Особенности воспитания младших школьников в многодетной семье
материал на тему

Салманова Нелина

Предметом исследования являются особенности воспитания младших школьников в многодетной семье.

           Цель исследования - выявить особенности процесса воспитания младших школьников в многодетных семьях.

 Задачи исследования:

1)дать анализ психолого-педагогической литературы по теме «Особенности    воспитания младших школьников в многодетной семье».

2) рассмотреть особенности взаимодействия между детьми в многодетной семье.

3)определить основные типы взаимоотношений родителей с детьми в многодетной семье

4) выявить наиболее эффективные педагогические  условия воспитания детей младшего школьного возраста  в многодетной семье.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет  Педагогики и методики начального образования

Кафедра     Педагогики начального обучения

Особенности воспитания младших школьников в многодетной семье

                                                               

                                                               Курсовая работа студентки  3  курса

                                                       Салмановой Н.Э.

                                                        Специальность«Начальное образование»

                                                       Научный руководитель: доцент

                                                       Терских И.А.

Дата сдачи «____» ______________ 20___г.

Дата защиты «____» ______________ 20___г.

Оценка ____________________

Научный руководитель ___________________ /_________________/

                                                         Таганрог

                                                           2014

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................  ......................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания детей младшего школьного возраста в многодетной семье ……………………………………….....................5

      1.1. Воспитание и развитие детей в семье.........................................................5

      1.2. Специфика воспитания в многодетной семье...........................................9

Глава 2. Особенности взаимодействия родителей с детьми в

многодетных семьях................................................................................................17

      2.1. Стиль общения родителей и детей в многодетной семье……………...17

      2.2. Формы и методы повышения педагогической культуры

родителей………………………………………………………………………….21Заключение...............................................................................................................27

Список использованной литературы.....................................................................29

Приложения………………………………………………………………………..31

                                                 

                                              Введение

С давних пор семья являлась самой главной частью общества. Она способствует зарождению в человеке основ нравственности и духовности. Семья –это основа воспитания человека как личности. Семья богата своими ценностями и приоритетами, отличается особенностями воспитаниями человека и имеет сложную структуру. На протяжении всего периода развития человечества она является главной ценностью государства. Из этого вытекает неоспоримая важность семейного воспитания. В зависимости от типа семьи наблюдаются особенности воспитания. Данное исследование направленно на изучение особенностей воспитания в многодетной семье. Положение семей данной категории в социуме меняется  в соответствии с изменениями приоритетов и тенденций в обществе. Если же раньше многодетность не являлась большой редкостью и многодетные семьи служили эталоном семьи, то сейчас люди ограничиваются воспитанием в семье одного-двух детей. Процент многодетных семей в стране значительно уменьшился , это говорит о том, что родители не в состоянии воспитывать, обучать более двух детей. К многодетным семьям относятся с опасением и презрением, утрачивается ценность семьи и её положение в обществе.

Особенность исследования определяется сложным процессом взаимодействия всех членов многодетной семьи, и включение в него  наиболее младших членов–детей младшего школьного возраста. Необходимо выделить ключевые моменты, основные роли и типы взаимоотношений в жизни такой семьи.

В каждой семье процесс воспитания имеет отличительные особенности. Они могут зависеть от количества членов семьи, социального положения, от личности родителей, от прав и обязанностей, установленных семьей. Многодетная семья имеет свои специфические особенности.

Объектом исследования является процесс семейного воспитания детей младшего школьного возраста.

          Предметом исследования являются особенности воспитания младших школьников в многодетной семье.

           Цель исследования - выявить особенности процесса воспитания младших школьников в многодетных семьях.

 Задачи исследования:

1)дать анализ психолого-педагогической литературы по теме «Особенности    воспитания младших школьников в многодетной семье».

2) рассмотреть особенности взаимодействия между детьми в многодетной семье.

3)определить основные типы взаимоотношений родителей с детьми в многодетной семье

4) выявить наиболее эффективные педагогические  условия воспитания детей младшего школьного возраста  в многодетной семье.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.


Глава 1. Теоретические аспекты воспитания детей младшего школьного возраста в многодетной семье.

  1. Воспитания и развитие детей  в семье

Младший школьный возраст представляет собой особо важный возрастной период. Особенности наблюдаются как в деятельности, так и в общении. Ребенок данной возрастной категории вступает в новую, школьную жизнь. Это значит, что игровая деятельность сменяется учебной, появляются новые мотивы, приоритеты и ценности. Меняется и его окружение, на смену коллективу дошкольных организаций, где детей связывали лишь соответствующие возрасту интересы и увлечения, приходит новый коллектив, где он должен научиться взаимодействовать с людьми независимо от своих предпочтений и увлечений.

