Юный дизайнер
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рудычева Юлия Николаевна

Разработка рабочей программы к ФГОСу "Юный дизайнер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.yunyy_dizayner.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

       Утверждено

   решением пед. совета

  протокол № __1___от 30.08.2017 г._

  Председатель пед. совета

 _____________Л. Е. Дмитренко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(декоративно-прикладное направление)

Наименование:  «Юный дизайнер»

Срок  реализации:  4 года

Возраст  обучающихся: 7-10

Количество часов: 135 часов

Учитель: Рудычева Юлия Николаевна

Программа разработана на основе утверждённой модифицированной, рецензированной программы

 Автор Кирпилянская Н.Н. Шевченко О.Н. «Дизайн интерьера». 2010 г.

 

Пояснительная записка

Данная программа помогает адаптироваться учащимся в новых социальных условиях, обеспечивает их личностное становление и способствует развитию творческого потенциала, а так же осознанию самих себя и своего места в социуме, помогает сформировать профориентационную деятельность. Занятия в объединениях способствуют воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности хорошего вкуса, развитию пальцев рук при нарушении опорно-двигательного аппарата, благотворно влияют на нервную систему при психических и соматических расстройствах у детей. Ведется совместная работа с психологом.

В настоящее время приобрела актуальность вышивка шелковыми лентами. Она отражает общую тенденцию к возрождению декоративно-прикладного творчества, опираясь на национальные традиции и культуру семьи.

Данная программа отличается новизной, в ней присутствует не только вышивка крестом, но и техника вышивки шелковыми лентами, которая полностью отсутствует в типовых программах общеобразовательных школ.

Эта программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи. Она способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру. Показывает им место и значение творческого проектирования при создании современных изделий, учит их понимать основные закономерности формообразования, знакомит с основами проектной деятельности, дает понятие об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение ко всему, формирует начальные умения в выполнении творческих проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.

Программа составлена на основе знаний возрастных и психолого-педагогических, физических особенностей детей детского возраста. Работа с обучаемыми строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении -индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности.

Обучаясь по данной программе, учащиеся осваивают профессиональные навыки вышивки шелковыми лентами, плетения из бисера, вышивки крестом, лепки; знакомятся с историями развития вышивки, плетения из бисера, лепки из соленого теста.

Все эти знания, полученные на занятиях, учащиеся могут использовать назанятиях в объединениях «Мягкая игрушка», «Моделирование и конструирование одежды» и «Дизайна одежды», а также знания, полученные по экономике, экологии и валеологии расширяют кругозор учащихся по данным направлениям, могут использоваться на занятиях в общеобразовательной школе. Так, например, при изучении технологии построения выкройки, которые учащиеся овладевают элементами техники черчения, которые они смогут использовать на уроках черчения и труда. При изучении технологии ленточной вышивки, вышивки крестом, плетения из бисера, учащиеся знакомятся с различными материалами, с технологиями их изготовления, а также учатся экономно расходовать материалы и его использовать. Эти знания учащиеся могут применять на занятиях по экономике и экологии, технологии. Изучая народные промыслы Кубани, историю и традиции своего народа, знакомясь с русским национальным костюмом, учащиеся получают знания по истории и культуре своего народа, которые могут использоваться на уроках кубановедения.

В зависимости от уровня подготовки детей, их индивидуальных особенностей, количество часов и тем может меняться.

Состав группы 1 ступени сложности (постоянный). Уровень подготовки детей при приеме в группу I ступени сложности следующий:

а) прием проводится на основе собеседования.

Основанием перевода воспитанника на следующую   ступень является выполнение программы.

Количество детей в группах 24 человека.

Возраст воспитанников в группах в основном  7-8 лет.

Для эффективности процесса обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Основными формами подведения итогов являются опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, выставки.

Режим работы объединения I ступени сложности - 1 раз в неделю по 1 часу.Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения (34 ч.).

Состав группы II ступени сложности постоянный:

Уровень подготовки детей при приеме в группу II ступени сложности следующий:

а) владеть первоначальными навыками вышивки шелковыми лентами;

б) уметь самостоятельно составлять эскизы;

в) владеть первоначальными навыками плетения бисером. Основанием перевода на следующую ступень является выполнение программы (определяется собеседованием).

