Экскурсионный клуб
рабочая программа (4 класс) на тему

Бережная Татьяна Борисовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii.docx37.85 КБ
Файл pril_ekskursii.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ИМ. А.Г. ЛОМАКИНА

Согласовано

на заседании

методического объединения

(методического совета)

 протокол от ______________

Утверждена приказом

директора

МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

от_______________

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 4 б класса

ученического общества « Экскурсии»

                  ( курс)

Срок реализации – 2016-2017 учебный год

Учитель: _Бережная Татьяна Борисовна____

(Ф.И.О.)

Таганрог

2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа ученического общества «Совет класса» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС НОО.

Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием  метапредметных и личностных компетенций.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Общая характеристика курса;

4. Место курса в учебном плане,

5. Содержание курса;

6. Планируемые результаты освоения курса;

7. Условия реализации программы курса.

К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1).

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

 - формирование общей культуры обучающихся;

- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Общая характеристика курса 

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

 Цели:

- привлечение интереса учащихся к истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края;

- развитие кругозора, разносторонне развитой личности;      

- снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов;

 - развитие коммуникабельности, самодисциплины, адаптивность;                                                                                                                                          

- активизация школьников и развитие их способности, стимуляция любознательности и интереса к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество;

-сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью своего города.

Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.

Экскурсионная  деятельность носит так же ряд других важных задач:

- патриотическое воспитание,

-эстетическое воспитание,                                                                                                        

- овладение навыками самостоятельного наблюдения;

- расширение образовательного пространства;

- активизация познавательной деятельности;

- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;

- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;

- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей,

переключение внимания;

- развитие воображения;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование и развитие эстетического вкуса;

- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия,

настойчивости, добротворчества и т.д.;

- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.

Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная деятельность.

Ценностные ориентиры:

•формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

•формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

•развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство снациональной, отечественной и мировой художественной культурой;

•развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

         

Актуальность

        Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.    

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.

Технологии и методы        

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, инсценировка, диспут, практикумы, конкурсы, анкетирование.

Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода. Используются современные технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ИКТ, проблемно - диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, т.е. продуктивное чтение, технология оценивания образовательных достижений обучающихся, здоровьесберегающая технология, проектная технология.  

Место курса  в системе внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год на занятия в ученическом обществе «Совет класса» отводится 1 час в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год предусмотрено сокращение количества часов в 4 классе (государственные праздники и «Дни здоровья»).

Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), сокращение на 1 час произведено за счет предусмотренных Примерной программой начального общего образования по внеурочной деятельности часов резервного времени.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

в 4-ом классе

результаты

формируемые  умения

средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Формы экскурсионной деятельности:

1.наблюдение                                                                                                                                              2.изучениеобъектов                                                                                                                          3.исследование объектов.

Содержание курса.

N п/п

Направления

Содержание

Количество часов

1.

Экскурсии по истории Таганрога с познавательной тематикой

Пешеходные экскурсии по Таганрогу

       

          6

2.

 Экскурсии с посещением музеев

Музей «Домик Чехова» в Таганроге, «Лавка Чехова» в Таганроге, Таганрогский художественный музей, Музей А.А. Дурова, Музей градостроительства и быта, Дворец Алфераки,  Дом-музей И.Д. Василенко

12

3.

Экскурсии по искусствоведческой тематике

Таганрогский художественный музей, Дом Чайковского в Таганроге

       

        4

4.

Экскурсии по военно – исторической тематике

Таганрогский музей авиационной техники, Таганрогский военно-исторический музей, Памятник таганрогским подпольщикам «Клятва юности»

        4

5.

Экскурсии в пригороды Таганрога

Мемориал Славы на Самбекских высотах, Мемориальный комплекс «Балка Смерти» в Петрушино

         

         2

6.

Экскурсии по природоведческой тематике

Центральный парк Культуры и отдыха им. Горького, Пушкинская набережная, Сквер около памятника А. П. Чехову, «Дуб черешчатый» - 3 дерева, Памятник природы – роща "Дубки"

         4

7.

Экскурсии по игровой тематике

Город Профессий "ДЕТВОРА", Кремль в Измайлово «Музей русских сказок» г. Ростов-на-Дону

         2

Ресурсное обеспечение программы

          Материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы :

1.Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Адрес :http://festival.1september.ru/

2.Сайт «Про Школу.ру»

Адрес: http://www.proshkolu.ru/

3.Сайт «Методическая копилка»

Адрес: http://metodsovet.su/dir/nach_school/metodicheskaja_kopilka_uchitelja_nachalnykh_klassov_galkinoj_o_a/1-1-0-1068

4.Сайт «Школьная коллекция»

 Адрес: http://school-collection.edu.ru/

5.Сайт «Фактор роста» - Всероссийские дистанционные викторины, олимпиады по окружающему миру для учащихся 1-4 классов.

