РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
рабочая программа (3 класс) на тему

Тараскова Татьяна Михайловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_matematik_3_klass_fgos.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

(общеинтеллектуальное направление)

                                     Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный математик» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, с использованием  Программы по математике А.Л.Чекина, Р. Г. Чураковой,

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора.

Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят  с  историей математики, развитию  представлений о её практическом применении.

Занятия в кружке направлены  на отработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов.  олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру» и решают следующие задачи:

  • повышение эрудиции  и расширение  кругозора;
  • формирование приемов умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
  • развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить умозаключения; 
  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Общая характеристика курса

Обучение детей организуется  в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период  складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи   внеурочной деятельности решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической  действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника  является   еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

 Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.        

Форма организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность;

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

-    конкурсы, турниры. 

Предполагаемые результаты освоения  курса.

Личностными результатами изучения курса «Юный математик» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

     умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном

     явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать

     наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:

      пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое

     и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты.

  • Обучающиеся научатся: анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научатся работать с дополнительной литературой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.        
  • Решать логические задачи.

Место в учебном плане – 2 часа в неделю.

Содержание программы.

Математика – царица наук. (10ч)

Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта математика». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательно – развлекательная программа «Математика вокруг нас».

Занимательная геометрия (22 ч)

Головоломки, лабиринты, магические квадраты. Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки».Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами: треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника. Работа над проектом «Северное сияние».Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры.Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». Моделирование из объёмных геометрических фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». Игра – путешествие «Занимательная геометрия».

Развитие познавательных способностей(24).

Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. «Математический зоопарк». Задачи на умножение.  Заочное путешествие «Кто быстрее долетит до Луны?» Игра «Определи маршрут корабля". Сказка. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения.  Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. Конструирование предметов по  точкам. Рисование по клеточкам.

Олимпиадные задания по математике (12ч).

Логически поисковые задания. Математический КВН. Игра «Кенгуру». Задачи повышенной сложности.

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач. Познавательная конкурсно - игровая программа «Считай, смекай, отгадывай».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Математика – царица наук

10 ч

2.

Занимательная геометрия

22 ч

3.

Развитие познавательных способностей

24 ч

4.

Олимпиадные  задания по математике

12 ч

Итого

68 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный математик» 4 класса

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и составлена на основе программы Г.В.Керовой «Нестандартные задач...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности - Юным умникам и умницам (Математика. Информатика. Логика)

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный математик»

Данная рабочая программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный математик» предназначена для обучающихся начальной ступени (4классы) обучения общеобразовательных школ....