«Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».
материал по теме
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с
родителями.
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент).
- О семье.
- О воспитательном потенциале семьи.
- Об особенностях семейного воспитания.
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
- О методах изучения семьи.
- О современных формах организации общения.(приложение№7)
- О методах активизации родителей.
Умения и навыки ( деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
- Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями , осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».
«Как стать компетентным в общении с родителями».
Подготовила:
Ст.воспитатель
Гнутова И.В.
Февраль 2009г.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой- ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие родители тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение : любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, как он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся партнёрами.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Всё о чём шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».
Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с
родителями.
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент).
- О семье.
- О воспитательном потенциале семьи.
- Об особенностях семейного воспитания.
- О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
- О методах изучения семьи.
- О современных формах организации общения.(приложение№7)
- О методах активизации родителей.
Умения и навыки ( деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
- Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
- Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
- Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями , осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
- Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
- Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие, профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным, и, главное, активно действует.
Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.
1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?
2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?
3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?
4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?
5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?
7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?
8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?
9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.
1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?
2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?
3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?
4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?
5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?
7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?
8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?
9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
Анкета для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.
1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка?
2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями с родителями Ваших воспитанников?
3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?
4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?
5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?
7. В каких формах Вы организуете общение с родителями?
8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?
9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
Анкета
Уважаемый педагог! Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.
- Считаете ли Вы необходимым организацию систематического общения с родителями воспитанников?
- Кому, с Вашей точки зрения, - педагогу или родителям принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка- дошкольника?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают провести общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задаёт Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?.
Оценка ответов. ДА- 2очка. ИНОГДА- 1 очко. НЕТ- 0 очков.
Полученные очки суммируются. Так определяется к какой категории относится педагог.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями воспитанников
Организация работы с родителями учащихся начальной школы Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из...
Особенности отношений «воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы
Становление и развитие детского коллектива в режиме продленного дня зависит от многих обстоятельств. В представленном докладе рассматриваются некоторые аспекты становления коллектива в ГПД....
Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания.
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем....
«Особенности отношений «воспитатель - воспитанник» в условиях группы продленного дня начальной школы»
Действия воспитателя, направленные на создание коллектива группы продленного дняОсновы методики организации и воспитания детского коллективаДействия воспитателя, направленные на создание коллектива гр...
Особенности работы воспитателя ГПД с родителями
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. В этот период жизни весь психологический облик ребенк...
Статья Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного взаимодействия семьи и школы.
Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет....