Статья "Воспитательный потенциал малых жанров фольклора"
статья на тему
Статья о воспитании одним из важнейших средств - фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_malyh_zhanrov_folklora.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Брязгунова Н. Н.
учитель начальных классов
МОУ Ольховлогская ООШ
Каменского муниципального района
Воспитательный потенциал малых жанров фольклора
Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к родине. Школа является одним из таких мест, где дети получают нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей жизни. Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания связано с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Одним из важнейших средств воспитания является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивает фантазию и вызывает стремление к творчеству. Художественная система русского фольклора очень разнообразна.
В программе по литературному чтению на изучение устного народного творчества отводится несколько часов, что позволяет познакомить детей лишь с некоторыми его жанрами. Для того чтобы каждый ребенок проникся богатством русского народного творчества и ощутил себя его частью, необходим новый подход к изучению произведений устного народного творчества, в частности фольклора.
В широком понимании фольклор включает в себя:
- Творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.);
- Творчество взрослых, ставшее со временем, детским в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (заклички, приговорки, частушки и др.);
- Собственное творчество детей (считалки, дразнилки, страшилки и др.).
Пословицы и поговорки – меткие выражения, в которых высказывается народная мудрость. Они кратки и остроумны, могут иметь прямой и переносный смысл. А русский народ обобщил их достоинства по-своему: «каждая поговорка – цветочек, пословица - ягодка».
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для развития речи, обогащают литературный язык, придают ему выразительность, точность, красочность и колоритность. Они воспитывают любовь к природе, родине, родителям, учат доброте, терпимости, отзывчивости, вниманию к окружающим, высмеивают алчность, жестокость, лживость и т.д. Вот примеры некоторых поговорок и пословиц:
Один в поле не воин.
Крепка рать воеводою.
Всяк кузнец своего счастья.
Тише едешь – дальше будешь.
Загадки – замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего.
Отгадывание загадок приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает наблюдательность, закрепляет знания о предметах, явлениях, способствует развитию речи детей, обогащает их словарь, помогает увидеть вторичные значения слов.
Загадки и их отгадки имеют афористические оттенки, нередко превращаясь в пословицы. «Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка-вопрос. Ответ должен являться убеждением ребенка: Друга искреннего.
Сказки – один из самых популярных жанров устного народного творчества.
Сказки мы любим,
Сказки мы знаем,
Сказки всегда интересно читать.
Сказки являются важным воспитательным средством, которое проверено народом в течение столетий. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей: смелость, честность, доброта, трудолюбие. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.
Зная возможности класса и для того чтобы поддерживать интерес учащихся к фольклору, учитель может использовать разные формы работы: посиделки, народные праздников, конкурсы, викторины, игры-соревнования, уроки-исследования и т.д.
Список литературы
- Литература и фантазия: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Л. Е. Стрельцова.-М.: Просвещение, 1992.
- Михайлова А. Я. Веселая народная школа// Начальная школа, 1995, №2.
- Полный школьный курс.1-4 класс. Справочное пособие.- СПб.: ИГ «Весь», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник малых жанров фольклора
Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"
Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...
Малые жанры фольклора
Потешки, прибаутки , побасенки...
Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
Урок русского языка в 4 классе Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...