Беседы об этикете
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Беседы о "волшебных словах". Как правильно беседовать? Знаете ли вы этикет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_ob_etikete.docx | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Как много прекрасных – волшебных добрых слов
Есть на свете особенные слова – их называют «вежливыми», а иногда и «волшебными».
- Как вы думаете почему? (Они помогают людям, делают их добрее, светлее)
- Да человек становится человечнее, добрее. Недаром говорят: « Доброе слово слаще мягкого пирога»
- Ребята, попробуйте вспомнить вежливые слов, в каких случаях их употребляют.
- Когда нам поможет слово «спасибо»?
Это слово пришло к нам из глубокой древности и означает «Спаси Бог!». Вот какое необыкновенное слово.
Спасибо!
Я «спасибо» говорю,
Я за всё благодарю:
За вкусные оладушки -
Скажу «Спасибо» бабушке,
Дедушке - за сказку,
Мамочке – за ласку,
Папочке - за доброту.
Даже нашему коту
Я «спасибо» говорю,
Я кота благодарю
За то, что ловит мышек –
Пронырливых воришек!
Представьте, что вам сказали «спасибо». Что вы ответите? «Пожалуйста!» Это же слово мы говорим, когда обращаемся к кому- то с просьбой. (Наташа подай, пожалуйста, книгу)
В автобусе люди могут спросить: «Скажите, пожалуйста, как называется эта остановка?»
В магазине – «Скажите, пожалуйста, кто крайний»
По телефону - «Позовите, пожалуйста, Ивана Михайловича»
Запомните, что слово «пожалуйста» следует говорить, когда вы обращаетесь с просьбой. Можно сказать и другие вежливые слова: «будьте так добры», « будьте любезны»
Послушайте сказку.
Как попугай Таню вежливости учил.
Сбылась Танина мечта- папа подарил ей волнистого попугая . поругай был красивый – ярко – голубой с зелёными, жёлтыми, серыми пёрышками и озорными смышлёными глазками – горошинами.
Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреть в зеркальце. А когда папа включал радио, Шурик звонко щебетал под музыку.
- Бабушка, как мне научить Шурика говорить?- спрашивала она.
- Нужно по многу раз терпеливо повторять какое –нибудь слово, постепенно попугай их запомнит и когда- нибудь повторит.
Но терпения у Танюши было маловато. Девочка всегда куда – то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда. Прибежит она с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит:
- Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!
- Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?
Бабушка грустно качала головой и говорила:
- Танечка! Иди, помой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нём совсем забыла!
- Какое ещё волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!- ворчала внучка.
Наспех поев Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул и убегала гулять.
Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купите!»
- Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
- Какие вежливые слова говорите после того, как поели?
Добрые и вежливые слова - «Здравствуйте», «добрый день», «приятного аппетита», «спасибо»- Татя говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда её об этом напоминали.
Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.
Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.
- Очень красивый – восхищались дети, рассматривая попугайчика.
- А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.
- Пока не умеет, но я его учу, - соврала Таня,- скоро научится!
Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:
- На, Шурик, съешь огурчика!
Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновлённый всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:
- Отстань! Не хочу и не буду!
Ребята так и ахнули от неожиданности.
- Говорит! Говорит!- закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:
- Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!
Бабушка вытерла руки и вошла в комнату:
- Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, - вежливо попросила она.
- Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Купи мне велосипед!
Дети засмеялись. Вот кот так попугай! Не очень- то он вежливый!
- Кто же его таким словам научили? – удивилась Таня.
Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:
- А ты подумай, может быть, и догадаешься!
Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.
- Да ведь это Шурик мои слова повторил! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: купи, купи мне велосипед!
А папа мне ответил:
-Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь.
- Ну и не надо!- крикнула в ответ Таня. – Я и без него обойтись могу!
А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у неё капризный и невоспитанный.
- Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, - решила Таня и спокойно уснула.
- Какие вежливые слова забыла говорить Таня?
- Были ли вежливыми любимые Танины слова?
- Почему попугай Шурик выучил невежливые слова?
- Почему Тане стало стыдно за своего попугая?
- Какое волшебное слово нужно говорить, когда обращаешься к кому - нибудь с просьбой?
- В каких случаях нужно говорить «Извините, пожалуйста»
Правила этикета
- Приходя домой с прогулки, не забудьте вытереть ноги о коврик у дверей, а потом снять сапоги или ботинки, поставить их под вешалку и переобуться в домашние тапочки.