 Адрес: http://www.farosta.ru/

Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:

1.Компьютер.                                                                                                                                                                                                                                                 2.Мультимедийный проектор.                                                                                                                                                                                                       3.Экран.                                                                                                                                                                                                                                    

4.Комплект демонстрационных таблиц  к учебнику  А.А.Плешакова «Окружающий мир». М., «Просвещение»,2011                                                                                                                    



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к рабочей программе

ученического общества

«Экскурсии»

Календарно-тематическое планирование

ученического общества

 «Экскурсии»

Класс - 4-б

Учебный год - 2016-2017г.

Учитель -  Бережная Т.Б.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Вид деятельности

Примечания

Планируемая

Фактичес

кая

1

6.09

Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Посещение сквера Петра I

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

2

13.09

Пешеходная экскурсия по Таганрогу с посещением Каменной лестницы .

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

3

20.09

Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Урочище «Склоны мыса» - Комсомольский и Флагманский спуск.

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

4

27.09

Пешеходная экскурсия по Таганрогу. «Липа мелколистная», ул. Энгельса, д.60

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

5

4.10

Пешеходная экскурсия по Таганрогу.

Пушкинская набережная, пляж.

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

6

11.10

Пешеходная экскурсия по Таганрогу.

Сквер Октябрьской площади. 

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

7

18.10

Музей «Домик Чехова» в Таганроге.

Познавательный, художественно-эстетический.

8

25.10

«Лавка Чехова» в Таганроге.

Познавательный, художественно-эстетический.

9

8.11

Таганрогский художественный музей «Именины Антоши».

Познавательно-развивающий.

10

15.11

Музей А.А. Дурова. Обзорная экскурсия.

Познавательный, художественно-эстетический.

11

22.11

Музей А.А. Дурова. Животные и птицы Донского края.

Познавательный, художественно-эстетический.

12

29.11

Таганрогский художественный музей «В мастерской художника».

Образовательно-развлекательный, художественно-эстетический.

13

6.12

Музей градостроительства и быта «Семейная экскурсия»

Познавательный, художественно-эстетический.

14

13.12

Дворец Алфераки «Еврейская культура».

Познавательный.

15

20.12

Музей градостроительства и быта «Выставка бабочек»

Познавательный.

16

27.12

Таганрогский художественный музей «Театр военных действий 1812г.»

Познавательный.

17

17.01

Дом-музей И.Д. Василенко.

Познавательный, художественно-эстетический.

18

24.01

Дворец Алфераки. Музыкальное мероприятие.

Художественно-эстетический.

19

31.01

Таганрогский художественный музей «Цветик-семицветик. Русское искусство 17-20 в.в.»

Художественно-эстетический.

20

7.02

Таганрогский художественный музей «Волшебное море в бутылке»

Познавательный, художественно-эстетический.

21

14.02

Дом Чайковского в Таганроге. Обзорная экскурсия.

Познавательный, художественно-эстетический.

22

21.02

Дом Чайковского в Таганроге. Концертная программа.

Художественно-эстетический.

23

28.02

Таганрогский художественный музей. Патриотическая программа «Под славным знаменем Отчизны»

Познавательный.

24

7.03

Таганрогский музей авиационной техники

Познавательный.

25

14.03

Таганрогский военно-исторический музей, памятник таганрогским подпольщикам «Клятва юности»

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

26

21.03

Таганрогский художественный музей. «Повесть горя, мужества и побед. Таганрог 1941-1945г.г.»

Познавательный.

27

4.04

Мемориал Славы на Самбекских высотах

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

28

11.04

Мемориальный комплекс «Балка Смерти» в Петрушино

Познавательный, спортивно-оздоровительный.

29

18.04

Центральный парк Культуры и отдыха им. Горького

Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный.

30

25.04

«Дуб черешчатый» - 3 дерева

Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный.

31

2.05

Сквер около памятника А. П. Чехову

Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный.

32

16.05

Памятник природы – роща "Дубки"

Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный.

33

23.05

Город Профессий "ДЕТВОРА"

Развлекательно-развивающий.

34

30.05

Кремль в Измайлово «Музей русских сказок» г. Ростов-на-Дону

Развлекательно-развивающий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба "Вертикаль"; посвящение в курсанты клуба

♦ Культурный досуг среди молодежи с максимальным удовлетворением потребностей подрастающего поколения.♦ Созданный  «разборный тир» (наличие винтовок, матов) позволит проводить занятия по...

План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"

Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления  обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....

Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы

Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе...

Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

    В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...

Экскурсионная деятельность в начальной школе.

   Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...