Количество детей в группе 24 человека, ведется индивидуальная работа с детьми и учитывается сложность программы.

Возраст воспитанников в основном 8 -9 лет.

       Для эффективности процесса обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированного обучения.

Основными формами подведения итогов являются опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, выставки.

Режим работы для II ступени сложности - 1 занятия в неделю по 1 часу.

Выполнение программы рассчитано на 1 год (34 ч.).

Состав группы III ступени сложности (постоянный):

Уровень подготовки детей при приеме в группу III ступени сложности следующий:

а)        владеть навыками плетения из бисера;

б)        владеть первоначальными навыками вышивки шелковыми лентами;

в)        уметь самостоятельно составлять эскизы;

г)        владеть первоначальными навыками лепки из соленого теста.
Определяться собеседованием.

Количество  детей   в   группе  15  человека.

Возраст воспитанников в группах в основном 6 – 11  лет;

        Для эффективности процесса обучения используются следующие методы: программированное обучение, проблемный, частично поисковый и эвристический, исследовательский.

Основными формами подведения итогов являются опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, выставки.

Режим работы для группы III ступени сложности - 1 занятие в неделю по 1

часа. Выполнение программы рассчитано на 4 года (133 ч.).Данная программа не  противоречит закону РФ «Об образовании».

Целью данной программы является: обучение технике вышивки шелковыми лентами, вышивки крестом, плетении из бисера, а так же содействие становлению личности обучающегося, развитию его способностей через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством и творческим проектированием.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  • Освоить технику вышивки шелковыми лентами, плетение из бисера, лепки из соленого теста, вышивки крестом.
  • ознакомить с творческим проектированием;
  • ознакомить с понятием о стилевом решении дизайна быта.

Воспитательные:

  • формировать уважительное отношение к традициям и истории своего народа;
  • помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях, научить правилам общения со сверстниками  и взрослыми, повысить коммуникабельность;
  • бережное отношение к природе;
  • воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление.

Развивающие:

  • развить знания, умения, навыки, связанные со здоровым образом жизни;
  • развить профориентационную деятельность;
  • развить творческие способности и эстетические представления детей;
  • развить умение решать конструктивно-технологические задачи;
  • раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

•          развить способность мыслить, сочинять, создавать необычные,
оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе
коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов
коллектива
.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 -учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителяобъяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

— слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, метод примера, работа с литературой. Методы стимулирования и мотивации поведения. Формирование опыта эмоционально-целостных отношений у учащихся: интерес к деятельности и поведению (соревнования, игры, выставки, защиты творческих проектов); долга и ответственности в деятельности и поведении.

Основными методами контроля за обучением являются устный, письменный опросы, практические задания. Кроме того, на выбор конкретной формы и метода проведения занятий влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние детей данной группы. Еще одной формой диагностики результатов работы в объединении для учащихся является представление работы на различные выставки.

Промежуточные результаты

По окончании обучения по I ступени сложности учащиеся должны:

  • уметь составлять композиции, подбирать цветовое решение;
  • иметь первоначальные навыки вышивки шелковыми лентами и плетения из бисера.

По окончании обучения по II ступени сложности учащиеся должны:

  • развить умение решать конструктивно-технологические задачи;
  • совершенствовать навыки техники плетения из бисера;
  • освоить первоначальные навыки лепки из соленого теста.

По окончании обучения по III ступени сложности учащиеся должны:

  • научиться самостоятельно использовать ранее полученные знания, умения и навыки.

По окончании данного курса учащиеся должны:

  • уметь решать конструктивно-технологические задачи; адаптироваться в новых социальных условиях; работать со схемами.
  • развивать профориентационную деятельность;

осваивать знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни;

  • сформировать экономическое мышление;
  • знать: технику вышивки крестом; вышивку шелковыми лентами; плетение из бисера.

  • Тематический план I ступень сложности

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Из истории народного русского костюма

2

2

2

3.

Техника вышивки шелковыми лентами

15

3

11

4.

Техника плетения из бисера

15

3

11

5.

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

10

24

Содержание

1 .Вводное занятие (1 ч)

План работы объединения. Демонстрация вышитых изделий. Повторение правил техники безопасности труда.

