Рабочая программа по внеклассной работе «РОДНОЕ СЛОВО»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Тематическое планирование
по внеклассной работе «Родное слово»
начальная школа 1 – 4 классы
Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2012 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_g_vneurochnoy_raboty.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ткачёвой Ирины Викторовны
учителя начальных классов
по внеклассной работе «РОДНОЕ СЛОВО»
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеклассной работе «Родное слово» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
- Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011 № 1093
- Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2016-2017 учебный год
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».
- Комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
- Авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2010.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Универсальные учебные действия
Личностными результатами изучения курса «Родное слово» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст- его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса- в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей , для общения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные для младшего школьника.
Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию, следовательно, ему нужно как можно больше и раньше узнать о слове.
Программа внеклассных занятий «Родное слово» является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Этапы реализации программы:
- подготовительный;
- непосредственно реализация программы;
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
Тематическое планирование
по внеклассной работе «Родное слово»
начальная школа 1 – 4 классы
Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2012 г
Календарно – тематический план
№ | Тема занятия, виды работ | Форма деятельности | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты |
1 | Волшебная страна “Фонетика”.Игра «Подскажи словечко». Анкетирование | Дидактические игры. | 1 | Уточнение понятия «гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие». Звуковой и буквенный состав слов | Знать минимум понятий о звуках. Уметь: анализировать звуковой состав; выделять в словах звуки | |
2 | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». | Дидактические игры | 1 | Отработка навыка нахождения гласных букв, обозначающих мягкость и твердость согласных звуков на письме; . нахождение согласных звуков. Упражнение в письме букв и слов. | Знать минимум понятий о гласных и согласных звуках. Уметь: анализировать звуковой состав;выделять в словах звуки | |
3 | Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания. Интонация. Эмоции. Слова помощники. | Дидактические игры | 1 | Уточнение понятия согласных звуков и букв, их обозначающих. Упражнение в списывании текстов | Знать о признаках согласных звуков и их классификации. Уметь списывать с печатного и прописного текстов | |
4 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение». | Дидактические игры | 1 | Систематизация понятий «звук» и «буква». Уточнение понятий звонкие и глухие согласные. Упражнение в списывании текста | Знать признаки и классификацию звуков. Уметь: производить звукобуквенный анализ слов; оформлять предложения на письме | |
5 | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются? Игра «Подскажи словечко» | Дидактические игры | 1 | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие | |
6 | Звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и звуки” | Викторина | 1 | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, выполнять звуко-буквенный разбор слов. | |
7 | « Грамматическое домино”. | Дидактические игры | 1 | Упражнение в правописании безударных гласных. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой Упражнение в подборе проверочных слов. | Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами | |
8 | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) | 1 | Отработка правил написаниябуквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн в словах | Уметь правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн | ||
9 | Алфавит. | Дидактические игры. | 1 | Повторение русского алфавита. | Уметь составлять азбуку из письменных букв, располагать слова – названия животных в алфавитном порядке. Знатьречевые и неречевые звуки. Уметь: составлять текст с опорой на рисунки; | |
10 | Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. | Дидактические игры. | 1 | Уточнение понятий «предлог», «предложение». | Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения. | |
11 | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады. | Дидактические игры. | 1 | Составление и решение головоломок. | Уметь составлять и решать головоломки, шарады. | |
12 | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | Дидактические игры. | 1 | Совершенствование навыка деления слов на слоги. Выполнение упражнений с использованием понятий «перенос слов», «знак переноса» | Уметь: делить слова на слоги;понимать и называть значение слова;писать прямые линии с нижним и верхним закруглениеманализировать свою работу | |
13 | Ребусы. | Дидактические игры. | 1 | Технология составления ребусов. | Уметь: Решать и составлять ребусы. | |
14 | Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | Дидактические игры. | 1 | Работа над ударением в словах. Закрепление правила правописаниябезударных гласных в корне слова Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить | Уметьвыделить ударение в словах. | |
15 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | Игра-путешествие | 2 | Работа над ударением в словах. | Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова | |
16 | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | Дидактические игры. | 2 | Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова | Уметь: выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова писать под диктовку, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы | |
17 | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.Способы проверки безударных гласных в корне слова. | Дидактические игры. | 1 | Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить. Работа с орфографическим словарём. | Знать написание словарных слов, способы проверки безударных гласных в корне слова Уметь: пользоваться с орфографическим словарём. | |
18 | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | Дидактические игры. | 1 | Знакомство с понятием «обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь» | Знать: о различении согласных по твердости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных | |
19
| Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | Конкурс. | 1 | Знакомство с ролью твёрдого знака. | Знать: правила написания слов с твёрдым знаком. Уметь: писать слова с Твёрдым знаком. | |
20 | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “ | Соревнование. | 1 | Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Связь слов в предложении. | Уметь ставить вопросы к словам-предметам. Знать, что слова, которые отвечают на вопроскто?,обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные | |
21 | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. | Дидактические игры. | 1 | Выполнение упражнений на написание слов с большой буквы. | Уметь: писать заглавную букву в именах собственных. | |
22-23 | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.Анаграммы. Составляем схемы. | Дидактические игры. | 2 | Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости. Составление и решение анаграмм. | Знать правила переноса слов. Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова | |
24-25 | Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное. | Дидактические игры. | 2 | Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы | Уметь ставить вопросы к словам-призна-кам. Знать определение части речи. | |
26-27 | Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы. | Дидактические игры. | 2 | Связь слов-названий и слов-признаков Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки | Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам | |
28 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Словарный запас. Предметы, действия, признак. | Дидактические игры. Презентация «Мои первые словари» | 1 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам | Знать определение части речи. Уметь ставить вопросы к словам-действиям Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов | |
29 | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” «Замени букву». | Конкурс. | 1 | Выполнение заданий и упражнений на повторение всех правил. | Знать: правила пользования словарями | |
30 | Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески улетели».Определение значения слова с помощью толкового словаря. | Дидактические игры. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Работа над лексическим значением слов. | Уметь пользоваться толковым словарём | |
31 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку». | Дидактические игры. | 1 | Уточнение понятия «корень слова». Отработка умения находить однокоренные слова, выделять корень слова Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры | Уметь: находить и подбирать однокоренные слова. Знать написание словарных слов. Знать об одинаковом написании корней в родственных словах. Уметь: писать однокоренные слова; выделять корень | |
32 | Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов | Дидактические игры. | 1 | Работа над составлением кроссвордов. | Уметь составлять кроссворды | |
33 | Крылатые слова и выражения. | Урок-презентация | 1 | Составление презентации используя крылатые выражения. | Знать о роли крылатых выражений и слов | |
34 | Итоговое занятие. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. | Тестирование | 1 | Выполнение тестов | Уметь применять правила, которых изучали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш.
Рабочая программа с КТП родному (башкирскому) языку и литературе , 3 часа в неделю, по программе Сынбулатовой Ф.Ш....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»
Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»
Рабочая программа по курсу «Родной язык и родная литература»Пояснительная запискаОбразовательная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для обучающихся...