Теперь он должен осознавать, что в новом коллективе, с которым он будет сотрудничать на протяжении десятка лет, есть свои установки, ценности и приоритеты, которые формируются не только с учетом отдельно взятых людей, а всего коллектива. Необходимо установить контакт со сверстниками независимо от симпатий и антипатий, т.к. главным в коллективе  является сотрудничество [22].

По мнению В.С. Мухиной: « в возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников « [22 , с. 47].

Младший школьник должен научиться контролировать свои эмоции и волю. Такой контроль необходим для учебной деятельности. Новая обстановка, коллектив и правила ставят ребенка в определенные рамки, которых ему необходимо придерживаться. Ученику необходимо разграничивать деятельность и поведение в стенах школы и дома. Он должен четко осознавать что он может, с учетом своих желаний делать в самой школе, на самом уроке, на перемене и дома, в кругу семьи и друзей.

 Появляется такая потребность, как притязание на признание, что подразумевает позитивные достижения и негативные образования. Дети данной возрастной категории открыто стремятся к одобрению своих действий и результатов, которые отвечают ожиданиям социума.

Качественно меняется содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.

В жизни младшего школьника появляется новый, помимо родителей и родственников, авторитетный взрослый человек– учитель. Кроме классного руководитель сюда войдут директор, завуч и весь педагогический состав школы. Общение со взрослыми в семье и общение в стенах школы– это два разных общения. Ведь в кругу семьи ребенку могут что-то спустить с рук, где-то поддержать, простить непростимое, ведь это семья. В школе же отношения между учениками и учителями складываются исключительно в рамках учебной деятельности. Ребенка оценивают по конкретным знаниям, достижениям и умениям. ребенок должен понимать что в школе ко всем ученикам относятся одинаково, никого не интересует какой у него характер, что он любит, что он желает именно сейчас. Школьник должен контролировать свои желания и предпочтения, оценивать ситуацию адекватно, взвесив что он хочет и что ему дозволено в стенах школы. Однако ему необходимо понять, что учитель является его наставником, старшим товарищем и воспитателем, готовый помочь ему в разрешении конфликтов и в  решении различных задач, но в рамках должностных обязанностей.

 Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок совершает проступки. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности [8].

Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, вспыхнув, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку

Таким образом можно выделить ключевые моменты в поведении ребенка на данном этапе. По отношению к самому  к себе у ребенка формируется внутренняя позиция, которая сыграет немаловажную роль в воспитании. От признания со стороны взрослого будет зависеть степень старательности и мотивации школьника, подтверждающего свою потребность на это признание. Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения — старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.

Ребенок стремится самоутвердиться. Это служит стимулом для поведения, соответствующего нормам , при котором  взрослые  могут подтвердить его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.

Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка. Это те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру».  В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Кто как не семья может отслеживать все этапы развития ребенка на разных возрастных этапах, поможет и поддержит ребенка в различных жизненных ситуациях, играет самую важную роль в становлении ребенка как  личности [16].

Перед поступлением ребенка в школу, родители должны его подготовить к предстоящей школьной жизни. Объяснить  предназначение школы, зачем ему необходимо туда ходить, что нового он узнает и чему научится. У детей должно быть привито умение выслушать другого, работать в группе, общаться со  сверстниками и т.д. Когда же ребенок становится учеником, родители должны помочь ему соориентироваться в новой обстановке, с пониманием относиться к переживаниям и нежеланиям ребенка из-за учебы  [22].

С момента поступления ребенка в школу меняется не только его жизнь, но и жизнь родителей, семьи. Происходят изменения в распорядке дня. ученик теперь должен планировать свой день, включая в него не только игровую, но и учебную деятельность. У младшего школьника появляются новые обязанности, возрастает уровень ответственности за свои действия и за действия в отношении кого или чего-либо. Объяснить  ребенку это можно тем, что он повзрослел и встал на новую ступень жизни. где помимо мира удовольствий существует учеба, обязанности и зависимость от жизни социума.

  1. Специфика воспитания в многодетной семье

  Семья – это организованная социальная группа. Главной ролью семьи является воспитание. Младший школьный возраст – это тот период, когда роль семьи в воспитании имеет большое значение  для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

Функции семьи – это способы проявления её активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Современная семья утратила многие функции свойственные ей: производственную, охранительную, образовательную и другие. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. Т.А.Куликова выделяет следующие функции: репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция  [9].