2.Из истории народного русского костюма (2 ч)

Организация рабочего места. Гигиена рабочего места. Знакомство с традиционными русскими костюмами России (девичий, женский, мужской, праздничный, будничный). Эскизы. Знакомства с произведениями народных умельцев Кубани (экскурсия).

Практическая часть: составление эскизов - оберегов.

З.Техника вышивки шелковыми лентами (14 ч)

История возникновения ленточной вышивки. Быт и культура отношений в семье. Красота в моем доме. Материаловедение. Техника вышивки лентами. Плоский узел. Тамбурный шов. Техника изготовления швов «полупетельки с прикрепкой», «узелки», «вытянутые стяжки», «петельки», «петельки по кругу», «вперед иголку».

Практическая часть: вышивка цветов: анемона, астр, календулы, ромашки, колокольчика, ириса, маргаритки.

4.Техника плетения из бисера (15 ч)

Основы безопасности труда. История бисера. Технология производства бисера. Материаловедение. Человек и окружающая среда. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепловой эффект. Приемы низания: «крестик», «параллельное низание», «мозаичное низание», «ажурное низание»

Практическая часть: низание браслета и кулона.

6. Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов работы объединения.


Тематический план II ступень сложности

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Техника лепки из соленого теста

16

4

12

3.

Техника плетения из бисера

16

4

12

4.

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

10

24

Содержание

1.Вводное занятие (1 ч)

План работы объединения. Демонстрация вязаных изделий. Повторение правил работы (техника безопасности труда).

2.Техника лепки из соленого теста (16 ч)

Организация рабочего места. Гигиена рабочего места. Из истории лепки из теста. Материалы и инструменты. Способы приготовления соленого теста. Окрашивание теста. Изготовление изделий. Сушка и обжиг. Способы изготовления изделия.

Практическая часть: Лепка критского веночка, подставки со свечой, рождественских украшений. Обработка готовых изделий

3.Техника плетения из бисера (16 ч)

Бисерное плетение разных народов. Безотходные технологии использование природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Ажурное низание. Низание одной иглой. Низание двумя иглами. Зигзаг. Объемное низание. Составление узора подвески.

4.Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов работы объединения. Организация выставки лучших работ. Защита творческих проектов.

Тематический план III ступень сложности

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Техника вышивки шелковыми лентами

16

4

12

3.

Техника вышивки крестом

16

4

12

4.

Итоговое занятие

1

1

0

ИТОГО:

34

10

24

Содержание 1.Вводное занятие (1 ч)

План работы объединения. Демонстрация вязаных изделий. Повторение правил работы (техника безопасности труда).

2.Техника вышивки шелковыми лентами (14 ч)

История возникновения вышивки. Производство хлопчатобумажных нитей. Утилизация отходов. Очистные сооружения предприятий. Сочетание цветов в вышивке. Техника выполнения швов: «петельки с прекрепкой сверху», «стебельчатый шов», «вытянутый стежок с завитком», «перекрученный вытянутый стежок». Техника вышивки роз (6 видов). Техника плетение роз из шелковых лент.

Практическая часть: Составление эскизов. Вышивка шляпки или сумочки. Плетение гирлянды из бутонов роз.

3.Техника вышивки (14 ч)

Причины нарушения осанки и ее коррекция. История возникновения вышивки. Материаловедение. Средства производства промышленных предприятий. Товар, деньги, цена. Виды швов. Счетные швы. Крест простой, двусторонний крест, двойной крест, двусторонний тамбурный крест, полукрест. Схема узоров

Практическая часть: Зарисовка схем узоров. Вышивка крестом косметички, поздравительные открытки.

4.Итоговое занятие (1 ч.)

Подведение итогов работы объединения. Организация выставки лучших работ. Защита проекта.

Методическое обеспечение

Условия необходимые для получения наилучшего результата: наличие помещения, оборудования, материалов и инструментов, освещения. Кроме того должны быть следующие материалы: учебно-методическая литература, наглядные пособия, образцы, таблицы, схемы. По данной программе собраны материалы, схемы, таблицы, образцы по следующим темам:

1. История возникновения и развития плетения из бисера. Технология

плетения из бисера (таблицы, схемы и наглядные пособия).

2.История возникновения и развития вышивки. Техника вышивки крестом

(таблицы, схемы и наглядные пособия). Техника вышивки шелковыми

лентами (таблицы, схемы и наглядные пособия). Технология плетения роз из

шелковых лент (наглядные пособия).

