Экскурсионный клуб
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
ИМ. А.Г. ЛОМАКИНА
Согласовано на заседании методического объединения (методического совета) протокол от ______________ | Утверждена приказом директора МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина от_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности для 4 б класса
ученического общества « Экскурсии»
( курс)
Срок реализации – 2016-2017 учебный год
Учитель: _Бережная Татьяна Борисовна____
(Ф.И.О.)
Таганрог
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа ученического общества «Совет класса» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС НОО.
Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием метапредметных и личностных компетенций.
Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:
1. Титульный лист;
2. Пояснительная записка;
3. Общая характеристика курса;
4. Место курса в учебном плане,
5. Содержание курса;
6. Планируемые результаты освоения курса;
7. Условия реализации программы курса.
К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1).
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Общая характеристика курса
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Цели:
- привлечение интереса учащихся к истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края;
- развитие кругозора, разносторонне развитой личности;
- снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов;
- развитие коммуникабельности, самодисциплины, адаптивность;
- активизация школьников и развитие их способности, стимуляция любознательности и интереса к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество;
-сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью своего города.
Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.
Экскурсионная деятельность носит так же ряд других важных задач:
- патриотическое воспитание,
-эстетическое воспитание,
- овладение навыками самостоятельного наблюдения;
- расширение образовательного пространства;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;
- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;
- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей,
переключение внимания;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование и развитие эстетического вкуса;
- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия,
настойчивости, добротворчества и т.д.;
- формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.
Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная деятельность.
Ценностные ориентиры:
•формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
•формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
•развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство снациональной, отечественной и мировой художественной культурой;
•развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Актуальность
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.
Технологии и методы
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, инсценировка, диспут, практикумы, конкурсы, анкетирование.
Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода. Используются современные технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ИКТ, проблемно - диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, т.е. продуктивное чтение, технология оценивания образовательных достижений обучающихся, здоровьесберегающая технология, проектная технология.
Место курса в системе внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год на занятия в ученическом обществе «Совет класса» отводится 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год предусмотрено сокращение количества часов в 4 классе (государственные праздники и «Дни здоровья»).
Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), сокращение на 1 час произведено за счет предусмотренных Примерной программой начального общего образования по внеурочной деятельности часов резервного времени.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
в 4-ом классе
результаты | формируемые умения | средства формирования |
Личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
Познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
Коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Формы экскурсионной деятельности:
1.наблюдение 2.изучениеобъектов 3.исследование объектов.
Содержание курса.
N п/п | Направления | Содержание | Количество часов |
1. | Экскурсии по истории Таганрога с познавательной тематикой | Пешеходные экскурсии по Таганрогу |
6 |
2. | Экскурсии с посещением музеев | Музей «Домик Чехова» в Таганроге, «Лавка Чехова» в Таганроге, Таганрогский художественный музей, Музей А.А. Дурова, Музей градостроительства и быта, Дворец Алфераки, Дом-музей И.Д. Василенко | 12 |
3. | Экскурсии по искусствоведческой тематике | Таганрогский художественный музей, Дом Чайковского в Таганроге |
4 |
4. | Экскурсии по военно – исторической тематике | Таганрогский музей авиационной техники, Таганрогский военно-исторический музей, Памятник таганрогским подпольщикам «Клятва юности» | 4 |
5. | Экскурсии в пригороды Таганрога | Мемориал Славы на Самбекских высотах, Мемориальный комплекс «Балка Смерти» в Петрушино |
2 |
6. | Экскурсии по природоведческой тематике | Центральный парк Культуры и отдыха им. Горького, Пушкинская набережная, Сквер около памятника А. П. Чехову, «Дуб черешчатый» - 3 дерева, Памятник природы – роща "Дубки" | 4 |
7. | Экскурсии по игровой тематике | Город Профессий "ДЕТВОРА", Кремль в Измайлово «Музей русских сказок» г. Ростов-на-Дону | 2 |
Ресурсное обеспечение программы
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы :
1.Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
Адрес :http://festival.1september.ru/
2.Сайт «Про Школу.ру»
Адрес: http://www.proshkolu.ru/
3.Сайт «Методическая копилка»
4.Сайт «Школьная коллекция»
Адрес: http://school-collection.edu.ru/
5.Сайт «Фактор роста» - Всероссийские дистанционные викторины, олимпиады по окружающему миру для учащихся 1-4 классов.
