Статья "Воспитательный потенциал малых жанров фольклора"
статья на тему

Брязгунова Надежда Николаевна

Статья о воспитании одним из важнейших средств - фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_malyh_zhanrov_folklora.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Брязгунова Н. Н.

учитель начальных классов

МОУ Ольховлогская ООШ

Каменского муниципального района

Воспитательный потенциал малых жанров фольклора

Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к родине. Школа является одним из таких мест,  где дети получают нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей жизни. Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания связано с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

        Одним из важнейших средств воспитания является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивает фантазию и вызывает стремление к творчеству. Художественная система русского фольклора очень разнообразна.

        В программе по литературному чтению на изучение устного народного творчества отводится несколько часов, что позволяет познакомить детей лишь с некоторыми его жанрами. Для того чтобы каждый ребенок проникся богатством русского народного творчества и ощутил себя его частью, необходим новый подход к изучению произведений устного народного творчества, в частности фольклора.

        В широком понимании  фольклор включает в себя:

  1. Творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.);
  2. Творчество взрослых, ставшее со временем, детским в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (заклички, приговорки, частушки и др.);
  3. Собственное творчество детей (считалки, дразнилки, страшилки и др.).

Пословицы и поговорки – меткие выражения, в которых высказывается народная мудрость. Они кратки и остроумны, могут иметь прямой и переносный смысл. А русский народ обобщил их достоинства по-своему: «каждая поговорка – цветочек, пословица - ягодка».

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для развития речи, обогащают литературный язык, придают ему выразительность, точность, красочность и колоритность. Они воспитывают любовь к природе, родине, родителям, учат доброте, терпимости, отзывчивости, вниманию к окружающим, высмеивают алчность, жестокость, лживость и т.д. Вот примеры некоторых поговорок и пословиц:

Один в поле не воин.

Крепка рать воеводою.

Всяк кузнец своего счастья.

Тише едешь – дальше будешь.

Загадки – замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего.

Отгадывание загадок приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает наблюдательность, закрепляет знания о предметах, явлениях, способствует развитию речи детей, обогащает их словарь, помогает увидеть вторичные значения слов.

Загадки и их отгадки имеют афористические оттенки, нередко превращаясь в пословицы. «Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка-вопрос. Ответ должен являться убеждением ребенка: Друга искреннего.

Сказки – один из самых популярных жанров устного народного творчества.

                               Сказки мы любим,

                               Сказки мы знаем,

                              Сказки всегда интересно читать.

Сказки являются важным воспитательным средством, которое проверено народом в течение столетий. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей: смелость, честность, доброта, трудолюбие. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.

Зная возможности класса и для того чтобы поддерживать интерес учащихся к фольклору, учитель может использовать разные формы работы: посиделки, народные праздников, конкурсы, викторины, игры-соревнования, уроки-исследования и т.д.

Список литературы

  1. Литература и фантазия: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Л. Е. Стрельцова.-М.: Просвещение, 1992.
  2. Михайлова А. Я. Веселая народная школа// Начальная школа, 1995, №2.
  3. Полный школьный курс.1-4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весь», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник малых жанров фольклора

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Малые жанры фольклора

Потешки, прибаутки , побасенки...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...