Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему
курс внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
« Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы»
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_2016.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Рассмотрено Утверждено
на педагогическом совете Директор МБОУ «Средняя школа № 4»
Протокол №______ ______________О. В. Перевалова
от « 31» августа 2016г. Приказ №____от____ августа 2016г.
Программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
« Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы»
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года.
Составитель: Луговик Альбина Викторовна
(учитель начальных классов)
г. Ачинск
2016г.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Содержание изучаемого курса.
- Календарно-тематическое планирование курса.
4. Ресурсное обеспечение реализации программы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что разгадывание загадок – любимое занятие детей любого возраста.
Педагогическая ценность загадок состоит в том, что в их основе лежат различные логические механизмы, поэтому отгадывание загадок связано с овладением операциями мышления. Процесс разгадывания доставляет ребенку радость мыслительной деятельности, концентрирует его внимание на предметах и явлениях и их основных признаках, пробуждает глубже вникать в смысл слов, выбранных для описания, чувствовать художественный образ; развивает речь, любознательность, наблюдательность, нестандартное мышление и воображение, быстроту реакции, тренирует память.
Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, возвышает его в собственных глазах, поднимает на очередную ступеньку в развитии мышления, укрепляет в нем чувство собственного достоинства. Если же загадка не разгадана, это стимулирует желание ребенка найти ответ во что бы это ни стало, вызывает в нем жажду познания, мобилизует умственные силы.
Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире, полна познавательного смысла. Играя с загадками, ребенок как бы сдаёт экзамен на сообразительность, отвечая сам себе на вопросы: хорошо ли он знаком с окружающим миром, знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?
Разнообразие подходов к работе над загадками сводит до минимума возможность утомляемости учащихся, развивается эмоционально-волевая сфера, формируются все виды памяти, внимания, мышления, воображения, речи, способности к анализу, синтезу, обобщению и конкретизации.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих занятий.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
- научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- расширение кругозора;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- формирование учащихся к личностному росту.
Сроки реализации программы
Рабочая программа курса «Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы» рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 1,2 классов сроком на 2 года. Всего 1 класс 33ч., по 1 часу в неделю, 2 класс – 34ч., по 1 ч в неделю.
Для реализации программы используются следующие технологии, методы и формы внеурочной деятельности:
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, компьютерная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Формы организации занятий:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в паре;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, путешествия, конкурсы, викторины, творческие пректы…
Содержание изучаемого курса.
Курс состоит из 2 блоков. 1-й блок – «Да здравствуют загадки!» (для первоклассников)
2-й блок - «Да здравствуют загадки!» (для второклассников).
В ходе занятий дети познакомятся не только с тематическим разнообразием загадок, но и с историей их возникновения, ролью в интеллектуальном развитии человека; узнают о том, что загадки бывают народные и литературные; о том, что загадки – это не только в нашем привычном понимании стихотворные тексты, но и вопросы с подвохом, шифровки, кроссворды, ребусы и так далее.
Дети легче усвоят название дней недели, времен года и порядок их следования; ознакомятся с разнообразием растительного мира, категориями цветов, группами животных, названиями и сущностью профессий и орудий труда, летними и зимними видами спорта, понятиями «Олимпиада» и «Паралимпиада», внутренним устройством дома и его убранством и понятиями: «одежда», «обувь», «головные уборы», видами транспорта, музыкальными инструментами…
Не секрет, что дети очень любят работать руками. В связи с этим предлагаются следующие виды деятельности:
- работа с танграммом (выложить из его деталей изображения);
- работа с половинками горошин (изобразить отгадку по представлению);
- выполнение проектных задач с использованием цветных приложений (вырезание ножницами , наклеивание);
- выполнение рисунков на клетчатой бумаге (точное копирование образца, выполнение графического диктанта).
Ожидаемые результаты
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты:
- разгадывать несложные загадки (шифровки, кроссворды, ребусы, вопросы с подвохом;
- называть по памяти 5-6 загадок;
- самостоятельно придумывать элементарные загадки о предмете в прозаической форме;
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом;
- называть лишний предмет среди группы однородных. Обосновывать свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать общее название данным группам;
- сравнивать предметы;
- рассуждать, делать умозаключения, выводы;
- представлять аргументы и доказательства;
- распознавать заведомо ложную информацию, исправлять алогичность;
- подбирать рифмующиеся слова;
- работать с танграммом (выполнять изображение по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры);
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответасреди нескольких предложенных;
- пользоваться приемом театрализации: разыгрывать предложенные ситуации. Использовать жесты, мимику, пластику и другие актерские способности;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; с точностью перерисовывать простейшие рисунки по клеточкам;
- вырезать ножницами детали по контуру;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями;
- правильно оценивать свою деятельность на занятии.
