Доклад :"Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
консультация (4 класс) на тему
В докладе отражена проблема общества воспитания патриортического воспитания среди подрастающего поколения. приведены формы работы с детьми младшего возраста. представлены результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад из опыта работы | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности.
(Из опыта работы)
Педагог ДОМКУ ДОД ЦДРТиД г.Нижнеудинск Новикова Светлана Евгеньевна.
В наше время перед любым педагогом встает ряд проблем, касающимся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодежь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодежной, а также многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности. Нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомании, криминализации детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др., поэтому появилась необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Духовно-нравственное воспитание детей сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течении двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толетарности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагогики превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие ка: долг, честь, совесть, достоинство.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль вы процессе становления личности школьника занимает школа, а конкретно педагог.
Принципы духовно-нравственного воспитания:
принцип сотрудничества,
принцип целостно учебно-воспитательного процесса,
системно-организационный подход,
личностно-ориентированный подход,
принцип сохранения исторической памяти.
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
военно-патриотическое,
художественно-эстетическое,
туристско-краеведческое,
спортивно-оздоровительное.
Основными среди них в моей работе можно считать художественно-эстетическое, использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.
В нравственном воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в нашей школе проводиться с детьми ,и детьми, немало различных мероприятий: классные часы «1000 добрых дел», «Дорогой добра», «Вместе весело дружить», «Вежливость» и др., беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса, я пришла к решению, строить работу по внеурочной деятельности через знакомство ребят с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для детей младшего возраста формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребенку стать активным участникам игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях в видах деятельности.
Петь, танцевать, мастерить, участвовать в театральных постановках, спектаклях, разгадывать загадки-все эти возможности представляет изучению народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Изучение традиций русской народной культуры я реализую через программу декоративно-прикладного направления «Умелые руки». Развернута творческая мастерская.
Цель творческой мастерской-ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовью к родной земле, милосердие, трудолюбие.)
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованных праздников: «Масленица», «Коляда», «Праздник чая» и др.
От года к году форма проведения ключевых дел усложняется, например: исследовательская , поисковая деятельность. Были представлены работы: творческий проект «Русский костюм», конкурс на лучшую книжку-раскладушку «Традиции и обычаи русского народа», «Русская кулинария».
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как педагогу, вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
К праздникам родители изготавливают, шьют, украшают костюмы для своих детей, принимают участие в оформлении класса.
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовность служить Отечеству.
Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.
В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ребята принимают самое активное участие.
Наиболее яркие из них: встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, литературные вечера, акции «Добрые дела», «Подарок ветерану» и др.
Программа по возрождению тимуровского движения «Сотвори добро» реализуется успешно уже несколько лет. Девиз тимуровского отряда «Сколько у солнышка лучей, столько у нас добрых затей.»
Считаю. что обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию самопознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сформировались? Одним из возможных вариантов личностного развития ребенка может стать социально-значимая деятельность, смысл который, по мнению А.П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить. Много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю». В настоящее время, когда на лицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных сторон, патриотических убеждений, социальной адаптации детей.
В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла свое место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является самостоятельный труд детей, физический, интеллектуальный, творческий.
Научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с раннего младенчества. Я не знаю, кем станут в будущем ребята, но уверена в одном:% если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника, состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...