Классный час "Что такое толерантность"
методическая разработка (3 класс) на тему
Цели:
· познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
· развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
· дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
· развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
· воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tolerantnost.docx | 28.22 КБ |
chto_takoe_tolerantnost.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Что такое толерантность ?»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного, узнать национальности членов своей семьи
1.Организационный момент
Слайд 1 Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садиться за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
-Ребята, а вы слышали такое выражение? «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова? - Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.
Обсуждение понятия толерантность
Слайд 2. Учитель: Послушайте, внимательно старинную легенду.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив , белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
-Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней , подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывая звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
Слайд 4
- Обсуждение понятия толерантность.
Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью. Сегодня мы будем говорить об этом понятии.
Слышали это слово?
Кто-нибудь знает, что оно обозначает?
Слайд 5. 16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Работа со словарем
Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.
Как это слово определяется на разных языках?
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
- tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.
Качества толерантности (работа в группах)
- Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Толерантность литературных героев в произведениях.
- Ребята, какие же качества остались в другой группе?
- Вспомните литературные произведения, в которых явно проявляются интолерантные качества.
Слайд 6. а) Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
-О ком эта сказка? (об утенке)
-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)
-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли)
-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? (просто он был не таким как все, его считали некрасивым)
Слайд 7.
-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )
-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?
Слайд 8.
б) Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».
-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди».
-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра )
-Как зовут сестру? (Элиза)
-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)
Слайд 9
-Что могло спасти братьев Элизы?( ответы детей)
-Почему Элизу хотели казнить? За что?(Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)
-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)
-А была ли людям от нее какая-либо угроза?(нет)
Слайд 10.
в) Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
-Кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?
-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)
-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)
Слайд 11.
-Почему?( он не был не на кого похож)
-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?
-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)
-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)
-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)
-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)
3. Выводы.
-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)
-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?
-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)
Слайд 12.
5. Творческая работа
Учитель: В нашем селе, в нашем классе, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей России. Все они дружат и говорят между собой на русском языке.
Посмотрите на нашу страну. «Заселение поляны человечками» У каждой группы свой хоровод, запишите на каждом человечке. те национальности, которые встречаются в вашей семье и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне. Все мы очень разные.
А хорошо это или плохо?
Назовите национальности вашей семьи .Высказывания детей.
И в завершении вам пожелать
Будьте добрыми и человечными
И относитесь друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.
- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. Мы все разные – но все-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни драк.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Клип
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
текст
Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.
текст
Толерантность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс
Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...
Классный час «Что такое толерантность?»
«Что такое толерантность?»...
Классный час "Что такое толерантность?"
Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"...
Классный час "Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"
Учащиеся в форме сюжетной игры знакомятся с понятием толерантности, с основными чертами толерантной личности. Занятие способствует формированию основ толерантного поведения....
Классный час "Что такое толерантность"
Презентация к классному часу...
классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"
Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...