          Существуют различные виды семей: полные и неполные, семьи, в которых один-два ребенка, или наоборот– многодетные семьи. Именно многодетные семьи вызывают большой интерес у общества. Казалось бы, в современной жизни общества, где каждый человек имеет загруженный рабочий день, разрываясь между работой и домом, наиболее распространены семьи без детей или семьи с одним-двумя детьми. Однако многодетная семья не стала редкостью. Жизнь в такой семье похожа на жизнь обычных семей: каждый член в той или иной степени получает тепло, опору и поддержку, семья создает атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека. Отличие таких семей состоит в том, что взаимодействие происходит между пятью и более членами семьи. В такой семье более сложное разграничение обязанностей, ролей и видов отношений. В любом случае многодетная семья, как и другие, выполняет важнейшую функцию– воспитание детей.

В нашем обществе многодетность поддается сомнениям в восприятии социума. Хотя в ней усматривают символ семейственности и семейного счастья, и о многодетных семьях прошлых столетий говорят как о «золотом веке» российской семьи и семейной культуры, но современные семьи зачастую предпочитают оставаться бездетными или малодетными. Конечно, многие семьи были бы не прочь иметь не одного, а три, четыре ребенка, но отпугивающим фактором служит создание дополнительных условий, материальных затрат, планирование времени, чтобы уделить внимание каждому члену семьи.

В научной литературе многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Все многодетные семьи можно разделить на несколько групп:

1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [1].

Многодетная семья довольно сложное социальное явление. Особенными в ней являются характер воспитания, образ жизни, ответственность друг перед другом каждого члена, связь и типы отношений.

Для многодетных семей всех типов характерна, в большинстве случаев, социальная проблема, которая связана с самооценкой детей. Она, в отличие от самооценки других детей, имеет более низкий уровень. Могут возникнуть и оличающиеся от обычных представления о собственной значимости. Такие проблемы  возникают из-за того, что в семье  несколько детей, а значит подход к воспитанию и восприятию каждого индивидуален. К примеру, старшие дети воспитывались в одних условиях, к ним были направлены другие требования, другие методы, подходы, ценностные установки в соответствии с характером и индивидуальностью каждого воспитанника. Младших же детей родители воспитывали, учитывая ошибки в воспитании предыдущих. Огромную роль играет разница в возрасте между воспитанниками.

Малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов[1].
        Воспитание в многодетной семье имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Установление межличностных отношений в обществе  имеет свои некоторые проблемы и трудности. С одной стороны, воспитываться могут такие качества, как уважительное отношение к другим, к чужому мнению, чужим правам. Это приводит к отсутствию привилегированного отношения у детей, что служит благоприятной почвой в становлении ребенка как личности, а именно несформированности  эгоизма и черт, близких к ассоциальным. Появляются возможности установления положительного общения, чувство ответственности перед младшими и забота о них. Это облегчает процесс усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Воспитанники из многодетных семей являются более подготовленными к будущей взрослой, самостоятельной жизни, т.к. понимают особенности взаимодействия с другими людьми.

Но имеются и другие, негативные особенности. Сюда можно отнести утрату со стороны взрослых чувства справедливости в отношении детей. Как говорилось выше, это может выражаться в различной степени  привязанности и внимания к братьям и сестрам. А ведь внимание так важно для ребенка, который хочет поделиться, посоветоваться, услышать оценку от родителей. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Стоит отметить, что для старших детей могут быть характерны такие черты как категоричность, прямолинейность в высказываниях, преобладание лидерских качеств, стремление к руководству и управлению. Это может неблагоприятно влиять на процесс социализации данных воспитанников. Не стоит забывать и о родителях. Увеличивается как физическая, так и психологическая нагрузка. Особая ответственность падает на мам, которые совмещают профессиональную, хозяйственную и воспитательную деятельность. Важно не пропустить момент, когда ребенок может из-за невнимания и незаинтересованности родителей выбрать схему поведения и образ жизни в дальнейшем, близкий к социально опасному. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

К проблемам воспитания в многодетной семье можно отнести и ограниченность возможностей родителей в удовлетворении потребностей, желаний и интересов ребенка. Необходимо помнить, что в таких семьях ребенку уделяется меньше времени и внимания, чем  в малодетных семьях. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности [2].

В обществе сложились стереотипы в отношении многодетных семей. Считается, что если родители в обычных семьях устают от общения и воспитания ребенка, то в многодетных семьях дело обстоит куда сложнее, ведь там не один, не два, а больше трех детей, воспитание которых должно полностью истощать родителей как физически, так и морально. Но это совсем не так.

То что в семье не один, а несколько детей может совсем не оттягощать родителей. Примером может послужить то, что старшие дети оказывают всяческую помощь родителям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста способны занять младших братьев и сестер играми и развлечениями. Очень часто родители, приходя с работы, утомляются так, что сил играть с детьми нет. Помощь может оказываться не только в играх, но и в одевании, прогулке с братьями и сестрами, учебной деятельности. В малодетной семье родители вынуждены уделять время на развлечения и досуг ребенка, контроль за его деятельностью, т.к.никто подменить их не сможет ..В многодетной же семье, семье, где дети непосредственно находятся в тесном контакте друг с другом ,будет проще происходить распределение обязанностей и протекание ситуаций взаимопомощи.

