"Юный дизайнер"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАЛИНИНО МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Зам. директора по УВР _____________М.М.Кунгурцева «___»___________2012 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ СОШ _______________Р.Ш.Мухарлямов № ______ от «___» ________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР»
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Класс: 1б.
Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.
Блиновой Галины Аркадьевны,
учителя начальных классов
с.Калинино-2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа кружка «Юный дизайнер» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой
- Ниточная страна
- Остров ненужных вещей
- Роспись
- Лепка
- Работа с тканью
- Работа с бисером
- Работа с природным материалом.
- Вязание крючком.
- Творческий проект
- Выставки, экскурсии, праздники.
Тематическое планирование
№ п.п. | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | «В чудесном лесу». | 4 | 1 | 3 |
3 | «Бумажный город». | 4 | 1 | 3 |
4 | «Ниточная страна». | 4 | 1 | 3 |
5 | Остров ненужных вещей. | 4 | 1 | 3 |
6 | Лепка. Глина.Пластилин. | 4 | 1 | 3 |
7 | Выставки, экскурсии. | 4 | 4 | |
8 | Творческий проект. | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 30 | 8 | 22 |
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект.
- Связь с современностью.
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы и методы работы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
- Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете начальных классов.
- Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
- Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
- о вышивке лентами;
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно.
Форма подведения итогов реализации программы – выставки.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Дата |
1 | Беседа. Знакомство. | |
2 | Рисование Страны Мастеров. | |
3 | «В чудесном лесу». Работа с природным материалом. | |
4 | Работа с природным материалом. | |
5 | Работа с природным материалом. | |
6 | Работа с природным материалом. | |
7 | Плоскостные композиции из бумаги. | |
8 | Аппликация. Узоры из бумажных лент (квилинг). | |
9 | Аппликация. Бумажная мозаика. | |
10 | Аппликация. Оригами. | |
11 | Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). | |
12 | Аппликация из нитяной крошки. | |
13 | Ниткопись (изонить) | |
14 | Ниткопись (изонить) | |
15 | Беседа «Остров ненужных вещей». | |
16 | Карандашница. | |
17 | Модели нарядов. | |
18 | Цветы. | |
19 | Дымковская игрушка. | |
20 | Дымковская игрушка. | |
21 | Филимоновская игрушка. | |
22 | Филимоновская игрушка. | |
23 | Игра-путешествие по стране Мастеров. | |
24 | Экскурсия на школьную выставку детского творчества.. | |
25 | Экскурсия в краеведческий музей. | |
26 | Экскурсия в школьную мастерскую. | |
27 | Этапы проекта. | |
28 | Требования к мультимедийному проекту. | |
29 | Проект «Подарок». | |
30 | Проект «Подарок». |
Материальное обеспечение
- Природный материал
- Глина
- Нитки разных цветов
- Опил
- Полиэтиленовые мешки
- Картон
- Спичечные коробки
- Мочало
- Стружки
- Газетная бумага
- Бумага цветная
- Ножницы, клей
- Коряга-ветка для декоративного здоровья
Литература:
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы-юные дизайнеры.
Презентация к уроку по изобразительному искусству по программе В. С. Кузина "Мы-юные дизайнеры". 7 класс....
Рабочая программа кружок кройки и шитья "Юные дизайнеры"
Рабочая программа кружка кройки и шитья "Юные дизайнеры"...
КТП по ФГОС "Юный дизайнер"
КТП по ФГОСу Юный дизайнер....
Юный дизайнер
Разработка рабочей программы к ФГОСу "Юный дизайнер"...
Конкурс "Юный дизайнер" 2018г
Конкурс "Юный дизайнер" 2018г. Предсталение своих моделей из бросового материала. Полет фантазии, изобретательности и творчества....
Программы кружков "Проектная мастерская", "Студия юного дизайнера", "Юный краевед", "Проектная мастерская для детей с ОВЗ"
Программы по дополнительному образованию...
Конкурсная программа "Юный дизайнер"
Представляю вашему вниманию сценарий конкурсной программы "Юный дизайнер", для проведения во внеурочное время для популяризации профессий мира моды....