Доклад
учебно-методический материал на тему
Формирование толерантных отношений в ученическом коллективе в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnyh_otnosheniy_v_uchenicheskom_kollektive.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Формирование толерантных отношений в ученическом коллективе в начальной школе
Номинация «Профи»
Конкурсная работа
ИСМАИЛОВОЙ Эльмиры Руштыевны,
учителя начальных классов
БОШ № 2
Бахчисарайского района
Научный руководитель
Кривцова Галина Ивановна
Методист
Бахчисарай, 2013
Содержание
1.
Введение
2.Формирование толерантных отношений в учебном процессе 6
3.Методы работы по формированию толерантных отношений 14
Заключение 18
Литература и другие источники 9
Приложение1. Тренинг на развитие взаимопонимания
Приложение 2. Упражнение «Мотивы наших поступков»
Приложение 3. Игры
Приложение 4. Психодиагностика
Приложение 5. Конспект внеклассного мероприятия «Хлеб – всему голова»
Приложение 6. Конспект внеклассного мероприятия « Судьба природы в наших руках»
ВведениеОдним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.
В своем широком смысле слово «толерантность» (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом этапе начинает складываться взаимодействие между учащимися класса, пришедшими из самых разных микросоциумов и с разным жизненным опытом и для их плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
В современном мире мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность надо воспитывать.
У меня в классе обучаются дети разных национальностей (украинцы, крымские татары, русские), существует категория учащихся, с которыми стараются не общаться, не помогают, бывает, что оскорбляют и унижают. Их можно назвать «избегаемыми» или «отвергнутыми». В ученическом коллективе взаимодействуют 17 детей, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, достатком. Есть дети с несформированной коммуникативной деятельностью. Для того чтобы воспитывать в них чувство дружеских, добрососедских отношений, сплотить коллектив – возникла необходимость создания проекта “Формирование толерантных отношений у детей младшего возраста”. Важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Цель проекта: Создать условия, способствующие формированию у детей навыков толерантных отношений.
Задачи проекта:
- формирование навыков толерантных отношений;
- воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих;
- знакомство учащихся и педагогов с техниками релаксации, контроля и управления своими эмоциями; методами изменениями статуса.
Направления проекта:
- Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
- Понимание того, что требуется уважать различия между людьми.
- Понимание принципа взаимозависимости, как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда. При выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
- Приобщение к культуре мира.
Прогнозируемый результат:
- формирование активной жизненной позиции у учащихся, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права;
- уменьшение проявлений межличностных разногласий;
- снижение агрессивности и конфликтности в классах;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
- повышения уровня благополучия взаимоотношений в классах;
- уменьшение общего числа учащихся с неблагоприятным статусом.
Оценка эффективности данного проекта предполагается по прошествии одного года.
Объект исследования: коллективная творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: технологии формирования толерантных отношений у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.
- Формирование толерантных отношений в ученическом коллективе
Ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка младшего школьного возраста. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.
Проанализировав этимологические корни понятия “толерантности”, основные зарубежные и отечественные определения и определения в различных научных дисциплинах (в социально-философском смысле, как предмет этического осмысления, в биологии, медицине, математике, логике, как психологический феномен, в педагогической практике), позволяет утверждать – понимание толерантности и терпимости неоднозначно в многообразных культурах, и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов.
Высказанные соображения дают возможность дать следующее определение толерантности, предложенное М.И. Рожковым, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, толерантность мы рассматриваем, как “реализуемую возможность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения”.
Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.
Б.Э. Риэрдон полагает, что тема толерантности должна быть сквозной во всех изучаемых дисциплинах. Ею выделяется семь областей обучения толерантности, что может являться своеобразным методическим ориентиром для планирования работы.
Семь областей обучения толерантности.
- Толерантность. Школьники, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, должны получить фактически все знания о случаях оскорбления человеческого достоинства, о массовых проявлениях нетерпимости, результатом которых стали насилие и страдание в таких масштабах, что это стало принятием для развития культуры мира.
- Знакомство. Учащиеся начальной школы должны получать знания об истории и культуре национальностей, составляющих местное сообщество, возможно, представленных в школе их одноклассниками. Широкое гражданское образование требует знания всех культур, составляющих многонациональные государства.