Стоит помнить, что  дети любят подражать. Ребенку гораздо легче установить контакт со сверстниками или с детьми, с близкой возрастной категорией, чем со взрослыми. Поэтому в многодетных семьях младшие быстрее приобретают бытовые навыки, навыки общения, очень многое усваивают походя, между делом. Многодетная семья – это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость.

 При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. А ответственность и самостоятельность - следствие бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух детей. Воспитание у детей чувства ответственности в многодетных семьях происходит совершенно естественно, в силу обстоятельств. Другие же семьи сталкиваются в данном вопросе с очень серьезными трудностями [15].

На детей из многодетной семьи падает гораздо большая нагрузка. Но она - и это очень важно - оправдана в их глазах. В семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. А в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима, и дети включаются в домашние дела, причем для них это все психологически оправданно и, кроме того, совместные дела сплачивают семью. К тому же навыки, которые ребенок получает, помогая матери по хозяйству, пригодятся ему в дальнейшей жизни.

 Где, если не в многодетной семье в большей мере может быть реализована преемственность поколений. Родители учат старших, старшие- младших. Происходит передача знаний и опыта и накопление чего-то нового, раннее неизвестного. Устанавливается контакт между всеми членами семьи, тесное общение и благоприятная атмосфера в целом. Так дети постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, сами дорастают до роли родителей. В многодетной семье дети способны различать психологию женщин и мужчин, т.к.растут среди нескольких представителей полов. Дети способны  идти на компромисс, они  очень ответственны. Девочки могут выполнять мужскую,а мальчики- женскую работу, не чувствуя какого-либо презрения и унижения..

В подобных условиях ошибки предыдущего поколения родителей учитываются и поэтому сглаживаются. Такого не происходит в семье с одним ребенком, где родители не имеют возможность учитывать свои ошибки.

Многодетная семья это маленький коллектив. Если в семье один - два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом, родителям приходится что-то изобретать, гасить ссоры и конфликты - и это при усталости и наличии других дел. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.

Но с другой стороны, в семье, где всего 1-2 ребенка:

 Во-первых, родители имеют возможность внимательно относиться к любому детскому проявлению и реагировать на него соответствующе. В многодетной же семье – почти постоянная невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей.

Во-вторых, количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их "лишили детства".

В-третьих, состояние здоровья детей и уход за ними в таких семьях недостаточны. Каждая многодетная семья - это небольшой коллектив, и если, к примеру, заболевает один ребенок, то следом за ним могут заболеть и остальные.

В-четвертых, даже во многих семьях, где один - два ребенка, у детей складываются конкурентные отношения, они ревнуют родителей друг к другу, что уж говорить тогда о многодетной семье?

В-пятых, у детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего "я". В подростковом возрасте это может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться  всеми  возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость.

В-шестых, даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями [15].

Таким образом, можно сделать вывод об особенностях воспитания в многодетной семье:

  1. Детско-родительские отношения в многодетной семье зависят от типа и структуры семьи данной категории. Существуют как положительные, так и отрицательные стороны межличностных отношений, в зависимости от условий и атмосферы в семье.

2)Многодетной семье присущи такие же типы взаимоотношений между родителями и детьми., как в малодетных семьях. Главная роль отводится культурному и нравственному воспитанию родителей, из которого следует передача жизненного опыта от старших к младшим.

3)Эффективными условиями воспитания детей младшего школьного возраста являются такие компоненты, как защита, эмоциональная удовлетворенность, внимание, заинтересованность и др.

Глава 2. Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста в многодетной семье

2.1. Стиль общения родителей и детей в многодетной семье

Современными  исследователями,  занимающимися  изучением  оптимального  количества  детей  в  семье  (Антонов  А.И.,  Баландина  Л.Л.,  Куликова  Т.А.  и  др.),  выявлено,  что  эффективность  воспитания,  своевременный  запуск  механизмов  социализации  детей,  гармония  отношений  между  супругами,  снижение  конфликтности  в  отношениях,  эмоциональная  среда  и  психологическая  атмосфера  в  семье  напрямую  зависят  от  количества  детей [5].

