Классный час "Доброта наших сердец"
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
Внеклассное мероприятие
в 4 а классе:
«Доброта наших сердец»
Учитель – Чуяшова Татьяна Анатольевна
2016год
Актуальность: главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в младшем школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать доброе ко всем окружающим людям.
Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника.
Задачи:
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения: педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра, экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;
б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Методы проведения:
- поисковые;
- дискуссионные;
- игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Оборудование:
- театрализованный персонаж – скоморох;
- на доске: цветик – семицветик с заданиями, солнце, высказывание о доброте, детские рисунки «Портрет доброты»;
- выставка книг о добрых поступках и героях, словарь Ожегова;
- карточки с пословицами;
- воздушный шарик в форме сердца;
- «волшебная палочка»;
- цветы их бумаги на груди у каждого ученика;
- стихи, песни, частушки;
- цветики–семицветики(оригами).
Ход занятия
(звучит мелодия «Доброта» - Барбарики,
вбегает скоморох)
Скоморох:
- Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата!
Приветствую вас от души, дорогие малыши!
Товарищи взрослые , и вам – привет!
А больше приветов у меня нет.
Впрочем, почему же нет?
Я ещё раз всем, всем, всем, всем говорю – здравствуйте!
Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, люди славные! С успехом вас!
Скоморох:
- Что же так не дружно? Ни жарко, ни холодно, ни мокро, ни сухо, ни горько, ни сладко, ни валко, ни шатко?
Учитель: Именно так ранее приветствовали скоморохи, балагуры да потешники. Правда, времена нынче совсем другие : говорим по-иному, по-иному одеваемся. Как говорится, живём, как можем, живём да потешаемся.
Учитель:
Как приятно, что при встрече,
Мы знакомым и родным
«С добрым утром! Добрый вечер!
Доброй ночи!» говорим.
- Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем целебное снадобье. И с этим нельзя не согласиться. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? ( о доброте)
Скоморох: В словаре Ожегова слово «доброта» объясняется, как…..
Дети читают стихи:
Добрым быть совсем,
Совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
-Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит людей и помогает им. Он любит природу и охраняет её. Не зря говорят: « Доброта, что солнце» (показывают на доску).
А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты. А помогут нам скоморох и волшебный цветок «Цветик – семицветик».
Скоморох:
- На каждом лепестке написано задание, а чтобы их выполнить потребуется ваши знания, доброта и улыбки.
Учитель:
- Ну, что , готовы к путешествию? Тогда отправляемся.
/задания на лепестках читает скоморох/
ЛЕПЕСТОК 1й: «НАЙДИ ДОБРО»
Задание – вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, человечность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие...)
- Молодцы! А теперь давайте хором повторим : « Добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья!!!»
ЛЕПЕСТОК 2й: «ПОСЛОВИЦЫ О ДОБРЕ»
Задание – у вас на столе пословицы , но они перепутались. Помогите найти «половинку» каждой пословицы.
(Работа по группам.
Дети собирают пословицы, напечатанные на карточках )
Делать добро красят человека.
Добрые дела спеши.
Без добрых дел людей.
Свет не без добрых нет доброго имени.
Сделав добро- никому.
Худо тому, кто добра не делает не хвались.
- Отлично, справились.
Учитель:
– Добрый человек не может быть злым, грубым, жестоким. Он проявляет внимание и заботу к другим людям. Почему не у каждого человека, получается, быть добрым? (ответы детей).
- Чтобы это получилось, необходимо часто размышлять о своих поступках.
- Если к человеку отнестись с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой.
ЛЕПЕСТОК 3й: «ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ УЛЫБКОЙ»
- Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Душевное слово всегда удивительно,
В том его сила и главная суть,
Что душу другого оно доверительно
Может почтительно вмиг распахнуть.
- Сейчас поиграем в игру «Давайте говорить друг другу комплименты» (дети становятся в круг и передают друг другу воздушный шарик в виде сердца , говоря друг другу добрые слова, хвалят друг друга).
Учитель:
- А сейчас ребята исполнят для Вас частушки (поют частушки).
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
2. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3. Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4. В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
5. Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
6. А наш Ваня ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
7. Вася очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Учитель:
- Вот такие случаи происходят с детьми. А у вас так бывает?
