российского флота в 1996 году на Адмиралтейской площади состоялось открытие памятника в честь этой знаменитой даты. Здесь был сооружен своеобразный вход на площадь в виде прекрасной тройной триумфальной арки.
Современный памятник Петру Первому был открыт 10 января 1956 года.
Стихи о Петре Первом учащихся :
Здесь царь Пётр I когда-то
Построил свой воинский флот,
Отважно сражались солдаты,
Боролся за волю народ.
Духовно здесь душу наполнишь
Туристов и кровных жильцов-
Поэтами славен Воронеж:
Никитин, Платонов, Кольцов.
«Молчаливый» свидетель деятельности Петра Первого осталась Успенская церковь конца 17 века, в ней освящали корабли, идущие в поход на Азов.
Свидетеля державной были
Века седые сберегли:
Не здесь ли в путь благословили
Воронежские корабли?
Наш путь к морям
Не здесь ли начат?
Сойдя к реке, увидишь сам:
Пять глав над церковью молчат,
Подобно давним парусам.
Ученица:
Мой Воронеж! Форпостом России
С допетровских далеких времен
Ты возник, чтобы вражеской силе
Дальний путь был тобой прегражден.
История нашего города связана с именами великих людей- деятелей культуры. Здесь жили и творили свои бессмертные труды художники Крамской И.Г., писатели Эртель, Бунин, Троепольский, собиратель русских песен и основатель известного народного хора Пятницкий, знаменитый клоун- сатирик Дуров. Весь мир знает имена Кольцова и Никитина.
Демонстрируются слайды памятников А.В. Кольцову и И.С. Никитину.
Ученик:
Нигде не забудется
Мной родина отцов,
Никитинская улица
И та, где жил Кольцов.
Учитель:
Наступало не раз лихолетье:
Вдосталь бедствий, тревог и утрат
Испытал за четыре столетья
Город-труженик, город-солдат!
Звучит куплет из песни «Священная война».
Воронежцы встали на защиту своего Отечества с первых дней Великой Отечественно войны.
У берегов Донских в бою
Столицу грудью ты заслонишь,
Что б защитить Москву свою,
Ты должен отстоять Воронеж.
Врага утопишь ты в Дону,
Сожжешь огнем, в могилу вгонишь,
Боец, спасая всю страну,
Ты должен отстоять Воронеж.
Учитель: Великую Отечественную войну Воронеж встретил собранно и сурово, как бывалый солдат. Всё в городе стало не таким, как обычно, изменился, стал быстрее и четче сам ритм жизни. В лучших помещениях работали призывные пункты военкоматов. Но сотни людей спешили сюда без повесток, по зову своего сердца. Совсем юные солдаты, вчерашние школьники, плечом к плечу становились рядом со своими старшими братьями и отцами.
Сражался за победу и трудовой Воронеж. Стоя на рабочих местах, его жители изготавливали для фронта боеприпасы, оружие, штурмовики, бронепоезда, ремонтировались танки.
В июне 1942 года вражеская авиация начала жестокие бомбардировки Воронежа.
А было лето, травы зеленели,
И краски радуги играли на цветах,
И вдруг стальные птицы прилетели,
И грохот взрывов взвился в облаках.
212 дней и ночей шли бои с немецко-фашистскими захватчиками за Воронеж. Враги так и не смогли захватить его полностью.
Отступая, в январе 1943 года, фашисты взорвали все крупные здания города, заводы, учебные заведения. От областной больницы уцелел только купол, который вы видите на фотографии. Воронежцы сохранили его как памятник войны.
В историю войны вписана оборона Чижевского плацдарма, который вместе с армией защищал свободный отряд народного ополчения, сформированный из жителей города.
Именами героев войны, защитников города Куцыгина, Лизюкова, Рябцевой, Куколкина и многих других названы улицы Воронежа.
25 января 1943 года город был освобожден.
В боях за Воронежскую землю отдали свои жизни тысячи офицеров и солдат мужчин и женщин, взрослых и совсем юных. Их бессмертные подвиги будут вечно в памяти потомков.