Большой интерес, при изучении многодетной семьи, вызывают отношения родителей с детьми, детей между собой. В ходе изучения таких семей выявлялись средне - статистические данные, показывающие позицию родителей в отношении семейного воспитания. Как выяснилось, отношение  родителей  к  детям  в  многодетных  семьях  характеризуется  следующим  образом.  Для  40%  родителей  из  многодетных  семей  характерно  проявление  нетребовательности,  50%  родителей  избирают  оптимальную  среднюю  позицию  в  проявлении  мягкости  и  строгости  по  отношению  к  детям.  Для  70%  родителей  характерно  контролирующее  поведение,  проявляющееся  в  навязчивости,  стремлении  ограничивать  ребенка.  60%  родителей  стремятся  к  эмоциональной  близости  с  детьми,  30%  сохраняют  между  собой  и  ребенком  эмоциональную  дистанцию.  У  40%  родителей  из  многодетных  семей  отмечается  эмоциональное  принятие  детей;  40%  родителей  занимают  среднюю  позицию  между  отвержением  и  принятием  ребенка;  60%  родителей  признают  права  детей,  стремятся  учитывать  их  мнения  при  принятии  важных  семейных  решений,  соглашаются  с  мнением  ребенка  по  различным  вопросам.  У  50%  родителей  отмечается  непоследовательность  и  непостоянство  в  своих  требованиях  и  в  применении  поощрений  и  наказаний.  Примечательно,  что  большинство  родителей  из  многодетных  семей  (70%)  не  считают  себя  авторитетными  для  ребенка,  думают,  что  их  мнения,  действия  и  поступки  мало  на  него  влияют,  но  в  целом  их  удовлетворяют  отношения  с  детьми.

Учитывая специфику многодетных семей, можно утверждать, что от размера семьи будут зависеть поведенческие характеристики и личностные качества детей. Роме размера семьи, важной  считается очередность рождения. Дети из однодетных и многодетных семей с разными возрастными интервалами по отношению друг к другу также обладают различными личностными способностями. Проблема личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии, чем определяется актуальность данного исследования.

 Говоря о личностных характеристиках детей в разных семьях, нужно учитывать психические особенности. Ребенок, который является единственным в своей семье, более подвержен психическим расстройствам. Очень часто они становятся эгоцентричными и зависимыми. В малых семьях дети индивидуализируются, больше привязаны к родителям. Психологи и социологи также отмечают у детей из однодетных семей такие качества, как безволие ,отсутствие трудолюбия, неумение поддерживать нормальные отношения с людьми

Характеризуя особую ситуацию развития единственного ребенка, Г.Т. Хоментаускас выделяет особые личностные качества единственных детей. Длительное время единственный ребенок общается с взрослыми, что формирует у него ощущение слабости и несовершенства, неуверенность в себе, способствует проявлениям эгоцентризма – ребенок злоупотребляет вниманием и заботой окружающих, используя различные способы манипулирования. Отсутствие опыта общения с сиблингами ограничивает личностный опыт единственного ребенка. Не имея возможности сравнивать себя с другими детьми, он склонен считать себя уникальным, ценным, что приводит к неверной самооценке. Недостаток общения с ровесниками способствует активным поискам контактов с другими детьми. В однодетных семьях ребенок получает больше внимания и любви родителей, на него тратится больше времени и материальных средств, что предоставляет больше возможностей для развития его личности и способностей [19].

Т.А. Думитрашку отмечает, что формирование таких личностных особенностей, как экстраверсия и нейротизм, мало зависят от размера семьи, в которой воспитываются дети. Уровень экстравертированности единственных детей и детей из многодетных семей одинаков и соответствует известным в литературе данным о возрастных нормах проявления этого качества. Несколько меньший уровень нейротизма у детей из многодетных семей может являться следствием их большей неприхотливости, кроме того, он связан с особыми условиями развития [6].

У детей дошкольного возраста, воспитывающихся в многодетных семьях, наблюдается фрустрирующее состояние при взаимодействии в эмоционально-стрессовых ситуациях. Для детей младшего школьного возраста характерны такие качества, как серьезность, осторожность, рассудительность, благоразумие. Единственные в семье дети более энергичные, активные, веселые, склонные к риску, как правило, переоценивающие свои возможности.

Для детей обучающихся во втором классе характерны такие качества, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность. К переходу в среднюю школу доминируют, противоположные предыдущим качества.Дети становятся легко возбудимые ,более реактивные, нетерпеливые, ранимые, менее уверенные в себе, эмоционально неустойчивыми .Если же провести параллель с детьми из малодетных семей, можно увидеть обратную тенденцию: в возрасте семи -десяти лет они более возбудимые и нетерпеливые, а в подростковом возрасте  же становятся спокойными, стабильными, эмоционально уравновешенными.

Эмоциональные реакции во фрустрирующих ситуациях у детей из многодетных и однодетных семей также проявляются по-разному. Школьникам из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего, интрапунитивной направленности [4].