- Пальто или куртку повесить под вешалку.
- Когда вы приходите домой с улицы, не забудьте вымыть руки с мылом.
- Вежливые слова – «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» говорите не только друзьям и знакомым, но и своим домашним – маме и папе, бабушке и дедушке.
- Ребята, а когда вы уходите из школы, какое волшебное слово вы говорите? (до свидания)
Разыграйте сценку со словом «до свидания»
- Мы говорим «до свидания», когда скоро встретимся, а вот слово «прощай» мы обычно говорим, если расстаёмся надолго, например, если ваш друг переезжает в другой город, в другую страну.
- Некоторые дети считают, что вежливые слова нужно говорить друзьям и знакомым, а своим родным и близким необязательно. Как вы думаете, они правы?
Вот послушайте стихотворение
Вежливые слова
Есть много слов прекрасных ,
Волшебных, добрых слов.
Таких простых и ясных –
Я их назвать готов.
«До свиданья, до свиданья!»
Говорю при расставанье.
«С добрым утром», «добрый день!»-
Никогда сказать не лень.
И «спасибо» говорить,
За добро благодарить
Никогда я не забуду –
Я невежливым не буду.
Если братик спать захочет,
Я скажу «Спокойной ночи!»
Пожелаю сладких снов.
Знаю много сладких слов!
- Наша беседа подходит к концу, давайте ответим на вопросы.
- Какие слова называются вежливыми?
- Какие волшебные слова вы знаете?
- В каких случаях говорят: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «прощайте»
- Почему надо благодарить людей за всё хорошее?
- Что означает выражение: «Поступай с другими людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами?
- Почему вежливые слова иногда называют «волшебными»?
- Какие сказки, стихи о вежливых словах вы знаете?
- Что означает слово «спасибо»
Как правильно беседовать?
Однажды Саше подарили игровую приставку, а Миша побывал с мамой в цирке. Мальчикам не терпелось рассказать о своих впечатлениях. Они то и дело перебивали друг друга и поссорились. Саша сказал:
- Ты меня совсем не слушаешь.
А Миша ответил:
- Это ты не даёшь мне даже слово сказать – трещишь как сорока!
- Ребята, как вы понимаете это выражение?
Две сороки
Две сороки повстречались
И тотчас же растрещались!
- Я на ярмарку летала,
Там обновки покупала, -
Алые сапожки,
С камешком серёжки.
А вторая – о своём:
- В городе была я днём,
Там топила печку
И варила гречку,
Ча-ча-ча, ча-ча-ча!
Печка очень горяча!
Растрещались две подруги,
Позабыли друг о друге.
Очень громко растрещались,
Очень скоро распрощались!
- Какие советы можно дать мальчикам и сорокам?
Одно из важных правил беседы – умение вежливо слушать. Недаром говорят: «Речь красна слушанием»
Беседа
Две подружки – непоседы,
Две зелёных стрекозы,
Мирную вели беседу,
Сев на веточку лозы.
Стрекоза одна сказала:
- Утром мошку я поймала…
А другая перебила:
- Это мило, очень мило!
Хоть сегодня и жара,
Я поймала комара.
Утка вклинилась в беседу:
- Вас, позвольте, перебить,
Время движется к обеду,
Мне пора стрекоз ловить!
Нельзя перебивать не только старших, но и своих сверстников. В этом проявляется неуважительное отношение к человеку!
Очень неприятное впечатление производит тот, кто, не дослушав товарища, уходит или начинает заниматься своими делами.
Во время любого разговора тон собеседников должен быть доброжелательным. Нужно повернуться к собеседнику лицом, смотреть на него, выражать заинтересованность. При разговоре не стоит размахивать руками и сильно повышать голос.
- Как можно показать, что вам интересно то, о чём говорит собеседник?
Когда вы беседуете со взрослым, следует обращаться к нему по имени-отчеству, внимательно слушать его.
После того как взрослый закончит свою речь, в разговор может вступить и вы. Нельзя перебивать старших.
Правила беседы
- Говорите негромко, чётко, вежливо. Не перебивайте собеседника.
- Если беседуют два человека, вы хотите обратиться к одному из них, подождите, пока они закончат разговор, и только тогда вступайте в беседу.