З.Цветоведение. Побор цветов. Таблицы сочетания цветов.

4. Знакомство с творческим проектированием. Методика выполнения

творческих проектов.

5.История лепки из теста. Технология лепки из соленого теста. Рецепты

теста. Технология его окраски. Шаблоны. Схемы композиций. Наглядные

пособия.

6. Беседы по правилам техники безопасности труда.

7.Цикл бесед по валеологии.

8.Цикл бесед по экологии.

9.Цикл бесед по теме «Чрезвычайные ситуации». Условия, препятствующие образовательному процессу, являются: отсутствие

материальной базы, материалов и инструментов.

Наиболее удачными формами организации образовательного процесса являются:

игры, викторины, творческие проекты.

Оборудование на одного учащегося для реализации программы

№п/п

Название

Кол-во

1.

Стол

1 шт

2.

Стул

1 шт

3.

Ножницы

1 шт

4.

Игла для вышивки

1 шт

5.

Игла для трикотажа

1 шт

6.

Ткань (канва)

2 шт

7.

Ткань рогожка

2 шт

8.

Бумага (калька)

1 шт

9.

Картон

1 набор

10.

Бисер

300 гр

11.

Бусы

200 гр

12.

Набор лески для плетения

2 шт

-     13.

Набор проволоки для плетения

2 набора

14.

Мука

1 кг

15.

Соль

200 гр

16.

Набор инструментов для работы с пластилином

1 шт

17.

Нитки мулине

20 шт

18.

Шелковые ленты (1 см, 2.5 см, 1.5 см, 3 см, 4.5 см)

50 м

19.

Набор карандашей

1 шт

20.

Стирательная  резинка

1 шт

Литература для детей.

  1. «Плетение из бисера» 2007г., А.В. Краузе «Планета».
  2. «Соленое тесто», 2009г., «Бурда» (рукоделие), «Внесигналок».
  3. «Вышивка шелковыми лентами», «АСТ-ПРЕСС книга» М.2008г.
  4. «Рукоделие», М.«Просвещение», 2008г.
  5. Журнал «Верена», учебный курс №1/08г., №5/09г., №8/2009г., №12/2008г.
  6. Журнал «Василиса», 2008г.
  7. Журналы: «Валентина», «Лена», «Анна».
  8. Художественная вышивка: «Журнал мод».

Литература для педагогов.

  1. «Плетение из бисера» 2007г., А.В. Краузе «Планета».
  2. «Соленое тесто», 2008г., «Бурда» (рукоделие), «Внесигналок».
  3. «Вышивка шелковыми лентами», «АСТ-ПРЕСС книга» М.2008г.
  4. «Рукоделие», М.«Просвещение», 2009г.
  5. Журнал «Верена», учебный курс №1/08г., №5/09г., №8/2007г., №12/2008г.
  6. Журнал «Василиса».
  7. Журналы: «Валентина», «Лена», «Анна».
  8. Художественная вышивка: «Журнал мод».
  9. «Все о вышивке: от секретов до советов», «Кон- лига Пресс», М. 2009г.
  1. М. Мажимова «Вышивка», «Планета», 2007г.
  2. «Лепка из соленого

Согласовано

Протокол заседания

методического объединения учителей естественных наук СОШ № 20

от 29.08.2017 года протокол № 1

                                              Гуреева Е. А.

подпись руководитель МО        Ф.И.О.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

29.08.2017 г.

                           Побережная Т. А.

подпись                                    Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы-юные дизайнеры.

Презентация к уроку по изобразительному искусству по программе В. С. Кузина "Мы-юные дизайнеры". 7 класс....

"Юный дизайнер"

программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружок кройки и шитья "Юные дизайнеры"

Рабочая программа кружка кройки и шитья "Юные дизайнеры"...

КТП по ФГОС "Юный дизайнер"

КТП по ФГОСу Юный дизайнер....

Конкурс "Юный дизайнер" 2018г

Конкурс "Юный дизайнер" 2018г. Предсталение своих моделей из бросового материала. Полет фантазии, изобретательности и творчества....

Конкурсная программа "Юный дизайнер"

Представляю вашему вниманию сценарий конкурсной программы "Юный дизайнер", для проведения во внеурочное время для популяризации профессий мира моды....