Воспитательная система класса "Истоки"
рабочая программа на тему
Воспитательная система класса "Истоки" построена на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания млдшего школьника с учётом реализации Воспитательной компоненты. Срок реализации - 4 года (1-4 классы). Форма реализации - путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_barbashova_e.m.docx | 99.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки» |
Воспитательная система класса |
Учитель: Барбашова Е.М. Воспитатель: Колядина Н.П. |
МОБУ «НОШ № 11» |
Бузулук, 2015 год |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………..2
- Цель и задачи воспитательной системы ………………………………………...5
- Концептуальные основы (подходы, идеи, принципы, механизмы, этапы, содержание и формы деятельности)……………………………………………...6.
- Игра – строительство города Истоки…………………………………………….9
- Планирование воспитательной работы………………………………………….10
- Модель воспитательной системы «Истоки»…………………………………….14
- Ожидаемые результаты……………………………………………………………14
- Мониторинг результатов воспитательной деятельности………………………15
Список используемой литературы…………………………………………………..16
Пояснительная записка
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит, вырастить угрозу для общества.
Л.С. Выготский
Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Духовно-нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Воспитательная система класса «У истоков» направлена на воспитание нравственных чувств и этического формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Актуальность духовно-нравственного воспитания. Воспитательная система ориентирована на заказ общества и государства: воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная система базируется на следующих нормативно-правовых документах:
- Конвенции ООН о правах ребёнка.
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.
- Закона РФ «Об образовании».
- Закона РФ «Об общественных объединениях».
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
- Программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 года».
- Закона Оренбургской области «Об общественных объединениях».
- Устава МОБУ «НОШ № 11».
- Программы МОБУ «НОШ № 11» по организации внеурочной деятельности.
- Программы МОБУ «НОШ № 11» по организации питания учащихся «Здоровое питание школьников».
- Программы МОБУ «НОШ № 11» «Школа – территория здоровья».
- Программы МОБУ «НОШ № 11» по работе с родителями «Мы вместе».
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников с учетом Воспитательной компоненты МОБУ «НОШ № 11».
- ВСШ «По всему земному шару».
Направлена на решение стратегически важной для всей страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал.
Безусловно, воспитательная система ориентируется на культурно-исторические, социально-экономические, демографические особенности региона и запрос родительской общественности.
Для успешной реализации воспитательной системы необходимо взаимодействие с другими субъектами социализации:
• МОБУ «НОШ № 11», администрация;
• городской краеведческий музей;
• ЦДОД «Содружество»;
• ЦДТ «Радуга»;
• учреждения культуры;
• городская библиотечная сеть;
• правоохранительные учреждения.
Работа с родительской общественностью является одним из залогов успешной и удачной реализации воспитательной системы и включает в себя:
Традиционные формы работы | Нетрадиционные формы |
| • дискуссии; • круглые столы; • устные журналы. |
Работа с ученическим коллективом. Формами работы с учащимися являются:
- беседы,
- устные журналы,
- клубные и классные часы,
- конкурсные программы,
- викторины,
- видеожурналы,
- интерактивные игры,
- фестивали,
- проекты,
- круглые столы,
- дискуссии,
- дебаты.
Ориентируясь на воспитательную систему школы «По всему земному шару» в сентябре проводим выборы актива класса по направлениям путём прямого тайного голосования: капитан экипажа, его заместитель, журналисты, затейники, цветоводы и так далее.
Работа с педагогическим коллективом. Работа с педагогическим коллективам по вопросам гражданско-патриотического воспитания школьников предполагает:
• консультирование;
• проведение совместных мероприятий;
• обмен опытом.
Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, то есть в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений.
Ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
Воспитательная система предназначена для всех участников образовательного процесса непосредственно реализующих или создающих условия для осуществления воспитательной деятельности.
- Цель и задачи воспитательной системы
Цель – воспитать самодостаточную творческую личность ребёнка, способную строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Её достижение возможно через решение следующих задач:
- В области формирования личностной культуры:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
• укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
•помочь усвоить обучающимся базовые национальные ценности, духовные традиции народов России;
- развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности во внеурочное время.
- В области формирования социальной культуры:
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- содействовать знанию правил вежливого поведения, культуры речи, умению пользоваться волшебными словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.
- В области формирования семейной культуры:
- укреплять у обучающихся уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
• помочь усвоить такие нравственные ценности семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• знать традиции своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
- Концептуальные основы
(подходы, идеи, принципы, механизмы, этапы, содержание и формы деятельности)
В основу разработки воспитательной системы класса положены идеи и принципы, отражающие российский образовательный контекст и национально-региональную специфику социокультурного пространства Оренбуржья:
- идеи межнационального согласия и межкультурных коммуникаций. В Оренбуржье проживает более 120 национальностей, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение;
- идея поддержки и укрепления межпоколенных связей. Изучение устной истории России, Оренбуржья, своей малой родины и семьи способствует сохранению памяти о великих свершениях отцов и дедов, формированию уважения, толерантности;
- идея командной деятельности. Личность формируется в коллективе, и педагогическая задача есть формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми. В основе лежат общие идеи, ценности, командный дух (чувство «Мы»).
Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.
2. Природообразность воспитания:
- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительное отношение между педагогом и детьми,
- терпимость к мнению детей,
- создание ситуации успеха.
4. Деятельностный подход к воспитанию:
- организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.
5. Дифференциация в воспитании:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
7. Непрерывность процесса воспитания:
- преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
8. Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
- добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
- поощрение достигнутого результата;
- признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
9. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
10. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).
В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия, разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы:
* методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
* методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
* методы стимулирования поведения и деятельности.
Ведущими подходами к развитию воспитания в МОБУ «НОШ № 11» являются аксиологический, личностно-ориентированный, системно-деятельностный:
- аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания;
- личностно-ориентированный подход предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Это обусловлено рядом причин: динамичное развитие российского общества требует формирования человека ярко индивидуального, способного оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
- системно-деятельностный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Этапы реализации воспитательной системы класса:
1 этап – подготовительный;
- формирование целевой установки;
- выработка главных ориентиров в реализации воспитательного процесса;
- формулирование концепции воспитательной системы;
- формулирование теоретико-методологических основ системы;
2 этап – практический:
- утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы;
- происходит апробирование воспитательной системы на практике;
3 этап – завершающий:
- классный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью;
4 этап – обновление и совершенствование воспитательной системы:
- усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Механизмы реализации воспитательной системы:
- опора на ВСШ «По всему земному шару»;
- система классных и клубных часов, бесед, устных журналов, КТД, литературно-музыкальных композиций, творческих конкурсов;
- участие в общешкольных, городских, областных делах, конкурсах;
- методы поощрения: объявление благодарностей, вручение грамот, благодарственных писем.
Содержание и формы деятельности. Воспитательная работа в классе организуется по нескольким направлениям:
- работа с учащимися,
- работа с родителями,
- работа с педагогическим коллективом,
- игра-строительство города Истоки.
Формами деятельности являются:
- беседы,
- устные журналы,
- клубные и классные часы,
- викторины,
- видеожурналы,
- интерактивные игры,
- фестивали,
- проекты,
- круглые столы,
- дискуссии,
- дебаты.
- Игра-строительство города Истоки
На первой ступени образования (начальные классы) закладываются основные моральные принципы, нормы поведения, начинается формирование личности. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, помогающие ему интегрироваться в сообщество, способствующие формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог и полилог.
Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Воспитательная система реализуется в форме игры-строительства города Истоки. Каждый год – это строительство улиц города. В начале каждого года на карте города обозначаются объекты для строительства, по итогам выполнения заданий крепится построенный учащимися объект. К концу 4 класса мы получаем целый город Истоки.
Что же мы строим?
- 1 четверть - улица «Моя Родина»;
- 2 четверть – проспект «Человеческое сообщество»;
- 3 четверть – улица «Культурное наследие»;
- 4 четверть – проспект «Мир души».
- Планирование воспитательной работы
Планирование воспитательной деятельности осуществляется с учетом реализации обозначенных воспитательных задач, содержательных направлений, видов деятельности, конечного результата и включает следующие разделы:
1 четверть - улица «Моя Родина»
Цель - воспитать патриотизм, гражданское самосознание, уважение к правам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
�формировать у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения;
�воспитать любовь к своему городу, родному краю, Родине;
�дать представление о символах государства, Оренбургской области и города;
�воспитать уважение к защитникам Родины, национальным героям.
Классы | Мероприятия по запросу учащихся | Мероприятия по запросу родителей |
1 класс | беседы «Россия-Родина моя», «Символы Российского государства»; конкурс творческих работ «Мой город родной». | устные журналы «Моё степное Оренбуржье», «Бузулук – наш любимый город». |
2 класс | заочная игра-путешествие «С чего начинается Родина?» брей-ринг «Что? Где? Когда?» | проект «Оренбургская область», заочное путешествие «Символы Оренбургской области». |
3 класс | видеожурнал «Краски степного Оренбуржья», круглый стол «Я – житель Бузулука». | культпоход «История города», фотовыставка «Обильный край, благословенный». |
4 класс | заочное путешествие «Символика нашего города», проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». | проект «Герои Советского Союза – наши земляки», культпоход «Бузулук – наша малая Родина». |
2 четверть – проспект «Человеческое сообщество»
Цель - формировать нравственные чувства и этическое сознание через взаимоотношения в коллективе и семье.
Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;
Задачи:
�познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах;
�учить взаимоотношениям в коллективе;
�формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
�воспитать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.