- Беседуя со старшими, внимательно слушайте, вопросы можно задавать в конце беседы.
- Если вас зовут к телефону, и беседа прерывается, вежливо извинитесь перед собеседником.
- Разговаривая с собеседником, смотрите на него. Невежливо вести беседу, повернувшись к собеседнику вполоборота.
Послушайте сказку.
Жёлтая птичка
Эта сказочная история произошла в самый день. Таня с дедушкой гуляли по аллеям весеннего парка, любуясь цветущими каштанами и душистой акацией.
Навстречу им шёл, опираясь на палку, старик с длинной седой бородой. На его голове была соломенная шляпа.
Поравнявшись с дедушкой, старик приподнял шляпу и радостно заулыбался, приветствуя его.
Дедушка тоже был рад неожиданной встрече со старым другом. Ведь они не виделись много лет, а когда-то вместе учились в университете.
- Сколько лет, сколько зим!- воскликнул старик, обнимая дедушку и слегка похлопывая его по плечам. – Это кто же с тобой? Внучка?
- Да, это моя замечательная внучка! – ответил дедушка и ласково погладил Таню по голове.
- Ну что ж! Давай с тобой познакомимся, - обратился старик к девочке. – Меня зовут Алексей Алексеевич. А как тебя звать- величать?
- Таня, - ответила девочка.
- Сколько же тебе, Танюша, лет?
- Шесть.
- Значит, скоро в школу! Дело хорошее.
Поговорив с Таней, старик присел рядом с дедушкой на лавочку. Старые друзья завели неторопливую беседу. Ещё бы! Им было что вспомнить!
Таня подождала минуту- другую, а потом залезла на лавочку, обняла дедушку и зашептала ему на ухо:
- Дедуля! Ну, пойдём, пойдём скорее. Мне скучно!
- Вежливо ли поступила Таня? Почему шептать на ухо одному человеку, если рядом находится другой человек, считается нетактично?
- Займись чем-нибудь, побегай, поиграй, а мы поговорим,-попросил дедушка Таню.
Девочка отошла от скамейки, огляделась по сторонам, но ничего интересного не заметила.
Она опять подошла к дедушке и стала тянуть его за рукав, приговаривая:
- Ну, вставай же, дедушка, пойдём!
- Подождите немножко, Танюша, дай закончить беседу. А ты пока нарисуй «классики» и попрыгай, - предложил он.
Таня нашла на земле веточку, нарисовала «классики» и стала прыгать, подталкивая ногой небольшой камешек. Но одной играть было совсем неинтересно!
Она снова подошла к дедушке и стала похлопывать веточкой по его ноге.
- Дедушка! Ты так долго болтаешь! Я хочу на детскую площадку. Пойдём же! – заканючила Таня.
- Как вы думаете, что сказал Танин дедушка?
- Мы беседуем с Алексеем Алексеевичем всего десять минут, а ты уже несколько раз прерывала наш разговор,- рассердился дедушка. – Наберитесь терпения, учись уважать старших.
Таня обиженно засопела и отошла на несколько шагов. «Вот что,- решила она,- я буду прыгать на одной ножке вокруг скамейки, на которой сидят старики. Им это надоест»
- Как вы думаете, правильное решение приняла Таня?
Девочка запрыгала вокруг скамейки, громко приговаривая:
- Прыг-скок, прыг-скок! На одной ноге скачу, больше ждать я не хочу!
Но взрослые и не думали прекращать интересную беседу.
Терпение девочки окончательно лопнуло, и она громко сказала, перебив разговор пожилых людей:
- Дедуля! Мне надоело ждать. Пойдём на детскую площадку.
Седобородый старичок поднял голову и внимательно посмотрел на девочку.
- Ах ты, стрекоза - егоза!- ласково произнёс он.- Какое у тебя красивое, жёлтое платье, и бантик подобраны в тон – жёлтые с оранжевыми звёздочками. Ты, Танюша, на жёлтую птичку- невеличку похожа. Ну-ка, подойди ко мне поближе. Я хочу тебя получше рассмотреть.
Таня подошла поближе, старик взял её за руку и негромко сказал:
- Хочешь на десять минут стать настоящей птичкой?
Девочка подумала, что Алексей Алексеевич шутит и весело ответила: -Хочу!