 Реакции такого рода направленности могут проявляться по- разному,в зависимости от типа семьи. Учащиеся вторых классов из многодетных семей во фрустрационных ситуациях с повышенной частотой отвечают в экстрапунитивной манере, а юноши – чаще в импунитивной. У единственных в семье детей реакции проявляются противоположным образом. Только экстрапунитивность младших школьников из многодетных семей препятственно-доминантного типа, а у старшеклассников из однодетных семей – разрешающего.

Поведенческие и личностные характеристики детей  напрямую зависят от процесса воспитания. Если в семье растет ни один, а несколько детей, то более сложным и специфическим становится воспитание. Но эти сложности нужно и можно преодолеть. Необходимо осознавать, что многодетная семья- это в каком-то роде маленькое отдельное государство, в котором ежедневно поддерживается контакт и устанавливаются межличностные отношения ни с одним, а одновременно с нескольким людьми.Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Родителям необходимо помнить, что к особенностям этого сложного процесса наиболее чувствительны маленькие детки. Психологи считают, что проблемы, которые возникают в многодетных семьях, чаще всего обусловлены необъективным родительским поведением. Родители должны иметь представление о возможности возникновения трудностей в воспитании нескольких детей одновременно.

2.2. Формы и методы повышения педагогической культуры родителей

Огромную роль в семейном воспитании играет педагогическая культура родителей. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [13] .

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам [7] .

О  педагогической функции семьи отмечают и сами родители. Так, отвечая на анкету, которая была распространена среди более 2 тыс. родителей учащихся школ Ростовской области, 35 % из них на вопрос: «Считаете ли вы себя достаточно педагогически подготовленными к воспитанию детей?» - ответили отрицательно, 11,1% -«Не совсем». Многочисленные факты подтверждают, что иногда между родителями и детьми складываются конфликтные отношения из-за незнания первыми особенностей детской возрастной психологии, отсутствия элементарных знаний о методах педагогического воздействия на детей в условиях семейного воспитания.

  Прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Педагогическая культура родителей вносит огромный вклад в строй семейной жизни. Она служит основой в передаче опыта от поколения к поколению, деятельности отца и матери в регулировании межличностных отношений в семье . Это может помочь в избежании традиционных ошибок, путем умения находить верные решения в нестандартных ситуациях.

 Общественным институтам отводится роль обучения родителей. Эта роль предполагает формирование у родителей определенных умений и знаний в области воспитания, которые они перенесут на своих детей. В целом ,основной задачей является формирование у населения педагогической культуры. Педагогическое просвещение родителей вооружает их определенным запасом знаний , влияет на их самообразование ,формирует навыки и умения в процессе воспитания. Педагогическое просвещение может осуществляться различными институтами: школой, специальными службами и средствами массовой информации.

Педагогическая культура включает в себя знания в области психологии, педагогики ,медицины, физиологии, обществознания и правоведения и др. Неотъемлемой частью педагогической просвещенности являются ценностные ориентировки и нравственное сознание родителей. Родители должны осознавать какая роль и ответственность ложится на них. В некоторых случаях приходится изменение или корректирование своих убеждений и принципов во благо семьи. Низкий уровень просвещенности может привести к тому, что  воспитание в семье осуществляется вслепую, это рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности. 

Важно знать, что педагогическая культура родителей формируется с детства. Это происходит при усвоении детьми уроков, которые дают взрослые, подражании им, психологическом и педагогическом воздействии воспитателей и учителей, использовании с их стороны приемов педагогической направленности, в результате манеры общения и самого общения в целом как с другими детьми, так и со взрослыми людьми. Далее формирование данного качества наблюдается в собственной деятельности родителе в воспитании своих детей, а так же в процессе самовоспитания и самообразования. Всем известно, что отношение человека к взрослым людям и детям в частности определяется тем, какое отношение было у его родителей к нему. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей.

В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:

-  когнитивный компонент– определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение знаниями об ошибках, трудностях семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;

-операционный компонент– осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка;

 - коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и решать конфликты;

рефлексивный компонент – умение анализировать собственный действия, поступки и состояния; оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, возникающих затруднениях в ходе семейного воспитания; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;

·     эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию [3] .

Необходимость повышения уровня педагогической культуры у родителей как и в обычных семьях, актуальна и в семейном воспитании в многодетной семье. Для проведения исследования была выбрана школа № 6 города Таганрога. Методом исследования являлось тестирование родителей учащихся 1 «А» класса. (Приложение 1).

 Основное внимание было направлено на семьи, имеющие более трех детей. Таким образом в тестировании принимали участие две семьи Алексеевы и Погореловы. Тест включал в себя вопросы, касающиеся взаимоотношений внутри семьи, отношений к младшим детям, стилей воспитания и др. Как выяснилось , стили воспитания в этих семьях существенно отличается друг от друга. Так семья Погореловых склоняется более к авторитарному стилю воспитания. Родители жестко руководят и контролируют действия и поступки ребенка. Воспитывая ,используют физические наказания, окрики, запреты. Дети получают мало ласки, заботы ,сочувствия. Родителей больше всего заботит то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Так же наблюдается строгий контроль за выполнением домашнего задания. При родителях дети могут казаться спокойными и исполнительными , но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. В игровую и познавательную деятельность младшего ребенка включены старшие дети. Родители считают своей главной ролью контроль за ребенком.

В семье Алексеевых наблюдается относительно демократический стиль семейного воспитания. В этой семье родители поощряют инициативу детей, их самостоятельность. Оказывается помощь в разрешении конфликтов, родители учитывают интересы и потребности ребенка. Дети принимают участие в обсуждении семейных проблем. Родителями учитывается мнение детей. При этом наблюдается осмысленность в поведении детей, последовательность в соблюдении дисциплины. Дети прислушиваются к советам родителей ,умеют строить отношения с одноклассниками. Родители стараются принимать участие в игровой деятельности младших детей.

Родителям этих семей  был предложен тест под названием «Какой ты родитель?» (Приложение 2) В этом тесте родители отмечали те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в  адрес собственных детей. Каждая фраза соотносилась с определенным балом. По общему числу баллов, получившихся на основании выбранных фраз, были сделаны выводы о детско-родительских отношениях в семье. Так в  семье  Алексеевых  количество баллов было равно семи. Чаще всего были выбраны фразы, включающие в себя похвалу и просьбу. Однако имело место быть и фразам, включающих в себя порицание и замечание, но таких фразы было всего две. Можно сделать вывод о том, что в этой семье все члены живут практически душа в душу. Преобладают такие чувства, как любовь, ласка, доброта. Родители справедливо оценивают действия и поведение ребенка.

В семье Погореловых сумма баллов была равна восьми. Количество фраз, содержащих похвалу и одобрение, было равно количеству фраз с упреками и порицанием. Это говорит о том, что в семье также присутствует чувство понимания, любви и ласки, но  не в таких количествах. Родители могут столкнуться с некоторыми сложностями во взаимоотношениях с ребенком, из-за постоянного  контроля над его действиями, непонимания его проблем.

В целом можно сказать, что эти семьи ничем не отличаются от обычных семей современного общества. Родители стараются уделить в меру своих возможностей внимание  детям, разобраться в их проблемах, общаться с ними, хвалить и поощрять. Но стараются это делать в рамках разумного, чтобы не допустить баловства. Ведь ребенок не может делать все правильно, имеет место быть проступкам и неудачам, а родители должны направить ребенка на правильный путь, объяснить ему что хорошо, а что плохо. Отличие многодетных семей лишь в том, что в межличностные семейные отношения вступает ни два-три, а больше членов. Это и осложняет процесс воспитания в многодетной семье.

     

                                             

                                               

                                                 Заключение

В настоящее время проблемы многодетной семьи исследованы не до конца. Это связанно с тем, что такие семьи существенно отличаются своим укладом жизни, семейным воспитанием, нравственными ценностями. Семья напрямую влияет на личность и характер ребенка. Особыми личностными характеристиками обладают воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста. Дети, воспитывающиеся в таких семьях отличаются своими поведенческими навыками и характером межличностных отношений как с близкими, так и с ровесниками, взрослыми. В многодетных семьях существенно разграничивается и отличается время родителей. Родители выступают в роли связующего звена между детьми. В многодетной  семье на плечи родителей ложится гораздо большая ответственность ,распространенная на каждого ребенка из семьи. Особо чувствительны к воспитанию дети дошкольного и младшего школьного возраста. Если учесть все их психо-физиологические особенности, то можно сделать вывод, что именно в этом возрасте зарождается почва для воспитания в человеке всех личностных качеств, необходимых ему в будущей жизни. А в многодетной семье выстраиваются такие взаимоотношения и семейный процесс воспитания на столько уникален, что воспитанник из такой семьи, как никто другой подготовлен ко взрослой жизни. Кроме того, дети из многодетной семьи легко ориентируются в социуме, находят контакт с другими людьми .

В результате исследования была реализована цель– выявлены особенности протекания процесса воспитания младших школьников в многодетной семье. Проведен анализ литературы по теме исследования, изучены особенности межличностных отношений, стилей воспитания в многодетной семье. Выявлены как положительные, так и отрицательные стороны процесса воспитания в многодетной семье. Была изучена педагогическая культура родителей и выявлены эффективные условия ее повышения.

Многодетная семья  сегодня- это  редкое явление, из-за того что в современном мире родителям трудно подстроиться даже под одного ребенка. Ведь семья –это разграничение времени, распределение своего внимание, сочетание нескольких видов деятельности в одной.

