Рабочая программа по дополнительному образованию "Поделкин дом"
рабочая программа на тему

Серебрякова Людмила Анатольевна

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Поделкин дом" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, описание содержания разделов, методическое обеспечение и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_kruzhka.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

               Починковский муниципальный район Нижегородская область

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

Согласовано

Руководитель МО

_____________ О.А.Конончук

            протокол № 1

от 29.08.2014г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ С.Н.Страздина

30.08. 2014 г.

            Утверждено

решением педагогического

совета от 30.08.2014 года

           протокол №10

Председатель ________    

                   С.С.Глинская

               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  дополнительному образованию

Направление:  художественно - эстетическое.

Наименование программы:  «Поделкин дом»

Возраст:  9 – 12 лет  

Срок реализации: 1 год.

Учитель начальных классов: Серебрякова Людмила Анатольевна

                                             

                                                                   

Починки

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

    Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. 

   Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов. 
   
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях  окружающей жизни.
 
 Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Актуальность.

    Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время,  соединяя прошлое с настоящим.

    Обучаясь в кружке «Поделкин дом» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Дети получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

    Занятия в кружке «Поделкин дом» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

    Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

 

Цели работы в кружке «Поделкин дом»:

-научить детей изготавливать поделки из разных материалов,

-формировать у   учащихся стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер при   помощи поделок;

-поддерживать  у учащихся интерес к труду в самых различных его формах.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с миром поделок.
  • Научить детей основным техникам изготовления поделок.
  • Закреплять  начальные  технологические  знания, трудовые умения  и  навыки, опыт практической деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планировании хода работы и контроля; объективной оценки своей работы.
  • Развитие  творческих способностей у учащихся, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способности ориентироваться в информации.
  • Коррекция недоразвития моторных функций и эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

  • Формирование  личных качеств: трудолюбия, ответственности, настойчивости, терпения, чувства взаимопомощи, желания преодолевать трудности.
  • Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

  • Привитие  любви к народному творчеству, развитие художественно-эстетического  вкуса.

Организация образовательного процесса.

    Программа работы кружка рассчитана на один год обучения.  На реализацию кружковой работы «Поделкин дом» в 1-4 классах отводится 66 часов в год (2 часа в неделю). Возраст детей 9-12 лет. Количество детей в группе для освоения программы: 9 человек.

    Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.

    Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников с ОВЗ. Программа кружка «Поделкин дом» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. с осуществлением индивидуального подхода в условиях коллективного обучения.

    Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни.

    Программа предполагает работу с детьми в форме экскурсий, занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Структура занятий.

  1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
  2. Повторение правил рабочего человека.
  3. Выполнение творческой работы.
  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Ожидаемые результаты кружковой работы:

Учащиеся должны ЗНАТЬ:

- правила техники безопасности в процессе работы с клеем, проволокой,  

  ножницами, иголкой, шилом;

- основные приёмы выполнения аппликации, работы с бумагой и картоном, тканью

   и природными материалами, пластилином;

- название и назначение  используемых материалов.

Учащиеся должны УМЕТЬ:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,  

  осуществлять контроль за ходом и результатами;

- получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,  

   эскизы;

- изготавливать изделия из материалов, рисунку, эскизу; выбирать материалы с  

   учётом их  свойств, определяемым по внешним признакам;

- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Формы подведения итогов реализации программы:

- тематические классные выставки;

- общешкольные выставки, приуроченные к традиционным праздникам;

- участие в конкурсах  школьного, районного и областного уровней.

Учебно-тематический план

образовательной программы кружка «Поделкин дом»

п/п

Название раздела

Темы занятий

Кол-во часов

Теория

  Практика

1.

Вводное занятие.

Вводное занятие.

1

1

2.

Экскурсии в природу.

Сбор природного материала.

В природу – за прекрасным. Зимняя сказка.

Весеннее пробуждение.

4

4

3.

«В чудесном лесу».

Изделия из природного материала.

14

2

12

4.

«Чудеса мозаики»

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы.

11

1

10

5.

«Бумажный город»

Объемные поделки из бумаги.

Аппликации из бумаги.

4

1

3

6.

«Фабрика Деда Мороза»

Украшения для новогодней ёлки.

5

1

4

7.

«Лепка»

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненные из пластилина.

4

1

3

8.

«Остров ненужных

вещей»

Поделки из бросовых материалов:

Фантиков, открыток, спичечных коробков.

5

1

4

9.