Тогда старичок незаметно вырвал длинный седой волосок из бороды, что- то пробормотал себе под нос, и Таня мгновенно превратилась в прехорошенькую жёлтую птичку. Она вспорхнула на дерево, а дедушка даже ничего и не заметил, так быстро всё произошло!
Старики снова погрузились в беседу, а Таня-птичка уселась на веточку и звонко защебетала.
Её заметили другие птицы: скворец, синица, поползень и воробьи. Они тут же подлетели к яркой жёлтой птичке.
- Какая ты красивая!- восхищённо воскликнул скворец.
- А как зовут тебя? И откуда ты взялась?- спросила любопытная синица.
- Ты, наверное, вылетела из клетки? – предложил поползень.
- Расскажи нам о себе,- дружно попросили птицы.
Только Таня собралась рассказать свою удивительную историю, как откуда ни возьмись прилетела болтливая сорока.
- Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! – громко затрещала она.- Я знаю, я всё знаю! Я всё- всё видела своими глазами! Эта жёлтая птичка - канарейка! Она прилетела в парк из того высокого дома!
- Нет, нет! Я вовсе не канарейка!- попыталась объяснить девочка - птичка, но стрекотуха трещала, не умолкая ни на минуту, и не давала ей вымолвить ни словечка.
А Тане очень хотелось поговорить с птицами, расспросить их о житье- бытье. Но сделать это ей мешала болтливая и назойливая сорока.
- Какая невоспитанная особа!- сказала Таня, и вдруг ей стало стыдно.
- Как вы думаете, почему Тане стало стыдно?
«Получается, что я тоже невоспитанная. Ведь я вела себя хуже, чем эта сорока»,- подумала Таня.
В это время старики закончили беседу, Алексей Алексеевич незаметно выдернул из длинной седой бороды ещё один волосок и, пошептав что-то, дунул на него.
Таня из маленькой жёлтой птички вновь превратилась в девочку.
Она вышла из-за дерева и подошла к дедушке. Старые знакомые прощались, пожимая друг другу руки.
- Ну, вот и молодчина!- похвалил Таню дедушка. – Дала нам вволю наговориться, вспомнить прошлое, наши молодые годы и наших общих друзей.
Таня внимательно посмотрела на седобородого старичка, но тот приложил палец к губам, словно предупреждая девочку, чтобы та никому не рассказывала о своём приключении.
Таня кивнула головой в знак согласия. Она, конечно, догадалась, что дедушкин знакомый – самый настоящий волшебник.
Таня и дедушка отправились на детскую площадку, а Алексей Алексеевич – по своим делам.
- Где гуляли Таня и её дедушку? Кого они встретили в парке?
- Почему дедушке и Алексею Алексеевичу захотелось поговорить?
- Как вела себя Таня во время разговора?
- В кого превратил девочку волшебник?
- Кто мешал разговаривать Тане с птицами?
- О чём подумала Таня после того, как встретилась с сорокой?
- Как вы думаете будет ли Таня мешать чужой беседе?
- Умеете ли вы внимательно выслушивать собеседника?
Ответьте на вопросы
- Почему говорят: «Речь красна слушанием»?
- Умеете ли вы слушать собеседника?
- Почему человек, который перебивает или, не дослушав, начинает заниматься своим делом, производит неприятное впечатление?
- Как вы думаете, чем отличается разговор со сверстниками от беседы со взрослыми?
- Каким должен быть тон любого разговора?
Тест «Знаете ли вы этикет»
- Вы пришли в гости и вам подали блюдо, которое вам не нравится. Например, рыбу. Как поступите вы, когда это блюдо окажется на вашей тарелке?
А) Скажете: «Не люблю рыбу! Я это есть не буду»
Б) Ничего не скажете, но отодвинете от себя тарелку.
В) Сделаете над собой усилие и съедите рыбу, чтобы не обидеть хозяев.
- Вы пришли на день рождения подруги и сели за стол вместе со всеми пить чай с тортом. Торт украшает красивая розочка. Вы хотите, чтобы кусок торта с розочкой достался вам. Как вы поступите?
А) Попросите хозяйку: «Пожалуйста, дайте мне тот кусочек торта, где розочка»
Б) Промолчите и съедите другой кусочек торта, ведь день рождения не у вас, а розочка пусть достанется подруге, чей день рождения вы отмечаете.
В) Поковыряете торт ложкой и отодвинете. Без розочки торт невкусный.