- Уважение различий. Программы средней школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школьное сообщество, так и те, с которыми ученики не соприкасаются лично. На конкретном материале необходимо знакомить детей с универсальной природой человека, и с широким спектром расового, этнического и культурного многообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности. Школьники должны изучать опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
- Понимание индивидуальной неповторимости. Индивидуальные особенности человека или группы людей должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой личности и человеческого достоинства. Принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в других международных правовых документах, должны изучаться в школах и стать основой для воспитания уважения, как к уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще.
- Взаимодополняемость как основная черта различий. В мировом сообществе должна быть объявлена война всем формам проявления нетерпимости и морального исключения, в том числе и основанного непохожести людей друг на друга. В школьных программах следует подчеркнуть тот факт, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, помогая преодолевать слабость и разобщенность в человеческом сообществе. Экологический принцип разнообразия как источника силы, действующий на нашей планете, может быть применен и при изучении социальных, экономических и политических систем. Следует обращать внимание на то, что плюрализм является несомненной ценностью дружественного сообщества в глобальном масштабе.
- Взаимосвязь как основа совместных действий. Необходимость строить отношения людей на основе взаимных договоренностей и уважения друг друга может быть продемонстрирована при изучении путей строительства сообщества, демократических процессов и разрешения конфликтов. Концепция “победа на двоих” при разрешении конфликтных ситуаций может быть применена при рассмотрении альтернативных решений, как в обществе, так и в глобальном масштабе. Обучая школьников, очень важно показать им, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения совместного взаимоприемлемого решения, выработки согласительной процедуры, учитывающей интересы всех участников конфликта. Такой путь имеет большие преимущества по сравнению с желанием победить противника, что неизбежно ведет к сепаратизму. Путь взаимного согласия плодотворен также и в разрешении вопросов глобальной политики.
- Культура мира. В классах следует предоставлять возможность самим школьникам принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем; вместе с одноклассниками учиться социальной ответственности и строить дружественное сообщество.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
- Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознания своих возможностей;
- формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
- осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
- проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении.
Педагогические условия формирования толерантности.
Первым условием может являться организация толерантного пространства в образовательных учреждениях.
Толерантное пространство формируется постепенно. Значимая роль в его организации принадлежит руководителям образовательных учреждений, учителям, родителям, общественности.
Учащиеся и их родители как участники образовательного пространства в духе толерантности должны быть уверены в том, что:
- они будут услышаны, к ним отнесутся внимательно, от них не отмахнутся;
- проявление любых форм насилия признается противоречащим политике образовательного пространства;
- сообщение о проявлении насилия будут расследованы, что их проинформируют об ответных мерах и что в каждом случае будет проведена соответствующая работа;
- сообщение о насилии не повлечет за собой негативных для них последствий.
Таким образом, от администрации образовательного учреждения зависит открытость при обсуждении и рассмотрении имеющихся проблем, связанных с агрессией, желание договариваться и совместно решать данные проблемы, учиться на ошибках, если таковые имеются, и на практике, а не лозунгово в документации или с трибун конференций вещать о “духе” мнимой толерантности в учреждении.
Большие надежды при внедрении идей толерантности в процесс обучения и воспитания возлагаются на педагогов, воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов-психологов, дефектологов, методистов и т.д. Однако любой педагог – это, прежде всего, член педагогического коллектива, сообщества, где подвергается различного рода влияниям как со стороны самого общества, так и собственным стереотипам мышления и реагирования. Часто подобные влияния и автоматически запрограммированное мышление, сознание и их реальное воплощение в поведении не осознаются. Нетерпимый педагог, руководитель не способны к воспитанию толерантности. Желательно проводить целые обучающие блоки по основам психологии и педагогики толерантности как для работающих педагогов, так и для студентов, всех тех, кто имеет отношение к образованию.