Давным-давно дымы не застят
Небес, и светел нив разлив,
Где земляки стояли насмерть,
Собой Отчизну заслонив.
На рубеже, омытом кровью,
Мы в память тех, кто шёл в бои,
С благоговеньем и любовью
Склоняем головы свои.
Слава героям, погибшим за наше счастливое детство!
Ученик:
Над Воронежем день лучезарный,
Юный друг, ты всегда здесь
Постой, задержись,
Поклонись именам легендарным.
Ученик:
Но всегда мой Воронеж,
Мой город изо всех разразившихся гроз
Выходил победителем гордо,
Возрождался из пепла и роз.
Учитель:
А в 2008 году городу Воронежу присвоено почетное звание – город воинской славы. Демонстрируются слайды.
Ученик:
Сегодняшний Воронеж – это современный высокоразвитый город, Чернавский мост стал визитной карточкой города. Демонстрация фото.
Учитель:
Почему он так называется? Оказывается на древнем русском языке «чернава» обозначает «черный» лиственный лес, а Воронеж всегда был окружён лесами. Первую насыпь, соединившую правый и левый берег реки, строили вручную крепостные люди.
Разрушенный в годы Великой Отечественной войны мост отстроили в 1959 году и перестроили в начале 21 века. Теперь его длина составляет около двух километров.
Учитель:
А еще в Воронеже делают вкусные конфеты, полезные лекарства, красивую посуду, елочные игрушки, сладкое мороженое и много других хороших вещей.
Вот столько нужных и важных вещей производят наши замечательные земляки. Мы должны продолжить их славные дела.
Ученик:
Ты радушием русским
Сердце каждого тронешь
И для каждого станешь
Самым близким родным.
Красотой очаруешь,
Мой любимый Воронеж
Удивишь своей мощью,
Размахом своим!
«На Воронежских просторах» (Песня.) (Исполняет класс)
На Воронежских просторах
Запах мяты луговой,
Слышен листьев тихий шорох,
Ходит ветер над рекой.
В пол-небес горят закаты
Над зеркальною водой.
Хорошо поют девчата,
Хорошо быть молодой.
Хорошо с баяном звонким
Вечерами здесь сидеть.
Про родимую сторонку
Песни ласковые петь.
Ой, сторонка дорогая
Ты навеки нам мила.
Пусть закаты догорают,
Зорька новая взошла.
Учитель:
«Воронежское море» - искусственное водохранилище, площадью 70 кв.км- украсило город и появилось на карте в 70г 20 века. По нашему морю курсируют прогулочные теплоходы. Десятки спортсменов совершенствуют свое мастерство в яхт-клубе.
Ученик:
Воронеж - промышленный город. Десятки его заводов выпускают продукцию, которую хорошо знают по всей России и за ее границами.
Учитель:
Мы гордимся:
- первым в мире «Аэробусом-ИЛ-86»;
- мостами, построенными для БАМа;
-шагающими экскаваторами для полярного круга и для Сахары;
- шинами из нашего каучука;
- воронежскими вузами;
- прекраснейшим кукольным театром;
-знаменитыми людьми страны;
-космонавтами Феоктистовым и Филипченко, писателями и поэтами.
Учитель:
А я вам хочу пожелать:
Изучайте свой родной край!
Любите и охраняйте его!
Литература:
- Внеклассные мероприятия: 4 класс./ Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. – М., - 2007.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М., - 2007.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России!Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М., - 2006.
- Загоровский В.П., Олейник Ф.О., Шуляковский Е.Г. история Воронежской области. – Воронеж, 1976.
- Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.
- Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
- Люби и знай родной край / Под ред. В.И.Фёдорова. – Воронеж, 2008.
- Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж, 1995.
- Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков....
Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе по теме: "Мой родной язык"
Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса. Построено в виде игры «Своя игра»....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Рабочая программа по внеклассной работе «РОДНОЕ СЛОВО»
Тематическое планированиепо внеклассной работе «Родное слово» начальная школа 1 – 4 классы Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна ...