Профессиональная ориентация учащихся начальных классов и ее роль в формировании личности
презентация к уроку (4 класс) на тему
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений , а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений , а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах.
В практике учителей начальной школы профориентационная работа
имеет, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов , то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения в котором он будет её осваивать.
Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический, гуманитарный и др.) или дополнительных занятий по интересам.
Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе?
Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно наглядных представлений о мире -профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым. Содержание и структур профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения.
Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно -следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер -это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков.
Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь - не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой, возможно, тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем»
Нельзя забывать и о внимании. Дети в первом классе (особенно в первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4-5 минут) о профессиях не эффективны.
Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей( т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что -либо спрятанное).Во втором -четвертом классах возрастные особенности младшего школьника уже не столь сильно связаны с дошкольным периодом, поэтому рассмотрим их отдельно.
Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов .Если первоклассники могут сохранять произвольное внимание в течение лишь 30-35 минут, то начиная со 2 класса это время увеличивается до 40-45 минут. К окончанию 4 класса школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах.
Возрастные особенности обучающихся 3 и 4 классов имеют некоторые различия . Третий класс –переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти.
В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность. В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, то есть заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в предподростковом возрасте. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения. Основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов ( структура профориентационного занятия в начальной школе).
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям , основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, формировать у детей понимание слова «профессия».
Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «врач, повар, водитель». Затем желательно перейти к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся?
В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству физической подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
При планировании занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, краткий план или ход занятия, используемые материалы . Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся: учитель, повар и др. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь!
Профессия –повар!». Начинается игра в поваров. ( тут используются детские игрушечные приборы для кухни, в зависимости от возраста учащихся) . Дети более старшего возраста могут помочь школьным поворам накрыть столы, разложить хлеб, булочки, расставить тарелки, разложить приборы для еды( в спецодежде).
Здесь, как в любой другой работе, в профориентационной также ставится цель:
-создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях по целеполаганию учителей просят формулировать не одну, а сразу три цели: учебную, развивающую и воспитательную: создание условий для формирования конкретно- наглядных представлений о существенных сторонах профессии (учебная цель);
-развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий (цель развивающая);
-осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире,
совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей (воспитательная цель).
Задачи профессионального самоопределения для младших школьников:
-дать общие сведения о трудовой деятельности;
-о содержании труда самых распространенных профессий;
-сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;
-воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
Задачи профориентационного занятия :
-сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности);
-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности,
-стремление к труду, полезному для себя и общества;
-развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир
профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское. Представления младшеговозраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. Учебник , при хорошем его содержательном наполнении, может стать важным и авторитетным для школьника окном в мир профессий.
Ход занятия и используемые материалы: основные структурные элементы:
1. Мини-лекция(мини-рассказ)о содержании профессии. Желательно рассказывать о профессии самому специалисту (во время беседы с ним , задавая ему вопросы) и лучше всего ,на рабочем месте . Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 4-5минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. (можно использовать наглядные материалы, представленные на заранее оформленном классном уголке). Рекомендую представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Независимо от выбранной формы, лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),при этом сообщать необходимо лишь самое главное из содержания труда, профессионально-важных качеств и т.д.
2. Игры, связанные с профессией.
Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для младших школьников должны включаться две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.
При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т.д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьник и сами выбирают себе профессию.
Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором впоследствии не будут жалеть. А игры для школьников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда- нибудь станет смыслом жизни. Дополнительные структурные элементы профориентационного занятия это -беседы. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры . Например : в продавца, дети приносят разные предметы_ игрушки, сладости, конфеты и они выкладывают это все на стол, именуемый для них прилавком , и по очереди продают эти товары друг другу ( используется денежная купюра в виде денежных единиц из игры « Монополия». Игра в парикмахера, где дети делают друг другу прически. Во врачей – они играют с игрушечными медицинскими приборами, учатся обрабатывать ранки, порезы, накладывать бинт , пластырь, измерить давление… В учителя , где дети на уроках систематически выполняют роль учителя, вплоть до того, что они ставят оценки в дневники друг другу и др.
Организация экскурсий на предприятия и организации , такие как «пиццерия», ТЦ « Мега», где очень часто проводятся праздники- акции для детей, где дети сами готовят пиццу и потом дружно поедают приготовленное. Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях . Если по близости нет таких центров, куда можно было бы вывозить детей или нет возможности это сделать, то можно просто отправиться в ближайшую от школы организацию и понаблюдать за деятельностью специалиста на рабочем месте, предварительно договорившись с руководителем фирмы и администрацией школы. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой- то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику».
Заключение
Профессиональная ориентация школьников является составляющей частью деятельности общеобразовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся, становлению личностных качеств.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий , воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Подробнее о профессиях детям:
Артист
Артист-это необыкновенная профессия!
Ведь основа профессии артиста состоит в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы им казалось, будто перед их глазами проходит самая настоящая жизнь.........
Библиотекарь
Библиотекарь-очень важная и нужная профессия. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.
В чем же состоит работа библиотекаря?..........
Водитель
Водитель легковой машины возит людей, а грузовой - перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов.......
Воспитатель
Дети, которые ходят в детский сад очень любят своих воспитателей.
Утром, когда дети приходят в детский сад, воспитатель поможет раздеться, снять курточку, развязать шарф, но и объяснит, как это сделать самому......
Врач
Если в семье заболел кто-то из взрослых, то из поликлиники вызывают врача-терапевта, если ребенок, то врача-педиатра.
Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них болит. Поэтому детскому врачу так важно быстро найти контакт с ребенком......
Менеджер
Менеджер- это специалист или управляющий каким-либо предприятием.
Менеджер должен обладать знаниями во многих областях техники, науки, а также в области управления предприятием. Ведь от принимаемых им решений зависит, будет ли завод, фабрика, типография и т.д.....
Парикмахер
Работа парикмахера творческая, она сродни работе художника!
Если вы захотели постричь волосы, сделать красивую прическу, то вы отправитесь в парикмахерскую, где умелые руки мастера-парикмахера будут колдовать над вашими волосами......
Пожарный
С силой бушующего огня очень трудно справиться. Но есть люди, чья профессия- побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Профессия этих людей называется пожарные......
Портной
Портные одевают нас круглый год, и летом и зимой, дарят нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки.
Портной может шить по индивидуальному заказу, может работать в ателье или на швейной фабрике.....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД
Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...
Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»
Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат наших дете...
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Роль конструирования в формировании технического мышления у учащихся начальных классов
В статье даются опеределения технического мышления, а также рассматриваются основы для его формирования у учащихся начальной школы....