Система отслеживания и оценивания результатов
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Оценивание своей работы на занятии проходит в занимательной форме (отметить галочкой соответствующий рисунок):
Кот – значит работал как ленивый кот: медленно и неохотно.
Медвежонок – работал как неуклюжий медвежонок: старался, но не все получалось.
Лошадка – работал как резвая лошадка: быстро и правильно.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Выставки, соревнования, конкурсы.
Календарно-тематическое планирование курса «Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы» на 1 класс
№ | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Что такое загадка? | |
2 | О пользе загадок. | |
3 | Наступил учебный год… | |
4 | Повторенье - мать ученья | |
5 | Мне теперь не до игрушек ... | |
6 | О загадках народных и авторских | |
7 | Разноцветные загадки | |
8 | Повторенье - мать ученья | |
9 | Обмануть я не хочу, только думать поучу. | |
10 | И кружатся цветов хороводы… | |
11 | Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом | |
12 | Повторенье - мать ученья | |
13 | Профессия каждая - самая важная | |
14 | И для дома и для дачи пригодится инструмент… | |
15 | Новогодние игрушки свечи и хлопушки… | |
16 | Повторенье - мать ученья | |
17 | Четыре времени года природе дарят новизну | |
18 | Если хочешь быть здоров… | |
19 | Животные, животные, животные… | |
20 | Повторенье - мать ученья | |
21 | Дом, который построил ты | |
22 | Стихи-загадки С. Я. Маршака | |
23 | Школа домашних животных | |
24 | Об обуви, одежде и головных уборах | |
25 | Овощи и фрукты – полезные продукты | |
26 | Он и водный, и воздушный, он и движется по суше… | |
27 | Маленький урок ведёт колобок | |
28 | Загадки К. И. Чуковского | |
29 | Теремок «Смекалка» | |
30 | Отправляемся путешествовать | |
31 | Думать хорошо, а отгадать и того лучше | |
32 | Сперва подумай, а там и нам скажи! | |
33 | Презентация проекта «Мои любимые загадки» |
Календарно-тематическое планирование курса «Любо знать: загадки, пословицы, фразеологизмы» на 2 класс.
№ | Дата проведения | Тема занятия |
1. | Начинаем учебный год. | |
2. | Загадай-ка мне загадку. | |
3. | Люблю природу в любую погоду. | |
4. | Каждой отгадке - пару. | |
5. | Учимся пользоваться календарем. | |
6. | Вспомним сказочных героев имена. | |
7. | Повторенье – мать ученья. | |
8. | Дай название. | |
9. | Всё не так. | |
10. | Заморочки из бочки. | |
11. | В мире сказок. | |
12. | Межпланетное путешествие. | |
13. | Кулинарные загадки. | |
14. | Повторенье – мать ученья. | |
15. | Что такое анаграммы. | |
16. | Разгадай названье сказки. | |
17. | Поиграем в метаграммы. | |
18. | Повторенье – мать ученья. | |
19. | Наряжаем ёлочку. | |
20. | Шарада – тоже загадка. | |
21. | И лотогрифы – загадки. | |
22. | Повторенье – мать ученья. | |
23. | Абракадабра. | |
24. | Добро пожаловать в «Школу разведчиков». | |
25. | Забавная гусеница. | |
26. | Повторенье – мать ученья. | |
27. | Внимание почемучки! | |
28. | О природе живой и неживой. | |
29. | За грибами в лес идем… | |
30. | Повторенье – мать ученья. | |
31. | Наши друзья птицы. | |
32. | Играем с загадками. | |
33. | Загадки в кроссвордах. | |
34. | Презентация проекта «Загадки собственного сочинения». |
Ресурсное обеспечение реализации программы.
Список литературы
- Мищенкова Л. В. ЛЮБО ЗНАТЬ: загадки, пословицы. Фразеологизмы… Да здравствуют загадки!: методическое пособие для 1, 2 класса \Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2015
- Рабочая тетрадь Мищенкова Л. В. ЛЮБО ЗНАТЬ: загадки, пословицы. Фразеологизмы… Да здравствуют загадки! Части 1и 2.
- Приложение. Разрезной материал к рабочим тетрадям для 1, 2 класса Мищенкова Л. В. ЛЮБО ЗНАТЬ: загадки, пословицы. Фразеологизмы… Да здравствуют загадки!
Материально-техническое обеспечение
- шариковые ручки;
- цветные карандаши;
- голволомка «Танграмм»
- половинки горошин;
- ножницы;
- клей;
- нетбуки;
- звуковые колонки;
- экран (интерактивная доска);
- проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...