«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»
методическая разработка (1 класс) на тему
Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konopleva_otkrytoe.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы Центрального района
«Детские пасхальные игры» -
конспект занятия по подпрограмме
«Традиционная русская празднично- обрядовая культура»
комплексной образовательной программы «Живая вода»
Подготовила:
Коноплева Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016 г.
Не умирают обычаи,
которым определенно быть вечными.
Н.В. Гоголь
Введение
На занятиях в фольклорной студии «Жаворонок» главным образом реализуется одна из основных задач - воспитание духовно-нравственной личности через изучение русских традиционных праздников народного календаря. В приведенном ниже конспекте занятия по программе «Живая вода», подпрограмме «Традиционная русская празднично-обрядовая культура» воспитанники студии узнают о самом главном празднике наших предков -Пасха, называемая в народе также Христов день, Велик день-это самый торжественный и христианский праздник. На занятии дети не только узнают, как отмечался праздник, но и сами будут участвовать в подготовке к этому торжеству вместе с педагогом. Благодаря игровой деятельности воспитанники более подробно запомнят информацию, данную на занятии. Игры учат воспитанников студии быть более быстрыми, энергичными, уверенными в себе, и, вместе с тем учат проигрывать, что тоже является большим умением и помогает понять ребенку, что он не всегда может быть первым, но ему повезет в следующий раз.
Знакомство с музыкальным народным искусством и русскими традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к истории и культуре, Родины и воспитывают гордость за свой народ.
Тема: «Детские пасхальные игры»
По программе: «Живая вода», подпрограмма «Традиционная русская празднично-обрядовая культура»
Год обучения: второй,7-8 лет
Тема занятия – «Детские пасхальные игры»
Тип занятия – Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Вид занятия - учебное
Продолжительность занятия - 45 минут
Цель: создание благоприятных условий для возникновения интереса к изучению традиционного праздника Пасха, приобщение к использованию этих знаний в повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие задачи:
-познакомить с весенним календарным праздником «Пасха»;
- изучить некоторые обряды весеннего календарного праздника «Пасха».
Развивающие задачи:
-развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;
-развивать творческие способности;
- расширять общий кругозор, связанный календарным праздником «Пасха».
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические чувства ребенка;
-воспитывать дружелюбие, вежливость;
-воспитывать коммуникативную культуру.
Форма проведения – беседа с элементами игры
Форма организации детей на занятии – групповая, коллективная.
Методическое обеспечение занятия:
технологии – игровая, икт, здоровьесберегающая
методы: 1. словесный – объяснение, описание;
2. практический – исполнение музыкального материала, игры;
3.наглядный-презентация, просмотр мультфильма
дидактический материал – карточки с текстом, опросник,
оборудование для педагога – музыкальный центр, магнитофон, телевизор;
оборудование для учащихся – Большой, хорошо освещённый зал, стулья
Основные содержательные блоки занятия:
(Общее время занятия 45 минут).
I этап- вводный
-Приглашение детей в зал
-Подготовка детей к работе на занятии
- Проверка присутствующих детей на занятии
- Создание психологического настроя детей
II этап- подготовительный
-Объявление темы занятия.
-Мотивация детей на учебную деятельность.
III этап- основной
-Выполнение педагогом основных поставленных задач (см. раздел «Задачи»)
-Игровая программа, состоящая из русских пасхальных игр.
IV этап – заключительный
-Закрепление изученного материала.
-Проверка знаний изученного на занятии материала.
-Подведение итогов занятия, рефлексия
Ожидаемые результаты:
Воспитанники студии научатся:
Исполнять обрядовые действия, связанные с весенним календарным праздником «Пасха»;
использовать полученные знания, связанные с изучением календарного народного праздника, в обыденной жизни.
Содержание занятия.
I этап- вводный
(Перед началом занятия педагогом подготовлен музыкальный материал, который настраивает обучающихся на положительные эмоции)
Приглашение детей в класс. Регистрация присутствующих на занятии в журнале. Концентрация внимания обучающихся.
II этап- подготовительный (введение в тему занятия)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Для того, чтобы понять о чем сегодня мы свами будем разговаривать, вам нужно, обратить внимание на экран телевизора и посмотреть мультфильм. (мультфильм «Курочка-ряба»). Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: Сегодня мы будем разговаривать о великом празднике Пасха. А также о некоторых обрядах и играх, которые присутствовали в жизни наших предков.
III этап- основной
Педагог: Пасха, называемая в народе также Христов день, Велик день- это самый торжественный и радостный христианский праздник. В этот день радостно стоит благовест колоколов. Для верующих это окончание Великого поста, а для всех вместе,-радость встречи с родными друзьями за особым, праздничным столом. Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому.
Праздник не имеет постоянной даты и отмечается в промежуток между 4 апреля и 7 мая. А вы знаете, как готовятся к этому празднику?