- Запомните, не только слова должны быть у нас добрыми , но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Да, непросто быть культурным, добрым человеком. Этому надо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и сказки, так как в сказках всегда добро побеждает зло.
ЛЕПЕСТОК 4й: «Добрые сказки»
Учитель:
- Ребята, какие сказки о добре и зле вы знаете?
Ответы детей: «Красная шапочка»,«Спящая красавица»,«Золушка» - Шарль Перро. «Снежная королева»,«Дюймовочка» - Андерсен.
Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.
- Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка
2. Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин
3.Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…( репка)
4.Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
5.Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)
6.Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. Снежная королева
Учитель:Что побеждает в этих сказках? Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
/учитель обращает внимание на выставку книг и призывает к чтению книг на данную тему/
- А теперь посмотрим, способны ли вы на добрые поступки?
ЛЕПЕСТОК 5й: «Добрые поступки»
Учитель:
- Сейчас я выберу 5 мальчиков, а скоморох 5 девочек. Они нам расскажут всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я – молодец!»(мальчики), «Я – умница»(девочки).
/дети апплодируют выступающим/
/Учитель показывает «волшебную палочку»/
- Как вы думаете, что это?/подсказка- сказочный предмет/
- Придумайте добрые дела, которые вы хотели бы совершить ?
/работа в группах/
- Кто отвечает? (скоморох подходит к отвечающему, даёт «волшебную палочку», ждёт ответа)
- Отлично! Молодцы!
- Думаю, что все названные поступки вы будете совершать только по велению ваших добрых сердец!
ЛЕПЕСТОК 6й: «Добрые советы»
/дети читают стихи/
1.Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!
2.На клумбе цветок
Его листья повисли
Грустит он о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
3.А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём
4.Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, почитать
Да надо с уборкой возиться опять!
5.И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это же чудо. Волшебник ты мой!
6.Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги .
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
7.Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай добро дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
8.Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
9.«Давайте поклоняться доброте...»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она нас дарит хлебом,
живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
ЛЕПЕСТОК 7й: «Поляна доброты»
- А сейчас я предлагаю вам побыть на секундочку волшебниками.
Возьмите цветы на вашей груди, напишите на нём доброе слово и подарите окружающему миру, чтобы наша поляна под солнцем засияла добром и улыбками. /дети пишут и прикрепляют цветы на доску к солнышку/
- Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить ещё лучше.
Учитель :
- Отрадно, что нынче возрождаются такие понятия, как «доброта», «доброжелательность», «внимание друг к другу», «человечность». Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас! Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.
Мы, взрослые, надеемся, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия: человечность, доброта, порядочность и милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
Учитель читает стихи:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого – зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто – нибудь:
« В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Рефлексия.
- О каких важных качествах человека мы говорили?
- С чем уйдёте после нашего занятия?
/исполнение песни Н. Тананко « Только добротой сердец»/
Хор поочерёдно читает стихотворение:
В человеке красота – вежливость и доброта.
Вывод сделаем сейчас: мы – культурный, дружный класс!
Зло добром мы победили, всех улыбкой озарили,
И в конце мероприятия скажем: «В добрый путь, всем счастья!».
Учитель:
- А гостям дарим цветики – семицветики /раздаёт скоморох/ и желаем счастья, добра и исполнения желаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Наше здоровье в наших руках"
Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....
Классный час на тему: «Доброта наших сердец»
Классный час, проведенный в 4 «В» классе в рамках методической недели. ...
Социальный проект «Тепло наших сердец»
Милосердие - одно из самых трогательных слов русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, б...
Социальный проект «Тепло наших сердец»
Милосердие - одно из самых трогательных слов русского языка. Оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Мило-сердие, со-страдание, б...
Внеклассное занятие "Доброта наших сердец"
Занятие по внеурочной деятельности духовно - нравственного направления...
Конспект открытого реабилитационного занятия "Доброта наших сердец"
Занятие о доброте, милосердии, сострадании, любви и уважении к старшим...
Классный час "Тепло сердец для милых мам"
Это праздничный классный час, который проводится вместе с детьми и мамами с целью воспитания чувства уважения и любви к близким людям и вовлечения родителей в проведение классных мероприятий. Дети рас...