Педагога часто называют “душой образовательного процесса”, поскольку педагог является посредником культивирования идей педагогики толерантности по административной линии взрослых, с одной стороны, развитием данных идей в детском коллективе. Педагоги Новой Зеландии предлагают следующие ориентиры учителю для выполнения своей миссии:
- педагог обязан осознавать, что его воспринимают как образец для подражания;
- осваивать и использовать соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
- поощрять творческие подходы к решению проблем;
- обеспечивать условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условий для личностных достижений;
- не поощрять агрессивное поведение или обостренное соперничество;
- содействовать вовлечению учащихся и родителей в принятии решений и разработку программ совместной деятельности;
- при осуществлении учебных программ использовать возможности всего сообщества, являться чутким к потребностям и мнению общества;
- учить мыслить и уметь ценить позиции других, при котором четко формулировать собственную позицию в отношении спорных вопросов;
- ценить культурное разнообразие и создавать условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Таким образом, вторым педагогическим условием воспитания толерантности младших школьников является повышение уровня профессиональной подготовки кадров, а третьим – актуализация мотивационной подготовки педагогического коллектива к организации толерантного пространства в детском коллективе.
Четвертым педагогическим условием может являться организация жизнедеятельности детей начальной школы на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы.
- Методы работы по формированию толерантных отношений
Очевидно, что проблему межличностных взаимоотношений невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями. Необходимо проведение систематической и целенаправленной работы.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей.
Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
Механизм реализации проекта:
Я считаю целесообразным систематическое проведение классных воспитательных мероприятий, включающих следующие вопросы:
- сущность понятия "толерантность", ее основные характеристики и проявления;
- виды толерантности; межнациональная толерантность и веротерпимость;
- взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
- пример родителей в воспитании толерантности у детей.
Тематика занятий и бесед с родителями (на групповых родительских собраниях):
- Роль общения в жизни ребенка.
- Причины возникновения конфликтов у детей.
- Как научить ребенка понимать других людей?
- Воспитание у детей чуткости и внимательности.
- Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания.
Вопросы, для дискуссий:
- Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
- Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
- Нужно ли быть самим собой?
- Возможно ли жить без конфликтов?
Ситуации для обсуждения (Деловые игры):
1. Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
2. В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Ваши действия.
3. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
4. Ваш ребенок ударил одноклассника, который:
а) обидно его обозвал;
б) унизил, оскорбил девочку;
в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия. Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни класса, школы не указывая имен.
Проект основан на проведении во время учебного процесса коллективных дел, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. А также помогли сформировать и развить чувство сплочённости классного коллектива, толерантных отношений между детьми, имеющими какие – либо различия (национальные, религиозные, половые), стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитать чувство уважения к стране, в которой мы живём.
Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье и активно привлекаю родителей к делам класса. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
Организовывала с ребятами праздник «День Святого Валентина», ребята сами готовили подарки своими руками, совместно с родителями организовали конкурс «Вперёд, мальчишки!», где участниками конкурса были мальчики и папы класса, праздник для мам и девочек «8 Марта». Большое значение имеет и работа, организованная с родителями. Родительское собрание совместно с учащимися «Все работы хороши – выбирай на вкус», на котором родители рассказывали о своих профессиях, а также круглый стол с родителями «Толерантные дети – будущее нашего общества», служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи.
Я проводила анкетирование учащихся «Увлечения моей семьи», интересно прошли классные часы: «В дружбе - сила», «Да здравствует вежливость и доброта!», «Многонациональность нашей Родины», праздники: осени «Познавая край родной», спортивный «Вперёд мальчишки», новогодний «Бал – зодиака», День учителя, «Почтим память участников ВОВ», викторина «Азбука безопасности», «Здоровым быть - здорово», конкурс «Город моей мечты», готовили и проводили открытые уроки: брейн-ринг «Знатоков русского языка», урок – исследование «Органы пищеварительной системы», урок чтения «Чудо – слова», «Час весёлой математики», читательскую конференцию по сказкам народов мира, инсценировка сказки «Живая капелька», внеклассное мероприятие «Судьба природы – наша судьба», театрализованное представление «Хэллоуин», фестиваль «Моя истинная национальность - человек», беседа «Знакомство с многонациональной культурой Крыма», с ребятами устраивали фольклорные праздники «Посиделки», «Масленица», готовили сообщения в форме познавательной экскурсии, творческая встреча с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на рассматриваемую актуальную проблему, а также совместные турпоходы и экскурсии. Со стороны за деятельностью класса наблюдал наш родительский комитет, который регулировал, направлял и финансировал ребят.
Но для получения наилучшего результата необходимо:
- Знание возрастных особенностей младших школьников.