Дети: (ответы воспитанников. )
К этому празднику начинали готовиться за неделю. Крестьянки стирали, прибирали двор, мыли избу. Мужчины заготавливали припасы и корм скоту. И сами мылись в бане. Отгоняли болезни и несчастья. Этот праздник всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Пасха- символизирует бессмертие. А как вы думаете, что является символом Пасхи?
Дети: Яйцо
Педагог: Крашенка, писанка- не просто крашенное -расписное яйцо. Крашенками обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Одаривание крашеками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной пасхальному яичку: дарение крашенок друг другу что все худое под стать скорлупе, в этот день от них отстанет ,а светлое доброе наружу проклюнется. Из всех красок люди и сейчас предпочитают красный (кирпичный) цвет. Яйцо-символ жизни. А как вы думаете, почему яйцо символ жизни?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: обычай красить яйца связывают с ученицей Иисуса Марией Магдалиной- которая узнав о воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!" Правитель Римской империи удивился и сказал, что как белое не может стать красным, так не может воскреснуть мертвый человек. И тут же на глазах Тиверия произошло чудо: яйцо стало красным, как бы свидетельствуя истинность Христова Воскресения. А какую еще пищу готовят на Пасху?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: На Пасху наряжаются в праздничную одежду, и обед готовят тоже праздничный. Ведь после 7 недель Поста разрешается все, что душа пожелает, веселить и развлекаться. Готовили обрядовый хлеб-кулич, а также блюдо из сладкого творога –Пасха. Трапезу начинает старший в семье, обычно отец.
А какие пасхальные блюда готовите вы дома с родителями?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: А что принято говорить друг другу в этот день?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: Да, правильно. Принято говорить «Христос Воскресе», а в ответ «Воистину Воскресе». Этот обычай называется- «христосоваться»
Педагог: А сейчас я вам расскажу про обряд, который не сохранился до наших дней.
Волочебный обход - обрядовый обход домов в пасхальное воскресенье, на пасхальной неделе с пением волочебных песен.
Изначально участниками обряда были женатые мужчины и парни 8-10 человек. Возглавлял её "запевало"( починальник, начальник),который руководил ходом обряда, подбирал песни, принимал вознаграждение от хозяев. А остальные "помогальнички" подхватывали и хором исполняли песню или ее припев. Один из волочебников нёс мешок для угощений. Хозяева ждали волочебников, как желанных гостей. А вы помните , что мы с вами исполняли подобный обряд?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: Сейчас вы будете в роли моих «помогальничков». Разучивание волочебной песни "Ай, шли прошли волочебнички" (См. приложение №1)
Педагог: На Пасху не только пели, но и играли, качались на качелях. Сейчас вы узнаете несколько пасхальных игр, в которые вы можете привлечь своих друзей и знакомых, когда будете отмечать Пасху. Далее педагог объясняет правила пасхальных игр. (См. приложение №2) Ребята, мы с вами хорошо позанимались. Время нашего занятия подходит к концу. А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось?
Дети: (ответы воспитанников. )
Педагог: «Ребята, наше занятие подошло к концу, пришло время прощаться». Жду вас на следующем занятии.
Приложение №1:
песни "Ай, шли прошли волочебнички"
По улице, по широкой
По траве – мураве, по зелёной
Там шли, прошли волочебнички.
Шатаются, волочаются,
Христу – Богу поклоняются.
Поклоны бьют по-учёному,
Они шли- подошли к тому двору.
Ко двору ко тому к тороватому
И дом с добром закрома со зерном
Ко хозяину тороватому.
Приложение №2
1.Дети соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится тот и победитель, который забирает яйцо проигравшего.
2.Играющие становятся у края стола друг против друга и катают крашенки. Крашенки должны сталкнутся. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.
3.Катание яиц- сооружается невысокая горка. Ставится желобок. Дети по очереди запускают свои пасхальные яйца. Чье яйцо укатится дальше всех, тот и выиграл. Победитель может забрать все проигравшие яйца себе.
Другой вариант игры. Подле с горки для катания кладут небольшие призы: игрушки, сладости или пасхальные яйца. Яйца запускают с горки по очереди. Если яйцо катится с горки и задевает какой-то приз, то хозяин яйца забирает этот приз себе. (конфеты)
Список литературы:
И.И. Шангина- «Русские традиционные праздники». Искусство СПб 1997г.
Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие/Е.И. Якубовская- СПб:СПбАППО,2005
Г.М. Науменко «Народные праздники»
Педагог дополнительного образования ______________________________Т.М. Коноплева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»
План - конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...
конспект занятия внеурочной деятельности "Оригами на праздничном столе" для 1 класса
Цель занятия:познакомить с историей появления салфеток, учить приемам складывания салфеток, простейшим навыкам сервировки чайного стола...
Образовательная программа "Живое слово"
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности...
Конспект занятия в группе продленного дня Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод"
Конспект занятия в группе продленного дня Викторина по сказкам А.С. Пушкина"Сказки водят хоровод"...
Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры
Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов...
Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)
Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...