                         

                     

            Список использованной литературы

  1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.

2.Антонов  А.И.  Многодетная  семья  в  современном  обществе:  условия  жизни,  общественное  мнение,  меры  социальной  политики    /  А.И.  Антонов.  –  М.:  Наука,  2008.-266с.

3. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.

4.Баландина  Л.Л.  Особенности  индивидуальности  ребенка  в  зависимости  от  конфигурации  семьи:  Автореф.  дис.    канд.  психол.  наук  /  Л.Л.  Баландина.  –  Пермь,  2003.-19с

5. Джандосова Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 1992.

6. ДумитрашкуТ.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 2. – С. 104–112.

7.  Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

8.Ковалев С.В. Психология семейных отношений-М.:Педагогика,1987-160 с.

9.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:учебник для студентов средних педагогических заведений-2-е издание-М:Академия,2010-232 с.

10.Макаренко А.М. Книга для родителей : к 100-летию со дня  рождения А.С. Макаренко-М.:Педагогика,1988-304 с.

11.Николаев Л.Н.Библиотека для родителей -2-е издание-М:Педагогика,1983-144 с.

12. Овчарова  Р.В.  Семейная  академия:  вопросы  и  ответы  /  Р.В.  Овчарова.  –  М.:  Сфера,  2006.-142с.

13.Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

14.Печерникова И.А. Вечный пример 2-е изд.-М.:Политиздательство,1984-223 с.

15. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 166 с.

16.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост.Сухомлинская-М.: Молодая гвардия,1988-304 с.

17.Торре А. Ошибки родителей/перевод с итальянского Е.Г. Молочковской-М.:Прогресс,1984-135 с.

18.Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье-М.:Искусство,1990-144с.

19. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.

20 .Куликова  Т.А.  Преимущества  многодетной  семьи  /  Т.А.  Куликова  [электронный  ресурс]. Режим  доступа : http://www.sibac.info.ru/

21. Многодетная  семья:  преимущества  и  недостатки  [электронный  ресурс].  Режим  доступа:http://www.semya2010.ru/stats/

22. Мухина В.С. Возрастная психология  феноменология развития, детство, отрочество [электронный ресурс].Режим доступа:  http://www.goldbiblioteca.ru/

                                                                                                 

                                                                                                            Приложение 1

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей

 1.Какое количество часов Вы уделяете вашему ребенку ежедневно?

 А) 5-6;

 Б) 8-10;

 В) 12-15.

2.Какие виды поощрения вы используете чаще всего?

А) словесная похвала;

Б) подарки;

В) ласки.

3.Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?

А) физическое наказание;

Б) словесная угроза;

В) лишение развлечения;

Г) проявление вами обиды.

4.Какие методы воспитания Вы считаете наиболее эффективными?

А) поощрение;

Б) наказание;

В) требование;

Г) убеждение;

Д) приучение.

5.Кто в вашей семье контролирует учебную деятельность младших детей?

А) Вы;

Б) старшие дети;

Г) ребенок самостоятельно осуществляет контроль.

6.Кто из всех членов вашей семьи принимает наибольшее участие в игровой деятельности младшего ребенка?

А) старшие дети;

Б) Вы;

В) дети играют самостоятельно.

7.Как Вы отнесетесь к тому, что ваш младший ребенок подрался в школе?

А) поругаю;

Б) похвалю, ребенок должен уметь постоять за себя;

В) пойду в школу для выяснения обстоятельств;

Г) объясню, что проблемы нужно решать мирным путем.

                                                                                           

                                                                                                       

                                                                                                   Приложение 2

                                  Тест « Какой вы родитель? »

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении в общении с детьми:

  1. Сколько раз тебе повторять? 2 б.
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1б.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1 б.
  4. И в кого ты только уродился? 2 б.
  5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 б.
  6. Ну на кого ты похож (а)? 2 б.
  7. Я в твое время! 2 б.
  8. Ты моя опора и помощница. 1б.
  9. Ну что за друзья у тебя? 2б.
  10.  О чем ты только думаешь? 2 б.
  11.  Какая ты у меня умница! 1б.
  12.  А как ты считаешь, сынок (доченька) ? 1б.
  13.  У всех дети как дети, а ты…2б.
  14.  Какой ты у меня сообразительный (ая) ! 1 б.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности экологического воспитания младших школьников (из опыта работы)

«Через красивое к человеческому»- такова закономерность воспитания»....

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

В статье  рассказывается о возрастных и психологических особенностях младшего школьника....

Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания

Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества)

Уважаемые преподаватели! Давайте проведём самоанализ своего педагогического стиля работы....

Особенности воспитания младших школьников

Не всяких сомнений, воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи, учителя, систематического обуч...