Классы | Мероприятия по запросу учащихся | Мероприятия по запросу родителей |
1 класс | игра-путешествие «Страна волшебных слов». | беседы «Правила этикета», «Моя семья». |
2 класс | занятия - практикумы «Я – зритель», «Я – пассажир», «Идем в гости». | устный журнал «Что такое хорошо?» круглый стол «Ежели Вы вежливы». |
3 класс | викторины «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна», диспут «Зачем нужна дружба? Что значит быть хорошим другом?» | фестиваль «Здравствуйте, вежливость!» |
4 класс | устный журнал «Правила успешного общения», дискуссия «Можно ли жить без друзей?» | акция добрых дел, конкурсная программа «Один за всех, и все за одного». |
3 четверть – улица «Культурное наследие»
Цель - воспитать духовно-нравственной культуру у младших школьников на традициях народной педагогики.
Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история города, области, национальные герои и важнейшие события истории страны;
Задачи:
�познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями;
�формировать у учащихся чувство любви к Отечеству на основе изучения культурных традиций;
�воспитывать чувство национальной гордости.
Классы | Мероприятия по запросу учащихся | Мероприятия по запросу родителей |
1 класс | конкурс загадок «Мир вокруг», мини-рассказы учащихся «Традиции семьи», | беседа «Мы теперь ученики. Правила поведения в школе», фольклорный праздник «Русские посиделки». |
2 класс | игра-путешествие «О чём рассказывают сказки?» конкурс пословиц и поговорок. | беседа «В гостях у предков», видеожурнал «Промыслы народов России». |
3 класс | беседа «Праздники русского народа», народный праздник Масленица. | познавательное мероприятие «Моё степное Оренбуржье», дебаты «Герои России». |
4 класс | устный журнал «Русский народный костюм», фестиваль «Преданья старины глубокой» | дискуссия «Права и обязанности школьников», проект «Традиции и обычаи народа в моей семье» |
4 четверть – проспект «Мир души»
Цель - формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни через самопознание.
Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.
Задачи:
�формировать способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции становиться лучше;
�способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
�обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
�укреплять у младшего школьника нравственную позитивную самооценку и самоуважение.
Классы | Мероприятия по запросу учащихся | Мероприятия по запросу родителей |
1 класс | викторина «Давайте жить дружно», | проект «Я и моё имя», мини-рассказ учащихся «Моя родословная». |
2 класс | игра-практикум «Подари другому радость», классный час «От улыбки солнечной одной». | беседа «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна», выставка «Семейный альбом». |
3 класс | тренинг «Учись управлять своими эмоциями», дискуссия «Что значит быть счастливым». | устный журнал «Доброе слово и кошке приятно. Добрые дела живут века», конкурсная программа «Один за всех, и все за одного». |
4 класс | презентации учащихся «Мама, папа, я – дружная семья», интерактивная игра «В гостях у радуги». | беседа «7 наших Я», дискуссия «Что значит быть хорошим сыном или дочерью». |
- Модель воспитательной системы «Истоки»
- Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам относятся:
�формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье;
�начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
�нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
�ценностное отношение к народной культуре;
�элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним;
�первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций своего края;
�понимание ценности человеческой жизни;
�неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
�почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.
Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников актуальна и теоретическом и в практическом плане.
- Мониторинг результатов воспитательной деятельности
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального процесса воспитания. В качестве эталонных показателей используются критерии.
Воспитанность обучающего отражает степень соответствия его личностного развития поставленным педагогами целям, является основанием для совершенствования организации и осуществления воспитательного процесса и отражает результативную оценку его эффективности.
Критериями эффективности процесса воспитания являются:
1. Динамика развития личностной, социальной, здоровьесберегающей культуры учащегося.
2. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии | Показатели | Методики диагностики |
Оценка уровня воспитанности обучающихся | *направленность личности *ценностные ориентации | Методика «Направленности личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына). |
сформированность элементов личностного потенциала учащегося | Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) | |
степень развития социальных качеств | Методика оценки социальных качеств школьника (по Н.И. Монахову) | |
Оценка уровня развития коллектива | отношения между обучающимися | Методика изучения сплочения ученического коллектива (Л.И. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплулович) |
Особенности детско-родительских отношений | оценка детско-родительских отношений | Методика «Моя семья» (Н. И. Нечаев) |
Список используемой литературы
- Ю.П. Азаров. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985
- Е.А. Андронова. Модель воспитательной системы по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего школьного возраста "В океане друзей" / http://festival.1september.ru/articles/623670/
- Воспитательная система школы «По всему земному шару»
- А.О. Косторная. Программа духовно-нравственного воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Курска / http://kursk-school33.ru
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников с учетом Воспитательной компоненты МОБУ «НОШ № 11»
- Программа работы с родителями МОБУ «НОШ № 11» «Мы вместе»
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - пос. Мезмай, 2011 / http://mezmai-school27.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...