«Японское искусство оригами»

Оригами: конструирование поделок из бумаги.

8

2

6

10.

«Пуховая фантазия»

Изготовление картины из перьев.

5

1

4

11.

«Волшебная страна»

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками.

6

2

4

12.

«Город мастеров»

Общая коллективная тематическая работа для  выставки.

5

1

4

Всего часов

72

14

58

Описание содержания разделов:

  1. Вводное занятие. (1 ч)

           Знакомство с целями и задачами кружка.

Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»

  1. Экскурсии в природу (4ч)

«Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания.

 В природу – за прекрасным.

            Зимняя сказка.

            Весеннее пробуждение.

  1.  Изделия из природного материала. (14 ч)

  Подборка материала, выполнение замысла композиции. 
 Практическая работа: выполнение работ в технике аппликации из природных    

  материалов,композиций.
 Листья. Сравнение по форме, размеру, структуре.

  Аппликации из осенних листьев:

   «Мышка»

   «Ёжик»

   «Рыбка»

   «Зайчик»

   Поделки из шишек:

   «Ёжик»

   «Весёлые пингвины»

   «Старички-лесовички»

   «Букет цветов»

   Композиция из природного материала: «На лесной опушке в гостях у  

   Бабушки-Ягушки».

  1. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (11 ч)

   Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.

   Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.

   История мозаики.

   Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из  

   салфеток, скатанных в шарики.

   Подготовка емкостей  и инструментов для крупы.

   Панно - мозаика  с использованием крупяных и макаронных изделий.

   Мозаичная техника.

   Панно - мозаика из пластилиновых шариков.

   Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.

   Мозаика из скорлупы яиц.

5 . Объемные поделки из бумаги.(4 ч)

  История возникновения бумаги. Виды бумаги.

           Игрушка «Гусеница».

  Игрушка «Лягушонок».

  Композиция «Цветы в вазе»

     6.  Украшения  для новогодней елки. (5 ч)

     Удивительный материал – вата.

           «Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.

           Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для  елки.

   Зайчик из ватных шариков.

   Новогодняя гирлянда

   Изготовление новогодней ёлки.

   Изготовление новогодних снежинок.

  1. Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (4 ч)

            Разнообразие животного мира.

            Выполнение фигурок птиц и зверей.

            В мире сказок.

            Выполнение сказочных героев и фигурок людей.

       8.  Поделки из бросовых материалов:

фантиков, открыток, спичечных коробков. (5ч)

 9. Оригами: конструирование из бумаги. (8 ч)

            Знакомство с древним японским искусством оригами.

          Практическая работа: конструирование фигурок в технике оригами.
            Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.

            Оригами: кораблик, поросёнок, цветок.

            Лилии в вазе.

            Знакомство с модулями.

            Коллективная работа. Лебедь.

            Что такое аппликация?

            Аппликация «Собака».

            Аппликация «Аквариумные рыбки».

  1.  Изготовление картины из перьев. (5 ч)

   Технология выполнения картин из перьев. 

   Картина «Зима».

   Картина «Цветы».

  1.  Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (6 ч)

 Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со            

 свойствами  материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.

 Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.

             Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.

             Панно из мешковины и сухих трав.

             Панно из цветных тканевых лоскутков.

             Изготовление панно из цветной бумаги.

  1. Общая коллективная тематическая работа для выставки. (5 ч)

             Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.

             Панно «Смешарики» из соленого теста.

             Панно «Весенний букет».

Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки.

Хотя кружок называется «Поделкин дом», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

  • альбом;
  • картон, цветная и бархатная бумага;
  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
  • клей ПВА;
  • рамочки деревянные;
  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
  • мука;
  • пластилин;
  • растительные сухие материалы;
  • крупа и макароны;
  • салфетки разных цветов;
  • птичьи перья, спичечные коробки.

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Помещение должно быть оборудовано стеллажами  для расположения композиционных поделок детей.

Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)

В кружке «Поделкин дом» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яичной скорлупой, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике работы с перьями, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.

Список используемой литературы для учителя

  1. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития,  Академия Холдинг, 2001
  2. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005
  3. Лыкова И., Коротеева Е. и др. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007
  4. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004

         5.  Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство  

         Эксмо, 2006

   6.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

        образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под  

        ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010  (Стандарты  

         второгопоколения)

    Список литературы для детей

        1.Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. [Текст]/ Н. М Войдинова. – М.: Изд-во  

          Эксмо,2006

        2.Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –  

            М.: 6 Изд-во ЭКСМО, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...