Рабочая программа по дополнительному образованию "Поделкин дом"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Поделкин дом" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, описание содержания разделов, методическое обеспечение и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_kruzhka.docx | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Починковский муниципальный район Нижегородская область
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Согласовано Руководитель МО _____________ О.А.Конончук протокол № 1 от 29.08.2014г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ С.Н.Страздина 30.08. 2014 г. | Утверждено решением педагогического совета от 30.08.2014 года протокол №10 Председатель ________ С.С.Глинская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
Направление: художественно - эстетическое.
Наименование программы: «Поделкин дом»
Возраст: 9 – 12 лет
Срок реализации: 1 год.
Учитель начальных классов: Серебрякова Людмила Анатольевна
Починки
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности.
Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Актуальность.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время, соединяя прошлое с настоящим.
Обучаясь в кружке «Поделкин дом» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Дети получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Занятия в кружке «Поделкин дом» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цели работы в кружке «Поделкин дом»:
-научить детей изготавливать поделки из разных материалов,
-формировать у учащихся стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер при помощи поделок;
-поддерживать у учащихся интерес к труду в самых различных его формах.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с миром поделок.
- Научить детей основным техникам изготовления поделок.
- Закреплять начальные технологические знания, трудовые умения и навыки, опыт практической деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планировании хода работы и контроля; объективной оценки своей работы.
- Развитие творческих способностей у учащихся, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способности ориентироваться в информации.
- Коррекция недоразвития моторных функций и эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- Формирование личных качеств: трудолюбия, ответственности, настойчивости, терпения, чувства взаимопомощи, желания преодолевать трудности.
- Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
- Привитие любви к народному творчеству, развитие художественно-эстетического вкуса.
Организация образовательного процесса.
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. На реализацию кружковой работы «Поделкин дом» в 1-4 классах отводится 66 часов в год (2 часа в неделю). Возраст детей 9-12 лет. Количество детей в группе для освоения программы: 9 человек.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников с ОВЗ. Программа кружка «Поделкин дом» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. с осуществлением индивидуального подхода в условиях коллективного обучения.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме экскурсий, занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Структура занятий.
- Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
- Повторение правил рабочего человека.
- Выполнение творческой работы.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
- правила техники безопасности в процессе работы с клеем, проволокой,
ножницами, иголкой, шилом;
- основные приёмы выполнения аппликации, работы с бумагой и картоном, тканью
и природными материалами, пластилином;
- название и назначение используемых материалов.
Учащиеся должны УМЕТЬ:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,
осуществлять контроль за ходом и результатами;
- получать информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,
эскизы;
- изготавливать изделия из материалов, рисунку, эскизу; выбирать материалы с
учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тематические классные выставки;
- общешкольные выставки, приуроченные к традиционным праздникам;
- участие в конкурсах школьного, районного и областного уровней.
Учебно-тематический план
образовательной программы кружка «Поделкин дом»
№ п/п | Название раздела | Темы занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Экскурсии в природу. | Сбор природного материала. В природу – за прекрасным. Зимняя сказка. Весеннее пробуждение. | 4 | 4 | |
3. | «В чудесном лесу». | Изделия из природного материала. | 14 | 2 | 12 |
4. | «Чудеса мозаики» | Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | 11 | 1 | 10 |
5. | «Бумажный город» | Объемные поделки из бумаги. Аппликации из бумаги. | 4 | 1 | 3 |
6. | «Фабрика Деда Мороза» | Украшения для новогодней ёлки. | 5 | 1 | 4 |
7. | «Лепка» | Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненные из пластилина. | 4 | 1 | 3 |
8. | «Остров ненужных вещей» | Поделки из бросовых материалов: Фантиков, открыток, спичечных коробков. | 5 | 1 | 4 |
9. | «Японское искусство оригами» | Оригами: конструирование поделок из бумаги. | 8 | 2 | 6 |
10. | «Пуховая фантазия» | Изготовление картины из перьев. | 5 | 1 | 4 |
11. | «Волшебная страна» | Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. | 6 | 2 | 4 |
12. | «Город мастеров» | Общая коллективная тематическая работа для выставки. | 5 | 1 | 4 |
Всего часов | 72 | 14 | 58 |
Описание содержания разделов:
- Вводное занятие. (1 ч)
Знакомство с целями и задачами кружка.
Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»
- Экскурсии в природу (4ч)
«Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания.
В природу – за прекрасным.
Зимняя сказка.
Весеннее пробуждение.
- Изделия из природного материала. (14 ч)
Подборка материала, выполнение замысла композиции.
Практическая работа: выполнение работ в технике аппликации из природных
материалов,композиций.
Листья. Сравнение по форме, размеру, структуре.
Аппликации из осенних листьев:
«Мышка»
«Ёжик»
«Рыбка»
«Зайчик»
Поделки из шишек:
«Ёжик»
«Весёлые пингвины»
«Старички-лесовички»
«Букет цветов»
Композиция из природного материала: «На лесной опушке в гостях у
Бабушки-Ягушки».
- Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (11 ч)
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.
Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.
История мозаики.
Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из
салфеток, скатанных в шарики.
Подготовка емкостей и инструментов для крупы.
Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий.
Мозаичная техника.
Панно - мозаика из пластилиновых шариков.
Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.
Мозаика из скорлупы яиц.
5 . Объемные поделки из бумаги.(4 ч)
История возникновения бумаги. Виды бумаги.
Игрушка «Гусеница».
Игрушка «Лягушонок».
Композиция «Цветы в вазе»
6. Украшения для новогодней елки. (5 ч)
Удивительный материал – вата.
«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.
Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.
Зайчик из ватных шариков.
Новогодняя гирлянда
Изготовление новогодней ёлки.
Изготовление новогодних снежинок.
- Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (4 ч)
Разнообразие животного мира.
Выполнение фигурок птиц и зверей.
В мире сказок.
Выполнение сказочных героев и фигурок людей.
8. Поделки из бросовых материалов:
фантиков, открыток, спичечных коробков. (5ч)
9. Оригами: конструирование из бумаги. (8 ч)
Знакомство с древним японским искусством оригами.
Практическая работа: конструирование фигурок в технике оригами.
Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.
Оригами: кораблик, поросёнок, цветок.
Лилии в вазе.
Знакомство с модулями.
Коллективная работа. Лебедь.
Что такое аппликация?
Аппликация «Собака».
Аппликация «Аквариумные рыбки».
- Изготовление картины из перьев. (5 ч)
Технология выполнения картин из перьев.
Картина «Зима».
Картина «Цветы».
- Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (6 ч)
Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со
свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.
Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.
Панно из мешковины и сухих трав.
Панно из цветных тканевых лоскутков.
Изготовление панно из цветной бумаги.
- Общая коллективная тематическая работа для выставки. (5 ч)
Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.
Панно «Смешарики» из соленого теста.
Панно «Весенний букет».
Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки.
Хотя кружок называется «Поделкин дом», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
- альбом;
- картон, цветная и бархатная бумага;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
- мука;
- пластилин;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов;
- птичьи перья, спичечные коробки.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных, так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Помещение должно быть оборудовано стеллажами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
В кружке «Поделкин дом» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яичной скорлупой, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике работы с перьями, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.
Список используемой литературы для учителя
- Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005
- Лыкова И., Коротеева Е. и др. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007
- Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004
5. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство
Эксмо, 2006
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под
ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты
второгопоколения)
Список литературы для детей
1.Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. [Текст]/ Н. М Войдинова. – М.: Изд-во
Эксмо,2006
2.Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –
М.: 6 Изд-во ЭКСМО, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...