- За столом вам дали полотняную салфетку. Другие бумажные салфетки стоят в салфетнице. Вы выпачкали руки соусом. Как вы поступите?
А) Вытрете руки бумажными салфетками.
Б) Вытрете руки полотняной салфеткой.
В) Вытрете лицо и руки бумажной салфеткой.
- Вам подали горячий чай. Как вы поступите?
А) Нальёте чай из чашки в блюдце.
Б) Будете дуть на чай.
В) Подождёте, когда он немного остынет
- Вы очень проголодались и сели за стол с немытыми руками. Бабушка советует вам вымыть руки с мылом. Как вы поступите?
А) Послушаете бабушку и тщательно вымоете руки.
Б) Вытрете руки салфеткой.
В) Не обратите внимание на совет бабушки.
- Представьте, что в вагон метро вошёл пожилой человек и встал против вас. Как вы поступите?
А) Сразу встанете и уступите место пожилому человеку.
Б) Сделаете вид, что не замечаете его, откроете книгу и станете её перелистывать или читать.
В) Попросите сидящего рядом человека уступить место дедушке.
- Вы едете в трамвае. Вот и ваша остановка. Многие люди здесь выходят. Вы очень спешите! Как вы поступите?
А) Станете проталкиваться вперёд, не замечая никого.
Б) Пропустите вперёд пожилых людей, мам с маленькими детьми, людей с тяжёлой ношей. Ведь несколько минут ничего не решают, а вежливый поступок поможет другим людям!
- Вы получили подарок на день рождения. Как вы поступите?
А) Развернёте. Покажете всем присутствующим, похвалите.
Б) Поблагодарите и отложите в сторону, чтобы рассмотреть потом, когда гости разойдутся.
В) Уберёте под подушку и никому не покажете.
- Вы съели на улице шоколадку. Как поступите с бумажной обёрткой, если рядом не окажется урны для мусора?
А) Свернёте бумажку и положите в карман или сумку, чтобы выбросить дома в мусорное ведро.
Б) Незаметно бросите бумажку в траву или кусты возле тротуара или прямо на тротуар.
В) Подарите бумажную обёртку прохожему.
- Вы катаетесь на новеньком велосипеде во дворе. Друг попросил у вас разрешения немножко покататься. Как вы поступите?
А) Прибавите скорость и умчитесь в соседний двор.
Б) Дадите другу покататься на новеньком велосипеде.
В) Скажете, что велосипед нужен вам самому, вы ещё не накатались на нём вдоволь, а другу дадим покататься завтра.
- Вы подходите к двери подъезда одновременно с вашей соседкой. Как вы поступите?
А) Откроете дверь и, придерживая её, пропустите соседку вперёд, и только потом войдёте сами.
Б) Войдёте в дверь первым и захлопните её перед носом у соседки.
В) Будете ждать, когда перед вами откроют дверь.
- Ваш дедушка угостил вас чипсами. Как вы поступите?
А) Забыв сказать «спасибо», развернёте пакет с чипсами и станете их есть.
Б) Поблагодарите дедушку и, развернув пакетик, предложите и ему похрустеть вкусной поджаренной картошкой.
В) Спрячете чипсы и съедите их, когда никого не будет рядом.
- В вашей тарелке осталось немного вкусного соуса. Как вы поступаете?
А) Оставите тарелку с остатками соуса.
Б) Кусочком хлеба вытрете тарелку дочиста.
В) оближете тарелку языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл бесед по этикету (1 - 4) класс.
Воспитание человека не ограничивается учебными навыками и знаниями, а содержит в себе огромный пласт общекультурных понятий о добре и зле , о невежестве и душевной...
Беседа по теме "Этикет"
Беседа для учеников начальных классов об этикете...
Беседа с младшими школьниками на тему "Этикет подарка"
Данная разработка прелогается воспитателям по правилам этикета....
Классный час - беседа «Знакомство с маркизом Этикетом»
Познавательная беседа-диалог о поведении в классе, правилах общения с учителем и одноклассниками для младших школьников 1 класса...
Беседа «Урок этикета»
Цель: формирование навыков вежливого поведения, общения. Задачи:- создать условия для систематизации знаний детей о понятии «этикет»;- учить детей анализировать поступки других;-...
Беседа об этикете
Беседа о правилах этикета для детей...