- Честное сотрудничество с учениками и их родителями.
- Активное участие детей в проводимых мероприятиях.
- Помощь школьникам в подборе материалов для проведения классных часов и творческих вечеров.
- Создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе.
- Эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.
Данный проект пройдет более успешно, если деятельность учителя будет основываться:
- На искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию.
- Умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие.
- Поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.
- Привлечении родителей к внеклассным мероприятиям.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель»
Заключение
В течение трёх лет, работая со своим классом можно сделать такие выводы. Мои ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Отрадно отметить то, что все родители принимают активное участие в организации и проведении родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет.
Список использованной литературы
- Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.
- Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
- Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
- Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24
- Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
- Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.
- Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
- Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.
- Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. - Москва: Школьная Пресса, 2005. - 44c.
- Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002. - 348 с.
- Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. История древнего мира [Электронный ресурс] / В.В. Глебкин. — Электрон. дан. — М.: Добросвет, 2000. — 256 с. — Режим доступа
- http://www.countries.ru/library/ancient/egprostr.htm
- http://festival.1september.ru
Приложение 1
Тренинг на развитие взаимопонимания.
Цель: создать атмосферу взаимопонимания между всеми участниками (учитель, ученики) учебного процесса для продуктивного взаимодействия на занятиях.
Сначала определяются правила тренинга.
- Доверительный стиль общения.
- Никакая информация не выносится за пределы этого помещения.
- Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
- Активное участие. Не замыкаться в себе. Быть внимательным к другим.
- Уважение к говорящему (слушать и слышать).
- Искренность и откровенность каждого участника.
- Право личное мнение.
- Каждый имеет право на поддержку.
Приложение 2
Упражнение “Мотивы наших поступков”.
Учитель. Наши поступки вызваны реальными побудительными причинами. Мы делаем что-то для других людей и потому, симпатизируем им, любим их, и потому что так “положено”, принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Иногда мы делаем что-то, казалось бы , из лучших побуждений, а в действительности нами движет страх, боязнь. Вспомните два случая из своей жизни.
Первый, когда вы сделали что-то для другого потому, что боялись или его самого, или чьего-то осуждения, или наказания, – хотя не осознавали этого; и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, понимая при этом, почему вы это делаете. Вспомните и поступок, продиктованный стремлением “быть как все”. (Участники рассказывают о своих случаях).
Что было труднее выполнить (вспомнить)? Трудно ли было рассказывать об этом?
Приложение 3
Игра “Общий язык”
Группа разбивается на тройки, в которых игроки должны договориться между собой, например о том, где, когда и зачем они смогут встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. За минимальное время тройка в таком состоянии должна договориться о чём-то. Обсуждение: что способствовало, а что препятствовало нахождению общего языка.
Игра “Художник слова”
Заранее готовится карточка с определённым рисунком (или изображением геометрической фигуры). С её помощью ведущий поэтапно образно объясняет участникам, что именно надо рисовать. При этом у каждого участника есть только чистый лист бумаги и карандаш. Задавать вопросы, договориться нельзя. Каждый изображает на бумаге то, что слышит и чувствует. В конце следует обсуждение того, что представляли себе игроки.
Игра “Общее и особенное”
Дети делятся на пары. Каждая пара игроков за три минуты должна определить “общее” – качества, которые объединяют игроков, и “особенное” – то, чем они отличаются. В процессе итогового обсуждения ведущий спрашивает: что затруднило при выполнении заданий; что легче было находить, объединяющее или личные особенности.
Психодиагностика
Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения
Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом, иногда и во втором, классе, пока ребёнок ещё не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики. Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания – предложения, которые испытуемому необходимо закончить. В нём также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (устной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребёнка(диктофон или др.)
Инструкция.
- Для устной формы диагностики: “Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается”.
- Для письменной формы диагностики: “Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет “правильных” и “неправильных” ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову”.
Предложения:
- Когда я иду в школу…
- На контрольной…
- Когда я отвечаю у доски…
- Если я получу “двойку”…
- Когда учитель задаёт вопрос, я…
- Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
- Когда я жду родителей с родительского собрания…
- Когда я думаю о школе…
При обработке результатов оценивания “эмоциональное благополучие” каждого ответа ребёнка. К ним относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как “эмоционально неблагополучные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...