Адрес: http://www.farosta.ru/
Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:
1.Компьютер. 2.Мультимедийный проектор. 3.Экран.
4.Комплект демонстрационных таблиц к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир». М., «Просвещение»,2011
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к рабочей программе ученического общества «Экскурсии» |
Календарно-тематическое планирование
ученического общества
«Экскурсии»
Класс - 4-б
Учебный год - 2016-2017г.
Учитель - Бережная Т.Б.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Вид деятельности | Примечания | |
Планируемая | Фактичес кая | ||||
1 | 6.09 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Посещение сквера Петра I | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
2 | 13.09 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу с посещением Каменной лестницы . | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
3 | 20.09 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Урочище «Склоны мыса» - Комсомольский и Флагманский спуск. | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
4 | 27.09 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу. «Липа мелколистная», ул. Энгельса, д.60 | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
5 | 4.10 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Пушкинская набережная, пляж. | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
6 | 11.10 | Пешеходная экскурсия по Таганрогу. Сквер Октябрьской площади. | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
7 | 18.10 | Познавательный, художественно-эстетический. | |||
8 | 25.10 | «Лавка Чехова» в Таганроге. | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
9 | 8.11 | Таганрогский художественный музей «Именины Антоши». | Познавательно-развивающий. | ||
10 | 15.11 | Музей А.А. Дурова. Обзорная экскурсия. | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
11 | 22.11 | Музей А.А. Дурова. Животные и птицы Донского края. | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
12 | 29.11 | Таганрогский художественный музей «В мастерской художника». | Образовательно-развлекательный, художественно-эстетический. | ||
13 | 6.12 | Музей градостроительства и быта «Семейная экскурсия» | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
14 | 13.12 | Дворец Алфераки «Еврейская культура». | Познавательный. | ||
15 | 20.12 | Музей градостроительства и быта «Выставка бабочек» | Познавательный. | ||
16 | 27.12 | Таганрогский художественный музей «Театр военных действий 1812г.» | Познавательный. | ||
17 | 17.01 | Дом-музей И.Д. Василенко. | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
18 | 24.01 | Дворец Алфераки. Музыкальное мероприятие. | Художественно-эстетический. | ||
19 | 31.01 | Таганрогский художественный музей «Цветик-семицветик. Русское искусство 17-20 в.в.» | Художественно-эстетический. | ||
20 | 7.02 | Таганрогский художественный музей «Волшебное море в бутылке» | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
21 | 14.02 | Дом Чайковского в Таганроге. Обзорная экскурсия. | Познавательный, художественно-эстетический. | ||
22 | 21.02 | Дом Чайковского в Таганроге. Концертная программа. | Художественно-эстетический. | ||
23 | 28.02 | Таганрогский художественный музей. Патриотическая программа «Под славным знаменем Отчизны» | Познавательный. | ||
24 | 7.03 | Познавательный. | |||
25 | 14.03 | Таганрогский военно-исторический музей, памятник таганрогским подпольщикам «Клятва юности» | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
26 | 21.03 | Таганрогский художественный музей. «Повесть горя, мужества и побед. Таганрог 1941-1945г.г.» | Познавательный. | ||
27 | 4.04 | Мемориал Славы на Самбекских высотах | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
28 | 11.04 | Мемориальный комплекс «Балка Смерти» в Петрушино | Познавательный, спортивно-оздоровительный. | ||
29 | 18.04 | Центральный парк Культуры и отдыха им. Горького | Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный. | ||
30 | 25.04 | «Дуб черешчатый» - 3 дерева | Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный. | ||
31 | 2.05 | Сквер около памятника А. П. Чехову | Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный. | ||
32 | 16.05 | Памятник природы – роща "Дубки" | Познавательный, развивающий, спортивно-оздоровительный. | ||
33 | 23.05 | Город Профессий "ДЕТВОРА" | Развлекательно-развивающий. | ||
34 | 30.05 | Кремль в Измайлово «Музей русских сказок» г. Ростов-на-Дону | Развлекательно-развивающий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы клуба "Вертикаль"; посвящение в курсанты клуба
♦ Культурный досуг среди молодежи с максимальным удовлетворением потребностей подрастающего поколения.♦ Созданный «разборный тир» (наличие винтовок, матов) позволит проводить занятия по...
План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"
Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....
Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы
Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе...
Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.
Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....
Презентация к выступлению "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы"
Презентация к выступлению по обобщению опыта....
Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.
В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...
Экскурсионная деятельность в начальной школе.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...